Точное изложение православной веры
отстоит от Божественной Природы, дейст-
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА I
О том, что Божество непостижимо и что не должно делать исследований и обнаруживать любопытство отно- сительно того, что не передано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами
Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18). Следовательно, Божество неизреченно и непостижимо. Ибо никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын (Мф. 11, 27). И Дух Святой так знает Божие, как дух человека знает яже в нем (1 Кор. 2, 11). После же первой и блаженной Природы никто – не из людей только, но даже и из премирных сил, и самих, гово- рю, Херувимов и Серафимов – никогда не познал Бога, если кому не открыл Он Сам. Однако же Бог не оставил нас в совер- шенном неведении. Ибо знание того, что Бог существует, Им естественным образом всеяно во всех. И сама тварь, и как ее не- прерывное продолжение, так и управле- ние возвещают о величии Божественной Природы (см. Прем. 13, 5). Так же и соот- ветственно той степени, в какой мы можем постигать, Он открыл знание о Себе: пре- жде через закон и пророков, а потом и че- рез Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому все, переданное нам как через за- кон, так и пророков, апостолов и еванге- листов принимаем, и разумеем, и почита- ем, не разыскивая ничего свыше этого; ибо Бог, так как Он благ, есть Податель всякого блага, не подчиняющийся ни зависти, ни какой-либо страсти. Ибо зависть далеко
вительно бесстрастной и единой только благой. Поэтому как знающий все и забо- тящийся о полезном для каждого, Он от- крыл то, что узнать нам было полезно; а что именно превышало наши силы и ра- зумение, о том умолчал. Да удовольству- емся этим и да пребудем в нем, не прелагая предел вечных (Притч. 22, 28) и не престу- пая Божественного Предания!
ГЛАВА II
О том, что может быть выражено речью и что не может, и о том, что можно узнать и чего нельзя
Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и воплоще- нии как не все неизреченно, так и не все может быть выражено речью; и не все не- доступно познанию, и не все доступно ему; и одно есть то, что можно познать, и другое – то, что можно выразить речью, подобно тому как одно есть говорить и другое – познавать. Поэтому многое из темно мыслимого о Боге не может быть соответственным образом выражено, но о предметах, превышающих нас, мы бываем принуждены говорить, прибегая к челове- ческому характеру речи, как, например, говорим о Боге, [пользуясь словами:] сон и гнев, нерадение, и руки, и ноги, и подобны- ми.
Что Бог – безначален, бесконечен, как вечен, так и постоянен, несотворен, непре- ложен, неизменяем, прост, несложен, бес- телесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъя- тен, непостижим, благ, праведен, Творец всех тварей, всемогущ, Вседержитель, все назирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть [над всем], Судия – мы,
конечно, и знаем, и исповедуем; также и то, что Бог – един, то есть едино Существо, и что Он и познается, и существует в трех Ипостасях: Отце, говорю, и Сыне, и Свя- том Духе, и что Отец, и Сын, и Дух Святой во всем суть едино, кроме нерождаемости, и рождаемости, и исхождения, и что Еди- нородный Сын, и Слово Божие, и Бог, по милосердию Своему, ради нашего спасе- ния, по благоизволению Отца и при со- действии Всесвятого Духа, бессеменно за- ченшийся, без истления рожден от Святой Девы и Богородицы Марии через посред- ство Святого Духа, и произошел от Нее совершенным человеком; и что Один и Тот же есть вместе совершенный Бог и со- вершенный человек, из двух естеств: и Бо- жества, и человечества, и что Он [познает- ся] в двух естествах, одаренных умом и во- лею, и способностью действования, и не- зависимых, существующих совершенным образом, соответственно определению и понятию, приличествующим каждому: то есть Божеству и человечеству, но [в то же время] единой сложной Ипостаси; и что Он взалкал, и возжаждал, и перенес тру- ды, и был распят, и тридневен восприял1смерть и погребение, и взошел на небеса, откуда и пришел к нам и снова впоследст- вии придет. И свидетелем этого служит Божественное Писание, также и весь сонм святых.
Но что есть существо Божие, или каким образом оно присуще всем вещам, или как Единородный Сын и Бог, уничижив Себя, родился человеком от крови Девы2, будучи образован иначе, нежели каков был закон природы, или каким образом Он ходил по водам сухими стопами, – и не знаем, и не можем говорить. Итак, невоз- можно сказать что-либо о Боге или вооб- ще подумать что-либо вопреки тому, что
1 Буквально: испытал
2 Буквально: от девических кровей (множественное число).
по Божескому определению объявлено нам или сказано и открыто божественны- ми изречениями Ветхого и Нового Завета.
ГЛАВА III
Доказательство того, что Бог суще- ствует
Что действительно Бог существует, нет сомнения ни у принимающих Святые Пи- сания: то есть Ветхий и Новый Завет, ни у большей части еллинов. Ибо, как мы гово- рили, знание того, что Бог существует, все- яно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человече- ского настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до ут- верждения, что Бога нет, показывая безу- мие которых истолкователь Божественных слов Давид говорил: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1), то поэтому уче- ники Господа и апостолы, будучи умудре- ны Всесвятым Духом и творя Его силой и благодатью Божественные знамения, уловляя их сетью чудес, вывели из пропас- ти неведения вверх – к свету Богопознания. Подобным образом и наследники благо- дати и достоинства их, как пастыри, так и учители, получив освещающую благодать Духа, и силою чудес, и словом благодати просвещали помраченных и обращали на истинный путь заблудших. Мы же, не по- лучившие ни дара чудес, ни дара учения, ибо страстью к удовольствиям сделали се- бя недостойными, хотим рассказать об этом немногое из переданного нам возвес- тителями благодати, призвав на помощь себе Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все, что существует, есть или сотворено, или несотворенно. Итак, если сотворено, то во всяком случае и изменчиво, ибо чего бытие началось по причине перемены, это безусловно будет подлежать перемене или погибая, или по собственной воле изменя- ясь. Если же несотворенно, то, соответст-
венно понятию последовательности, во всяком случае и неизменно. Ибо если чего бытие противоположно, то и понятие о том, как это существует, то есть качества этого – также противоположны. Поэтому, кто не согласится, что все существующее [не только то], что воспринимается нашим чувством, но, конечно, и Ангелы, изменя- ется, и переменяется, и многообразно движется. Постигаемое только умом, я ра- зумею Ангелов, и души, и демонов, изме- няется по собственной воле, и преуспе- вающей в прекрасном, и удаляющейся от прекрасного, и напрягающейся, и ослабе- вающей. Остальное же – по причине как рождения, так и уничтожения, как увели- чения, так и уменьшения, как перемены относительно качества, так и движения с места на место. Поэтому сущее, как из- менчивое, во всяком случае и сотворено. Будучи же созданным, оно во всяком слу- чае кем-либо сотворено. Но Творцу долж- но быть не созданным. Ибо если и Он соз- дан, то, во всяком случае, создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо не соз- данному. Следовательно, будучи не соз- данным, Творец, во всяком случае, и неиз- менен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?
И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это и со- держащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий. Ибо каким бы образом соединились друг с другом для соверше- ния единого мира противоположные природы, – разумею природы огня и во- ды, воздуха и земли, – и как они остаются неразрушимыми, если какая-либо всемо- гущая сила и не соединила их вместе, и не сохраняет их всегда неразрушимыми?
Что есть устроившее то, что на небе, и что на земле, и что [движется] по воздуху, и что [живет] под водою, а еще более, в сравнении с этим, небо и землю, и воздух,
и природу как огня, так и воды? Что со- единило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не Художник этого и во все вложивший основание, по которому вселенная и идет своим путем, и управляется? Но кто Художник этого? Разве не Тот, Кто создал это и привел в бытие? Потому что мы не дадим такого рода силы случаю. Ибо пусть принадле- жит случаю происхождение, а кому – уст- роение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же – соблюдение и охранение законов, сообразно с которыми это снача- ла осуществилось? Разумеется, другому, кроме случая. Но что другое это есть, если не Бог?
ГЛАВА IV
О том, чтó есть Бог? О том, что Бо- жество – непостижимо
Итак, что Бог есть, ясно. А чтó Он по существу и природе – это совершенно не- постижимо и неизвестно. Ибо, что Боже- ство бестелесно, – ясно. Ибо как может быть телом беспредельное, и неограни- ченное, и не имеющее формы, и неося- заемое, и невидимое, и простое, и не- сложное? Ибо как может быть [что-либо] неизменным, если оно – описуемо и под- вержено страстям? И как может быть бес- страстным составленное из элементов и в них опять разрешающееся? Ибо сложение
– начало борьбы, борьба же – раздора, а раздор – разрушения; разрушение же – совершенно чуждо Бога.
Каким же образом сохранится и то по- ложение, что Бог проникает все и все на- полняет, как говорит Писание: еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь (Иер. 23, 24)? Ибо невозможно, чтобы тело прони- кало через тела, не разрезывая и не разре- зываемое, и не сплетаемое, и не противо- полагаемое, подобно тому как смешивает- ся и растворяется то, что принадлежит к
влажному.
Если же и говорят некоторые, что это тело – невещественно, как и то, которое эллинские мудрецы называют пятым, но этого, однако, быть не может, [ибо] оно, во всяком случае, будет двигаться, как небо. Ибо это есть то, что они называют пятым телом. Кто же – движущий его? Ибо все движимое приводится в движение дру- гим. Кто же движет его? И поэтому [я бу- ду продолжать идти] в бесконечность, по- ка мы не придем к чему-либо неподвиж- ному. Ибо перводвижущее – неподвижно, что именно и есть Божество. Как же – не ограниченно местом то, что движется? Итак, одно только Божество – неподвиж- но, Своею неподвижностью приводящее все в движение. Поэтому должно при- знать, что Божество – бестелесно.
Но и это не показывает существа Его, подобно тому как не показывают и [выра- жения:] нерожденное, и безначальное, и неизменяемое, и нетленное, и то, что го- ворится о Боге или о бытии Божием; ибо это обозначает не то, чтó Бог есть, но то, чтó Он не есть. А желающему сказать о сущности чего-либо должно объяснить – чтó оно есть, а не то, чтó оно не есть. Од- нако сказать о Боге, чтó Он есть по суще- ству, невозможно. Скорее, более свойст- венно говорить [о Нем] через удаление всего. Ибо Он не есть что-либо из сущего: не как не сущий, но как Сущий выше все- го, что существует, и выше самого бытия. Ибо если знания [вращаются около] того, что существует, то, что превышает знание, во всяком случае, будет выше и действи- тельности. И наоборот, то, что превышает действительность, выше и знания.
Итак, Божество беспредельно и непо- стижимо. И только это одно: беспредель- ность и непостижимость в Нем – пости- жимо. А что говорим о Боге утвердитель- но, показывает не природу Его, а то, что – около природы. Назовешь ли ты Его бла-
гим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что – около природы. Также некоторое, что о Боге го- ворится утвердительно, имеет значение превосходного отрицания; как, например, говоря о мраке в отношении к Богу, мы ра- зумеем не мрак, но тó, что не свет, а – вы- ше света; и говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак.
ГЛАВА V
Доказательство того, что Бог – один, а не много богов
Достаточно доказано, что Бог есть и что существо Его – непостижимо. Но что Бог – один, а не много богов, не подвергается сомнению со стороны верящих Божест- венному Писанию. Ибо в начале законода- тельства Господь говорит: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския... да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 2, 3). И опять: слыши, Израилю: Господь Бог наш1Господь един есть (Втор. 6, 4). И через пророка Исаию говорит Он: Аз пер- вый и Аз по сих, кроме Мене несть Бога. Прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет, кроме Мене несть (Ис. 44, 6; 43, 10)2. А также и Господь в Святых Евангелиях таким образом говорит к Отцу: Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истин- наго Бога (Ин. 17, 3). С теми же, которые не верят Божественному Писанию, мы будем беседовать таким образом.
Божество – совершенно и без недостат- ка как относительно благости, так и муд- рости, так и силы, безначально, бесконеч- но, вечно, неописуемо, и – просто сказать – совершенно во всех отношениях. Поэтому, если скажем, что богов много, то необхо- димо, чтобы между многими замечалось различие. Ибо если между ними нет ни-
1 Буквально: твой.
2 Буквально: Аз бо… Бог первый… и кроме Мене.., и
кроме Мене несть.
какого различия, то скорее Бог – один, а не много богов. Если же между ними есть различие, то где – совершенство? Ибо если Бог останется позади совершенства или относительно благости, или силы, или мудрости, или времени, или места, то не может быть Богом. Тождество же во всех отношениях скорее показывает одного, а не многих.
А также каким образом сохранится не- описуемость, если богов – много? Ибо где был бы один, [там] не было бы другого.
А каким образом многими будет управляться мир и не разрушится, и не погибнет, когда между правителями ус- матривалась бы борьба? Ибо различие вводит противоречие. Если же кто-либо сказал бы, что каждый управляет частью, то – что было виновником этого порядка и что разделило между ними [власть]? Ибо то скорее было бы Богом. Поэтому Бог – один, совершенный, неописуемый, Творец всего, как Сохранитель, так и Управитель, выше совершенства и прежде совершенст- ва.
Кроме того, и в силу естественной необ- ходимости единица – начало двоицы.
ГЛАВА VI
О Слове и Сыне Божием, доказа- тельство, заимствованное из разума
Итак, этот единый и единственный только Бог не лишен Слова. Имея же Сло- во, Он будет иметь Его не неипостасным, не таким, Которое начало Свое бытие и имеет окончить его. Ибо не было [време- ни], когда Бог был без Слова1. Но Он все- гда имеет Свое Слово, Которое от Него рождается и Которое не безлично, как наше слово, и не изливается в воздух, но – ипостасное, живое, совершенное, поме- щающееся не вне Его, но всегда пребы- вающее в Нем. Ибо если Оно рождается
1 Буквально: когда Бог не был Словом.
вне Его, то где Оно будет находиться? Ибо так как наша природа подвержена смерти и легко разрушима, то поэтому и слово наше – безлично. Бог же, всегда существуя и существуя совершенным, будет иметь и совершенное, и ипостасное Свое Слово, и всегда существующее, и живое, и имею- щее все, что имеет Родитель. Ибо как наше слово, выходя из ума, ни всецело тождест- венно с умом, ни совершенно различно потому, что будучи из ума, оно есть иное сравнительно с ним; обнаруживая же са- мый ум, оно уже не есть всецело иное сравнительно с умом, но, будучи по при- роде одним, оно является другим по по- ложению. Так и Слово Божие, тем, что Оно существует Само по Себе, различно в сравнении с Тем, от Кого Оно имеет Ипо- стась. Если же принять во внимание то об- стоятельство, что Оно показывает в Себе то, что усматривается в отношении к Богу, [тогда] Оно – тождественно с Тем по при- роде. Ибо как в Отце усматривается со- вершенство во всем, так усматривается оно и в рожденном от Него Слове.
ГЛАВА VII
О Святом Духе, доказательство, за- имствованное из разума
Должно же, чтобы Слово имело и Духа. Ибо и наше слово не лишено дыхания. Впрочем, в нас дыхание – чуждо нашего существа. Ибо оно есть влечение и движе- ние воздуха, вовлекаемого и изливаемого для сохранения тела в хорошем состоя- нии. Что именно во время восклицания и делается звуком слова, обнаруживая в себе силу слова. Бытие же Духа Божия в Боже- ственной природе, которая – проста и не- сложна, должно благочестиво исповедо- вать, потому что Слово не – недостаточнее нашего слова. Но неблагочестиво Духом считать нечто чуждое, извне привходящее в Бога, подобно тому как бывает в нас, ко- торые – сложной природы. Но, как вы-
слушав о Слове Божием, мы сочли Его не таким, которое лишено личного бытия, и не таким, которое происходит вследствие учения, и не таким, которое произносится голосом, и не таким, которое изливается в воздух и исчезает, но существующим са- мостоятельно и одаренным свободною во- лею, и деятельным, и всемогущим; так и узнавши о Духе Божием, сопутствующем Слову и показывающем Его деятельность, не понимаем Его как не имеющее личного бытия дыхание. Ибо если бы и находя- щийся в Боге1Дух был понимаем по по- добию с нашим духом, то в таком случае величие Божественной природы ниспро- вергалось бы до ничтожества. Но понима- ем Его как силу самостоятельную, которая сама по себе созерцается в особенной Ипостаси, и исходящую от Отца, и почи- вающую в Слове, и являющуюся вырази- тельницей Его, и как такую, которая не может быть отделена от Бога, в Котором она есть, и от Слова, Которому она сопут- ствует, и как такую, которая не изливается так, чтобы перестала существовать, но как Силу, по подобию со Словом, сущест- вующую ипостасно, живую, обладающую свободною волею, самодвижущуюся, дея- тельную, всегда желающую блага и при всяком намерении обладающую могуще- ством, которое сопутствует желанию, не имеющую ни начала, ни конца. Ибо нико- гда у Отца не недоставало Слова, ни у Слова – Духа.
Таким образом, через единство Их по природе уничтожается признающее мно- гих богов заблуждение эллинов; через принятие же Слова и Духа ниспровергает- ся догмат иудеев и остается то, что в той и другой секте есть полезного: из иудейско- го мнения остается единство природы, из эллинского же учения – одно только раз- деление по Ипостасям.
Если же иудей говорит против приня-
1 Буквально: в Нем.
тия Слова и Духа, то он пусть будет и об- личаем, и принуждаем к молчанию Боже- ственным Писанием. Ибо о Слове говорит божественный Давид: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси (Пс. 118, 89). И опять: посла слово Свое, и исцели я (Пс. 106, 20). А слово произносимое не посылается и не пребывает во век. О Духе же тот же Давид говорит: послеши духа Твоего, и сози- ждутся (Пс. 103, 30). И опять: Словом Гос- подним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). И Иов: Дух Божий со- творивый мя, дыхание же Вседержителево поучающее мя (Иов. 33, 4)2. Дух же, кото- рый посылается, и созидает, и утверждает, и содержит3, не есть исчезающее дыхание, подобно тому как и уста Бога – не телес- ный член. Ибо то и другое должно пони- мать соответственно достоинству Божию.
ГЛАВА VIII
О Святой Троице
Итак, веруем в единого Бога, единое на- чало, безначального, несозданного, неро- жденного, как неподверженного гибели, так и бессмертного, вечного, беспредель- ного, неописуемого, неограниченного, бесконечно могущественного, простого, несложного, бестелесного, непреходящего, бесстрастного, постоянного, неизменяемо- го, невидимого, источник благости и спра- ведливости, свет мысленный, неприступ- ный, могущество, неисследуемое никакой мерой, измеряемое одной только собст- венной Его волей, ибо Он может все, что хочет (см. Пс. 134, 6); в могущество созда- теля всех тварей – как видимых, так и не- видимых, содержащее и сохраняющее все, обо всем промышляющее, над всем власт- вующее и господствующее, и повелеваю- щее бесконечным и бессмертным Царст- вом, не имеющее ничего противником, все
2 Буквально: Дух Божественный.., дыхание… со- держащее.
3 Соответствует славянскому: поучающее.
наполняющее, ничем не обнимаемое, на- против того, Само обнимающее все вместе и содержащее, и превосходящее, без оск- вернения проникающее во все существа и сущее далее всего, и удаленное от всякого существа, как пресущественное и сущее выше всего, пребожественное, преблагое, превышающее полноту, избирающее все начала и чины, находящееся выше и вся- кого начала и чина, выше сущности и жизни, и слова, и мысли; в могущество, которое есть сам свет, сама благость, сама жизнь, сама сущность, так как оно не от другого имеет свое бытие или что-либо из того, что есть, но само есть источник бы- тия для того, что существует: для того, что живет – источник жизни, для того, что пользуется разумом – разума, для всего – причина всяких благ; в могущество – знающее все прежде рождения его; в еди- ную сущность, единое Божество, единую силу, единую волю, единую деятельность, единое начало, единую власть, единое гос- подство, единое Царство, в трех совер- шенных Ипостасях и познаваемое, и при- ветствуемое единым поклонением, и пред- ставляющее Собою предмет как веры, так и служения со стороны всякой разумной твари; в Ипостасях, неслитно соединенных и нераздельно различаемых, что даже превосходит [всякое] представление. В Отца и Сына и Святого Духа, во [имя] Ко- торых мы и крещены. Ибо так Господь за- поведал апостолам крестить: крестяще их, говорит Он1, во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).
Веруем в единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, но Такого, Который один только есть безвино- вен и нерожден; в Творца всего, конечно, но в Отца по естеству одного только Еди- нородного Сына Его, Господа же и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в Из- водителя Всесвятого Духа. И во единого
1 Буквально: говоря.
Сына Божия, Единородного, Господа на- шего Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, в свет от света, Бога ис- тинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, че- рез Которого произошло все. Говоря о Нем: прежде всех веков, мы показываем, что рождение Его бездетно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы, образ ипостаси Отца (Евр. 1, 3), Божия премудрость и сила (1
Кор. 1, 24), Слово ипостасное, существен- ный и совершенный, и живой образ Бога невидимого (Кол. 1, 15), но Он всегда был с Отцом и в Нем, рожденный от Него вечно и безначально. Ибо не существовал когда- либо Отец, когда не было [бы и] Сына, но вместе – Отец, вместе – Сын, от Него рож- денный. Ибо не мог бы быть назван Отцом Тот, Кто лишен Сына. А если Он сущест- вовал, не имея Сына, то не был Отцом; и если после этого получил Сына, то после этого сделался и Отцом, прежде этого не будучи Отцом, и из положения, в котором Он не был Отцом, изменился в такое, в ко- тором Он сделался Отцом, что [говорить]
– хуже всякого богохульства. Ибо невоз- можно сказать о Боге, что Он лишен есте- ственной способности к рождению. Спо- собность же к рождению – это рождать из Самого [Себя], то есть, из собственной сущности, подобного по природе.
Итак, относительно рождения Сына не- честиво говорить, что в средине [между нерождением и рождением Его] протекло время, и что бытие Сына наступило после Отца. Ибо мы говорим, что рождение Сы- на – от Него, то есть из природы Отца. И если мы не допустим, что искони вместе с Отцом существовал рожденный от Него Сын, то введем изменение Ипостаси Отца, так как, не будучи Отцом, Он стал Отцом после; ибо тварь, если и произошла после этого, однако произошла не из существа Бога, а приведена в бытие из не сущего во-
лею и силою Его, и изменение не касается естества Божия. Ибо рождение состоит в том, что из существа рождающего выво- дится рождаемое, подобное по существу. Творение же и произведение состоит в том, чтобы извне и не из существа того, кто творит и производит, произошло тво- римое и производимое, совершенно не- подобное по существу.
Следовательно, в Боге, Который один только бесстрастен и неизменяем, и не- преложен, и всегда существует одинако- вым образом, бесстрастно и рождение, и творение; ибо, будучи по природе бес- страстен и постоянен, как простой и не- сложный, не склонен по природе терпеть страсть или течение ни в рождении, ни в творении, и не нуждается ни в чьем содей- ствии; но рождение – безначально и вечно, является делом природы и выходит из Его существа, чтобы Рождающий не потерпел изменения, и чтобы не было Бога первого и Бога позднейшего, и чтобы Он не получил приращения. Творение же в Боге, будучи делом воли, не совечно Богу; так как то, что выводится в бытие из не сущего, по природе не способно быть совечным без- начальному и всегда сущему. Следова- тельно, подобно тому как не одинаковым образом производят человек и Бог, ибо человек не выводит ничего в бытие из не сущего, но то, что делает, делает из рань- ше существовавшего вещества, не только пожелав, но и прежде обдумав и предста- вив в уме имеющее быть, потом потру- дившись руками и перенеся утомление и изнурение, а часто и не достигнув цели, когда усердное делание не окончилось, как он желает. Бог же, только восхотев, вывел все из не сущего в бытие; так неодинако- вым образом и рождают Бог и человек. Ибо Бог, будучи безлетным и безначаль- ным, и бесстрастным, и свободным от те- чения, и бестелесным, и единым только, и бесконечным, также и рождает безлетно и
безначально, и бесстрастно, и без истече- ния, и вне сочетавания; и непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни кон- ца. И рождает безначально потому, что Он неизменен, а без истечения потому, что бесстрастен и бестелесен; вне сочетавания как опять потому, что бестелесен, так и потому, что Он один только есть Бог, не нуждающийся в другом; бесконечно же и непрестанно потому, что Он – безначален и безлетен, и бесконечен, и всегда сущест- вует одинаковым образом. Ибо что безна- чально, то и бесконечно, а что бесконечно по благодати, то никак не безначально, как [например] Ангелы.
Поэтому всегда сущий Бог рождает Свое Слово, Которое – совершенно, – без начала и без конца, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и природу, и бытие. А что человек рождает противоположным образом, ясно, так как он подлежит рождению и гибели, и тече- нию, и увеличению, и облечен телом, и в своей природе имеет мужеский пол и женский. Ибо мужеский пол нуждается в помощи женского. Но да будет милостив Тот, Который выше всего и Который пре- восходит всякое разумение и понимание!
Итак, Святая Кафолическая и Апо- стольская Церковь излагает учение вместе об Отце и вместе о Единородном Сыне Его, от Него рожденном безлетно и без ис- течения, и бесстрастно, и непостижимо, как знает один только Бог всего. Подобно тому как существуют одновременно огонь и одновременно происходящий от него свет, и не сначала огонь и после этого свет, но вместе; и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда в нем находится, никаким образом не отделяясь от него, так и Сын рождается от Отца, вовсе не разлучаясь с Ним, но всегда в Нем пребывая. Однако свет, рождающийся от огня неотделимо и в нем всегда пребывающий, не имеет сво- ей собственной ипостаси по сравнению с
огнем, ибо он есть природное качество ог- ня. Единородный же Сын Божий, рож- денный от Отца нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную Ипостась сравнительно с Ипостасью Отца.
Итак, Сын называется Словом и сияни- ем потому, что рожден от Отца без соче- тавания и бесстрастно, и безлетно, и без истечения, и нераздельно. Сыном же и образом Отческой Ипостаси – потому, что Он – совершенен и ипостасен и во всем ра- вен Отцу, кроме нерождаемости. Едино- родным же – потому, что Он один только от одного только Отца единственным об- разом рожден. Ибо нет и другого рожде- ния, которое уподобляется рождению Сына Божия, так как нет и другого Сына Божия. Ибо хотя и Дух Святой исходит от Отца, но исходит не по образу рождения, но по образу исхождения. Это – иной об- раз происхождения, и непостижимый, и неведомый, подобно тому как и рождение Сына. Поэтому и все, что имеет Отец, принадлежит Ему, то есть Сыну, кроме нерождаемости, которая не показывает различия существа, не показывает и дос- тоинства, но образ бытия; подобно тому как и Адам, который – не рожден, ибо он – создание Божие, и Сиф, который – рож- ден, ибо он – сын Адама, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они суть люди, но по образу происхождения.
Ибо должно знать, что τò αγένητον, ко- торое пишется через одну букву «ν», обо- значает несотворенное, то есть не проис- шедшее; а τò αγέννητον, которое пишется через две буквы «νν», означает нерожден- ное. Поэтому, согласно с первым значени- ем, сущность от сущности различается, ибо иная есть сущность несотворенная, то есть αγένητον; через одну букву «ν», и
образно же со вторым значением сущ- ность от сущности не различается, ибо первое существо всякого рода живых су- ществ есть αγέννητον (нерожденно), но не αγένητον (т.е. не несотворенно). Ибо они созданы Творцом, будучи приведены в бытие Словом Его, но не рождены, так как прежде не существовало другого однород- ного, из которого они могли бы быть рож- дены.
Итак, если иметь в виду первое значе- ние, то три пребожественные Ипостаси Святого Божества участвуют [в несоздан- ности]; ибо Они – единосущны и несотво- ренны. Если же иметь в виду второе зна- чение, то никоим образом, ибо один толь- ко Отец – нерожденный, потому что бы- тие у Него не есть от другой Ипостаси. И один только Сын – рожденный, ибо Он безначально и безлетно рожден из суще- ства Отца. И один только Дух Святой – ис- ходящ, не рождаемый, но исходящий из существа Отца (см. Ин. 15, 26). Хотя так учит Божественное Писание, однако образ рождения и исхождения – непостижим.
Но должно знать и то, что имя отечест- ва и сыновства и исхождения не от нас пе- ренесено на блаженное Божество, а, на- против, нам передано оттуда, как говорит божественный апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Негоже всяко отече- ство на небесех1и на земли (Еф. 3, 14-15).
Если же говорим, что Отец – начало Сына и болий Его, то не показываем, что Он первенствует над Сыном по времени или природе (Ин. 14, 28), ибо через Него Отец веки сотвори (Евр. 1, 2). Не первенст- вует и в каком-либо другом отношении, если не относительно причины; то есть по- тому что Сын рожден от Отца, а не Отец от Сына, и потому, что Отец естественным образом – причина Сына; подобно тому как не говорим, что огонь выходит из све- та, но что, лучше, свет – из огня. Итак, вся-
другая – γενητή, то есть сотворенная. Со-
1 Буквально: на небеси.
кий раз как услышим, что Отец – начало и болий Сына, то да разумеем это в смысле причины. И подобно тому как не говорим, что огонь принадлежит одной сущности и свет – другой, так нельзя говорить и того, что Отец – одной сущности и Сын – дру- гой; но – одной и той же самой. И подобно тому как говорим, что огонь сияет через выходящий из него свет, и не полагаем с своей стороны, что служебным органом огня является проистекающий из него свет, а лучше – естественной силой, так го- ворим и об Отце, что все, что Он делает, делает через Единородного Сына Его, не как через служебный орган, но – естест- венную и ипостасную силу. И подобно тому как говорим, что огонь освещает, и опять говорим, что свет огня освещает, так и все, что творит Отец, и Сын такожде творит (Ин. 5, 19). Но свет не имеет суще- ствования, отдельного по сравнению с ог- нем; Сын же есть совершенная Ипостась, не отдельная от Отеческой Ипостаси, как выше мы и показали. Ибо невозможно, чтобы среди твари был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы. Ибо сотворенное и сложное, и скоротечное, и изменчивое, и описуемое, и имеющее внешний вид, и тленное каким образом ясно покажет сво- бодную от всего этого пресущественную Божественную сущность? А ясно, что вся тварь одержима большими, чем эти, [со- стояниями,] и вся она по своей природе подлежит уничтожению.
Веруем равным образом и в Духа Свя- того, Господа Животворящего, от Отца ис- ходящего и в Сыне почивающего, со От- цом и Сыном спокланяема и сславима, как единосущного, и совечного; Духа – от Бога, Духа правого, владычествующего, Источни- ка мудрости, жизни и освящения; Бога со Отцом и Сыном сущего и называемого; несотворенного, Полноту, Творца, все держащего, все совершающего, всесильно-
го, бесконечно могущественного, неогра- ниченно господствующего над всею тва- рью, не подчиненного [ничьей] власти; в Духа – боготворящего, не боготворимого; наполняющего, не наполняемого; воспри- емлемого, не восприемлющего; освя- щающего, не освящаемого; Утешителя, как приемлющего неотступные мольбы всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего и через Сына раздавае- мого, и воспринимаемого всею тварью, и через Себя Самого творящего, и осущест- вляющего все без изъятия, и освящающе- го, и содержащего; воипостасного, то есть существующего в Своей собственной Ипо- стаси, Который не отделяется и не расста- ется с Отцом и Сыном и имеет все, что имеет Отец и Сын, кроме нерождаемости и рождения. Ибо Отец – безвиновен и не- рожденный, потому что не есть от кого- либо, так как бытие имеет от Самого Себя, и из того, что только имеет, ничего не имеет от другого; напротив того, Он Сам есть для всего начало и причина того об- раза, как оно от природы существует. Сын же от Отца – по образу рождения; а Свя- той Дух и Сам также от Отца, но не по об- разу рождения, а по образу исхождения. И что, конечно, есть различие между рож- дением и исхождением, мы узнали; но ка- кой образ различия, никак [не знаем]. Но и рождение Сына от Отца, и исхождение Святого Духа происходят одновременно.
Итак, все, что имеет Сын, и Дух от Отца имеет, даже самое бытие. И если [что- либо] не есть Отец, [то] не есть и Сын, не есть и Дух; и если чего-либо не имеет Отец, не имеет и Сын, не имеет и Дух. И по причине Отца, то есть по причине бы- тия Отца существуют Сын и Дух. И по причине Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, то есть потому, что Отец имеет это, – кроме нерождаемости, и ро- ждения, и исхождения. Ибо одними эти- ми только ипостасными свойствами раз-
личаются между Собою три Святые Ипо- стаси, нераздельно различающиеся не по сущности, а по отличительному свойству отдельного Лица.
Говорим же, что каждое из трех Лиц имеет совершенную Ипостась, для того чтобы нам не принять совершенной при- роды за одну – сложенную из трех несо- вершенных, но за единую простую сущ- ность в трех совершенных Ипостасях, ко- торая – выше и впереди совершенства. Ибо все, составленное из несовершенного, непременно есть сложно. Но невозможно, чтобы произошло сложение из совершен- ных Ипостасей. Посему и не говорим о виде из Ипостасей, но – в Ипостасях. Ска- зали же: «из несовершенного», [то есть] что не сохраняет вида вещи, совершаемой из этого. Ибо камень, и дерево, и железо, каждое само по себе – совершенно по сво- ей природе; по отношению же к совер- шаемому из них жилищу каждое – несо- вершенно, ибо каждое из них само по себе не