Методическая разработкаобзорной экскурсии
Методическая разработкаобзорной экскурсии
ПоСанкт-Петербургскому Казанскому кафедральному собору
Составлена экскурсоводом Панасенко Галиной Стефановной
Автор текста аудиогида по Казанскому кафедральному собору – Феофанова Наталья Петровна, заслуженный работник культуры РФ.
Санкт-Петербург
Настоящие методические рекомендации подготовлены Культурно-просветительским центром Казанского кафедрального собора. Они предназначены для всех экскурсоводов, в том числе и для гидов-переводчиков как руководство при составлении ими самостоятельной обзорной экскурсии по собору.
Методические рекомендации состоят из:
1. вступления, где сформулированы цели и задачи экскурсии, обозначены главные темы, указан предполагаемый;
2. маршрут экскурсии и предложенные логические переходы, согласно раскрываемых во время экскурсии основных тем.
К методической рекомендации прилагаетсядополнительный справочный материал по истории Казанского собора, словарь архитектурных и церковных терминов, правила посещения Казанского собора в составе экскурсионных группи рекомендуемый список литературы.
Цель и задачи экскурсии
Цель – показать Казанский собор как главный, кафедральный собор Санкт-Петербург, как храм-реликварий, возведенный для чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Задачи:
- раскрыть значение Казанского собора жизни Петербурга и России;
- познакомить посетителей с устройством собора;
- подчеркнуть, что Казанский собор является величайшим памятником синтеза архитектуры, скульптуры и живописи;
- рассказать о роли Казанского собора в период богоборчества и в годы Великой Отечественной войны.
Общая продолжительность обзорной экскурсии– 1-1,5 часа.
Вступление
Вступление состоит из организационной и тематической частей.
Организационная:
- экскурсоводу необходимо представиться, поздравить с праздником, который празднуется в этот день по православному календарю;
- тактично объяснить экскурсантам правила поведения в православном храме, сообщитьо примерной продолжительности экскурсии, поинтересоваться,
каким временем они располагают.
Тематическая:
- озвучить тему экскурсии;
- Казанский собор – кафедральный собор Петербурга, возведенный специально для чудотворной иконы Божией Матери.
- охарактеризовать собор как выдающийся памятник русского классицизма, образец блестящего синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Подчеркнуть ансамблевое решение собора. Раскрыть роль собора в жизни Санкт-Петербурга и России.
Два варианта маршрута по Казанскому собору.
Вариант 1 – включает знакомство с архитектурно-пространственным решением собора, декоративным убранством фасадов и начинается маршрут с показа двух площадей перед собором.
1 остановка - западный фасадКазанского собора=>2 остановка – южный фасад =>3 остановка - придел святых Антония и Феодосия Киево-Печерских и захоронение генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова =>4 остановка - Казанская икона Божией Матери =>5 остановка – центральный неф храма, портреты архитектора А.Н. Воронихина и графа А.С. Строганова=>6 остановка - подкупольное пространство, Царское место, кафедра=> 7 остановка –придел Рождества Богородицы, Голгофа =>8 остановка – заключение - центральный неф у двойной колоннады.
Вариант 2 -только интерьеры Казанского собора.
Начало экскурсии. Главный вход. Центральный неф =>2. Переход в северную часть храма.=>3.переход в придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. =>4. переход к иконостасу придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских =>5. переход в центральную часть храма=>6. Иконостас главного нефа. =>7. переход вЮжный придел Рождества Богородицы. =>8. Южный придел Рождества Пресвятой Богородицы=>9. Южная апсида. Голгофа. =>10. Заключение.
Схема маршрута:
Маршрут | Место, где поставить группу | Подтемы | Объекты показа | Краткое содержание | Организационные указания | Примерные варианты логических переходов от данной остановки к следующей |
1. Начало экскурсии. Главный вход. Центральный неф. | По центру у западного входа. | История создания Казанского собора и архитектурное решение. | Три части православного храма: притвор, храмовый зал, алтарь. Мемориальные доски императорам ПавлуI и Александру I, портретыГ.А. Строганова иархитектора А.Н. Воронихина; Изображения апостолов между верхними и нижними окнами стен. | - особенности планировки Казанского собора как собора-реликвария, - собор св. апостола Петра в Риме и Казанский собор (общее и отличия); - Казанский собор – памятник эпохи классицизма; - храм-памятник Отечественной войне 1812 года, - русские традиции в решении Казанского собора. - русский архитектор, русские мастера, русские материалы; - заказчики: императоры ПавелIи АлександрI. - Роль графа А.С. Строганова и автор проекта - архитектор А.Н. Воронихин. | - во вступлении ознакомить с правилами поведения в храме. - поставить группу таким образом, чтобы группа не стояла спиной к алтарю. | Главная часть собора – алтарь, отделенный от храма иконостасом. В иконостасе всегда находилась и в настоящее время находится Казанская икона Божией Матери. Торжественность проходов к иконе усиливается мерным ритмом колонн и изображением святых апостолов. |
2. Переход в северную часть храма. | У алтаря напротив Казанской иконы Божией Матери. | Казанская икона Божией Матери – покровительница династии Романовых. | Казанская икона Божией Матери. | - обретение иконы отроковицей Матроной в Казани в 1579 г. - московский список государей Романовых. - помощь иконы в борьбе с поляками в 1612 г. - перемещение списка в СПб в 1710 г. в часовню на Петроградской стороне, а затем в каменную церковь Рождества Богородицы. - постройка собора явления Казанской Божией Матери в 1811 г. - годы лихолетья (революция, блокада, музей истории религии и атеизма) и последующее возвращение иконы в родные стены 21 июля 2001 г., учреждение особого празднования Казанской иконы Божией Матери по всей России. | - при большом скоплении народа отойди к ограждению, чтобы не мешать молящимся. | Казанская икона Божией Матери во время войны 1812 года. Фельдмаршал М.И.Кутузов - захоронение. |
3. переход в придел преподобных Антония и Феодосия Печерских. | У решетки вокруг гранитной плиты над склепом в северном приделе собора. | Казанский собор – первый памятник Отечественной войны 1812 г. | Картина Федора Алексеева «Прославление иконы Казанской Божьей Матери на Красной площади после освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году». Военные трофеи собора: знамена, штандарты, ключи от городов, знамя. Доска с эпитафией и Смоленская икона Божией Матери над могилой Кутузова. | - моление Кутузова у Казанской иконы Божией Матери перед отъездом на фронт. - переданные в дар собору отбитые Кутузовым у французов 40 пудов серебра. - военные трофеи собора. - похороны Кутузова в соборе 13 июня 1813 г. - благодарность и вечное почитание памяти полководца А.С. Пушкин выразил в стихотворении. | Благоговейное, почтительное отношение к месту захоронения великого полководца. | Кутузов был похоронен в приделе святых Антония и Феодосия Печерских. |
4. переход к иконостасу придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. | напротив иконы святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. | Установление крестного хода из Казанского собора в Александро-Невскую лавру. | Икона прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Иконостас северного придела (иконысвв. равноапп. царицы Елены и императора Константина,свв. апп. Филиппа и Лаврентия). | - Александро-Невский монастырь – третий по времени монастырь, ставший в 1797 году лаврой. Первая лавра России- Киево-Печерская, основанная прпп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. - Петр I и равноапостольный император Константин. - установление Крестного хода с Казанской иконой императрицей Елизаветой Петровной. | Группа не должна мешать входящим в храм через северный вход. | В Казанском соборе было освящено 3 престола: главный в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно эта центральная часть храма и выглядит наиболее парадной. |
5. переход в центральную часть храма. | ставим группу под куполом собора. | Художественное убранство Казанского собора. | Роспись купола: «коронование Божией Матери» (не сохранилась), четыре евангелиста в парусах, росписи в технике «гризаль» в барабане купола вместо первоначальных горельефов. Евангельские сюжеты в росписи барабана, их связь с горельефами на южной и северных стене собора. Камень в убранстве собора и его использование в оформлении Царского места и кафедры. | Купол Казанского собора – первый железный купол России диаметром 17 метров. Первоначальная роспись купола и сохранившееся изображение. Использование разных видов мрамора в декоре Казанского собора, кварцита и сланца. | - слева или справа от Царского места, лицом к алтарю. | Помимо декоративного камня, росписи, горельефов в убранстве Казанского собора был использован драгоценный металл - серебро, отвоеванное у французов. |
6. иконостас главного нефа. | желательно ближе к иконостасу или справа у ковчегов с мощами | Древнерусский иконостас и художественное решение иконостаса Казанского собора, материалы. | Икона «Тайная вечеря» в своде алтаря и запрестольные образы: «Введение во храм Божией Матери», «Покров Божией Матери» и «Взятие Божией Матери на небо» (напомнить, что этот же сюжет они видели в росписи барабана купола). Иконы на пилонах трех святителей: Григория Богослова и Василия Великого и Иоанна Златоуста и мощевики. | - иконостас в православном храме. - иконы в центральном иконостасе Казанского собора, мощи святых угодников | Показ мощей начинать с мощевика с Частицей Пояса Богородицы и частицами мощей свв. првд. Иоакима и Анны. Мощи апостола Андрея Первозванного. Частицы мощей св. Лазаря, еп. Китийского, святителя Дмитрия Ростовского, святого Константина Богородицкого, преподобного Варлаама, Иосиф Волоцкий, святых Петра и Февронии и святогоАгафангела. | Освящение придела в честь праздника Рождества Богородицы связано с тем, что первый храм, где хранилась Казанская икона Божией Матери, возведенный на Невском проспекте, был освящен в честь праздника Рождества Богородицы. |
7. переход в Южный придел Рождества Богородицы. | напротив мраморной закладной доски | Храм Рождества Богородицы – один из первых Петербургских храмов в честь Божией Матери. | Закладная мраморная доска XVIII века из стены церкви Рождества Богородицы и придел пресвятой Рождества Богородицы.. | - рассказ о первой каменной церкви на Невском пр. как о главном храме СПб середины XVIII в., на ее месте сейчас сквер и фонтан. - праздник Рождества Богородицы. Покров Божией Матери над Петербургом. | В иконостасе придела Рождества Богородицы сохранилась старинная икона праздника, выполненная московскими мастерами-иконописцами. | |
8. Южный придел Рождества Пресвятой Богородицы | напротив иконостаса у иконы Рождества Богородицы | Сохранившиеся старые иконы Казанского собора, написанные знаменитыми русскими живописцами. | Икона Рождества Богородицы московского письма. Образ Спасителя художнка Григория Угрюмова. Образ святого архидиакона Стефана (копия с работы М. Воронова). Образ св. ап. Прохора кисти Степана Щукина. Образ св.вмч. Екатерины (худож. Владимир Боровиковский). | - иконография праздника Рождества Пресвятые Богородицы. - описание икон святых в иконостасе. - закрытие Казанского собора. - собор в годы блокады. - размещение в соборе музея истории религии и атеизма. | Революция в России – русская Голгофа.Путь со Христом. | |
9. Южная апсида. Голгофа. | у Креста | Новомученики и исповедники петроградские – путь со Христом. | Горельеф «Взятие Христа воинам в вертограде». Голгофа. Ковчег с частицей древа Креста Господня. Терновый венец. Часть камня от пещеры Гроба Господня и частичка древа дуба Мамврикийского. Копия Туринской плащаницы. | - страстные святыни в Казанском соборе. - установление Голгофы на средства прихожан в честь чуда о выжившей в крушении поезда царской семьи. - настоятель Казанского сбора с 1913 года - свщмч. Философ Орнатский. | Обретение в 1990-е годы мощей свв. Серафима Саровского и ИоасафаБелгородского и передача Казанского собораверующим. Жизнь Казанского собора в настоящее время. | |
10. Заключение. | в центральном нефе собора, исходя из конкретной ситуации в храме | Празднование 200-летия собора в 2012 году. Казанскй собор в настоящее время. Последние события в православной жизни храма. |
Начало экскурсии.
Здравствуйте! Вы находитесь в Казанском кафедральном соборе – главном храме Санкт-Петербургской епархии.
Экскурсия знакомит с историей и архитектурой уникального памятника русского зодчества, рассказывает о Казанской иконе Божией Матери и других святынях собора, о первом храме – памятнике Отечественной войны 1812 года.
Казанский собор получил название по своей чтимой святыне – чудотворной Казанской иконе Божией Матери – покровительнице Санкт-Петербурга и царской династии Романовых. Святитель Митрофан Воронежский, сподвижник Петра I, предсказал: «До тех пор, пока Она будет и перед ней будут молиться православные, в город не вступит нога вражеская».
Созданный для этой иконы великолепный собор стал украшением Невского проспекта. Возведенный в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина он является одним из самых совершенных памятников русского классицизма.
История навеки связала Казанский собор с памятью об Отечественной войне 1812 года. Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, был погребен здесь в 1813 году. Скульптурные монументы полководцам Кутузову и Барклаю де Толли на площади у собора утвердили собор как «Священный памятник священной войне».
Продолжительность экскурсии – 40 минут.
Центральный иконостас
Первоначально главный иконостас Казанского собора был создан, как и боковые иконостасы, по проекту Андрея Воронихина. По его же эскизу образы для иконостаса создавали видные мастера классицизма: Владимир Боровиковский – Царские врата.
Андрей Иванов, Алексей Егоров, Григорий Угрюмов –иконостас.
Сейчас Вы видите копии, оригиналы находятся в Русском музее.
В алтаре сохранились запрестольные образы «Введение во храм Божией Матери» Петра Басина, «Покров Божией Матери» Федора Бруни и «Взятие Божией Матери на небо» Карла Брюллова. Эти прекрасные подлинные образы предстают взору во время службы, когда открыты Царские врата. В эти моменты можно увидеть и воссозданный по историческим чертежам престол.Идарохранительницу– подарок графа Строганова на освящение собора.
Во время войны с Наполеоном донские казаки отбили у французов обоз с серебром – переплавленную утварь из ограбленных русских церквей. Сорок пудов драгоценного металла решено было пустить на изготовление нового иконостаса Казанского собора. Был устроен конкурс, победителем которого стал молодой архитектор Константин Тон. В 1837 году (к 25-летию победы над армией Наполеона) по его проекту серебряный иконостас был отлит. Четыре колонны из алтайской яшмы по бокам от Царских врат дополняли его убранство.
После революции в 1922 году, когда изымали церковные ценности, иконостас был варварски разрушен. Высокохудожественное серебро было содрано штыками. Иконы в иконостасе тогда оставили, в том числе и Казанскую икону Божией Матери, но уже без драгоценной ризы. Не уцелели и колонны из яшмы – их тоже вывезли. В 1930 году многие иконы, выполненные выдающимися русскими живописцами, были переданы в музеи.
Иконостас, который Вы видите, был полностью воссоздан по оригинальным чертежам в 2001 году и покрыт сусальными серебром и золотом. Заново создали колонны из искусственного мрамора – стюка. С икон, хранящихся в музейных собраниях, были исполнены живописные копии.
Главное, что старинный список Казанской иконы Божией Матери вновь обрел свое родное место.
По обеим сторонам от главного иконостаса на подкупольных столбах помещаются два больших живописных полотна художника Василия Шебуева, изображающих великих святителей: коленопреклоненных Григория Богослова и создателя чина Божественной литургии Василия Великого. Под картиной святителя Василия Великого, у правого пилона находятся мощевики.
Мощевики
У правого пилона главного иконостаса собора хранятся православные святыни – частицы мощей святых, среди которых мощи святого Лазаря, епископа Китийского, святого Константина Богородицкого, преподобных Варлаама Серпуховского и Иосифа Волоцкого, Дмитрия Ростовского, покровителей семьи и супружества Петра и Февронии Муромских, святого Агафангела Ярославского и частица древа Креста Господня.
Рядом – мощевик с частицей пояса Пресвятой Богородицы и частицами святых мощей святого праведного отца Иоакима и святой праведной матери Анны – родителей святой Девы Марии.
Данные святыни поступили в Казанский собор в дар от благотворителей и попечителей Казанского собора. В храме находятся и другие частицы святых мощей, как правило, хранящиеся со святыми образами.
Мощевики, или по-гречески – «энколпионы», пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь.«Бог, – поучает святой Иоанн Златоуст, – для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда». После революции в период богоборчества из собора были изъяты все ценности, в том числе святые мощи.
С 1990 года началось постепенное возрождение храма. В соборе произошли чудесные события, связанные с обретением, казалось, навсегда утраченных реликвий.
В 1990 году Музей религии готовился к переезду из здания Казанского собора. При сборах был обнаружен предмет прямоугольной формы, зашитый в холст. Когда вспороли холст, произошла неожиданная и дивная находка – открылись нетленные мощипреподобного Серафима Саровского. На руках святого сохранились поручи и светлые рукавицы, на одной из которых было написано «Святый отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас». Мощи торжественно были переданы в Дивеево. За чудом обретения мощей преподобного Серафима вскоре последовало новое – в соборе обнаружили святые мощи святителя Иоасафа Белгородского, спрятанные на чердаке. Мощи переданы в Белгородский кафедральный собор. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «их обретение – еще одна милость Божия, которую Господь дает нам для укрепления в скорбях».
Южная апсида. Голгофа
В южной апсиде Богородичного придела находится Голгофа. На этом месте крест с распятием был поставлен в соборе в память о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении поезда в Борках.
17 октября 1888 года царская семья возвращалась из Ялты в Петербург. Состав, двигавшийся с большой скоростью, сошел с рельсов и опрокинулся. Во время крушения вся семья находилась в столовом вагоне, который от удара сложился как карточный домик, при этом все члены царской семьи остались живы, что было воспринято, как чудо и произвело сильное впечатление на современников.
Прихожане храма собрали деньги,на которые по проекту архитектора Никонова была исполнена Голгофа. У основания –ковчег с частицей древа Креста Господня. Согласно православной традиции, именно у Голгофы православные поминают умерших и молятся о спасении их душ. Сейчас Вы видите воссозданную по историческим материалам Голгофу, первоначальная была утрачена после революции. Рядом с крестом – терновый венец, символ мученических страданий Христа, часть камня от пещеры Гроба Господня и частичка древа дуба Мамврийского.
За Голгофой в апсиде помещается копия Туринской плащаницы. Плащаница – христианская святыня. Это льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. Изображение на Плащанице – Нерукотворный образ Спасителя. Это самая загадочная реликвия христианского мира, изучением которой занимаются и в настоящее время, хранится она в итальянском городе Турине, из-за чего называется Туринской. Копия плащаницы была подарена Казанскому кафедральному собору Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2010 году.
Завершение экскурсии
Всей православной России, а Санкт-Петербургу особенно, Казанский собор дорог как памятник русской веры, как произведение искусств прошлой блестящей эпохи.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери на протяжении трех веков хранит наш город, дает великое духовное утешение всем, кто обращается к ней с молитвой.
Наша экскурсия завершена. Благодарим Вас за внимание и интерес к истории собора.
Литературу о Казанском соборе вы можете приобрести в церковной лавке. В информационном бюро узнаете о паломнических поездках, социальной службе и просветительской работе. Расписание богослужения на сайте собора и на информационных стендах.
Двери храма открыты для Вас всегда.
Приложение 1.
Список использованных сокращений:
ап. — апостол
апп. — апостолы
архиеп. — архиепископ
вмц. — великомученица
вмцц. — великомученицы
вмч. — великомученик
вмчч. — великомученики
ев. — евангелист
еп. — епископ
епп. — епископы
имп. — император
кнн. — князья
мчч. — мученики
мцц. — мученицы
новмч. — новомученик
прав. — праведный
пресвит. — пресвитер
прот. — протоиерей
прмч. — преподобномученик
прмчч. — преподобномученики
прмц. — преподобномученица
прмцц. — преподобномученицы
прп. (вне календаря допустимо преп.) — преподобный
прпп. — преподобные
равноап. — равноапостольный, равноапостольная
равноапп. — равноапостольные
св. — святой, святая
свв. — святые
свт. — святитель
сщмч. — священномученик
сщмчч. — священномученики
столпн. — столпник
страст. — страстотерпец
чудотв. — чудотворец
Приложение 2
Список рекомендуемой литературы
История собора:
1. Аплаксин А. «Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811 – 1911.». –СПб.,1911. –320 с., ил.
2. «Андрей Никифорович Воронихин. Мастер. Эпоха. Творческое наследие» - …???
3. «Казанский кафедральный собор». - СПб.,«Арт Деко», 2011. – 2-е изд. доп. и перераб. – 280 с., ил.
4. «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» /А.М. Елдашев, Е.В. Липаков, Д.И. Хафизов;
под ред. Ю.В. Андреевой. – Казань: «Центр инновационных технологий», 2012. – 360 с., ил.
5. Архив газеты «Казанский собор»: http://kazansky-spb.ru/gazeta/
Казанский собор – памятник воинской славы:
1. «Сборник материалов научно-практической конференции к 200-летию кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор – храм и памятник российской воинской славы». – СПб, 2012.
Казанский собор – памятник искусства и архитектуры:
1. «Казанский собор. Исторический очерк строительства и церковной жизни». – Общ. ред. настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова. Авторы текста: В.В. Антонов, А.П. Аспидов, А.А. Бовкало, В.К. Шуйский. - СПб.:«Артдеко», 2001. - 240x340 – 269 с., ил.
2. «Тебе в дар богатство любви к Отечеству». – СПб.: «Арт Деко», 2011. – 184 с., ил.
3. Булах А. Г. «Казанский собор в Петербурге (1801–2012): Каменный декор и его реставрация». - СПб.: Нестор-История, 2012. - 96 с., ил.
Собор в годы Великой Отечественной войны и блокады:
1. Шкаровский М.В. «Патриотическое служение Казанского собора в годы Великой Отечественной войны». – СПб.: - «АртДеко», 2015. –128 с., ил.
Собор в период богоборчества:
1. В.П. Филимонов «Крестом отверзается небо. Священномученик Философ Орнатский. Житие и подвиги. Слова и поучения» - СПб.: - Сатисъ, 2015.–270 с., ил.
2. «Музей истории религии и атеизма»: Путеводитель»./(Сост. А.М. Лесков, Я.И. Шурыгин). – Л.:Лениздат, 1981. – 144 с., ил.
3. Прошин Г.Г. «Музей и религия». – М., Сов. Россия, 1987. – 224 с., ил.
4. Шурыгин Я.И. «Казанский собор». – Лениздат, 1987. – 191 с., ил.
Содержание:
1. Цель и задачи экскурсии, вступление, схема маршрута …………………………..…………………………………………….………..…….......…...2
2. Текст аудиогида по Казанскому собору …………………………………………………………………………………………………………..……...11
3. Приложение 1. Краткий словарь церковных сокращений ………………………………….…………………………………..……………………....24
4. Приложение 2. Правила посещения Казанского собора …………………………………...…………………………………………..………………..25
5. Список рекомендуемой литературы …………………………………………………………………………………………………………………...…26
Методическая разработкаобзорной экскурсии