Сокровенный смысл прибавления фамилии Распутин слова «Новый»
«Вся наша жизнь, — писал Оптинский старец Варсонофий (Плиханков), — есть дивная тайна, известная одному Богу... Вся наша жизнь чудесно располагается по некоему таинственному плану, который мы не замечаем и не понимаем... Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам неизвестна. Мы не понимаем значения того или иного обстоятельства, но во всем есть глубокий смысл. Случайного нет в нашей жизни»1. (Сам Мученик Григорий всегда говорил: «никакой напрасности нет на земле, как и на Небе».) Нет случайного в том, что у Григория при встрече с Царской Семьей появилось прибавление к фамилии: «но -
* Святитель Русского Зарубежья Вселенский Чудотворец Иоанн. М. 1998. С. 344-345. 2 Там же. С. 345.
1 Жизнеописание иеромонаха Никона, последнего старца Оптиной пустыни. СПб. 1994. С. 244. >.
вый». По свидетельству самого Старца, это было первое слово, которое произнес Наследник Царевич Алексий. Вот как об этом вспоминает дочь Распутина Матрена: «Ты хочешь знать, как у меня явилась новая фамилия, Новый? Слушай! Когда я однажды поднимался во Дворец по лестнице, в это время Цари, дожидаясь меня, сидели в столовой. Государыня держала на коленях Наследника, тогда еще не говорившего ни слова. Как только я показался в дверях, то Наследник захлопал ручонками и залепетал: «Новый, Новый, Новый!» Это были первые его слова. Тогда Царь дал приказ именовать меня по фамилии не Распутан, а «Новый».
Ребенок назвал отца «новым человеком». Повинуясь инстинкту, Он выразил главное — отец действительно оказался новым, не таковым, как другие люди схожего с ним рода, бывшие во Дворце. Он был новым Старцем»1.
В другом случае, во время беседы со следователем Н.А. Соколовым в 1919 году в г. Чите, после мученической кончины Царской Семьи она расскажет несколько иначе, но смысл остается прежним: «Отец понравился [*..] Государю Императору и, вероятно, по Его приказанию он стал бывать в Царской Семье. В одно из первых своих посещений Дворца он, увидев Государя, получил от Него приказание: впредь именоваться фамилией «Новый». Это произошло таким образом. Когда отец проходил по Дворцу, его увидел Алексий Николаевич и сказал Государю: «Папа, вот идет Новый», т.е. новый во Дворце человек.
1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до-
чери. М. 2000. С. 115-116. . -м -
В связи с этим фактом и была переменена наша фамилия»1.
По повелению Государя, Григорий написал прошение от 15 декабря 1906 года следующего содержания:
'&
«Ваше Императорское Величество! с~ Проживая в селе Покровском, я ношу фамилию Распутина, в то время как и многие односельчане носят ту же фамилию, отчего могут возникнуть всевозможные недоразумения. Припадаю к стопам Вашего Императорского Величества и прошу дабы повелено было мне и моему потомству именоваться по фамилии «Распутин Новый»,
Вашего Императорского Величества Верноподданный Григорий.
В документах Покровского волостного правления за 1908 год находим пометку против фамилии Распутин: «Григорию Высочайше разрешено именоваться по фамилии «Распутин-Новый»3.
Невыразимое и непостижимое чудо Промысла Божия ощущаем мы в житиях святых угодников! Как премудро предуготовляет Господь душу праведного Григория ко грядущим испытаниям, со -кровенно определяя его дальнейший духовный подвиг — служение Царской Семье и Святой Руси в измененно-новом, более высоком и совер-
* Российский Архив, Т. 8. Н~А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922. М. 1998. С. 179-180.
2 Это прошение имеется в личном фонде Императора Николая II в ГАРФ. Ф. 612. Оп. 1. Д. 8.
* Предписание Тобольской Казенной палаты от
7.03,1907 за № 9136 в деле № Ц/1907. • -
шенном духоносном состоянии пророка, молитвенника и печальника.
Вещественный мир, с его понятиями и словами, является образом духовного, отображением будущего, небесного состояния. Все настоящее в человеке только отсвет грядущего. Святые Отцы говорят, что как потрудишься на земле, так и поживешь на Небе. Итак, Господь, поставляя опытного странника Григория на новое место духовного служения, дает и новое направление его святой жизни — быть Ангелом-Хранителем Царствующей Семьи, особо же — молитвенником за Пре-светлого Отрока Наследника Алексия. Внутренним постоянным деланием Григория было направление ума совершенно полагаться на Промысл Божий, на волю Господню, ибо Он знает, как провести душу через настоящую жизнь и привести к Себе — в Царство Небесное. Только надо быть послушливым и смеренным, ибо от Господа исправляются стопы человеческие, смертный как уразумеет пути свои?! «И дело послушания, — говорил Григорий, — земное послушание — небесный чертог, за него глава рая»1.
Промысл Отца Небесного отныне неразрывно соединяет во временной, жизни для новой жизни вечной пути странников земных — Святых Царственных Мучеников и святого праведного Григория. Устами Царственного Младенца — Светозарного Отрока Алексия — глаголет истина: новый!
Слово «новый» глубоко и объемлет всю христианскую жизнь, его принес на землю Спаситель
мира — Христос, Которого отеческое богословие именует «Новым Адамом». Господь, искупив нас на Кресте, оставляет человечеству — Новый Завет — Завет соединения Бога и человека; Матерь Божия отныне в церковных песнопениях именуется и как «Ева Новая», а все языцы, исповедующие Христа, — «Новый Израиль». «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царствии Отца Моего» (Мф. 26, 29). Это говорит Господь, как человек: Он предвидел небо новое и землю новую, в которых все человеки избранные обновятся и будут иметь все новое: и новый град, духовный Иерусалим, и новую пищу и питие — Которые суть Сам Христос и Дух Святый, и новое солнце, или Светильник, Который есть Христос. Нынешний плод лозный — Кровь Христова есть образное питие будущего истинного приобщения Христова во Царствии Его (подобного)»1. Именно о таком измененном и обновленном состоянии души странника Григория, очищенного от страстей, прошедшего многолетний искус и стяжавшего дары рассуждения, прозрения, прозорливости, пророчествования, исцеления и непрестанной молитвы свидетельствовало слово «новый». Новый знаменует наследие Царства Небесного, новый — раскрывает новую жизнь во Христе Иисусе, новый — говорит о жизни будущего века, новый — свидетельствует о совлечении ветхого человека и обновлении всего естества, новый — предуготовляет и предваряет бесчисленный сонм новомучеников и испо-
1 Платонов ОЛ. Жизнь за Царя. Из Духовного Наследия ГЕ. Распутина.М. 1999. С. 501. -
Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский, Дневник. СПб. 2000. С. 878.
ведников Российских, пресветлой первой звездой средь коих просиял в мученическом венце святой Мученик Григорий Новый.
Первый Новомученики Исповедник Российский Григорий Новый
Святой Мученик Григорий Новый, воссиявший в духовном небе Святой Руси, светит тихим, сдержанным светом и виден еще не всем. Его небесная слава неотделима от сияния «пре-светлого мученического воинства». Воистину, сей подвижник, не обученный книжной грамоте, но духом ведавший почти наизусть все Священное Писание, и по кончине своей научает нас во всем уповать на Господа и внимать словам Евангелия: «И се суть последний, иже будут первии, и суть первии, иже будут последний» (Лк. 13, 30). «Первый» новомученик смиренно и кротко ожидает, пока будут прославлены «последние», пострадавшие вслед за ним. Мы веруем несомненно, что усердие народное к памяти мученика Григория будет расти и что Царственные Страстотерпцы, за Коих претерпел он «ужасные страдания» , осияют и его лучами Своей Неземной Божественной Славы. Тогда Царь-Мученик Николай, Его Святое Семейство и Мученик Григорий возгорятся в единой Нерушимой Стене, ограждающей Святую Русь от разрушительного шествия сына погибели — антихриста.
Святая Царственная Седмерица, ознаменовавшая собой духовную полноту, украсится восьмой звездой — Человека Божия, русского странника Григория. Мистически это соединение Царей и народа прообразует жизнь будущего века — Вос~
кресение Святой Руси, торжество Небесной Русской Церкви.
Единение духовное
Духоносный старец Григорий знал из небесного откровения, как и когда он будет умучен и где будут погребены его останки и как над ними надругаются. Он часто говорил об этом с Царственными Страдальцами, предсказывая, что его кончина явится прообразом кончины Самих Царственных Мучеников. Кротко утешая Государя и укрепляя Его в несении Креста, он говорил: «моя смерть будет и твоей смертию»^, но не страшись, Господь укрепит Вас в страданиях. Молитвенно устремленный во всем исполнить волю Господню, Святой Царь Николай уготовлял Себя быть жертвою во спасение России: «М ожет быть, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию, — Я буду этой жертвой. Да свершится Воля Господня. [...] Я готов пожертвовать жизнью для блага Родины»2. Светлая душа Государя и Его Семья вверили Себя в духовное водительство молитвенника Григория, почитая его как посланника Божия, дарованного Им Ангела-Хранителя и Друга. Ничто недостойное и темное, изливаемое на Григория, не касалось Их сердец: старец был чист, «Белое не сделаешь черным, —
1 Российский Архив. Т.8. И.А. Соколов, Предварительное следствие. 1919-1922.Доклад В. М. Руднева для Временного правительства: «Правдао Русской Царской Семье и темных силах». М. 1988. С. 151.
2 Назанский В.И. Крушение Великой России и Дома Романовых. Париж. 1930. С. 479, 62.
отвечала на все клеветы Государыня, — а чистого не очернишь»1. В Царской Семье Григорий пользовался таким же доверием, как и Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. «Они также верили ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили, — говорила Анна Вырубо-ва, — и когда у Них горе было, когда, например, Наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться. [...] Да и когда был болен кто-нибудь, Они сейчас просили его помолиться; когда что-нибудь мучило Их, он успокаивал Их всегда»2.
«Входил Распутин в Царский Дом всегда с молитвой на устах, обращаясь к Государю и Императрице на «ты» и трижды с Ними лобызался»3.
Никто из близких к Царской Семье не мог засвидетельствовать о чем-либо недостойном в отношении Старца и Царственных Особ. Все единодушно отмечают лишь глубокую духовную религиозно-мистическую сторону их общения.
Вот некоторые из свидетельств
«Государыня верила в его [Григория] праведность, в его душевные силы, что его молитва помогает. Вот только так Она к нему и относилась»4. (Сидней Гиббс, преподаватель английско-
го языка Царским Детям, впоследствии принял православие в Зарубежной Церкви, затем монашеский постриг с именем Николай, В конце жизни, в сане архимандрита, перешел в Московскую Патриархию, при содействии Владыки Николая (Ярушевича).
«Государыня была сердечна. Она всегда казалась Императрицей... Она много молилась и была религиозна очень. Я никогда не видела столь религиозного человека. Она искренно верила, что молитвой можно достичь всего. Вот, как мне кажется, на этой почве и появился во Дворце Распутин. Она верила, что его молитвы облегчают болезнь Алексия Николаевича»* (Александра Александровна Теглева, няня при Детях).
«Государыня была очень религиозна и верила в силу молитвы. Распутина Она таким и считала [молитвенником].,. Каждый раз я видела его около больного Алексея Николаевича. На этой почве он у нас и появился: Государыня считала его праведником и верила в силу его молитвы»2 (Елизавета Николаевна Эрсберг, помощница няни при Августейшей Семье).
Приведем некоторые высказывания родной сестры Государя — Великой Княгини Ольги Алек-сандровны Романовой:
Царские Дочери «всегда рады были его приходу, потому что знали, как велика его помощь маленькому Братцу...»3.
* Российский. Архив. Цит. изд. С. 164.
2 Фрейлина Ее Величества Анна Вырубова. Прото-кол допроса от 6.05. 1917, М. 1993. С. 350.
3 Российский Архив. Цит. изд. С. 151.
4 Российский Архив. Т. 8, Н.А. Соколов Предварительное следствие. 1919-1922. М. 1998. С. 118.
1 Российский Архив, Т. 8. ИЛ. Соколов. Предварительное следствие. 1919-1922. М. 1998. С. 135.
2 Там же. С. 147.
3 Воррес Иен. Последняя Великая Княгиня: Воспоминания Ольги Александровны Романовой — сестры Госу-
Для Царя и Царицы «он всегда оставался тем, кем он был, — человеком глубоко религиозным, который обладал даром исцеления...».
Ему была присуща «несомненная способность исцелять людей...».
«Всякий, кто встречался с ним, был убежден, что он — «человек Божий...»
«Я убеждена, что его преданность Моему Брату и Его Супруге была лишена каких бы то ни было эгоистических интересов. Он без труда мог бы скопить себе целое состояние, но когда он умер, то все, что у него осталось, — это Библия и кое-что из одежды и несколько предметов, которые подарила ему Императрица для его личных нужд.,.»
«В детской Алексия я видела искреннюю набожность сибирского крестьянина...»
«Распутин был и всегда оставался крестьянином, в глазах которого Царь — Особа Священная. Он всегда был почтителен, хотя я не думаю, чтобы он где-то учился хорошим манерам. Он называл Моего Брата и Алики: «Батюшкой» и «Матушкой»... во время его появлений во Дворце он или молился за Алексия, или же вел с Алики беседы о религии»1.
В материалах следователя Соколова Н.А. находим следующие воспоминания Барковой В.И., часто бывавшей в доме Григория: «Очень часто, когда я бывала у Распутина, он разговаривал по телефону с Государыней. Из его фраз можно бы-
до понять, что он Ее успокаивал, утешал, упоминая всегда Имя Бога, или же говорил Ей, когда он к Ней приедет»1.
Обратимся к воспоминаниям Жерарда Шелли, имевшего счастие быть представленным Императрице во время пребывания в России и также познакомиться со Старцем:
«Я не мог не заметить почтение, которое Императрица выказывала по отношению к Старцу. В Ее взгляде светились духовный покой и счастие, когда Она отвечала на его приветствие и, поднеся к Себе золотой крест, который он носил на цепочке, прижалась к нему губами с трогательным почтением. [...] «Я уверена, что Вы оцените красоту души Нашего Друга», — сказала Она. [...] «Это так оживляет Меня. Если мы истинные христиане, мы должны любить простоту. Наш Друг совершает шаг в прошлое, к простой вере первых христиан; когда низшие и высшие собирались вместе услышать Слово Божие из уст простых рыбаков». [... ] Распутин вошел в Ее жизнь, потому что Она хотела единения с религиозными чувствами крестьян»2.
Запись в Дневнике Государя передает нам отношение Царственных Особ к Старцу Григорию как к «человеку Божию»: «В 4 часа поехали в Сергиевку. Пили чай с Милицией и Ста-ной. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии» (1 ноября 1905 года)»3.
даря Николая Александровича Романова. М. 1998. С. 295.
1 Воррес Иен. Последняя Великая Княгиня М. 1998. С. 289, 290, 291, 292, 294.
* Российский Архив. Цит. изд. С. 210. 2 Бэте Фома. Пшеница и плевелы. Безпристрастно о ГЕ. Распутине. М. 1997. С. 45.
^ Дневники Императора Николая II. М. 1991. С. 287.
Историк Ольденбург С.С. пишет: «Государь говорил князю В.Н.Орлову, что Григорий — человек «чистой веры»1. В беседе с П.А.Столыпиным, Царь назвал его «странником, много ходившим по святым местам, хорошо знающим Священное Писание, и вообще человеком святой жизни»2.
В одном из писем к Столыпину (16.10.1906) Государь писал: «Петр Аркадиевич! На днях Я принимал крестьянина Тобольской губернии Григория Распутина, который поднес Мне икону Святого Симеона Верхотурского. Он произвел на Ее Величество и на Меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа. Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание увидать Вас и благословить Вашу больную дочь иконою. Очень надеюсь, что Вы найдете минутку принять его на этой неделе. Адрес его следующий: СПб. 2-я Рождественская, 4. Живет у священника Ярослава Медведя» 3. Это письмо является одним из многочисленных свидетельств отношения не только Царицы Александры, но и Самого Государя к Старцу Григорию как к молитвеннику, которого Господь слышит, и праведнику, облегчающему человеческие страдания. Государь очень скорбел о состоянии дочери Столыпина, пострадавшей во время взрыва, совер -шейного на даче Премьер Министра, и, зная чудодейственную силу Старца, Он уповал на его
молитвы о ее исцелении, что и случилось в действительности: состояние девочки улучшилось.
Царь-Мученик почитал Григория за праведника, за человека Божиего, святой жизни: «Вот посмотрите, — говорил Он однажды одному из Своих адъютантов. — Когда у Меня забота, сомнение, неприятность, Мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать Себя укрепленным и успокоенным. Он всегда умеет сказать Мне то, что Мне нужно услышать. И действие его слов длится целые недели». Генералу-адъютанту В.Н. Дедюлину поведал следующее: Григорий — «хороший, простой, религиозный русский человек, В минуты сомнений и душевной тревоги Я люблю с ним беседовать и после такой беседы Мне всегда на душе делается легко и спокойно»1.
Вот еще одна дневниковая запись Царя от 11 февраля 1912 года: «В 4 часа приехал Григорий, которого Мы приняли в Моем новом кабинете вместе со всеми Детьми. Большое утешение было увидеть его и послушать его беседу»2.
19 июня 1907 года Государь записывает: «В 3 часа поехали на двуколке на Знаменку. Встретили Стану на террасе перед Дворцом, вошли в него и там имели радость увидеть Григория. Побеседовали около часа и вернулись к себе»3.
На все получаемые советы касательно общения Их Величеств с Григорием Государь неизменно
* Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М. 1992. С. 65.
2 Николай Второй. СПб. 1994. С. 523.
3 Возрождение. 1957. № 63. С. 137.
* Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 234.
^ Бэте Фома. Пшеница и плевелы, М. 1997. С. 69-70.
3 ДневникиИмператора Николая II. М. 1991 С. 373.
отвечал: «Оставьте нас в покое с Распутиным: это — Наше личное семейное дело, до которого ни обществу, ни государству никакого касательства нет. Никто не смеет стеснять нашу личную жизнь»1.
Удивительно, в этих словах Государя ясно звучит, что русский крестьянин, человек Божий Григорий — член Их Царствующей Семьи.
Души у Святого Семейства и Григория чисто Херувимские, настоящие христианские, чистыеи светлые, что хрусталь
Даже пристрастная чрезвычайная комиссия, созданная специально временным правительством для расследования действия якобы «темных сил» при Царском Дворе, не смогла найти совершенно ничего, что бы доказывало наличие навязываемой миром Царской Семье и Старцу Григорию темноты. Царь чист! Как чиста вся Его Семья и духовно Их окормлявший Старец Григорий.
Души у Них — чисто Херувимские,
настоящие христианские, Чистые
и светлые, что хрусталь!
В католической Церкви есть такое понятие — «адвокат диавола». Когда у католиков рассматривается вопрос о канонизации того или иного святого, назначается «адвокат» с уже названным сотоварищем, коему вменяется в обязанность противостоять прославлению, представляя порочащие святого поступки... Поразительно, что сразу по
заточении Царской Семьи в Царском Селе, временными правителями была создана чрезвычайная комиссия, которой поручалось по сути выполнять функции этого «адвоката диавола», — поскольку предполагалось обнародовать за истину ложь и клевету, воздвигаемую на Самодержавных Особ и Их молитвенника Григория Нового. Но никто как Бог!
Вот к каким выводам пришла комиссия:
«Когда по окончании следствия В.М. Руднев явилсяс докладом к главе правительства, Керенскому, то, на вопрос последнего о результате дела, резюмировал ему свои труды словами: «Я просмотрел все Архивы Дворцов, Личную переписку Государя, и могу сказать:
«Император чист, как кристалл»1.
Отношения Царской Семьи и Распутина, сознательно искаженные (и продолжающие быть искажаемыми в наше время) были охарактеризованы следующим образом:
«Теперь же я считаю необходимым представить краткий очерк характеристики главных деятелей той области, которая называлась печатию и общественным мнением «областию темных сил».
Прибыв в Петроград в следственную комиссию, я приступил к исполнению моей задачи с невольным предубеждением относительно причин влияния Распутина, вследствие читанных мною отдельных брошюр, газетных заметок и слухов, циркулирующих в обществе, но тщательное и без-
1 Винберг Ф. Крестный Путь. СПб. 1997. С. 285.
1 Винберг. Ф. Крестный Путь. СПб. 1997. С. 193.
пристрастное расследование заставило меня убедиться, насколько эти слухи и газетные сообщения были далеки от истины...»1
Места переписки Императрицы, «в которых говорится о Распутине, именуемом в ней «Старцем», достаточно освещают отношения Императрицы к этому человеку как к проповеднику Слова Божия, к прорицателю и искреннейшему молитвеннику за Царскую Семью. [...] В силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного болезненного состояния Императрицы, вследствие Ее болезни сердца, Царская Семья вела удивительно замкнутый образ жизни, что, естественно, способствовало самоуглублению и развитию религиозного чувства, принявшего у Государыни совершенно исключительный, преобладающий характер. На почве этой религиозности Императрица Александра Феодоровна вводила монастырский устав Богослужения в некоторых придворных Церквах и с особым наслаждением, несмотря на болезненное состояние, выстаивала до конца длившиеся долгими часами службы. Это исключительное настроение Императрицы Александры Феодоровны и послужило единственной причиной преклонения Ее перед личностью Григория Распутина, который, несомненно, [...] благотворно действовал [...] на состояние здоровья тяжко больного Наследника...»2. Царица находила источник чудодейственной силы Григория «не в гипнотической силе, а в тех выс-
* Российский Архив. Т.8. Записка Руднева В.М. «Правда о Русской Царской Семье и темных силах» М. 1998. С. 148-164.
2 Там же.
Небесных Силах, которыми был наделен, по Ее глубокому убеждению, за свою святую жизнь Распутин»1.
И, как венчающий труды, вывод комиссии, который промыслителъно сохранился до нашего времени, дабы мы знали и не сомневались, как относились Святые Царственные Мученики к Старцу Григорию. (Везде и во всем — Небесное попечение о Церкви земной. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Святые ищут подобных. Помни: подобный, подобного ищет»2.
Великомученики и Страстотерпцы Царственные, испившие от Господа Чашу Страданий за грехи народа и принятые в ближайшее общение с Богом, почитали русского христианина странника Григория святым.
«Признавая на основании всего следственного материала несомненно его [Распутина] большое влияние на Царскую Семью, этот же следственный материал приводит к несомненному же заключению, что источником влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем Их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного, действительного предстателя и молитвенника за Государя, Его Семью и Россию перед Богом»3.
* Российский Архив. Т.8. Записка Руднева В.М. «Правда о Русской Царской Семье и темных силах» М. 1998. С. 148-164.
^ Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. 2000. С. 745.
* Российский Архив, Т. 8. Записка Руднева В.М. «Правда о Русской Царской Семье и темных силах» М. 1998. С. 153.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»
Святость и чистота жизни Царственных Мучеников и Мученика Григория подтверждалась даже документально, и в чистом темного не нашли! Потому что всегда и во всем сбывается Евангельская Истина: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).
И «тьма» не смогла, на основании изъятых у Царской Семьи при аресте архивов и документов, завершить свое дело.
В воспоминаниях дочери лечащего врача при Наследнике, Татьяны Боткиной-Мельник, читаем: «Насколько же рассказы о приближенности Распутина к Царской Семье были раздуты, можно судить из того, что мой отец, прислуживавший при Их Величествах десять лет и ежедневно в течение этих десяти лет бывавший во Дворце, причем не в парадных комнатах, а как доктор, почти исключительно в детских и спальне Их Величеств, видел Распутина всего один раз, когда он сидел в классной Алексия Николаевича и держал себя как самый обыкновенный монах или священник. Александра Феодоровна считала святым Распутина. В последнем же нет никакого сомнения: об этом говорят письма Ее Величества и Великих Княжен к Распутину. В этих письмах, сплошь проникнутых горячей верой и содержащих в себе столько рассуждений на религиозные темы и просьбы молиться за всю Царскую Семью, никто не мог найти ничего предосудительного. [...] Впоследствии, проезжая через Сибирь, я встретила одну даму, спросившую меня об отношении Ее Величества к Распутину. Когда я передала ей все
вышеизложенное, она рассказала мне следующий случай.
Ей пришлось быть однажды в следственной комиссии, помещавшейся в Петрограде в Таврическом Дворце. Во время долгого ожидания она слышала разговор, происходивший в соседней комнате. Дело шло о корреспонденции Царской Семьи, Один из членов следственной комиссии спросил, почему еще не опубликованы письма Императрицы и Великих Княжен. «Что вы говорите? — сказал другой голос. — Вся переписка находится здесь, в моем столе. Но если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться Им как святым»*.