ПоСанкт-Петербургскому Казанскому кафедральному собору
Составлена экскурсоводом Панасенко Галиной Стефановной
Автор текста аудиогида по Казанскому кафедральному собору – Феофанова Наталья Петровна, заслуженный работник культуры РФ.
Санкт-Петербург
Настоящие методические рекомендации подготовлены Культурно-просветительским центром Казанского кафедрального собора. Они предназначены для всех экскурсоводов, в том числе и для гидов-переводчиков как руководство при составлении ими самостоятельной обзорной экскурсии по собору.
Методические рекомендации состоят из:
1. вступления, где сформулированы цели и задачи экскурсии, обозначены главные темы, указан предполагаемый;
2. маршрут экскурсии и предложенные логические переходы, согласно раскрываемых во время экскурсии основных тем.
К методической рекомендации прилагаетсядополнительный справочный материал по истории Казанского собора, словарь архитектурных и церковных терминов, правила посещения Казанского собора в составе экскурсионных группи рекомендуемый список литературы.
Цель и задачи экскурсии
Цель – показать Казанский собор как главный, кафедральный собор Санкт-Петербург, как храм-реликварий, возведенный для чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Задачи:
- раскрыть значение Казанского собора жизни Петербурга и России;
- познакомить посетителей с устройством собора;
- подчеркнуть, что Казанский собор является величайшим памятником синтеза архитектуры, скульптуры и живописи;
- рассказать о роли Казанского собора в период богоборчества и в годы Великой Отечественной войны.
Общая продолжительность обзорной экскурсии– 1-1,5 часа.
Вступление
Вступление состоит из организационной и тематической частей.
Организационная:
- экскурсоводу необходимо представиться, поздравить с праздником, который празднуется в этот день по православному календарю;
- тактично объяснить экскурсантам правила поведения в православном храме, сообщитьо примерной продолжительности экскурсии, поинтересоваться,
каким временем они располагают.
Тематическая:
- озвучить тему экскурсии;
- Казанский собор – кафедральный собор Петербурга, возведенный специально для чудотворной иконы Божией Матери.
- охарактеризовать собор как выдающийся памятник русского классицизма, образец блестящего синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Подчеркнуть ансамблевое решение собора. Раскрыть роль собора в жизни Санкт-Петербурга и России.
Два варианта маршрута по Казанскому собору.
Вариант 1 – включает знакомство с архитектурно-пространственным решением собора, декоративным убранством фасадов и начинается маршрут с показа двух площадей перед собором.
1 остановка - западный фасадКазанского собора=>2 остановка – южный фасад =>3 остановка - придел святых Антония и Феодосия Киево-Печерских и захоронение генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова =>4 остановка - Казанская икона Божией Матери =>5 остановка – центральный неф храма, портреты архитектора А.Н. Воронихина и графа А.С. Строганова=>6 остановка - подкупольное пространство, Царское место, кафедра=> 7 остановка –придел Рождества Богородицы, Голгофа =>8 остановка – заключение - центральный неф у двойной колоннады.
Вариант 2 -только интерьеры Казанского собора.
Начало экскурсии. Главный вход. Центральный неф =>2. Переход в северную часть храма.=>3.переход в придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. =>4. переход к иконостасу придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских =>5. переход в центральную часть храма=>6. Иконостас главного нефа. =>7. переход вЮжный придел Рождества Богородицы. =>8. Южный придел Рождества Пресвятой Богородицы=>9. Южная апсида. Голгофа. =>10. Заключение.
Схема маршрута:
Маршрут | Место, где поставить группу | Подтемы | Объекты показа | Краткое содержание | Организационные указания | Примерные варианты логических переходов от данной остановки к следующей |
1. Начало экскурсии. Главный вход. Центральный неф. | По центру у западного входа. | История создания Казанского собора и архитектурное решение. | Три части православного храма: притвор, храмовый зал, алтарь. Мемориальные доски императорам ПавлуI и Александру I, портретыГ.А. Строганова иархитектора А.Н. Воронихина; Изображения апостолов между верхними и нижними окнами стен. | - особенности планировки Казанского собора как собора-реликвария, - собор св. апостола Петра в Риме и Казанский собор (общее и отличия); - Казанский собор – памятник эпохи классицизма; - храм-памятник Отечественной войне 1812 года, - русские традиции в решении Казанского собора. - русский архитектор, русские мастера, русские материалы; - заказчики: императоры ПавелIи АлександрI. - Роль графа А.С. Строганова и автор проекта - архитектор А.Н. Воронихин. | - во вступлении ознакомить с правилами поведения в храме. - поставить группу таким образом, чтобы группа не стояла спиной к алтарю. | Главная часть собора – алтарь, отделенный от храма иконостасом. В иконостасе всегда находилась и в настоящее время находится Казанская икона Божией Матери. Торжественность проходов к иконе усиливается мерным ритмом колонн и изображением святых апостолов. |
2. Переход в северную часть храма. | У алтаря напротив Казанской иконы Божией Матери. | Казанская икона Божией Матери – покровительница династии Романовых. | Казанская икона Божией Матери. | - обретение иконы отроковицей Матроной в Казани в 1579 г. - московский список государей Романовых. - помощь иконы в борьбе с поляками в 1612 г. - перемещение списка в СПб в 1710 г. в часовню на Петроградской стороне, а затем в каменную церковь Рождества Богородицы. - постройка собора явления Казанской Божией Матери в 1811 г. - годы лихолетья (революция, блокада, музей истории религии и атеизма) и последующее возвращение иконы в родные стены 21 июля 2001 г., учреждение особого празднования Казанской иконы Божией Матери по всей России. | - при большом скоплении народа отойди к ограждению, чтобы не мешать молящимся. | Казанская икона Божией Матери во время войны 1812 года. Фельдмаршал М.И.Кутузов - захоронение. |
3. переход в придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. | У решетки вокруг гранитной плиты над склепом в северном приделе собора. | Казанский собор – первый памятник Отечественной войны 1812 г. | Картина Федора Алексеева «Прославление иконы Казанской Божьей Матери на Красной площади после освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году». Военные трофеи собора: знамена, штандарты, ключи от городов, знамя. Доска с эпитафией и Смоленская икона Божией Матери над могилой Кутузова. | - моление Кутузова у Казанской иконы Божией Матери перед отъездом на фронт. - переданные в дар собору отбитые Кутузовым у французов 40 пудов серебра. - военные трофеи собора. - похороны Кутузова в соборе 13 июня 1813 г. - благодарность и вечное почитание памяти полководца А.С. Пушкин выразил в стихотворении. | Благоговейное, почтительное отношение к месту захоронения великого полководца. | Кутузов был похоронен в приделе святых Антония и Феодосия Печерских. |
4. переход к иконостасу придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. | напротив иконы святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. | Установление крестного хода из Казанского собора в Александро-Невскую лавру. | Икона прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Иконостас северного придела (иконысвв. равноапп. царицы Елены и императора Константина,свв. апп. Филиппа и Лаврентия). | - Александро-Невский монастырь – третий по времени монастырь, ставший в 1797 году лаврой. Первая лавра России- Киево-Печерская, основанная прпп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. - Петр I и равноапостольный император Константин. - установление Крестного хода с Казанской иконой императрицей Елизаветой Петровной. | Группа не должна мешать входящим в храм через северный вход. | В Казанском соборе было освящено 3 престола: главный в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно эта центральная часть храма и выглядит наиболее парадной. |
5. переход в центральную часть храма. | ставим группу под куполом собора. | Художественное убранство Казанского собора. | Роспись купола: «коронование Божией Матери» (не сохранилась), четыре евангелиста в парусах, росписи в технике «гризаль» в барабане купола вместо первоначальных горельефов. Евангельские сюжеты в росписи барабана, их связь с горельефами на южной и северных стене собора. Камень в убранстве собора и его использование в оформлении Царского места и кафедры. | Купол Казанского собора – первый железный купол России диаметром 17 метров. Первоначальная роспись купола и сохранившееся изображение. Использование разных видов мрамора в декоре Казанского собора, кварцита и сланца. | - слева или справа от Царского места, лицом к алтарю. | Помимо декоративного камня, росписи, горельефов в убранстве Казанского собора был использован драгоценный металл - серебро, отвоеванное у французов. |
6. иконостас главного нефа. | желательно ближе к иконостасу или справа у ковчегов с мощами | Древнерусский иконостас и художественное решение иконостаса Казанского собора, материалы. | Икона «Тайная вечеря» в своде алтаря и запрестольные образы: «Введение во храм Божией Матери», «Покров Божией Матери» и «Взятие Божией Матери на небо» (напомнить, что этот же сюжет они видели в росписи барабана купола). Иконы на пилонах трех святителей: Григория Богослова и Василия Великого и Иоанна Златоуста и мощевики. | - иконостас в православном храме. - иконы в центральном иконостасе Казанского собора, мощи святых угодников | Показ мощей начинать с мощевика с Частицей Пояса Богородицы и частицами мощей свв. првд. Иоакима и Анны. Мощи апостола Андрея Первозванного. Частицы мощей св. Лазаря, еп. Китийского, святителя Дмитрия Ростовского, святого Константина Богородицкого, преподобного Варлаама, Иосиф Волоцкий, святых Петра и Февронии и святогоАгафангела. | Освящение придела в честь праздника Рождества Богородицы связано с тем, что первый храм, где хранилась Казанская икона Божией Матери, возведенный на Невском проспекте, был освящен в честь праздника Рождества Богородицы. |
7. переход в Южный придел Рождества Богородицы. | напротив мраморной закладной доски | Храм Рождества Богородицы – один из первых Петербургских храмов в честь Божией Матери. | Закладная мраморная доска XVIII века из стены церкви Рождества Богородицы и придел пресвятой Рождества Богородицы.. | - рассказ о первой каменной церкви на Невском пр. как о главном храме СПб середины XVIII в., на ее месте сейчас сквер и фонтан. - праздник Рождества Богородицы. Покров Божией Матери над Петербургом. | В иконостасе придела Рождества Богородицы сохранилась старинная икона праздника, выполненная московскими мастерами-иконописцами. | |
8. Южный придел Рождества Пресвятой Богородицы | напротив иконостаса у иконы Рождества Богородицы | Сохранившиеся старые иконы Казанского собора, написанные знаменитыми русскими живописцами. | Икона Рождества Богородицы московского письма. Образ Спасителя художнка Григория Угрюмова. Образ святого архидиакона Стефана (копия с работы М. Воронова). Образ св. ап. Прохора кисти Степана Щукина. Образ св.вмч. Екатерины (худож. Владимир Боровиковский). | - иконография праздника Рождества Пресвятые Богородицы. - описание икон святых в иконостасе. - закрытие Казанского собора. - собор в годы блокады. - размещение в соборе музея истории религии и атеизма. | Революция в России – русская Голгофа.Путь со Христом. | |
9. Южная апсида. Голгофа. | у Креста | Новомученики и исповедники петроградские – путь со Христом. | Горельеф «Взятие Христа воинам в вертограде». Голгофа. Ковчег с частицей древа Креста Господня. Терновый венец. Часть камня от пещеры Гроба Господня и частичка древа дуба Мамврикийского. Копия Туринской плащаницы. | - страстные святыни в Казанском соборе. - установление Голгофы на средства прихожан в честь чуда о выжившей в крушении поезда царской семьи. - настоятель Казанского сбора с 1913 года - свщмч. Философ Орнатский. | Обретение в 1990-е годы мощей свв. Серафима Саровского и ИоасафаБелгородского и передача Казанского собораверующим. Жизнь Казанского собора в настоящее время. | |
10. Заключение. | в центральном нефе собора, исходя из конкретной ситуации в храме | Празднование 200-летия собора в 2012 году. Казанскй собор в настоящее время. Последние события в православной жизни храма. |