Архимандрит Рафаил (Карелин)
По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина
© Издательство Саратовской епархии, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
От издателей……………………………………………4
Путь к святыне…………………………………………5
Схиигумен Савва………………………………………9
Католикос-Патриарх Мелхиседек III…………………26
Митрополит Димитрий……………………………….28
Мтацминда…………………………………………….30
Залог вечной радости…………………………………32
Монастырь святой Ольги……………………………..35
Нечаянная радость……………………………………..41
Чудо святого Георгия………………………………….43
Путь Первосвятителя………………………………….46
Отец Георгий…………………………………………..46
Пусть живые будут милостивы к мертвым…………..51
Схимонах Авраам……………………………………...52
Архимандрит Парфений………………………………54
Глинское братство на Иверской земле………………..57
Митрополит Зиновий…………………………………..59
Схиархимандрит Андроник……………………………62
Схиархимандрит Серафим……………………………..64
Монах Иероним…………………………………………73
На пороге пустыни……………………………………...75
Венец пустынного лета…………………………………77
Схиигумен Георгий……………………………………..78
Поля невидимых сражений…………………………….83
Монах Илларион………………………………………....86
Прельщенный подвижник………………………………88
Монахи Виталий и Кассиан…………………………….89
Схимонах Ефрем…………………………………………91
Скорые помощники ……………………………………..94
Мертвое село ……………………………………………..94
Монахиня Ангелина……………………………………...95
Встреча в Барганах……………………………………….95
Монахиня Акиндина……………………………………103
Беседа об Иисусовой молитве…………………………105
О четках…………………………………………………111
Молись и надейся………………………………………115
Встреча в Самтавро…………………………………………116
Когда время не властно…………………………………….116
Сидящая Анастасия…………………………………………121
Люба-юродивая……………………………………………..124
Лидия ………………………………………………………..125
О плодах своеволия ………………………………………..127
«Не прикасайтесь к помазанным Моим...»………………..130
Упавшая звездочка………………………………………….131
Трагедия одной души………………………………………132
Судьба Левана………………………………………………135
Странная встреча……………………………………………137
О смерти……………………………………………………..143
Кто защитит мертвых от живых?..........................................144
О детях……………………………………………………….145
Не навреди!.............................................................................149
О лжи как об искушении на духовном пути………………150
Зарубки в пути………………………………………………152
Изречения отцов……………………………………………170
Когда я думаю о прошлом…………………………………179
Примечания…………………………………………………181
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Земная жизнь человека подобна странствию - пути, который суждено ему совершить во времени от рождения до последнего вздоха перед порогом вечности. По-разному каждый из нас распоряжается отпущенным ему сроком. Зачастую бывает и так, что человеку кажется, будто сама эпоха и обстоятельства берут в свой плен его жизнь и с непреодолимой силой воздействуют на его выбор, поступки и слова,- так что ему уже невозможно вернуться на стези своей совести. Но каждому на пути Господь обязательно посылает Встречу, благодаря которой пусть на краткий миг мы входим в иное пространство - в пространство духовной реальности. Всего несколько слов, обращенных к нам человеком внимательной молитвенной жизни, или даже просто его присутствие, а порой лишь прикосновение к покрытому патиной камню забытой миром святыни вдруг со всей ясностью открывают перед нами смысл человеческого существования - быть с Богом - и обращают наш ум к вечности.
Чаще всего мы вскоре теряем живое ощущение Божия присутствия и, с сожалением оглянувшись назад, шествуем дальше по страстям века сего, постепенно утрачивая способность слышать тот голос, который воззвал к истинной жизни наше сердце. Лишь немногие, однажды доверчиво войдя в простор Божиего мира, встают на трудный, но отрадный путь, к которому призван каждый,- на путь стяжания благодати.
Думается, в наши дни преобладания пустого теоретизирования и холодной прагматичности во всем, не исключая и вопросов веры, не много найдется книг, которые бы столь достоверно свидетельствовали современникам о живом религиозном опыте и о реальности духовного мира, как книга, которую вы держите в руках. Это воспоминания архимандрита Рафаила (Карелина), автора множества книг о духовной жизни, сборников статей нравственного и аскетического характера, полемических сочинений и проповедей. Каждая книга отца Рафаила становится настоящим событием в мире православной литературы.
Книга воспоминаний составилась из статей, написанных отцом Рафаилом в разное время и, вероятно, вначале не предполагавшихся к изданию под единой обложкой (некоторые из них опубликованы ранее в книге «Тайна спасения»). Но время шло, и отдельные статьи, очерки и записи образовали единый том, по охвату и глубине значительно превосходящий свое жанровое название. Да, по форме это воспоминания: рассказы о событиях, о посещении святых мест православной Грузии, об их истории, повествования о замечательных подвижниках, о великих старцах XX столетия, общение с которыми многое определило в жизни отца Рафаила, и о разных людях, в чьих судьбах открывается автору Промысл Божий и законы духовной жизни. Но это не просто воспоминания. Книгу можно сравнить с путевым дневником, в котором автор - монах и священник - запечатлевает самое ценное, что дарует ему Господь на жизненном пути, и в первую очередь - те свидетельства действия благодати - «очевидности Бога», которые вновь и вновь исполняют человека уверенностью в реальности того, что находится за порогом телесных чувств.
Множество тем звучит в этой книге. Есть здесь и размышления о скорбных явлениях нашего времени, и рассказы о событиях и встречах, которые неожиданно и властно ставят человека перед страшной реальностью демонической бездны, перед лицом вечной смерти, заставляя его осознать, что в иные моменты только покаяние и вера в безграничную силу спасающей благодати Христовой оставляют нам надежду на избавление. Это те свидетельства духовного опыта, которые в пору искушений и внутренней борьбы с врагом помогут человеку обрести себя и продолжать свой путь к Богу.
Прозревая за всеми событиями духовный смысл, отец Рафаил, вместе с тем, чрезвычайно конкретен в передаче бесед с разными людьми - монахами и архиереями, пустынниками и подвижниками в миру, священниками и мирянами - с теми, кто в любых чинах служил Богу. Он стремится, как можно более точно запечатлеть слова, которые посвящены самому главному - спасению, жизни души, смерти, молитве и послушанию, пастырству и духовничеству. Беседа-диалог об Иисусовой молитве, как и разделы «Зарубки в пути» и «Изречения отцов», обращают нас к традиции древних собеседований и патериков. Повествуя о приснопамятных архиереях Грузинской Церкви, о глинских старцах, о схиигумене Савве (Остапенко) и других замечательных подвижниках, отец Рафаил старается максимально достоверно передать нам образ их служения, во всех деталях донести до священнослужителей их советы по разным случаям пастырской практики. Словно по крупицам отец Рафаил бережно собирает те сокровища, которые Господь дает ему на жизненном пути, и предлагает своим читателям.
Переворачивая страницу за страницей, мы погружаемся в мир недавнего прошлого - середины XX века, время очень тяжелое для Церкви, но - парадоксально - одновременно весьма наполненное и богатое для стремившихся к истинной жизни во Христе. А богато оно было людьми праведной жизни, подвижниками духа, которых Господь воздвиг в эти скорбные десятилетия, В век всеобщей несвободы они сумели сохранить свободу в Боге; в эпоху поругания древних святынь многие из них явили образ живой святости; те, кто, находясь среди людей, исполнял пастырское служение, стремились пребывать наедине с Богом во внутренней пустыне своего сердца. Они были хранителями живого православного предания. Смогли ли мы достойно воспринять его?
Политические события стремительно отдаляют от нас образы прекрасной Иверии - православной страны, с которой русского человека всегда связывали чувства единой веры и уважения к древности христианских традиций. Сейчас, например, уже кажется удивительным, что в 1961 году при закрытии коммунистическими властями Глинской пустыни великие старцы обители на последнем допросе не колеблясь указывали место своего будущего пристанища: «Кавказ», «Сухуми». Эти слова были исполнены для них надеждой - как будто там, за стеною Кавказских гор, ждет их наконец покой, как в последнем земном убежище для тех, кто ушел от мира и хочет соблюсти обеты, данные Господу. Тогда верующие Грузии и Абхазии приняли их с любовью и благодарностью Богу. Именно этому периоду жизни и служения глинских отцов посвящена значительная часть воспоминаний архимандрита Рафаила.
Они уходят - подвижники, которые жили духом, жили чисто пред Богом и просто пред людьми. И вместе с ними, кажется, уходит целый мир, безвозвратно. Распалась связь времен и поколений. Но мы не можем поверить в это до конца, как будто единственное, что в нас вечно, наша душа, говорит нам: этот мир живет не только в нашей памяти, он не может исчезнуть совсем, он существует - в вечности, у Бога. Но как поведать об этом? Как выразить?
В воспоминаниях архимандрита Рафаила найдены очень точные слова для, казалось бы, неизъяснимых явлений и состояний, подлинно передается ощущение иного - пространства святыни. И еще: эта книга напоминает нам об исконном, истинном значении понятий: вера, молитва, священство, послушание, правда и ложь, жизнь и смерть... Ее, как и другие книги отца Рафаила, отличает смелость остаться наедине с теми последними вещами, рядом с которыми многое становится совершенно несущественным.
Читая воспоминания архимандрита Рафаила, еще раз убеждаешься, что во все эпохи возможно предпочесть истину, что для памяти нет границ, для любви нет расстояний, для подвига нет неподходящего времени. Но сегодня как никогда каждый из нас нуждается в слове духовного опыта, мудрости и любви тех, кто на пути из времени в вечность стяжал нетленные плоды живой веры.
В. Кисель
ПУТЬ К СВЯТЫНЕ
Если спросить, какие самые отрадные минуты я испытал в своей жизни, то я не задумываясь отвечу: это посещение святых мест, особенно древних храмов, многие из которых лежат в руинах, молитвы перед чудотворными иконами и встречи со старцами-подвижниками.
Некоторые храмы восстановлены, часть икон куда-то исчезла, а старцы покинули этот мир: так гаснут последние лучи заходящего за горы солнца. Мне кажется, что вместе с ними что-то ушло из нашей жизни, как будто на земле стало темнее, как от тумана, застилающего небо; как будто какой-то душевный холод все сильнее леденит сердце, и даже стены храма не согревают его, как раньше. Эта мгла, нависшая над землей, окрасила все в какой-то серый цвет. Что-то потускнело не то в мире, не то в моей душе, словно сверкающая красками картина померкла и превратилась в контуры, очерченные карандашом.
Я благодарю Бога за то, что время «вавилонского плена» как будто окончено и вновь восстанавливается сожженный варварами храм. Город оглашается колокольными звонами, но в сердце нет былой радости. Я вспоминаю то время, когда верующие почти тайком по несколько человек приходили к опустевшим храмам, искали развалины церквей или даже оставшиеся камни, чтобы помолиться около них. Каким светом сияли их глаза, когда они говорили: «Здесь была церковь Пресвятой Богородицы», «Это часть стены храма святой Варвары»! Казалось, что навстречу богомольцам выходили святые, чтобы принять их, что само небо было близко к этим руинам, покрытым кустарником и землей, а каждый лежащий на этом месте камень впитал в себя дух вековых молитв и превратился в потемневшую икону времени, к которой хотелось прижаться лицом и целовать, как одежду святого.
Я помню вечер накануне праздника святой мученицы Шушаник*. В храме** расположились мастерские, вход туда для нас был закрыт.
* Святая мученица Шушаник, царица Ранская, пострадала за веру в V веке, память ее совершается 28 августа/10 сентября. (Здесь и далее примечания редактора следуют без подписи, примечания архимандрита Рафаила отмечены указанием Лет.)
** Гробница святой мученицы Шушаник находится в Meтехском храме Пресвятой Богородицы в Тбилиси. Он был построен в 1278-1289 годах на месте уничтоженного храма V века.
Как видно, было дано указание, чтобы в день праздника не пускали внутрь храма никого. Около стены, где находится гробница Шушаник, собралось несколько человек. Чувство духовного родства и любви объединяет нас, каждый молча молится святой Шушаник. Некоторые принесли свечи, зажигают их и прилепляют к стене, другие держат зажженные свечи в руках. Храм расположен на уступе скалы. Внизу город, залитый электрическим светом; он живет своей жизнью, а мы, несколько человек, чувствуем себя как в древности христиане, собравшиеся на молитву в катакомбах. На месте кирпичного надгробия ныне воздвигнута каменная гробница, на которой горит лампада. Но тогда казалось, что, как лампады, горят сердца пришедших к подножию храма людей.
Я помню, как в день святой Шушаник я стоял около дверей, не смея попросить, чтобы меня пустили внутрь, потому что не хотел услышать насмешку или грубый отказ. И вдруг один из рабочих спросил меня: «Ты хочешь пройти сюда?». Я ответил: «Да». Он понимающе кивнул головой, открыл двери и впустил меня в храм. Картина страшного запустения предстала перед моими глазами. Железный лом, доски, кипы бумаг валялись на полу; придел, где находилась могила святой Шушаник, был превращен в склад. Сама гробница уже была отчасти разрушена. На кирпичах лежала какая-то арматура, подойти к гробнице было невозможно. Но я был благодарен человеку, который понял, почему я пришел сюда в этот день, а может, сама святая Шушаник через него открыла для меня двери храма.
Странное у меня тогда было чувство. Как будто тот меч пыток, который святая приняла в свою грудь,- та сила, которая обрушилась на нее при жизни и не поколебала ее веру, теперь обратилась на ее храм, словно мстила ей после ее смерти, и мне казалось,- может, это дерзновенное слово,- что я стою перед Голгофой Шушаник. И в эти минуты я чувствовал в душе такую близость к ней, как никогда после.
Святая мученица Шушаник, царевна Ранская
Прошло время, и я спросил у рабочего, который впустил меня: «Мне пора уходить?». Он ответил: «Если хочешь, побудь еще». Он куда-то вышел, оставив меня одного. Я чувствовал тогда, что грязь и копоть на стенах, этот сор, наполняющий храм, эти разбросанные в беспорядке куски дерева и железа - только пыль на золоте, что святыню невозможно осквернить, как невозможно осквернить лучи солнца. Мне казалось, что стены храма пропитаны благодатью и как бы излучают незримый свет. Святая гробница в поруганном и оскверненном храме казалась мне келией святой Шушаник, которая превратилась для нее в место пыток. И вместе с этим я чувствовал другое: она - царица, возлежащая на царственном золотом ложе или восседающая на троне, а эта сатанинская злоба, обрушившаяся на святыню, похожа на волны бушующего моря, которые разбиваются о камни утеса.
Говорят, что враги Христа, распявшие Его, распорядились вывозить мусор из Иерусалима на Голгофу, чтобы христиане не приходили молиться на это место, а язычники, впоследствии овладевшие городом, построили там свой храм. Но благодать Голгофы освящала всю землю, как солнце, которое невозможно погасить, освещает и согревает ее.
Что еще я чувствовал, стоя невдалеке от гробницы, заставленной, как бы вновь погребенной, кусками рельс, обломками труб и мешками цемента? Я чувствовал тепло, которое шло от гробницы. И за эти минуты можно было бы отдать всю жизнь.
В житии святой Шушаник написано, что во время ее страданий люди приходили к стене темницы, где томилась царственная мученица, и просили ее молитв. На земле ее гробница в запустении и поругании, как бы в плену, а там, на Небесах, святая Шушаник в царской славе. Здесь, в ее храме, разрушенная гробница как будто кровоточит, но от этого мученица становится еще ближе сердцу; кажется, что святая Шушаник своей рукой снимает тяжелые цепи греха с человеческой души.
Я поблагодарил доброго человека, который впустил меня в храм. Он ответил мне кивком головы. Я вышел из храма с таким чувством, как будто был принят царицей в ее дворце, а город, погруженный в муравьиную суету, словно задыхающийся в атмосфере своих страстей, казался мне каким-то миражом. Помню руины церкви святой Варвары*
* Руины храма святой Варвары находятся на окраине г. Мцхета.
Сохранились часть стен и несколько плит около того места, где прежде были двери храма. Поверхность этих плит была гладкой, блестящей, будто отполированной искусным мастером: в течение столетий богомольцы входили по этим плитам в храм. Мне казалось, что здесь, где когда-то был алтарь, невидимо стоит святая Варвара и плачет о людях, забывших Бога и отдавших самих себя за бесценок сатане.
Около святых мест душа испытывает мир и покой, но это особый покой: с таким чувством путник приходит к своему родному дому и обретает у святых мест, даже на их руинах и развалинах, то, что искал давно,- мир души. Это не то, что принято называть спокойствием,- этот мир полон переживаний: здесь радость таинственной встречи со святой и тонкая скорбь, сладостно сосущая сердце,- скорбь о том, что столько времени из жизни было потеряно. Здесь как будто безмолвно поет тишина и сердце слышит дыхание вечности. Понимает душа человека, понимает как великую тайну, что единственно вечносущее - это благодать Божия, истинная реальность и смысл человеческой жизни, а остальное - хоровод призраков, прельщающих человека, и он всю жизнь бежит, как малый ребенок, за ускользающими от него тенями. Все подлежит перемене, все предано времени, как пожирающему огню.
Мне говорили, что по старому обычаю сюда приходят матери помолиться о больных детях. Ребенок - это часть сердца матери, а больной ребенок - это сердце, источающее слезы. Наверно, ни о чем так глубоко не может молиться женщина, как о спасении своего умирающего ребенка.
В душе человека хранится воспоминание о вечности. Душа - от Бога, она образ Божий, поэтому несет в себе частицу Неба. И здесь, у святыни, душа, будто пробуждаясь, вспоминает, откуда она, эта сияющая звезда, ставшая пленницей земли.
Я помню еще то время, когда храм Джвари*, венчающий вершину горы над Мцхета, представлял собой только величественный каменный остов. Двери были давно сняты, окна выбиты, деревянный крест, стоявший когда-то посреди церкви, сожжен. Узкая тропа по склону горы вела к монастырю.
* Храм Джвари (груз. Крест) был построен в VI веке.
Я помню день, когда гроза застала меня на Джвари. Струи дождя заливают храм. Ветер врывается внутрь покинутого святилища, словно хозяин, осматривающий свои владения: не спрятался ли кто-нибудь за колонной или в углу. Его шум похож то на свист неведомого зверя, то на глубокий вздох, вырывающийся из глубин земли. От этого ветра, льющегося, как невидимый поток, через сквозные пролеты, где были когда-то двери храма, некуда скрыться. Тело цепенеет, кажется, что холод проникает до самых костей. И в то же время, как ни странно, человека не покидает чувство глубокого спокойствия, словно за стенами храма он нашел защиту от врагов, как в крепостной башне.
Необычаен вид с горы, где находится храм. Долину застилает мгла, похожая на пену волн,- это густые струи дождя, колеблющиеся, как зыбь прибоя. В это время кажется, что между вершиной горы и миром, лежащим внизу, образовалось огромное пространство, точно сама скала - это каменная лестница, уходящая в небеса. Пронизывающие порывы ветра, внезапно заставшие путника на вершине горы, напоминают страсти, которые врываются в храм души, хранимой благодатью Божией.
И еще одно чувство испытывает путник: словно струи дождя смыли с души его грязь и черную накипь грехов, и он, будто обновленный в некоем подобии крещения в дожде и дыхании бури, с облегченным сердцем сходит вниз, благодаря Бога за это испытание.
Я с сожалением вспоминаю то время, когда на Джвари не было автомобильных дорог и туристов, с ничего не выражающими лицами разглядывающих святыню своими невидящими глазами. Разрушенные святыни были окружены величием тайны - теперь они выставлены напоказ, как на невольничьем рынке. По правилам Древней Церкви, еретик и неверующий не могли зайти в храм - теперь реклама зовет их посетить места, где было пролито столько мученической крови и молитвенных слез. Кажется, что в цветник, где растут небесные лилии, пустили пастись стадо, которое топчет эти цветы.
С горы открывается не только пространство горизонта, но и пространство неба. В разные времена года как будто даже звезды меняют свой вид. Весной они похожи на огненные еще не распустившиеся цветы; летом - на тысячи алмазных очей, которыми небо смотрит на землю; зимой - на сверкающие осколки льда то голубого, то розового, то прозрачно-хрустального цвета, а осенью - на жемчужные слезы, которые вдруг срываются с черных ресниц ночного неба и падают на землю. Но часто думаешь, что небо - это полог, за которым есть мир вечных сущностей, мир Божественного света, мир, не сравнимый ни с чем. А звезды - только иероглифы этого мира, изображенные на темно-синей катапетасме небес. И кажется, что звездное небо - это встреча времени с вечностью.
Мне вспоминается посещение храма, называемого Ломис Гиорги (Львиный Георгий). Здесь начинается предгорье Кавказа. Горы, врезающиеся, как каменные лезвия, в долины, похожи на лестницы и мосты, ведущие к воротам Кавказа - огромной крепости, стоящей между двумя частями света.
Церковь святого Георгия стоит в дебрях гор, на вершине скалы, словно святой Георгий попирает каменную громаду своей ногой. Трудно представить, как была построена эта церковь, как доставляли материал на такую высоту, каков был дух тех людей, которые, преодолев все препятствия, воздвигли храм, подобный знамени, поднятому ввысь над страной. Ни дорога, ни тропинка не ведут туда. Несколько верст надо пройти вверх по крутому склону, чтобы достичь этого храма. Дорога идет через лес. Вначале путник бывает поражен красотой горного леса. В летний солнечный день листва, как шатер, укрывает его от палящих лучей. Подъем становится все круче, иногда возможно идти вперед, лишь хватаясь за стволы кустарника и ветки деревьев. Обрывистые склоны скал сменяются изумрудными полянами, поросшими травой,- будто кто-то приготовил путнику ложе для отдыха. Хочется лежать не вставая и смотреть на качающиеся листья деревьев, сквозь которые пробивается голубизна небес.
Путь к храму напоминает плавание на корабле, когда один берег уже скрылся за горизонтом,- это мир, шумящий, как улей, а другой берег - святыня храма - еще не предстал перед глазами. А дорога, которой не видно ни начала ни конца, похожа на гладь океана.
Наступает время, когда путнику кажется, что его уже оставляют последние силы, что каждый шаг - это последнее напряжение его воли, что вот-вот он упадет на землю. Но это бывает чаще всего тогда, когда, заглядевшись на природу и душой как бы слившись с ней, он забывает об Иисусовой молитве, о том, что он идет к дому святого Георгия. И если молитва вновь проснется в его сердце и он будет внимать этой молитве, то силы снова возвратятся к нему и он почувствует, что имя святого Георгия подобно посоху, на который он опирается в пути, а имя Иисуса Христа - это сердце вселенной, которое дает жизнь его сердцу.
На пути к святыне два искушения. Первое - когда люди вместо молитвы начинают, может быть, сперва говорить о духовном, а затем их разговоры скатываются на мирское. Разговаривать на пути к святыне нельзя, как нельзя беседовать в храме. Святыня скроет себя от человека, не подготовившего свою душу к встрече с ней за время пути, его сердце будет не в силах воспринять и удержать благодать. Поэтому путь к святыне должен быть путем покаяния. Чем глубже кается человек, тем радостнее становится у него на сердце. Чем дольше и труднее путь, тем лучше. Человек почти физически ощущает, что вместе с потом, пропитавшим его рубаху, какая-то нечистота вышла из его души и тела. Второе - это красота природы, она подобна обоюдоострому ножу. Эта красота может говорить душе о вечной красоте духовного мира, о том, что она - только тени, только изломанные осколки той красоты, которую видел человек в Эдеме. Она может свидетельствовать о величии Творца, но чаще бывает другое. Эта красота манит к себе человека, захватывает его в плен, но не открывает перед ним неба, а заслоняет духовный мир. Поэтому человек должен следить за своим сердцем, чтобы видимое не отняло у него невидимого, благодарить Бога, создавшего этот мир, но больше пребывать в своем сердце с молитвой, потому что там сокровенно находится мир более прекрасный, чем земля и небо. Когда в сердце зазвучит молитва, то человек готов к тому, чтобы этот путь продлился еще на многие часы, тогда он понимает, почему храм построили на верху горы, почему к нему не проведена дорога, и сам путь по камням, через колючий кустарник, напоминает ему о том узком пути, который ведет к спасению.
...И вдруг перед глазами встает храм святого Георгия, как будто вершина скалы стала подножием другой, духовной, скалы. Здесь сердце особенно ощущает второе имя святого Георгия - Победоносец. Львом в Священном Писании символически назван Христос: «Лев от колена Иудина, Который раздавил главу змея»*. Львиный Георгий - это святой, укрепленный Духом Христа, святой, которого трепещут демоны.
* См.: Откр.5,5; Пс.73,13.
Около храма человек испытывает чувство, что святой Георгий исполнит каждое его прошение. Но, странное дело: он уже не хочет молиться о том земном, что раньше волновало его душу, что было пронизано страстями; он уже считает это недостойным молитвы, а просит, чтобы святой Георгий умолил Господа о прощении его грехов, о том, чтобы в загробном мире хоть иногда видеть ему лицо святого.
У стены храма висит тяжелая цепь, которую за столько веков никто не решился похитить. По преданию, это та цепь, которой святой Георгий был прикован к стене темницы по приказу Диоклетиана. Богомольцы кладут ее себе на плечи и так обходят храм; некоторые совершают этот путь на коленях. Ее с трудом поднимает мужчина, но я видел, как женщины и дети брали эту цепь и, шатаясь под ее тяжестью, шли вокруг храма, словно укрепляемые силой святого Георгия. Неся эту святыню на своих плечах, понимаешь, что твою тяжесть святой Георгий берет на себя.
Откуда появился этот храм, похожий на дивный цветок? Кто поднял сюда каменные плиты для стен, отточенные так, что лезвие ножа не может пройти между ними? Кажется, что стая горных орлов перенесла эти камни из долины в своих могучих когтях, чтобы послужить святому Георгию.
Около всех святых одно и то же чувство: что истинная жизнь здесь, а там, в миру,- одни сновидения, что здесь сердце открывает свои духовные очи, а там, в миру, погружается в тяжелую дремоту, от которой пробудить его могут только молитва покаяния или смерть.
Обратный путь кажется намного легче, словно ты приобрел богатство и хранишь его в тайне от людей, чтобы не потерять. И ты уже понимаешь, почему отшельники избегали смотреть на человеческие лица.
Святые отцы говорили: «Молчание созидает, а многословие расточает». Потому что благодать - это таинство будущего века, язык которого - безмолвие. И здесь, осененный лучом благодати, человек желает одного - чтобы этот луч не угас.
СХИИГУМЕН САВВА
Встречи со старцами убедили меня, что христианство проповедуется не только словом, но прежде всего - силой благодати, которая оживотворяет слово, делает его светоносным, а истину христианства очевидной и, дерзну сказать, как бы осязаемой. Благодать проникает в глубины сердца и дает человеку возможность пережить встречу с неведомым для него духовным миром. То, что при этом испытывает сердце человеческое, можно выразить словом «радость». Радость, которая не похожа на обычное эмоциональное переживание,- радость обретения самого главного в жизни - Того, Кто выше всякого слова.
Истинный проповедник христианства - только тот, кто стяжал благодать Духа Святого. Он проповедует о Христе даже когда молчит. Тайна будущего века открывается через благодать. Тот, кто стяжал ее, сам становится источником незримого света. Эта тайна отражается в его глазах, наполняет его слова духовной силой, от человека веет всепроникающим теплом, в котором хочется согреться,- как в зимнюю ночь окоченевшему от ледяного холода путнику хочется согреться, как бы оттаять около горящего костра.
Тот, кто стяжал благодать, становится очевидцем и свидетелем истины христианства. Более того, в своем лице он являет христианство миру, может быть, сам того не сознавая. На человека в определенном духовном состоянии благодать действует так ощутимо, что его надежда переходит в уверенность: он говорит, как имеющий власть, он молится, не сомневаясь, что его молитва будет услышана. Но в то же время он знает, что это действует не он, а благодать, посетившая его, и еще больше смиряется перед величием дара.
Нам надо знать умозрительные истины христианства, как карту дорог - тому, кто отправляется в далекий путь,- знать, чтобы не ошибиться и не пойти по ложной тропе. Но тот, кто занят только изучением богословия и других наук, полагая, что этого достаточно для спасения, подобен человеку, который часами сидит над картой, тщательно изучает ее, но так и не решается выйти за порог своего дома.
Путь христианина - стяжание благодати. Изучение церковных наук в духовных школах, знакомство с творениями святых отцов - это одеяние души, которое для многих необходимо, но это еще не сам человек: внутренне он образуется через подвиг жизни. Человек, исполняющий евангельские заповеди, понимает Евангелие лучше, чем ученый богослов, потому что ощущает в своей душе силу благодати, которая заключена в нем; понимает более глубоко, чем это может выразить человеческое слово. Он чувствует Евангелие как саму жизнь души.
В своей жизни я встречался с богословами, но ни один из них не произвел глубокого впечатления на мою душу. Эти встречи не могли согреть мое сердце. Ведь рассудок, предоставленный самому себе, холоден, как вспышки электрического света. Я чувствовал в этих людях какую-то сложность и неопределенность. Они могли помочь разрешить некоторые частные, умозрительные вопросы, в их словах звучала уверенность, но это была не спокойная уверенность истины, а раздражающая самоуверенность собственного интеллектуального превосходства. Им было трудно сказать: «Я не знаю». Это была какая-то «головная» религия, отключенная от сердца. Некоторые из них были искренне верующими и - я вынужден сказать резкое слово - не стеснялись молиться, но я не встречал ни одного, для которого центром духовной жизни являлось бы сердце. Оно было подавлено противоречивой информацией рассудка, который эти люди считали своим главным богатством. Подобно слепым, они могли рассказать о том, что слышали, но не могли показать того, что не видели. Я глубоко убежден в том, что ни обилие духовной литературы, ни богословские училища не могут сами по себе принести благую весть о Христе и христианстве лежащему в духовной тьме миру. Истинные проповедники - это подвижники, стяжавшие благодать через Иисусову молитву и очищение своей души от страстей. Чтобы говорить о Боге, надо выйти из плена этого мира, а внутреннюю свободу дает только благодать. Чтобы говорить о Боге, нужно возвыситься над миром, над его страстями, представлениями и, более того, над его мнимой правдой, надо стать иным, а иным человека может сделать только благодать.
Самым большим событием в своей жизни я считаю встречу со схиигуменом Саввой (Остапенко) 1 *.
* Здесь и далее: примечания, обозначенные цифирью, помещеные в конце книги.
Впервые я встретился с ним в 1955 году в монастырском корпусе Троице-Сергиевой Лавры, когда он ожидал приема у наместника обители - архимандрита Пимена (будущего Патриарха всея Руси). Отцу Савве предстояла разлука с Лаврой: вскоре после рукоположения в иеромонахи он оказался в числе гонимых светскими властями, а отчасти - и своими собратиями. Дело в том, что отца Савву постоянно окружал народ; около монастырских ворот можно было видеть толпу богомольцев, которые часами ожидали, когда он выйдет из келий, чтобы взять у него благословение или спросить о чем-то очень важном для себя. Какая сила притягивала к нему людей? Мне кажется - сила непрестанной молитвы, которая делает человека подобным духовному магниту. Молва о великом молитвеннике шла по всей Руси и с каждым днем собирала около него все больше духовных чад. Это было единственным и самым тяжелым обвинением против него для негласного суда. Такие суды, чем-то напоминающие «тройки» тридцатых годов, вершились в кабинетах уполномоченных при закрытых дверях. Гонения на отца Савву продолжались несколько лет со все возрастающей силой. Ложь, угрозы, притеснения, оскорбления, клевета обрушивались на него, будто удары молота, а он стоял неподвижно, как наковальня. Наконец власти потребовали, чтобы его перевели куда-нибудь подальше от столицы. Отец Савва уже получил указ о направлении его в Псково-Печерскую обитель и ожидал благословения наместника отправиться в путь.
С Троице-Сергиевой Лаврой было связано начало его духовной жизни. После открытия Лавры он, еще будучи в миру инженером-строителем, участвовал в восстановлении монастыря. Здесь он учился в семинарии, но настоящей духовной школой был для него Храм. Рассказывали, что во время церковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: «Где Остапенко?», то дежурные студенты отвечали: «У преподобного Сергия на молебне» или: «Читает записки на панихиде». Некоторым студентам это казалось странным, и они втихомолку подшучивали над ним (на что он отвечал только улыбкой), но когда приближались экзамены, то шутники первыми просили у него молитв. Многие впоследствии с благодарностью вспоминали отца Савву именно за то, что он своим примером учил их, что самое главное в жизни христианина, особенно священнослужителя,- непрестанная молитва.
Теперь отцу Савве предстояло расстаться с лаврскими монахами - своими духовными братьями и сослужителями, а также с многочисленными чадами, с которыми он был связан неразрывными узами любви; они не могли представить себе жизнь без своего духовного отца. Монах, покидающий монастырь, похож на мореплавателя, который оставляет пристань родного города и, направляясь к неведомым берегам, отдает себя простору моря,- только монах отдает себя Промыслу Божиему, непостижимому и более глубокому, чем океан.
Что меня поразило в отце Савве в тот день? - То, что он был совершенно спокоен, как будто все происходящее не касалось его, как будто вся его жизнь сосредоточилась в имени Иисуса Христа, а до остального ему мало дела. Он вверил себя и свое сокровище - чад своих - воле Божией и Покрову Пресвятой Богородицы. Мне казалось, что если бы его послали не в Печерский монастырь, а в степи Казахстана или в заполярную тундру, то он принял бы это с таким же душевным миром и готовност<