При множестве же помыслов, желаний и чувств, достигнуть такого общения с Богом нельзя, потому что они как вещественная какая преграда стоят между нами и Богом.
В производстве умно-сердечной Иисусовой молитвы, творимой в покаянном настроении души и глубоком сокрушении, действительно чувством сердца слышится и ощущается, что имя Иисус Христово есть Сам Он: Божественный Спаситель наш, Господь Иисус Христос и нет возможности отделить Имя от Лица именуемаго. Но оно сливается в тождество и проницается одно другим и есть одно [ Третья Заповедь, данная Моисею: "Не приемли имени Господа Бога твоего всуе, ибо Господь не оставит без наказания того, кто имя Его произносит напрасно" (Исх.20:7) - Ред. ].
Потому и страшно имя Иисус Христово для всякой твари, что она слышит в нём Самаго Господа. По тому же самому, приписывается сему имени Боголепная честь, поклонение, и почитание. Как свидетельствует святой Апостол: да о имени Иисусове всяко колено поклонится: небесных, земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Фил.2:10). Подтверждение всему вышесказанному отчасти можно видеть в следующем кратком учении Святых отцев:
"Чтобы узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно отвлечь себя от видимых предметов, погрузить ум внутрь сердца и вопиять: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Тогда, по мере усердия и горячности духа к возлюбленному, находит человек в призываемом Имени услаждение, которое возбуждает желание высшаго просвещения. Когда человек созерцает внутренне свет вечный, то ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь будучи углублён в созерцание несозданной доброты, забывает всё чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться в сердце Земли, чтобы не лишиться сего истиннаго блага - Бога".
Вечная же жизнь, по разуму церковных учителей, будет состоять в ближайшем, насколько доступно для твари, единении с Богом и в зрении Его неисповедимой славы, как говорит о сем святой Иоанн Богослов: "тогда узрим Его, якоже есть" (1 Ин.3:2).
ГЛАВА 27. О чрезвычайной важности в деле нашего вечнаго спасения Иисусовой Молитвы. Её объяснение; сравнение с прочими молитвами и ея достоинство
Было разсуждение между нами - пустынниками Кавказских гор - о том, почему в писаниях Святых Отцев учение о молитве составляет главное и коренное учение.
Говоря о многих и различных предметах, существенно необходимых ко спасению, они дают им значение второстепенное - вообще подготовительное; но говоря о молитве, называют её окончанием всех подвигов и покоем в Боге.
Так святого Исаака - отца и наставника пустынников - иногда спрашивали ученики: "когда человеку можно узнать, что он достиг полнаго совершенства"?
Святый отец отвечал: "когда достигнет ко непрестанной молитве, тогда он делается жилищем Святаго Духа, и, по слову Писания, не к тому себе живет, но живет в нем Христос" (Гал.2:20). Он, Господь Иисус Христос, составляет внутреннюю силу, корень и державу всякой нашей молитве, возносимой от Земли на Небо.
Учение святых Отцев истинно и свято ибо основано на Священном Писании, проверено и утверждено опытами целой жизни. Это есть драгоценное наследие, оставленное нам великими Отцами и подвижниками благочестия, которые трудами и потом проходили стези, исполненныя крови, и оставили нам в руководство неоценённое благо, заключённое в их святых писаниях. Проницая в самыя глубины духовной жизни, они весьма хорошо видели и разумели - в чём состоит самая сущность, сила и корень духовной жизни, и охотно постарались передать это чрез писания нам - своим потомкам.
Действительно, несть иного имени под Небесем, данного человеком, о нем подобает спастися нам (Деян.4:12) и кроме Господа Иисуса Христа несть духовной жизни. Как Солнце озаряет всю Вселенную, производя повсюду радость, жизнь и довольство, так и Господь Иисус Христос всё содержит, питает, живит и радует. По слову святаго Апостола, носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3). Без Него ни единаго мгновения, ни одна тварь не может жить ни в духовном мире, ни в телесном. В Нём жизнь всего сущаго и спасительный свет человекам. И если бы Он на едино мгновение отвлёк от твари Свою всемогущую, всезиждительнию силу, то она тотчас бы обратилась в ничтожество, из котораго и произошла. По этому-то и нужно Сию самосущую жизнь и Самый Источник жизни вселить в сердце своё и тогда человек не умрёт во веки, соединён будучи с Саможивотом.
Потому, можно сказать, что молитва Иисусова, то есть молитва именем Господа Иисуса Христа, по достоинству своему и важности и по силе, в ней заключённой, безспорно имеет величайшую силу и значение. Всё Христианское Богопочтение совмещается в имени Иисус Христовом, Которое поэтому и называется "ей и аминь", как совершитель всех молитв, возносимых от Земли на Небо. И не только сие, но даже всё, что относится к области молитвы: прошения, благодарения, славословия, сердечныя воздыхания, вера, надежда, любовь - словом: всё содержание духовной жизни совмещается в имени Господа Иисуса Христа - всемогущаго Бога и Сына Божия, Спасителя нашего, Он есть Начальник нашего спасения и единственная дверь в вечную жизнь (Ин.10:9).
Нельзя молиться к Отцу Небесному, помимо Ходатая нашего Господа Иисуса Христа, и нельзя ожидать получения и приятия Святого Духа, если не по ходатайству Сына Божия, как и говорит Он своим ученикам: Аз умолю Отца и даст вам другого Утешителя (Ин.14:16). Един Ходатай Богу за человеки, чееловек Христос Иисус (1 Тим. 2:5).
Вот именно в этом-то отношении, то есть к таинству нашего спасения, мы имеем первую и необходимую нужду приносить свою молитву первоначально к Сыну Божию, как к своему Спасителю, Ходатаю и Искупителю. Он молится вместе с нами, как человек, ибо написано: и бысть в подвизе, прилежно моляшеся, и бысть пот Его, яко капли крови, каплющия на Землю (Лк. 22:44). И Святому Апостолу Петру говорит: "Аз же молихся о тебе" (Лк.22:32) и ещё говорит Апостолам: Аз умолю Отца (Ин.14:16). И вместе и приемлет наши молитвы, яко Бог, седяй в неприступной славе Своего Божества - на престоле высоце и превознесение, и Серафимы окрест Его. Он принял наше естество в единство Своей Божественной Ипостаси, и является новым родоначальником всего человеческаго рода.
Апостол говорит: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут (1 Кор. 15:22). Поэтому, кто не во Христе, а помимо Него хочет устраивать своё спасение, тот, вместо спасения, найдёт себе неизбежную пагубу.