Кто поопытней, те, конечно, СРАЗУ -- его отсекают. Заметил, что «сошел с рельсов» — и сразу за молитву. Не обращать на помыслы внимания -- вот способ самый верный.
Все внимание -- к словам молитвы. И просить НАДО -- просить! Можно за делами, а можно -- встать раньше на час, сесть на стульчик и читать молитву Иисусову с предельным вниманием к словам. А помыслам говорить: «Нет-нет-нет». Если бы люди так делали, они постепенно сумели бы в течение дня противостоять помыслам, которые есть начало греха. Именно здесь эпицентр брани человека. Именно здесь, я бы сказал, и судьба его решается. Если научится -- говорить помыслам и своим греховным желаниям «НЕТ» -- он спасен.
Главное только в этом деле, чтобы человек сам – собой не гордился, НЕ СЧИТАЛ себя -- ЛУЧШЕ других, о грехах своих думал, как их справить – тогда эта молитва будет ему в помощь и спасение.
СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЯПОНИИ.
Японские дети вызывают восхищение -- они, как правило, ХОРОШО -- воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами. Вы вряд ли увидите в Японии малыша, истерящего -- в магазине из-за игрушки (хотя, разумеется, из всего бывают исключения).
Нам стоит кое-что перенять у японцев, и собрали основные принципы их воспитания.
В Японии мама и ребенок очень близки. Эта близость выражается и в быту: мать и малыш -- спят вместе, она довольно долго носит ребенка на себе. И о совместном сне, и о ношении на себе ребенка можно встретить много упоминаний в японской художественной литературе.
Связь «мама -- ребенок» выражается и на эмоциональном уровне: мама ПРИНИМАЕТ -- все, что он делает, с любовью, терпением и заботой: ребенок для нее идеален. Так воспитаны все японские матери и потому, все это они ПЕРЕДАЮТ – своим детям, а те передают – уже своим детям и внукам.
Востоковед Г. Востоков еще в начале прошлого века писал в книге «Япония и ее обитатели»:
«Никакой ворчливости, никаких строгостей; ДАВЛЕНИЕ -- на детей оказывается в такой МЯГКОЙ -- форме, что кажется, будто дети сами -- себя воспитывают, и что Япония -- детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов».
И все же, опасной Вседозволенности – когда детям ПОЗВОЛЕНО -- делать все, что им взбредет в голову и НИЧЕГО – не запрещается, то что сегодня в Европе настойчиво -- НАСАЖДАЕТСЯ Ювенальной Юстицией – в Японии НЕТ.
Японцы прекрасно -- ЗНАЮТ, что если детям – ВСЕ разрешать и НИЧЕГО – не запрещать, то они так -- ИСПОРТЯТ детей и их дети не смогут -- жить в обществе среди нормальных людей.
Принцип «икудзи», когда ребенок «сначала -- бог, а потом -- слуга» гласит, что до 5 лет малышу МОЖНО почти все, конечно в разумных пределах и только то, что -- можно и полезно для ребенка. Это не вседозволенность и не баловство, как думают многие иностранцы. Это создание у ребенка образа -- «я хороший и любимый».
Такое отношение способствует формированию -- «амаэ». Аналогов этому слову нет в других языках, и его можно перевести как «зависимость -- от любви ближних», привязанность. «Амаэ» -- основа ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ отношений -- между детьми и родителями, а если есть ДОВЕРИЕ к родителям – то есть и ПОСЛУШАНИЕ – родителям со стороны детей, и это значит, что дети МОГУТ -- полностью полагаться на родителей и их любовь, а старики -- получить то же самое от взрослых детей. И мамы, окружая детей любовью и с ласковым снисхождением принимая их промахи, ФОРМИРУЮТ это самое «амаэ» -- сердечную связь.
Большое и серьезное исследование японских и американских ученых подтверждает прямую связь между одобрительным стилем воспитания и поведением детей.
Исследователи говорят, что ПОЗИТИВНОЕ -- родительское отношение не только УМЕНЬШАЕТ -- количество капризов и драк, но и снижает -- частоту появления синдрома дефицита внимания и остроту расстройств аутистического спектра. А вот строгое и суровое, напротив, УВЕЛИЧИВАЕТ -- риск отклонений и проблем.
Многие слышали о системе воспитания «икудзи» (ребенок до 5 лет -- бог, с 5 до 15 -- слуга, с 15 -- равный), но многие понимают ее очень поверхностно: вроде как до 5 все можно, а потом ничего - нельзя, и это странно.
На самом деле философия «икудзи» направлена на то, чтобы ВОСПИТАТЬ -- нормального члена коллективного общества, где ЛИЧНЫЕ интересы человека -- УХОДЯТ на второй план. Это своего рода стресс, и японские родители стремятся вырастить в таких условиях гармоничную личность, которая НАЙДЕТ -- свое место в системе и при этом не будет принижать свою ценность.
На первом этапе («бог») они окружают -- дитя безусловной любовью и поддержкой. На втором этапе («слуга») эта любовь никуда не уходит, просто ребенок активно УЧИТСЯ -- жить по правилам общества и стремится занять в нем свое место. При этом большое влияние на ребенка оказывает привязанность к маме, которая сформировалась в первые годы, -- он будет стараться вести себя правильно, чтобы ни за что не огорчить ее.
Что интересно, в японских образовательных учреждениях ВАЖНАЯ роль отводится не только образованию, но и воспитанию, и в них отсутствует конкуренция: никто -- не лучше и не хуже окружающих.
ВСЕ РАВНЫ.
«В Японии стараются НЕ СРАВНИВАТЬ -- детей друг с другом, в том числе своих детей – с чужими детьми, стараются как можно МЕНЬШЕ -- относиться к ним критически.
Воспитатель никогда не будет -- отмечать лучших и ругать худших, не жалуется -- родителям, что их ребенок плохо рисует или медленнее других бегает. Выделять кого-либо из группы в Японии -- не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях -- „побеждает дружба“ или в крайнем случае одна из команд».
На третьем этапе («равный») ребенок считается сформировавшимся членом общества. Воспитывать его уже поздно, и родителям остается только пожинать плоды своих усилий.
Воспитанием детей, как правило, занимается мама. Она проводит с детьми много времени -- японцы считают, что раньше 3, а то и 4 лет ребенка отдавать в сад -- не стоит. И в основном не принято «скидывать» малышей на бабушек или пользоваться -- услугами нянь.
Но при этом большое значение ПРИДАЕТСЯ -- «расширенной» семье: дети активно общаются с бабушками-дедушками и прочими родственниками. Отношения между поколениями полны чуткости и внимания, и к мнению стариков здесь ПРИНЯТО -- прислушиваться. Семья -- это ближний круг, в котором царит сердечная связь и где всегда – поймут, поддержат и позаботятся.
Икэно Осаму, автор книги «Япония. Как ее понять», пишет об интересном эксперименте. Мам-японок и европеек попросили собрать вместе с детьми пирамидку. Японские мамы вначале САМИ -- собирали пирамидку, а потом просили детей -- повторить. Если у малышей что-то не получалось, они начинали все сначала.
Мамы из Европы чаще выбирали другую тактику: они подробно объясняли, как следует делать и в каком порядке блоки должны следовать друг за другом. А потом, предлагали ребенку - попробовать.
Получается, что мамы из Японии ПРИЗЫВАЛИ -- «делай как я» и потому их дети довольно БЫСТРО всему -- ОБУЧАЛИСЬ, а западные ЗАСТАВЛЯЛИ -- все делать самостоятельно, давая теорию, но не показывая на личном примере. Потому их дети с трудом -- все усваивали и часто ошибались.
Поэтому этот японский способ обучения и воспитания еще НАЗЫВАЮТ -- «вразумляющим». Мамы РЕДКО, если только это действительно необходимо -- требуют от детей чего-то напрямую, настаивая -- на непременном исполнении, как в Европе или России. Они действуют исподволь, показывая на примере и подводя -- ребенка к желаемому поведению.
Чтобы научить ребенка ЖИТЬ -- в коллективном обществе, нужно прежде всего ПОКАЗАТЬ -- ему, что ЗНАЧИТ -- видеть и уважать чувства и интересы окружающих. И почему, так важно СОБЛЮДАТЬ – законы общества в котором ты живешь.
Если человек УВАЖАЕТ -- общество, интересы людей, которые находятся рядом с ним – тогда и его тоже начинают -- уважать и считаться с его интересами. В противном случае общество – ОТТОРГАЕТ людей – не желающих соблюдать ЗАКОНЫ общества.
Поэтому японки, уважают чувствительность детей. Они -- не давят, не стыдят их чрезмерно, а скорее взывают к эмоциям малышей или даже неодушевленных предметов. Если, например, ребенок ломает машинку, японская мама скажет: «Машинке больно, она сейчас заплачет». Европейская же, скорее всего, сделает такое замечание: «Перестань, так делать нехорошо». Да еще добавит, сколько ей пришлось работать, чтобы купить игрушку.
Сами японцы не утверждают, что их методы единственно правильные. Да и западные ценности в последнее время оказывают большое влияние на их традиции. Но во главе японского подхода -- спокойное, терпеливое и полное любви -- отношение к детям. И этому точно СТОИТ -- поучиться.