Память святителяспиридона, епископа тримифунтского, чудотворца. молитвы святому
ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯСПИРИДОНА, ЕПИСКОПА ТРИМИФУНТСКОГО, ЧУДОТВОРЦА. МОЛИТВЫ СВЯТОМУ
День памяти – 25 декабря
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В память вечную будет праведник… (Пс. 111, 6)
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский на Святой Руси почитается наравне с памятью святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и даже святая память их совершается в одном месяце декабре, а блаженная кончина датируется 4-м веком. Но так уж повелось, что к святому Спиридону люди обращались, главным образом, в жилищных нуждах. «Помоги, святитель Спиридон, дом купить, квартиру снять!.. Помоги хоть какой-нибудь угол для житья найти, помоги обменяться успешно!..» и у всех истории одинаковые: у человека возникают проблемы с жильем – или денег не хватает на покупку квартиры, или боятся, что агенты обманут при обмене, или просто негде жить.
Человек обращается к святителю за помощью, обещает как-нибудь отблагодарить его — или жертвой на храм, или молебнами, или хотя бы чтением акафиста. И святитель обязательно помогает. Люди рассказывают об этой чудесной помощи и плачут от радости…
Много времени простой кипрский пастух провел в подвигах, с неистощимым усердием добывая мед добродетели. Причина этих подвигов в том, что он во всей возможности для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: «…любящияМя люблю, и ищущие же Мене обрящут благодать» (Притч. 8, 17). И когда Спиридон достиг высшего совершенства и принял благодать священства, Господь ниспослал преподобному служителю дивную власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19), исцеляя душевные и телесные недуги людей.
Гонитель бесов и учитель мудрых явил для тримифунтской паствы прекрасный образец благочестия и сердечной чистоты. Духоносный отец сиял лучами богопознания и православно наставлял соотечественников троице добродетелей – вере, надежде и любви. Взойдя на горнюю высоту полного бесстрастия, Спиридон, по милостивому промыслу свыше, удостоился стать первым предстоятелем святой Церкви города Тримифунта. Ведь именно таких архипастырей для управления умным стадом Христовым ищет десница Божья.
Каждым своим деянием попечительный Спиридон избавлял соотечественников от бед и напастей, укреплял их веру и тем самым открывал путь к спасению всем, кто его искал. Не только нищие селяне, но и многие чужестранцы знали, сколь простым и доступным для нуждавшихся в помощи людей был епископ из Тримифунта, с какой готовностью он встречал странников и раздавал им пищу, добытую собственным трудом. Святитель наставлял себя поучением апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13, 2).
В любое время года, дня или ночи Спиридон с искренним радушием принимал утомленных от путешествия гостей – и добрых, и злых. Владыка безропотно прислуживал путникам и стремился изо всех сил никого из них не обделить. Равноангельское житие Спиридона всегда и во всем было примером истинного благочестия для соотечественников. Этот истинный делатель заповедей Божьих с детских лет и до последних дней непрестанно молился и, добывая пропитание простым крестьянским трудом, с неистощимым усердием учил паству не желать чужого, кормиться собственным честным трудом и помогать нищим.
Но как бы ни был праведен человек, по неизменному установлению Божьему неотвратим конец его земного пути. И Господь предуказал блаженное успение Спиридона дивным знамением, дабы подать христианам ясный знак о грядущей славе вселюбимого отца отцов. Во время летней жатвы святитель трудился на своем поле. Друзья старца помогали ему собирать урожай. Хотя дождя не было, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали с неба и оросили только голову Спиридона.
После столь странного явления тотчас произошло еще одно неизъяснимое чудо. Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску. Друзья Тримифунтского епископа с изумлением взирали на поразительную перемену в облике архиерея. А Спиридон благодаря озарению свыше узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители, и обрел способность так видеть отдаленные события, словно они происходили теперь.
Сердце праведника исполнилось благодатью Святого Духа, и с неизреченной радостью богоносный иерарх пророчески возвестил:
– Предрекаю вам, братья, что Господь увенчает славой память обо мне и многие люди, и старые, и молодые, будут ежегодно праздновать у гроба с моим телом день преставления. Я, как вы видите, беден, но по изволению человеколюбивого Бога смогу подавать прихожанам те спасительные блага Горнего Иерусалима, которые сам стяжал у Всевышнего Творца, дабы они познали Нераздельную Святую Троицу – Единственного Истинного Бога. Я стану усердно просить Господа даровать им великую милость и вечную жизнь.
И еще Спиридон ревностно призвал соотечественников возделывать в себе главную, превосходящую все остальные добродетель – чистую любовь к Богу и к ближнему. Говоря так, святитель напомнил слова Блюстителя истины – Христа: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40).
Святитель Спиридон, также, как и все святые, исполнил Новый Завет, свой завет с Богом, и достиг совершенной любви. И благодаря этой любви он имеет большое дерзновение ко Господу, то есть он дерзает молиться и своей молитвой склоняет промысел Божий. Действительно, когда человек болеет, и мы молимся за него, и он выздоравливает, это понятно и естественно. Но такие великие угодники, как святитель Спиридон или святитель Николай, могут и мертвых воскрешать. То есть Господь уже решил: этому человеку должно умереть, - но по молитве Своего угодника Он изменяет решение, изменяет Свой промысл. Такая дерзновенная молитва бывает только у тех, кто близко стоит ко Престолу Божию.
Во дни памяти святителей Святая Церковь избирает для чтения за Божественной Литургией отрывок из Святого Евангелия – евангельские заповеди блаженства (Мф.5, 3-12 и Лк.6,20-23). Господь произнес эти слова, впервые сидя на горе, а народ толпился внизу, поэтому они называются Нагорной проповедью. Они являются центральными в Священном Писании, и на каждой литургии мы их поем – святая Церковь избрала их для пения третьего антифона, чтобы каждый христианин знал их наизусть и не только умом.
И хотя слова мы и знаем, в душу нашу они часто не проникают. И нам нужно обязательно потрудиться умом своим, своей душой над ними, чтобы они вошли в нас. Все люди стремятся к блаженству, просто все по-разному ее понимают. А христианин должен понимать блаженство в смысле духовном. Каждый день во всех церквах поется о том, что «блаженинищии духом… блажениплачущии… блажениалчущии и жаждущии правды», блажени те, которых возненавидели за имя Христово, блажени те, которых гонят за имя Христово; и что им надо радоваться, потому что велика их награда на Небесах. Почему Господь говорит: «Блаженинищии духом?».
Нищий – это человек, который просит. Нищий духом – значит тот, кто не честолюбив, кто приобрел смирение, считает себя хуже всех, не превозносится, не тщеславится, понимает, что он человек не духовный, и просит Духа у Бога. Поэтому если мы стяжаем нищету духовную, то приобретаем и Небесное Царство, познаем, что есть истинно духовное блаженство, блаженство пребывания с Богом. Для того, чтобы это в себе стяжать, есть единственный способ – стать учеником Христовым. В христианстве главным исповедованием является то, что Сам Бог пришел на землю. И Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,20).
То есть, когда мы все собираемся в храме за богослужением, Господь пребывает с нами, и душа человека это чувствует, но чувствует тоже по-разному. При земной жизни Христа Спасителя, Его окружало огромное множество людей, вспомните чудо насыщения хлебами (Мк.6,43-44), которые были в разном положении по отношению к Нему: три самых верных ученика – самый узкий круг; потом круг чуть пошире – двенадцать учеников, включая этих троих; потом еще круг – семьдесят учеников; был еще круг людей, которые приходили Его послушать или исцелиться от своих болезней.
И когда Христа повели на суд, все тоже вели себя по-разному: Иоанн пошел за Ним на двор первосвященника, другие апостолы убежали, Петр отрекся, а те, которым Господь проповедовал и исцелял, кричали Пилату: «Распни, распни Его!» Это было не только при земной жизни Господа, но и происходит сейчас. Среди нас есть ученики Христовы самые верные, есть другой круг, третий, четвертый, и бывают люди, которым кажется, что они любят Его, но на самом деле, являются Его ненавистниками, потому что те слова, которые говорил Христос, вызывают в них противную реакцию.
Господь сказал, например: «Блажени нищие духом». А враг рода человеческого внушает человеку и говорит: «Что это я буду перед ним смиряться? Он сам виноват, пусть он у меня первый прощения просит, потому что он меня первый обидел!». Что это, как не вражда против Христа? Хотя такой человек может и в храм ходить, и свечки ставить, и записки подавать целыми тетрадями, но проку в этом никакого нет, если он противится заповедям Его. Такому человеку Христос не нужен, ему нужно только удовлетворение собственного религиозного чувства. Религиозность – неотделимое главное человеческое свойство.
Однако смысл существования человека не в его религиозности. Человек получит мзду на Небесах, если пойдет путем заповедей Христовых. Господь пришел на землю, чтобы основать Церковь, которую утвердил на Своей Крови. А чем Церковь отличается от любого собрания людей? Вот мы собираемся в храме и молимся, и в это время в какой-нибудь мечети тоже собрались люди помолиться. При первом взгляде можно сказать что, мы молимся вместе, но в этом и есть большая и принципиальная разница.
Христос основал Церковь и дал ей службу, Божественная литургия, и мы за Божественной литургией приобщаемся Христу как бы тремя разными образами.
Во-первых, мы молимся Ему, мы обращаемся не только к Нему, а ко всем Лицам Пресвятой Троицы. Сочетаясь со словами, которые поет хор, делаем их нашими молитвами, воздаем хвалу Богу, и эта молитва не бывает безответной.
Во-вторых, Господь к нам Сам обращается через Свое слово: Евангелие, которое мы слышим за богослужением. И те слова, которые мы слышим на службе, Господь говорил их и тогда. То есть, мы слышим слова Господни, и они имеют такую же живительную силу. И мы можем их принять либо мимо пропустить.
И третье, самое главное. Каждый, кто слышал тогда в Палестине слова Христовы, мог подойти ко Христу, дотронуться до Его плеча, сесть у Его ног, мог Его видеть, мог осязать Его. И мы также можем покаяться в грехах, которые совершили, очиститься от греховной грязи, которая налипла на душе, попросить у Бога перед Крестом и Евангелием прощение – перед Крестом, на котором Он пролил за нас Свою Кровь, и перед Евангелием, в котором изложены заповеди, по которым мы должны жить и не живем.
И, принеся покаяние, мы можем тоже прикоснуться к Божественному Телу Христа Спасителя, и с нами тоже может произойти чудо. Мы не можем Богу ничего дать, ничем Ему заплатить. Мы можем Его только благодарить – за то, что Он нас создал; за то, что мы все-таки родились, потому что и зачатых нас могли убить, но мы выжили; за то, что Он дал нам вырасти и мы не погибли; за то, что Он нам даровал святое крещение и мы получили возможность Жизни Вечной; за то, что Он дал нам веру и за то, что нам Господь даровал великую драгоценность Самого Себя в пищу, чтобы мы Им питались и освящаясь всегда благодарили Бога.
Таким образом и осуществляется наша связь с Богом, которой не имеет ни одна религия мира, Каждый христианин ежедневно может прикоснуться своими устами к Живому Богу. Мы говорим: братья и сестры! И наше братство и сестричество осуществляется именно в Святом Причастии, потому что мы все становимся одним Телом. Берется Святой Агнец и раздробляется на много частиц, каждый из нас причащается их, и тем самым мы опять собираемся в этом Теле Христовом, в этом Агнце все вместе. Поэтому это главное делание нашей жизни – то, что нас и освящает, и попаляет наши грехи, и соединяет нас с Богом. И где бы мы не были, чтобы мы не делали, мы должны всегда об этом помнить, и всегда к этому стремиться. Только таким образом можно достичь блаженства, только таким образом можно достичь Царствия Небесного!
Святителю отче наш Спиридоне, моли Бога о нас! Аминь.
ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯСПИРИДОНА, ЕПИСКОПА ТРИМИФУНТСКОГО, ЧУДОТВОРЦА. МОЛИТВЫ СВЯТОМУ
День памяти – 25 декабря
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В память вечную будет праведник… (Пс. 111, 6)
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский на Святой Руси почитается наравне с памятью святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, и даже святая память их совершается в одном месяце декабре, а блаженная кончина датируется 4-м веком. Но так уж повелось, что к святому Спиридону люди обращались, главным образом, в жилищных нуждах. «Помоги, святитель Спиридон, дом купить, квартиру снять!.. Помоги хоть какой-нибудь угол для житья найти, помоги обменяться успешно!..» и у всех истории одинаковые: у человека возникают проблемы с жильем – или денег не хватает на покупку квартиры, или боятся, что агенты обманут при обмене, или просто негде жить.
Человек обращается к святителю за помощью, обещает как-нибудь отблагодарить его — или жертвой на храм, или молебнами, или хотя бы чтением акафиста. И святитель обязательно помогает. Люди рассказывают об этой чудесной помощи и плачут от радости…
Много времени простой кипрский пастух провел в подвигах, с неистощимым усердием добывая мед добродетели. Причина этих подвигов в том, что он во всей возможности для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: «…любящияМя люблю, и ищущие же Мене обрящут благодать» (Притч. 8, 17). И когда Спиридон достиг высшего совершенства и принял благодать священства, Господь ниспослал преподобному служителю дивную власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19), исцеляя душевные и телесные недуги людей.
Гонитель бесов и учитель мудрых явил для тримифунтской паствы прекрасный образец благочестия и сердечной чистоты. Духоносный отец сиял лучами богопознания и православно наставлял соотечественников троице добродетелей – вере, надежде и любви. Взойдя на горнюю высоту полного бесстрастия, Спиридон, по милостивому промыслу свыше, удостоился стать первым предстоятелем святой Церкви города Тримифунта. Ведь именно таких архипастырей для управления умным стадом Христовым ищет десница Божья.
Каждым своим деянием попечительный Спиридон избавлял соотечественников от бед и напастей, укреплял их веру и тем самым открывал путь к спасению всем, кто его искал. Не только нищие селяне, но и многие чужестранцы знали, сколь простым и доступным для нуждавшихся в помощи людей был епископ из Тримифунта, с какой готовностью он встречал странников и раздавал им пищу, добытую собственным трудом. Святитель наставлял себя поучением апостола Павла: Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13, 2).
В любое время года, дня или ночи Спиридон с искренним радушием принимал утомленных от путешествия гостей – и добрых, и злых. Владыка безропотно прислуживал путникам и стремился изо всех сил никого из них не обделить. Равноангельское житие Спиридона всегда и во всем было примером истинного благочестия для соотечественников. Этот истинный делатель заповедей Божьих с детских лет и до последних дней непрестанно молился и, добывая пропитание простым крестьянским трудом, с неистощимым усердием учил паству не желать чужого, кормиться собственным честным трудом и помогать нищим.
Но как бы ни был праведен человек, по неизменному установлению Божьему неотвратим конец его земного пути. И Господь предуказал блаженное успение Спиридона дивным знамением, дабы подать христианам ясный знак о грядущей славе вселюбимого отца отцов. Во время летней жатвы святитель трудился на своем поле. Друзья старца помогали ему собирать урожай. Хотя дождя не было, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали с неба и оросили только голову Спиридона.
После столь странного явления тотчас произошло еще одно неизъяснимое чудо. Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску. Друзья Тримифунтского епископа с изумлением взирали на поразительную перемену в облике архиерея. А Спиридон благодаря озарению свыше узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители, и обрел способность так видеть отдаленные события, словно они происходили теперь.
Сердце праведника исполнилось благодатью Святого Духа, и с неизреченной радостью богоносный иерарх пророчески возвестил:
– Предрекаю вам, братья, что Господь увенчает славой память обо мне и многие люди, и старые, и молодые, будут ежегодно праздновать у гроба с моим телом день преставления. Я, как вы видите, беден, но по изволению человеколюбивого Бога смогу подавать прихожанам те спасительные блага Горнего Иерусалима, которые сам стяжал у Всевышнего Творца, дабы они познали Нераздельную Святую Троицу – Единственного Истинного Бога. Я стану усердно просить Господа даровать им великую милость и вечную жизнь.
И еще Спиридон ревностно призвал соотечественников возделывать в себе главную, превосходящую все остальные добродетель – чистую любовь к Богу и к ближнему. Говоря так, святитель напомнил слова Блюстителя истины – Христа: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40).
Святитель Спиридон, также, как и все святые, исполнил Новый Завет, свой завет с Богом, и достиг совершенной любви. И благодаря этой любви он имеет большое дерзновение ко Господу, то есть он дерзает молиться и своей молитвой склоняет промысел Божий. Действительно, когда человек болеет, и мы молимся за него, и он выздоравливает, это понятно и естественно. Но такие великие угодники, как святитель Спиридон или святитель Николай, могут и мертвых воскрешать. То есть Господь уже решил: этому человеку должно умереть, - но по молитве Своего угодника Он изменяет решение, изменяет Свой промысл. Такая дерзновенная молитва бывает только у тех, кто близко стоит ко Престолу Божию.
Во дни памяти святителей Святая Церковь избирает для чтения за Божественной Литургией отрывок из Святого Евангелия – евангельские заповеди блаженства (Мф.5, 3-12 и Лк.6,20-23). Господь произнес эти слова, впервые сидя на горе, а народ толпился внизу, поэтому они называются Нагорной проповедью. Они являются центральными в Священном Писании, и на каждой литургии мы их поем – святая Церковь избрала их для пения третьего антифона, чтобы каждый христианин знал их наизусть и не только умом.
И хотя слова мы и знаем, в душу нашу они часто не проникают. И нам нужно обязательно потрудиться умом своим, своей душой над ними, чтобы они вошли в нас. Все люди стремятся к блаженству, просто все по-разному ее понимают. А христианин должен понимать блаженство в смысле духовном. Каждый день во всех церквах поется о том, что «блаженинищии духом… блажениплачущии… блажениалчущии и жаждущии правды», блажени те, которых возненавидели за имя Христово, блажени те, которых гонят за имя Христово; и что им надо радоваться, потому что велика их награда на Небесах. Почему Господь говорит: «Блаженинищии духом?».
Нищий – это человек, который просит. Нищий духом – значит тот, кто не честолюбив, кто приобрел смирение, считает себя хуже всех, не превозносится, не тщеславится, понимает, что он человек не духовный, и просит Духа у Бога. Поэтому если мы стяжаем нищету духовную, то приобретаем и Небесное Царство, познаем, что есть истинно духовное блаженство, блаженство пребывания с Богом. Для того, чтобы это в себе стяжать, есть единственный способ – стать учеником Христовым. В христианстве главным исповедованием является то, что Сам Бог пришел на землю. И Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,20).
То есть, когда мы все собираемся в храме за богослужением, Господь пребывает с нами, и душа человека это чувствует, но чувствует тоже по-разному. При земной жизни Христа Спасителя, Его окружало огромное множество людей, вспомните чудо насыщения хлебами (Мк.6,43-44), которые были в разном положении по отношению к Нему: три самых верных ученика – самый узкий круг; потом круг чуть пошире – двенадцать учеников, включая этих троих; потом еще круг – семьдесят учеников; был еще круг людей, которые приходили Его послушать или исцелиться от своих болезней.
И когда Христа повели на суд, все тоже вели себя по-разному: Иоанн пошел за Ним на двор первосвященника, другие апостолы убежали, Петр отрекся, а те, которым Господь проповедовал и исцелял, кричали Пилату: «Распни, распни Его!» Это было не только при земной жизни Господа, но и происходит сейчас. Среди нас есть ученики Христовы самые верные, есть другой круг, третий, четвертый, и бывают люди, которым кажется, что они любят Его, но на самом деле, являются Его ненавистниками, потому что те слова, которые говорил Христос, вызывают в них противную реакцию.
Господь сказал, например: «Блажени нищие духом». А враг рода человеческого внушает человеку и говорит: «Что это я буду перед ним смиряться? Он сам виноват, пусть он у меня первый прощения просит, потому что он меня первый обидел!». Что это, как не вражда против Христа? Хотя такой человек может и в храм ходить, и свечки ставить, и записки подавать целыми тетрадями, но проку в этом никакого нет, если он противится заповедям Его. Такому человеку Христос не нужен, ему нужно только удовлетворение собственного религиозного чувства. Религиозность – неотделимое главное человеческое свойство.
Однако смысл существования человека не в его религиозности. Человек получит мзду на Небесах, если пойдет путем заповедей Христовых. Господь пришел на землю, чтобы основать Церковь, которую утвердил на Своей Крови. А чем Церковь отличается от любого собрания людей? Вот мы собираемся в храме и молимся, и в это время в какой-нибудь мечети тоже собрались люди помолиться. При первом взгляде можно сказать что, мы молимся вместе, но в этом и есть большая и принципиальная разница.
Христос основал Церковь и дал ей службу, Божественная литургия, и мы за Божественной литургией приобщаемся Христу как бы тремя разными образами.
Во-первых, мы молимся Ему, мы обращаемся не только к Нему, а ко всем Лицам Пресвятой Троицы. Сочетаясь со словами, которые поет хор, делаем их нашими молитвами, воздаем хвалу Богу, и эта молитва не бывает безответной.
Во-вторых, Господь к нам Сам обращается через Свое слово: Евангелие, которое мы слышим за богослужением. И те слова, которые мы слышим на службе, Господь говорил их и тогда. То есть, мы слышим слова Господни, и они имеют такую же живительную силу. И мы можем их принять либо мимо пропустить.
И третье, самое главное. Каждый, кто слышал тогда в Палестине слова Христовы, мог подойти ко Христу, дотронуться до Его плеча, сесть у Его ног, мог Его видеть, мог осязать Его. И мы также можем покаяться в грехах, которые совершили, очиститься от греховной грязи, которая налипла на душе, попросить у Бога перед Крестом и Евангелием прощение – перед Крестом, на котором Он пролил за нас Свою Кровь, и перед Евангелием, в котором изложены заповеди, по которым мы должны жить и не живем.
И, принеся покаяние, мы можем тоже прикоснуться к Божественному Телу Христа Спасителя, и с нами тоже может произойти чудо. Мы не можем Богу ничего дать, ничем Ему заплатить. Мы можем Его только благодарить – за то, что Он нас создал; за то, что мы все-таки родились, потому что и зачатых нас могли убить, но мы выжили; за то, что Он дал нам вырасти и мы не погибли; за то, что Он нам даровал святое крещение и мы получили возможность Жизни Вечной; за то, что Он дал нам веру и за то, что нам Господь даровал великую драгоценность Самого Себя в пищу, чтобы мы Им питались и освящаясь всегда благодарили Бога.
Таким образом и осуществляется наша связь с Богом, которой не имеет ни одна религия мира, Каждый христианин ежедневно может прикоснуться своими устами к Живому Богу. Мы говорим: братья и сестры! И наше братство и сестричество осуществляется именно в Святом Причастии, потому что мы все становимся одним Телом. Берется Святой Агнец и раздробляется на много частиц, каждый из нас причащается их, и тем самым мы опять собираемся в этом Теле Христовом, в этом Агнце все вместе. Поэтому это главное делание нашей жизни – то, что нас и освящает, и попаляет наши грехи, и соединяет нас с Богом. И где бы мы не были, чтобы мы не делали, мы должны всегда об этом помнить, и всегда к этому стремиться. Только таким образом можно достичь блаженства, только таким образом можно достичь Царствия Небесного!
Святителю отче наш Спиридоне, моли Бога о нас! Аминь.