Сокровенный смысл прибавления фамилии Распутин слова «Новый»

«Вся наша жизнь, — писал Оптинский старец Варсонофий (Плиханков), — есть дивная тайна, известная одному Богу... Вся наша жизнь чудес­но располагается по некоему таинственному пла­ну, который мы не замечаем и не понимаем... Всегда и во всем есть некое сцепление обстоя­тельств, но цель этого сцепления нам неизвестна. Мы не понимаем значения того или иного обстоя­тельства, но во всем есть глубокий смысл. Слу­чайного нет в нашей жизни»1. (Сам Мученик Григорий всегда говорил: «никакой напрасности нет на земле, как и на Небе».) Нет случайного в том, что у Григория при встрече с Царской Семьей появилось прибавление к фамилии: «но -

* Святитель Русского Зарубежья Вселенский Чудо­творец Иоанн. М. 1998. С. 344-345. 2 Там же. С. 345.

1 Жизнеописание иеромонаха Никона, последнего старца Оптиной пустыни. СПб. 1994. С. 244. >.

вый». По свидетельству самого Старца, это бы­ло первое слово, которое произнес Наследник Царевич Алексий. Вот как об этом вспоминает дочь Распутина Матрена: «Ты хочешь знать, как у меня явилась новая фамилия, Новый? Слушай! Когда я однажды поднимался во Дворец по лест­нице, в это время Цари, дожидаясь меня, сидели в столовой. Государыня держала на коленях На­следника, тогда еще не говорившего ни слова. Как только я показался в дверях, то Наследник захлопал ручонками и залепетал: «Новый, Но­вый, Новый!» Это были первые его слова. Тогда Царь дал приказ именовать меня по фамилии не Распутан, а «Новый».

Ребенок назвал отца «новым человеком». По­винуясь инстинкту, Он выразил главное — отец действительно оказался новым, не таковым, как другие люди схожего с ним рода, бывшие во Дворце. Он был новым Старцем»1.

В другом случае, во время беседы со следова­телем Н.А. Соколовым в 1919 году в г. Чите, после мученической кончины Царской Семьи она расскажет несколько иначе, но смысл остается прежним: «Отец понравился [*..] Государю Им­ператору и, вероятно, по Его приказанию он стал бывать в Царской Семье. В одно из первых сво­их посещений Дворца он, увидев Государя, полу­чил от Него приказание: впредь именоваться фа­милией «Новый». Это произошло таким образом. Когда отец проходил по Дворцу, его увидел Алексий Николаевич и сказал Государю: «Папа, вот идет Новый», т.е. новый во Дворце человек.

1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до-
чери. М. 2000. С. 115-116. . -м -

В связи с этим фактом и была переменена наша фамилия»1.

По повелению Государя, Григорий написал прошение от 15 декабря 1906 года следующего содержания:

'&

«Ваше Императорское Величество! с~ Проживая в селе Покровском, я ношу фами­лию Распутина, в то время как и многие одно­сельчане носят ту же фамилию, отчего могут возникнуть всевозможные недоразумения. При­падаю к стопам Вашего Императорского Величе­ства и прошу дабы повелено было мне и моему потомству именоваться по фамилии «Распутин Новый»,

Вашего Императорского Величества Верноподданный Григорий.

В документах Покровского волостного правле­ния за 1908 год находим пометку против фамилии Распутин: «Григорию Высочайше разрешено име­новаться по фамилии «Распутин-Новый»3.

Невыразимое и непостижимое чудо Промысла Божия ощущаем мы в житиях святых угодников! Как премудро предуготовляет Господь душу пра­ведного Григория ко грядущим испытаниям, со -кровенно определяя его дальнейший духовный подвиг — служение Царской Семье и Святой Руси в измененно-новом, более высоком и совер-

* Российский Архив, Т. 8. Н~А. Соколов. Предвари­тельное следствие 1919-1922. М. 1998. С. 179-180.

2 Это прошение имеется в личном фонде Императора Николая II в ГАРФ. Ф. 612. Оп. 1. Д. 8.

* Предписание Тобольской Казенной палаты от
7.03,1907 за № 9136 в деле № Ц/1907. • -

шенном духоносном состоянии пророка, молитвен­ника и печальника.

Вещественный мир, с его понятиями и слова­ми, является образом духовного, отображением будущего, небесного состояния. Все настоящее в человеке только отсвет грядущего. Святые Отцы говорят, что как потрудишься на земле, так и по­живешь на Небе. Итак, Господь, поставляя опыт­ного странника Григория на новое место духовно­го служения, дает и новое направление его святой жизни — быть Ангелом-Хранителем Царствую­щей Семьи, особо же — молитвенником за Пре-светлого Отрока Наследника Алексия. Внутрен­ним постоянным деланием Григория было направ­ление ума совершенно полагаться на Промысл Божий, на волю Господню, ибо Он знает, как провести душу через настоящую жизнь и привес­ти к Себе — в Царство Небесное. Только надо быть послушливым и смеренным, ибо от Господа исправляются стопы человеческие, смертный как уразумеет пути свои?! «И дело послушания, — говорил Григорий, — земное послушание — не­бесный чертог, за него глава рая»1.

Промысл Отца Небесного отныне неразрыв­но соединяет во временной, жизни для новой жизни вечной пути странников земных — Свя­тых Царственных Мучеников и святого пра­ведного Григория. Устами Царственного Мла­денца — Светозарного Отрока Алексия — гла­голет истина: новый!

Слово «новый» глубоко и объемлет всю хри­стианскую жизнь, его принес на землю Спаситель

мира — Христос, Которого отеческое богословие именует «Новым Адамом». Господь, искупив нас на Кресте, оставляет человечеству — Новый За­вет — Завет соединения Бога и человека; Ма­терь Божия отныне в церковных песнопениях именуется и как «Ева Новая», а все языцы, ис­поведующие Христа, — «Новый Израиль». «Отныне не буду пить от плода сего вино­градного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царствии Отца Моего» (Мф. 26, 29). Это говорит Господь, как человек: Он пред­видел небо новое и землю новую, в которых все человеки избранные обновятся и будут иметь все новое: и новый град, духовный Иерусалим, и но­вую пищу и питие — Которые суть Сам Христос и Дух Святый, и новое солнце, или Светильник, Который есть Христос. Нынешний плод лоз­ный — Кровь Христова есть образное питие бу­дущего истинного приобщения Христова во Цар­ствии Его (подобного)»1. Именно о таком изме­ненном и обновленном состоянии души странника Григория, очищенного от страстей, прошедшего многолетний искус и стяжавшего дары рассужде­ния, прозрения, прозорливости, пророчествования, исцеления и непрестанной молитвы свидетельство­вало слово «новый». Новый знаменует наследие Царства Небесного, новый — раскрывает новую жизнь во Христе Иисусе, новый — говорит о жизни будущего века, новый — свидетельствует о совлечении ветхого человека и обновлении всего естества, новый — предуготовляет и предваря­ет бесчисленный сонм новомучеников и испо-

1 Платонов ОЛ. Жизнь за Царя. Из Духовного На­следия ГЕ. Распутина.М. 1999. С. 501. -

Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский, Дневник. СПб. 2000. С. 878.

ведников Российских, пресветлой первой звездой средь коих просиял в мученическом венце святой Мученик Григорий Новый.

Первый Новомученики Исповедник Российский Григорий Новый

Святой Мученик Григорий Новый, воссияв­ший в духовном небе Святой Руси, светит ти­хим, сдержанным светом и виден еще не всем. Его небесная слава неотделима от сияния «пре-светлого мученического воинства». Воистину, сей подвижник, не обученный книжной грамоте, но духом ведавший почти наизусть все Священное Писание, и по кончине своей научает нас во всем уповать на Господа и внимать словам Евангелия: «И се суть последний, иже будут первии, и суть первии, иже будут последний» (Лк. 13, 30). «Первый» новомученик смиренно и кротко ожидает, пока будут прославлены «последние», пострадавшие вслед за ним. Мы веруем несо­мненно, что усердие народное к памяти мученика Григория будет расти и что Царственные Стра­стотерпцы, за Коих претерпел он «ужасные стра­дания» , осияют и его лучами Своей Неземной Божественной Славы. Тогда Царь-Мученик Ни­колай, Его Святое Семейство и Мученик Григо­рий возгорятся в единой Нерушимой Стене, огра­ждающей Святую Русь от разрушительного шест­вия сына погибели — антихриста.

Святая Царственная Седмерица, ознаменовав­шая собой духовную полноту, украсится восьмой звездой — Человека Божия, русского странника Григория. Мистически это соединение Царей и народа прообразует жизнь будущего века — Вос~

кресение Святой Руси, торжество Небесной Рус­ской Церкви.

Единение духовное

Духоносный старец Григорий знал из небесно­го откровения, как и когда он будет умучен и где будут погребены его останки и как над ними над­ругаются. Он часто говорил об этом с Царствен­ными Страдальцами, предсказывая, что его кон­чина явится прообразом кончины Самих Цар­ственных Мучеников. Кротко утешая Государя и укрепляя Его в несении Креста, он говорил: «моя смерть будет и твоей смертию»^, но не стра­шись, Господь укрепит Вас в страданиях. Молит­венно устремленный во всем исполнить волю Гос­подню, Святой Царь Николай уготовлял Себя быть жертвою во спасение России: «М ожет быть, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию, — Я буду этой жертвой. Да свершится Воля Господня. [...] Я готов пожертвовать жиз­нью для блага Родины»2. Светлая душа Государя и Его Семья вверили Себя в духовное водитель­ство молитвенника Григория, почитая его как по­сланника Божия, дарованного Им Ангела-Храни­теля и Друга. Ничто недостойное и темное, изли­ваемое на Григория, не касалось Их сердец: ста­рец был чист, «Белое не сделаешь черным, —

1 Российский Архив. Т.8. И.А. Соколов, Предвари­тельное следствие. 1919-1922.Доклад В. М. Руднева для Временного правительства: «Правдао Русской Царской Семье и темных силах». М. 1988. С. 151.

2 Назанский В.И. Крушение Великой России и Дома Романовых. Париж. 1930. С. 479, 62.

отвечала на все клеветы Государыня, — а чисто­го не очернишь»1. В Царской Семье Григорий пользовался таким же доверием, как и Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. «Они также верили ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили, — говорила Анна Вырубо-ва, — и когда у Них горе было, когда, например, Наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться. [...] Да и когда был болен кто-нибудь, Они сейчас просили его помолиться; когда что-нибудь мучило Их, он успокаивал Их всегда»2.

«Входил Распутин в Царский Дом всегда с молитвой на устах, обращаясь к Государю и Императрице на «ты» и трижды с Ними лобы­зался»3.

Никто из близких к Царской Семье не мог засвидетельствовать о чем-либо недостойном в отношении Старца и Царственных Особ. Все единодушно отмечают лишь глубокую духовную религиозно-мистическую сторону их общения.

Вот некоторые из свидетельств

«Государыня верила в его [Григория] правед­ность, в его душевные силы, что его молитва по­могает. Вот только так Она к нему и относи­лась»4. (Сидней Гиббс, преподаватель английско-

го языка Царским Детям, впоследствии принял православие в Зарубежной Церкви, затем мона­шеский постриг с именем Николай, В конце жиз­ни, в сане архимандрита, перешел в Московскую Патриархию, при содействии Владыки Николая (Ярушевича).

«Государыня была сердечна. Она всегда каза­лась Императрицей... Она много молилась и бы­ла религиозна очень. Я никогда не видела столь религиозного человека. Она искренно верила, что молитвой можно достичь всего. Вот, как мне ка­жется, на этой почве и появился во Дворце Рас­путин. Она верила, что его молитвы облегчают болезнь Алексия Николаевича»* (Александра Александровна Теглева, няня при Детях).

«Государыня была очень религиозна и верила в силу молитвы. Распутина Она таким и считала [молитвенником].,. Каждый раз я видела его около больного Алексея Николаевича. На этой почве он у нас и появился: Государыня считала его праведником и верила в силу его молитвы»2 (Елизавета Николаевна Эрсберг, помощница няни при Августейшей Семье).

Приведем некоторые высказывания родной се­стры Государя — Великой Княгини Ольги Алек-сандровны Романовой:

Царские Дочери «всегда рады были его при­ходу, потому что знали, как велика его помощь маленькому Братцу...»3.

* Российский. Архив. Цит. изд. С. 164.

2 Фрейлина Ее Величества Анна Вырубова. Прото-кол допроса от 6.05. 1917, М. 1993. С. 350.

3 Российский Архив. Цит. изд. С. 151.

4 Российский Архив. Т. 8, Н.А. Соколов Предвари­тельное следствие. 1919-1922. М. 1998. С. 118.

1 Российский Архив, Т. 8. ИЛ. Соколов. Предвари­тельное следствие. 1919-1922. М. 1998. С. 135.

2 Там же. С. 147.

3 Воррес Иен. Последняя Великая Княгиня: Воспоми­нания Ольги Александровны Романовой — сестры Госу-

Для Царя и Царицы «он всегда оставался тем, кем он был, — человеком глубоко религиозным, который обладал даром исцеления...».

Ему была присуща «несомненная способность исцелять людей...».

«Всякий, кто встречался с ним, был убежден, что он — «человек Божий...»

«Я убеждена, что его преданность Моему Брату и Его Супруге была лишена каких бы то ни было эгоистических интересов. Он без труда мог бы скопить себе целое состояние, но когда он умер, то все, что у него осталось, — это Биб­лия и кое-что из одежды и несколько предме­тов, которые подарила ему Императрица для его личных нужд.,.»

«В детской Алексия я видела искреннюю на­божность сибирского крестьянина...»

«Распутин был и всегда оставался крестьяни­ном, в глазах которого Царь — Особа Священ­ная. Он всегда был почтителен, хотя я не думаю, чтобы он где-то учился хорошим манерам. Он на­зывал Моего Брата и Алики: «Батюшкой» и «Матушкой»... во время его появлений во Двор­це он или молился за Алексия, или же вел с Алики беседы о религии»1.

В материалах следователя Соколова Н.А. на­ходим следующие воспоминания Барковой В.И., часто бывавшей в доме Григория: «Очень часто, когда я бывала у Распутина, он разговаривал по телефону с Государыней. Из его фраз можно бы-

до понять, что он Ее успокаивал, утешал, упоми­ная всегда Имя Бога, или же говорил Ей, когда он к Ней приедет»1.

Обратимся к воспоминаниям Жерарда Шелли, имевшего счастие быть представленным Императ­рице во время пребывания в России и также по­знакомиться со Старцем:

«Я не мог не заметить почтение, которое Им­ператрица выказывала по отношению к Старцу. В Ее взгляде светились духовный покой и счастие, когда Она отвечала на его приветствие и, поднеся к Себе золотой крест, который он носил на це­почке, прижалась к нему губами с трогательным почтением. [...] «Я уверена, что Вы оцените кра­соту души Нашего Друга», — сказала Она. [...] «Это так оживляет Меня. Если мы истинные христиане, мы должны любить простоту. Наш Друг совершает шаг в прошлое, к простой вере первых христиан; когда низшие и высшие собира­лись вместе услышать Слово Божие из уст про­стых рыбаков». [... ] Распутин вошел в Ее жизнь, потому что Она хотела единения с религи­озными чувствами крестьян»2.

Запись в Дневнике Государя передает нам отношение Царственных Особ к Старцу Григо­рию как к «человеку Божию»: «В 4 часа поеха­ли в Сергиевку. Пили чай с Милицией и Ста-ной. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии» (1 ноября 1905 года)»3.



даря Николая Александровича Романова. М. 1998. С. 295.

1 Воррес Иен. Последняя Великая Княгиня М. 1998. С. 289, 290, 291, 292, 294.

* Российский Архив. Цит. изд. С. 210. 2 Бэте Фома. Пшеница и плевелы. Безпристрастно о ГЕ. Распутине. М. 1997. С. 45.

^ Дневники Императора Николая II. М. 1991. С. 287.

Историк Ольденбург С.С. пишет: «Государь говорил князю В.Н.Орлову, что Григорий — че­ловек «чистой веры»1. В беседе с П.А.Столыпи­ным, Царь назвал его «странником, много ходив­шим по святым местам, хорошо знающим Свя­щенное Писание, и вообще человеком святой жизни»2.

В одном из писем к Столыпину (16.10.1906) Государь писал: «Петр Аркадиевич! На днях Я принимал крестьянина Тобольской губернии Гри­гория Распутина, который поднес Мне икону Святого Симеона Верхотурского. Он произвел на Ее Величество и на Меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа. Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание уви­дать Вас и благословить Вашу больную дочь ико­ною. Очень надеюсь, что Вы найдете минутку принять его на этой неделе. Адрес его следую­щий: СПб. 2-я Рождественская, 4. Живет у свя­щенника Ярослава Медведя» 3. Это письмо явля­ется одним из многочисленных свидетельств от­ношения не только Царицы Александры, но и Самого Государя к Старцу Григорию как к мо­литвеннику, которого Господь слышит, и пра­веднику, облегчающему человеческие страдания. Государь очень скорбел о состоянии дочери Сто­лыпина, пострадавшей во время взрыва, совер -шейного на даче Премьер Министра, и, зная чу­додейственную силу Старца, Он уповал на его

молитвы о ее исцелении, что и случилось в дейст­вительности: состояние девочки улучшилось.

Царь-Мученик почитал Григория за праведни­ка, за человека Божиего, святой жизни: «Вот по­смотрите, — говорил Он однажды одному из Своих адъютантов. — Когда у Меня забота, со­мнение, неприятность, Мне достаточно пять ми­нут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почув­ствовать Себя укрепленным и успокоенным. Он всегда умеет сказать Мне то, что Мне нужно ус­лышать. И действие его слов длится целые неде­ли». Генералу-адъютанту В.Н. Дедюлину поведал следующее: Григорий — «хороший, простой, ре­лигиозный русский человек, В минуты сомнений и душевной тревоги Я люблю с ним беседовать и после такой беседы Мне всегда на душе делается легко и спокойно»1.

Вот еще одна дневниковая запись Царя от 11 февраля 1912 года: «В 4 часа приехал Григорий, которого Мы приняли в Моем новом кабинете вместе со всеми Детьми. Большое утешение было увидеть его и послушать его беседу»2.

19 июня 1907 года Государь записывает: «В 3 часа поехали на двуколке на Знаменку. Встретили Стану на террасе перед Дворцом, вошли в него и там имели радость увидеть Григория. Побеседо­вали около часа и вернулись к себе»3.

На все получаемые советы касательно общения Их Величеств с Григорием Государь неизменно

* Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М. 1992. С. 65.

2 Николай Второй. СПб. 1994. С. 523.

3 Возрождение. 1957. № 63. С. 137.

* Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до­чери. М. 2000. С. 234.

^ Бэте Фома. Пшеница и плевелы, М. 1997. С. 69-70.

3 ДневникиИмператора Николая II. М. 1991 С. 373.

отвечал: «Оставьте нас в покое с Распутиным: это — Наше личное семейное дело, до которого ни обществу, ни государству никакого касательст­ва нет. Никто не смеет стеснять нашу личную жизнь»1.

Удивительно, в этих словах Государя ясно звучит, что русский крестьянин, человек Бо­жий Григорий — член Их Царствующей Семьи.

Души у Святого Семейства и Григория чисто Херувимские, настоящие христианские, чистыеи светлые, что хрусталь

Даже пристрастная чрезвычайная комиссия, созданная специально временным правительством для расследования действия якобы «темных сил» при Царском Дворе, не смогла найти совершенно ничего, что бы доказывало наличие навязывае­мой миром Царской Семье и Старцу Григорию темноты. Царь чист! Как чиста вся Его Семья и духовно Их окормлявший Старец Григорий.

Души у Них — чисто Херувимские,

настоящие христианские, Чистые

и светлые, что хрусталь!

В католической Церкви есть такое понятие — «адвокат диавола». Когда у католиков рассматри­вается вопрос о канонизации того или иного свя­того, назначается «адвокат» с уже названным со­товарищем, коему вменяется в обязанность проти­востоять прославлению, представляя порочащие святого поступки... Поразительно, что сразу по

заточении Царской Семьи в Царском Селе, вре­менными правителями была создана чрезвычайная комиссия, которой поручалось по сути выполнять функции этого «адвоката диавола», — поскольку предполагалось обнародовать за истину ложь и клевету, воздвигаемую на Самодержавных Особ и Их молитвенника Григория Нового. Но никто как Бог!

Вот к каким выводам пришла комиссия:

«Когда по окончании следствия В.М. Руднев явилсяс докладом к главе правительства, Керен­скому, то, на вопрос последнего о результате де­ла, резюмировал ему свои труды словами: «Я просмотрел все Архивы Дворцов, Личную пере­писку Государя, и могу сказать:

«Император чист, как кристалл»1.

Отношения Царской Семьи и Распутина, соз­нательно искаженные (и продолжающие быть ис­кажаемыми в наше время) были охарактеризова­ны следующим образом:

«Теперь же я считаю необходимым предста­вить краткий очерк характеристики главных дея­телей той области, которая называлась печатию и общественным мнением «областию темных сил».

Прибыв в Петроград в следственную комис­сию, я приступил к исполнению моей задачи с не­вольным предубеждением относительно причин влияния Распутина, вследствие читанных мною отдельных брошюр, газетных заметок и слухов, циркулирующих в обществе, но тщательное и без-

1 Винберг Ф. Крестный Путь. СПб. 1997. С. 285.

1 Винберг. Ф. Крестный Путь. СПб. 1997. С. 193.




пристрастное расследование заставило меня убе­диться, насколько эти слухи и газетные сообще­ния были далеки от истины...»1

Места переписки Императрицы, «в которых говорится о Распутине, именуемом в ней «Стар­цем», достаточно освещают отношения Императ­рицы к этому человеку как к проповеднику Слова Божия, к прорицателю и искреннейшему молит­веннику за Царскую Семью. [...] В силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного болез­ненного состояния Императрицы, вследствие Ее болезни сердца, Царская Семья вела удивительно замкнутый образ жизни, что, естественно, способ­ствовало самоуглублению и развитию религиозно­го чувства, принявшего у Государыни совершенно исключительный, преобладающий характер. На почве этой религиозности Императрица Алек­сандра Феодоровна вводила монастырский ус­тав Богослужения в некоторых придворных Церквах и с особым наслаждением, несмотря на болезненное состояние, выстаивала до конца длившиеся долгими часами службы. Это исклю­чительное настроение Императрицы Александ­ры Феодоровны и послужило единственной причиной преклонения Ее перед личностью Григория Распутина, который, несомненно, [...] благотворно действовал [...] на состояние здо­ровья тяжко больного Наследника...»2. Царица находила источник чудодейственной силы Гри­гория «не в гипнотической силе, а в тех выс-

* Российский Архив. Т.8. Записка Руднева В.М. «Правда о Русской Царской Семье и темных силах» М. 1998. С. 148-164.

2 Там же.

Небесных Силах, которыми был наделен, по Ее глубокому убеждению, за свою святую жизнь Распутин»1.

И, как венчающий труды, вывод комиссии, который промыслителъно сохранился до нашего времени, дабы мы знали и не сомневались, как относились Святые Царственные Мученики к Старцу Григорию. (Везде и во всем — Небесное попечение о Церкви земной. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Святые ищут подоб­ных. Помни: подобный, подобного ищет»2.

Великомученики и Страстотерпцы Царст­венные, испившие от Господа Чашу Страданий за грехи народа и принятые в ближайшее обще­ние с Богом, почитали русского христианина странника Григория святым.

«Признавая на основании всего следственного материала несомненно его [Распутина] большое влияние на Царскую Семью, этот же следствен­ный материал приводит к несомненному же за­ключению, что источником влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозно­го настроения Их Величеств и вместе с тем Их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного, действительного предстателя и молитвенника за Государя, Его Семью и Рос­сию перед Богом»3.

* Российский Архив. Т.8. Записка Руднева В.М. «Правда о Русской Царской Семье и темных силах» М. 1998. С. 148-164.

^ Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. 2000. С. 745.

* Российский Архив, Т. 8. Записка Руднева В.М. «Правда о Русской Царской Семье и темных силах» М. 1998. С. 153.

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»

Святость и чистота жизни Царственных Му­чеников и Мученика Григория подтверждалась даже документально, и в чистом темного не на­шли! Потому что всегда и во всем сбывается Евангельская Истина: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

И «тьма» не смогла, на основании изъятых у Царской Семьи при аресте архивов и документов, завершить свое дело.

В воспоминаниях дочери лечащего врача при Наследнике, Татьяны Боткиной-Мельник, чита­ем: «Насколько же рассказы о приближенности Распутина к Царской Семье были раздуты, мож­но судить из того, что мой отец, прислуживавший при Их Величествах десять лет и ежедневно в те­чение этих десяти лет бывавший во Дворце, при­чем не в парадных комнатах, а как доктор, почти исключительно в детских и спальне Их Вели­честв, видел Распутина всего один раз, когда он сидел в классной Алексия Николаевича и держал себя как самый обыкновенный монах или свя­щенник. Александра Феодоровна считала святым Распутина. В последнем же нет никакого сомне­ния: об этом говорят письма Ее Величества и Ве­ликих Княжен к Распутину. В этих письмах, сплошь проникнутых горячей верой и содержащих в себе столько рассуждений на религиозные темы и просьбы молиться за всю Царскую Семью, ни­кто не мог найти ничего предосудительного. [...] Впоследствии, проезжая через Сибирь, я встрети­ла одну даму, спросившую меня об отношении Ее Величества к Распутину. Когда я передала ей все

вышеизложенное, она рассказала мне следующий случай.

Ей пришлось быть однажды в следственной комиссии, помещавшейся в Петрограде в Таври­ческом Дворце. Во время долгого ожидания она слышала разговор, происходивший в соседней комнате. Дело шло о корреспонденции Царской Семьи, Один из членов следственной комиссии спросил, почему еще не опубликованы письма Императрицы и Великих Княжен. «Что вы гово­рите? — сказал другой голос. — Вся переписка находится здесь, в моем столе. Но если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться Им как святым»*.

Наши рекомендации