Мы же продолжали молить старца разсказать нам хотя одно какое-либо видение по части бесовских обольщений.

Старец начал говорить: "сидящу мне иногда в глубокой пустыне, в Черноморских лесах, в местности под названием "Медовитския поляны", в глухую полночь проснувшись, слышу на дворе какое-то необычное движение и шум, как бы от многонародной толпы. Вышедши, действительно увидел странное зрелище: движется как бы похоронное шествие и множество народа во всевозможных костюмах со свечами в руках и со многими светильниками, коих свет не настоящий, а какой-то темноватый. Посреди толпы четыре человека несут гроб, а пред ними несётся как бы турецкое знамя в виде подсвечника с полумесяцем, поют "раба твоего".

"Разумев же то быти бесовское коварство, я сотворил крестное знамение сначала на себе, а потом оградил им и всё это бесовское скопище... Мертвец из гроба выскочил -и ну бежать; несшие - гроб бросили да за ним... и всё сборище устремилось бежать в ту же сторону, так что чрез минуту была уже полная тишина и молчание.

И только когда чрез час я вторично вышел на двор, то вдали слышна была женщина, плачущая жалобным голосом, как бы об умершем сыне своём. Но вскоре и это смолкло и водворилась обычная пустыне тишина и безмятежие".

- Вот этот один случай,- продолжал старец,- я разсказал вам и то с великим себя принуждением; большаго не спрашивайте, потому что нет возможности да нет и пользы слышать и знать безчисленныя бесовския приражения, козни, искушения, коими они, по допущению Божию, смущают пустынников, но не так, как они хотят, а насколько допустит им Бог, совершенно ведая силу каждаго из нас, и в меру сей силы и даёт им искушат нас. Но лучше,- говорил старец,- отведём свой ум от пагубной его деятельности и устремим его на святые и божественные предметы.

Ещё был сделан нами старцу вопрос:

- Не страдали ли вы от боязни, которая иногда жестоко мучит живущих в пустыне, особенно когда кто живет один - в отшельничестве?...

- Мучился,- отвечал старец,- особенно в первое время по вступлении в пустыню, что и сказать нельзя. Хотя неподалёку от меня и жили другие братие, но это мне не помогало.

Бывало, наступает вечер, и дрожит тело моё и содрогаются кости, какой-то неопределенный страх и трепет всегда проникали всё моё существо. И помню, бывало, начну критически разбирать причину такой боязни. Ничего определённаго не видится, а ужас объемлет все мои душевныя чувства.

Начал усердно проникать в писания Святых Отец. Нахожу у Лествичника: "Боязнь есть младенческий и смеха достойный нрав; он происходит от неверия Богу".

Святый Антоний говорит: "знайте, что всё содержится в руце Божией, и демон не имеет никакой власти над душею Христианина".

Святой Исаак Сирский убеждает: "будьте твердо уверены в том, что ни враг, ни бес, ни злой человек, ни зверь - вообще никто не может нанести нам вреда, если не будет на это соизволения от вседержавной власти Божией. А если не так, и всякий мог бы делать, что хотел, то истребился бы весь род человеческий, потому что, по слову Писания, помышление злое прилежит всем нам от юности нашей. Хотя иногда и видим противное сему, и зло торжествующим и успевающим на горшее, но это попущается по судьбам промысла Божия, для нас недоведомым. И бывает не всегда и не во всяком случае, но по усмотрению и по допущению вседержавной власти к ползе нашей".

Но всего более подействовала на меня благотворным влиянием стихира Честному Кресту Господню, поемая в конец повечерия, и молитва Животворящему Кресту Господню.

В первой говорится: "Господи! Оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его"...

А во второй читаем Божественной силы исполненныя слова, от которых действительно исчезает лукавая, сопротивная сила, как тьма при полуденном Солнце; да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым да исчезнут, и яко тает воск от лица огня, тако да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся Крестным знамением, и в веселии глаголющих: "радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень! Прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой честный на прогнание всякого врага и супостата..."

Всё сие собразив и тщательно размыслив, я несомненно уверился в истине и несокрушимой силе и крепости словес сих и принял их в сердце своё.

Ещё припомнилось мне сказание в житии Священномученика Киприана, когда он из язычества обратился в Христианство, чрез Святую девицу Иустину, познавши всю немощь и безсилие бесов, служивших ему тремя полками по поручению сатаны, и когда бес хотел его за это удавить, то всякий раз отлетал, как напряженная стрела, лишь только святый полагал на себя знамение креста; и я исполнился духом несказаннаго мужества, смелости и неустрашимости, и вместо того, чтобы по-прежнему бояться, сам сделался грозою для сопротивной силы.

Ибо громко воспел песн, сличную Богословию Святаго Креста: радуйся пречестный и животворяший Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа!- и стал искать, где присутствует и водворяется бесовская, отступническая сила, чтобы сокрушать и прогонять её силою Честнаго и животворящаго Креста Господня. Но ея уже не было не только вблизи меня, но даже и на поляне, где я находился.

Было осязательно слышимо для сердца, как святая сила веры и упование на Бога входили в душу мою и наполняли её непобедимаго дерзновения противу сопротивной силы. И от тех пор, милостию Божиею, действительно вижу, что слабость сия, впрочем немаловажная для живущих в пустыне, оставила меня всеконечно. В далёких местах и ужасных пропастях, находясь иногда по нуждам своей жизни, чувствую себя как бы в келлии обительской, посреди многаго братства.

Наши рекомендации