Давайте же теперь рассмотрим эти заблуждения в отдельности.
1. Аль-Бути ошибочно предположил, что испрашивание благословения и поиск близости к Аллаху – одно и то же.
В своей книге он сказал: «…искать близости к Аллаху посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, желательно и дозволенно. И тем более разрешается просить Аллаха о чем-либо ради самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха».
На первый взгляд кажется, что доктор аль-Бути провел аналогию между поиском близости посредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и испрашиванием благословения посредством того, что осталось после него. Он даже назвал такого рода испрашивание благословения «поиском близости». Сказанное нами подтверждается еще и тем, что после цитирования преданий о том, как сподвижники испрашивали благословение посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, автор сказал: «И если разрешается искать близости посредством тех материальных вещей, оставшихся после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то разве можно запретить искать близости посредством его высокого положения перед Великим Аллахом? Или посредством того, что он был милостью к мирам?»[102]
Однако очень скоро автор отказался от собственного суждения по аналогии, заявив, что выражения «испрашивание благословения» (التبرك) и «поиск близости» (التوسل) имеют одинаковый смысл. Он сказал: «Не подумай, что мы проводим аналогию между поиском близости к Аллаху и испрашиванием благословения. В этом вопросе нет необходимости прибегать к сравнениям, потому что выражения «испрашивание благословения» и «поиск близости» имеют одинаковый смысл. Они означают, что человек просит у Аллаха благо и благословение посредством чего-либо или кого-либо. Просить Аллаха о чем-либо ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или ради того, что осталось после него, ради его одежды – это отдельные составляющие одного широкого понятия. Это – поиск близости к Аллаху, законность которого подтверждается достоверными хадисами. Их общий смысл распространяется на любые формы поиска близости к Аллаху, что знатоки основ правоведения называют «пересмотром условия» (تنقيح المناط)».
В действительности очевидный смысл предыдущего высказывания доктора аль-Бути является гораздо менее существенной ошибкой, чем его последнее суждение, потому что между поиском близости к Аллаху и испрашиванием благословения существует большая разница. Тот, кто приравнивает эти два понятия, допускает ужасную ошибку и совершенно не разбирается в религиозных вопросах. Такую ошибку не позволит себе ни один уважающий себя богослов.
Испрашивая благословение посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, человек надеется получить пользу, которую мог принести только Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Пытаясь же приблизиться к Аллаху, человек прибегает к узаконенному шариатом «средству» в надежде, что Всевышний Аллах примет его мольбу ради этого. Например, он может сказать: «О Боже, прости меня ради того, что я люблю Твоего пророка, мир ему и благословение Аллаха». Таким образом, между этими двумя понятиями есть два явных различия.
Во-первых, испрашивая благословение, человек пытается обрести благо только в этом мире, тогда как искать близость к Аллаху можно ради обретения блага и в этом мире, и в Последней Жизни.
Во-вторых, испрашивая благословение, верующий, как мы уже разъяснили, только надеется получить от этого пользу в скором времени. В то же время, ища близости к Аллаху, человек должен обязательно обратиться к Нему с мольбой. Без этого нельзя пытаться приблизиться к Аллаху.
Для пояснения этого скажем, что мусульманин может приблизиться к Аллаху, например, упоминая Его прекрасные имена. При этом он может попросить Аллаха о каком-либо благе в этом мире или в Последней Жизни, будь то земное богатство или спасение от Ада. В частности, он может сказать: «О Боже, прошу Тебя исцелить меня и ввести в Рай, ведь Ты – Единственный, Самодостаточный». Никто не может упрекнуть его за такое поведение. В то же время ему не разрешается поступать так, испрашивая благословение посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он не может сказать, например: «О Боже, прости меня и помилуй ради рубашки Твоего пророка, ради его слюны или мочи». Если кто-либо поступит так, то люди обязательно усомнятся не только в справедливости его воззрений и набожности, но и в его благоразумии и умственном развитии. Из слов доктора аль-Бути получается, что он считает дозволенным такой странный способ приближения к Аллаху. Он полагает, что между таким приближением к Богу и испрашиванием благословения нет никакой разницы, и это – грубая ошибка. Но, несмотря на это, он не постеснялся обвинить в этом салафитов. Полагаю, теперь читателям ясно, кто из нас действительно запутался и ошибся.
Поистине, все это напоминает мне поговорку: «Валить с больной головы на здоровую». Прав был благородный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда сказал: «В ранних пророчествах говорилось: если тебе не стыдно, то поступай, как пожелаешь!»[103]
К словам доктора аль-Бути нужно сделать еще одно очень важное замечание. По его мнению, из достоверных хадисов следует, что искать близость к Аллаху можно любым способом, однако это не так. Эти слова – всего лишь безосновательное предположение, которое представляется правдивым только самому автору. Из достоверных сообщений известно, что искать близости к Аллаху посредством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, можно было только благодаря его мольбе. Обо всем этом мы уже говорили в этой книге. Что же касается просьб ради высокого положения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или ради того, что осталось после него, то такого рода приближение к Аллаху не подтверждается ни Кораном, ни Сунной. И мы требуем от доктора аль-Бути показать нам хотя бы один достоверный хадис, подтверждающий его заявление, и мы твердо убеждены в том, что он не найдет такого хадиса. Мы уже привыкли к тому, что он выносит важные суждения, не опираясь на доказательства, и делает пространные заявления, не имеющие никакого основания. Его мнение кажется ему правильным, и читатель должен соглашаться с его словами и верить ему. Ни дай Бог, он спросит его о доказательствах! Этого ни в коем случае нельзя делать, ведь это – дурной тон, маловерие и путь салафитов! Боже упаси!