Всякому, кто желает войти в область духовной жизни путём сознательным, правильным и законным, быть там действительным гражданином, необходимо узнать хорошо свою внутреннюю природу.
Великая ошибка и почти невознаградимая утеря, как к несчастию мы и сами испытали в жизни своей, бывает от того, когда меньшей силе дают преимущественное значение пред главными, существенными способностями человека. Это почти во всём свете повсюдное явление. Всё достоинство человека обыкновенно поставляют в разсудочном развитии, и суммой познаний определяют его существенное превосходство над другими, не понимая того, что острый и многоразвитый ум (разсудок) без сердца, наполненного любовию к правде, истине и добру - как говорит святой Апостол: "елика суть истинна; елика досточестна, елика праведна, аще кая добродетель" (Фил. 4:8) - есть нож в руке убийцы. Разсудок и знание, искусство и талант так же ценны сами по себе, как сила физическая, чины или богатство.
Их истинное значение обусловливается высшими целями - ко благу ближних и к своему.
Разум и знание суть не более, как служебныя средства для высшей цели и в общей жизни духа занимают среднее место. Можно сравнить наш разум с часовым маятником, который хотя один сам по себе и не составляет всей сущности часов, но всё-таки занимает в них часть, совершенно не заменимую, без которой часы не пойдут. Поэтому, хотя он необходимо нужен, но есть и дригия принадлежности часов, ещё более и его нужныя. В другом месте наш разум сравнивается с музыкальным инструментом, которому свойственно лишь определённое число тонов, выше и ниже которых лежит безконечная область безмолвия. - Не многие из людей обращают внимание на потребность своей духовной природы и хотя нередко чувствуют ея проявления, но не знают откуда они приходят и куда уходят.
Тем более не будет излишним ни для кого, из проводящих духовную жизнь, увидеть различие сущих внутри нас духовных сил. И, по преимущественной важности, развивать те силы, кои превосходствуют и возвышаются над прочими, потому что при навыкновении Иисусовой молитве, если нет знания сил, то делается крайне удобным.
ГЛАВА 22. О духе человеческом
Высшая сторона человеческой жизни есть дух. Здесь вложено Творцем Божественное семя. Это чувство Божества или идея, служащая источником нашего всегдашняго влечения к Богу. Оно же и для молитвы служит точкою опоры.
Утверждаясm в центре и самом корне нашего существа, оно служит средоточием нашей духовной жизни, проникая ее всю влечением к Божеству.
"Дух человеческий собственно есть духовное существо, которое, будучи связано с плотию, может отрешатся от нея и действовать само от себя и по себе - свободно и самостоятельно. По происхождению своему он есть непосредственное влияние Творческой мысли в собственном ея виде".
Или, как бы так сказать, воплощение Божественной мысли и ея выражение в деле и явлении. Поэтому он в самом себе, или вернее в глубине существа своего, носит ничем незаглушимое чувство Божества, которое обыкновенно называют: "идея Божества". В этой идее заключён образ Божий, ради котораго человек так неизмеримо возвеличен между всеми тварями, сущими на лице Земли. "Имея в себе сию идею, дух человеческий сам есть свет истины, внутреннее осязаемое свидетельство о Боге, чрез кое мы познаём Его бытие, свойства и дела.
Во-вторых, дух наш есть чувство красоты, и мы созерцаем её отчасти в самой себе, а более в ея отражениях и одушевляемся блаженною надеждою соединения с нею в вечности. В-третих - он есть сила добра, показующая душе высочайший образ ея деятельности в святости Божией и, по соединении с Господом, он получает от него эту самую силу творить добро во славу Божию и в своё спасение".
"Дух человеческий, будучи Божественнаго происхождения, не может быть заключён ни в какое понятие; поэтому же самому он ни в чём из земного не находит себе удовлетворения и по естеству своему стремится к Источнику своего бытия. Как образ Творца он прост, самосведущ, самостоятелен, свободен, могущ. В всём мире чувственном ему нет бытия, равнаго по достоинству. В этом его несравненное превосходство, слава и величие, потому что и Творцу ничто так не любезно, как образ Его высочайшаго существа.
Человек равняется Вселенной и есть малый мир. Они имеют существенное между собой отношение, человек есть первообраз мира. Самое драгоценное, мало чем не возвышающее нас до состояния ангельскаго, это есть именно сия идея или чувство Божества, вложенная Создателем в существо нашего духа, в котором заключается тот несомненный залог уверенности в бытии Божием, которое всегда носит в себе наш дух и в котором он всегда имеет неумолкаемое и неложное свидетельство в пользу сей истины.
В этой также идее находится основа и корень нашей веры в бытие Божие, которая положена Богом в глубине духа человеческаго и заключается в прирождённом ему чувстве Божества, естественно возникающем в нём из родственнаго влечения его Богоподобной природы к природе Божественной [Из Богословия Еп. Сильвестра].
Эту Божественную в нас искру учители и Отцы церковные называют различными именами: очами духовными, очами сердца, очами души, око сердца,- поется в каноне Богоматери,- воспущаю к Тебе, Пречистая.
"Иные писатели разумеют здесь Божественную стихию человеческой души, небесное сокровище нашего духа, единственный источник всего истиннаго, добраго и прекраснаго в области наук, искусства и жизни практической" (проф. Карпов).
"Оно есть око ума, как такого рода способность, при посредстве которой он может непосредственно зреть Божество, открывающееся ему в ответ на его стремление к Нему, вследствии родства с Ним своей природы, а чрез это не может не прояснить и не укрепляться в нём присущая ему мысль о Боге и вместе с нею вера в Его бытие. Только при этом требуется от человека благочестивая и праведная жизнь и оно дано нам для того, чтобы мы могли посредством него, когда оно чисто, созерцать то истинно сущее, которое есть источник всего постигаемаго умом..., есть единое прекрасное и благое, внезапно проявляющееся в благородных душах, по причине их сродства и желания видеть Его... Немногие из людей видят его, но только те, которые жили праведно и сделались чисты чрез справедливость и всякую добродетель... Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой земной жизни и усматривают различие, например: между светом и тьмою, между белым и чёрным, между безобразным и красивым, между правильным - соразмерным - и неправильным - нсоразмерным, между чрезмерным и недостаточным,- так точно есть и очи души, чтобы видеть Бога. И Бог бывает видим для тех, которые способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечнаго света.