ГЛАВА 17. Неодобрительный взгляд современности на Иисусову молитву. Причины сему.
Молитва Иисусова - эти два слова действительно в нынешнее время, как, ко многому прискорбию пришлось нам нередко видеть, служат камнем преткновения и соблазна, и даже, что ещё хуже, она некоторым ненавистна. Услышавши сии два слова, заметно, человек вовсе не имеет желания говорит о ней и слышать и вообще являет намерение подавить о сем речь и заменить другою, считая разговор о сей молитве ненужным, неполезным, а пожалуй и зловредным.
Откуда такое извращение порядка? Не считают нужным того, без чего невозможно спастись. Ибо един есть Ходатай Богу и человеком, Христос Иисус (1 Тим. 2:5). И нет иного имени под небесем, данного человекам, о нем же подобает спастися нам (Дян.4:12). И Сам Господь говорит: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною (ин.и4:6е. Аз есмь дверь (Ин.10:9). Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5).
Это происходит, может быть, по той же причин, по которой Господь наш Иисус Христос был гоним, преследуем и ненавидим во время Своей жизни на Земле священниками, книжниками и фарисеями. Они, как видно из Евангелия, питали к Нему такую ненависть, что даже не могли называть Его имени, и, пришедши к Пилату, говорят: Льстец оный,- рече,- еще сый жив (Мф. 27:63).
Это как тогда, так и теперь есть не что иное, как враждебность тьмы ко свету, ненависть зла к добру, смутное сознание своей удалённости от Источника истины и всего, что, по Апостолу: "елика суть истина, елика честна, прелюбезна, аше кая добродетель" (Фил. 4:8). Просто сказать: сидящии во тьме и сени смертной не хотят, чтоб возсиял им вечный свет Незаходимаго Солнца правды, как жителям стран Завулоновой и Нафа-лимовой об он пол Иордана.
Но кто имеет в своём сердце искру Божественнаго призвания, тот, вместе со святым Апостолом Петром, неукоснительно скажет: "Господи! к кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши. И мы видим и веруем, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго" (Ин.6:68-69).
Другая причина предубеждения противу Иисусовой молитвы и нерасположения к ней происходит от того, что многие из нас - неразумные,- прочитавши в книгах святых Отец о ея высоких состояниях и благодатном действии, тотчас же и хотят воспроизвести в себе это состояние, и употребляют разные хитрости и фокусы, оскорбительные для святого дела. Или даже те приёмы, кои указаны в писаниях у святых Отцев, как вещественное некое пособие, обращают в существенное дело, поставляя их главною причиною в достижении Иисусовой молитвы; - и за это своё неправодействие и вероломное покушение войти во Святое Святых, то есть в духовно-сердечный храм свой, для невещественнаго служения Господу Иисусу, подвергаются так называемой монашеским языком, "прелести", то есть обольщению вследствии неправомудрия и неправодействия.
Третья причина поношения и уничижения высочайшаго делания Иисусовой молитвы есть то, что между носящими имя Христово есть такия личности, кои хотят соединить в своём сердце, что, конечно, невозможно: и свет и тьму. Хотят иметь в себе свет Небесный и радость о Дусе Святе и все другие плоды духовные, необходимо от сей молитвы на нас изливаемые, и в то же время не желают отстать от греховных своих привычек и, что всего хуже, впадают даже в смертные грехи. От этого столкновения света со тьмою происходит в их уме сильнейшая борьба, которая помрачает их разум и они впадают в помешательство своего ума, чем и служат соблазном и преткновением сему святейшему делу, конечно, не для всех, но только для слабых и ещё вполне непознавших всей силы сего спасительнаго дела.
А люди с плотским разумом, кои читают Закон Божий телесно, хотят видеть в этих заблуждениях причину к охуждению Иисусовой молитвы, нестыдно говоря, что происходит сие от упражнения ею. Но возможно ли, чтоб святейшее имя Господа Иисуса, которое врачует всякую болезнь и всякую язву в людях, производило враждебное действие. Господь говорит: "именем Моим бесы ижденут, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит им; на недужныя руки возложат и здравы будут" (Мк. 16:17-18).
Видите, от него всякое исцеление происходит и всяк недуг врачуется и святыня в человеке вселяется; происходит же повреждение в человеке от вышеуказанных причин. Но эти два слова "Иисусова молитва", если кому ненавистны, конечно, по развращению своего сердца и по его всецелому удалению от всего духовнаго, коего безконечный источник есть именно Господь Иисус Христос, то можно их заменить другими словами; молитвенное общение с Господом, Иисусом Христом; сердечное единение с Ним, молитва ко Господу Иисусу Христу. Помимо Господа Иисуса нет входа в Небесное Царствие, нет возможности прийти к Отцу Небесному, нет средства к соединению с Триипостасным Божеством; одним словом,- нет возможности спастися нам.
Все святые угодники имели Господа Иисуса в сердце своём и питали к Нему полную и всецелую любовь, обильно изливаемую от преискренняго с Ним общения, а Его всесильною помощью удобно могли совершать всякую добродетель, ибо Он бывает для нас все; и еже хотети и деяти (Фил.2:13).
В жизни Священномученика Игнатия Богоносца, Епископа Антиохийскаго, пишется, что когда воины вели его в Рим на смертную за Христа казнь, то он непрерывно произносил устами имя Господа Иисуса Христа. Они спросили его, чего ради он произносит сие имя?... Священномученик ответил: "как сие имя написано у него в сердце, то и произносит он его устами своими". И вот, когда, по растерзании его зверями, остались смотрением Божиим цельными дебелыя кости его и сердце, мучители вспомнили слова его и сказали: "посмотрим, как он говорил, что у него в сердце написано имя Христа Иисуса". Разрезали сердце и там нашли золотыми буквами написанные слова: "Иисус Христос".
От этого примера можно приходить к такому заключению, что и у всякаго, кто милостию Божиею и ради своих усердных и продолжительных трудов, приобретёт в своём сердце "непрестанное действо Иисусовой молитвы", бывает то же самое. Без сомнения, по этому же самому и все святые Отцы именуются "Богоносными", что в сердцах своих носили имя Божие - Господа Иисуса Христа.
Не видится излишним ещё сказать здесь об одном неправильном действии в производстве Иисусовой молитвы, в которое впадают по незнанию многие ревнители сего Божественнаго дела, как пришлось нам иногда встречать и видеть.
Читая в Святоотеческом писании о сердечной Иисусовой молитве превышеестественную похвалу, для точнаго выражения которой даже и слов нет на нашем языке, ревнители сего святого дела, но не по разуму, забывая закон постепенности, необходимо нужный, если и во всяком деле, то тем более здесь - в духовном упражнении, хотят враз, не продолжая времени, войти в сердечный храм для предстояния Богу лицем к лицу и для духовнаго Ему служения, что есть достояние преуспевших. Для этого они обыкновенно направляют ум к сердцу и нажимают на него давлением ума, думая этим способом раскрыть сердце, чтобы войти туда и узреть там Божие жилище, так как св. Исаак Сирский говорит, что дверь к Небу находится внутри нас, именно в сердце.
И другой некто из Богомудрых говорит подобное: "врата к Небесам, если можно так выразится, находятся внутри нас, именно в нашем сердце. Сердце есть престол ума, на коем возседает Господь. Оно открывается перстом Божиим и туда входит наш ум, как первосвященник или архиерей или же как просто священник, для духовнаго служения Господу".
Но сии неразумные хотят сами собою восхитить это Божественное священнодейство - напором ума на сердце. От этого происходит давление на кровь около сердца, она согревается, слышимая теплота которая мнится неопытному молитвеннику быти действом благодатным. Он ещё более нажимает умом на это место и теплота, проторгая жилы, падает на низ, где и происходит ощущение плотскаго движения,- это есть одно из самых неправильных действий в занятии Иисусовою молитвою.
Епископ Игнатий Брянчанинов тоже, как встречавший таковых, о сем пишет. Он даже просит и молит братию не искать преждевременно сердечнаго места, а довольствоваться молитвою покаяния, ограждая себя смирением, послушанием, самоукорением.
Во время производства Иисусовой молитвы ум и слова молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", всего лучше держать в грудной полости.