Блаженны чистые сердцем -- ибо они бога узрят.

Вот следующая ступенька к Богу -- духовная лестница к Небу. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Источник жизни, жизни святой и непорочной -- это плод чистого сердца, а жизнь греховная, порочная -- это плод нечистоты сердечной.

Господь сердцеведец говорит: «извнутрь, из сердца человеческого ИСХОДЯТ -- злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, зависть, клевета, богохульство, гордость, безумство». Вот, в чем состоит нечистота сердца! В чем надо нам каяться великими слезами, непрестанным плачем и душевным сокрушением, со словами псалмопевца Давида: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!».

Наиболее опасным врагом сердечной чистоты ЯВЛЯЕТСЯ -- помысел, особенно Блудные и Хульные помыслы, -- это не зависящее от нашей воли возникновение в нашем сознании тех или иных представлений, образов, предположений, намерений, желаний, воспоминаний и т.д.

Все мы почти всегда БЫВАЕМ -- рабами помыслов. Они врываются в сознание, засоряя его пустыми, даже вредными, развращающими представлениями, картинами, воспоминаниями. В правильный ход мышления ВРЫВАЮТСЯ -- мешающие работе мысли, воспоминания и представления, например, о вчерашней встрече, о неприятном разговоре, о планах, впечатлениях, о газетных сообщениях и т. д. И особенно, все это засоряет сознание и сердце, когда человек -- СТАНОВИТСЯ на молитву или в приходит в храм Божий. Как нарочно, посыпятся в голову -- всевозможные посторонние мысли, планы будущего, мелкие заботы, тревоги о забытом, иногда раздражение против другого человека, потребность сделать то и то...

И ваша молитва начинает не ладиться, она МЕШАЕТ -- вам, задерживает вас, вы НАЧИНАЕТЕ -- молиться торопливо, чтобы скорее – ЗАКОНЧИТЬ правило и заняться делом, и т. п.

Отчего все это происходит с нами? Конечно, прежде всего, от недисциплинированности нашего сознания, от непривычки держать его -- в пределах назначенной ему работы. Но не только от этого! В наш просвещенный XX век, особенно среди более образованной части людей, многие даже думать -- серьезно стесняются, а не только говорить о той внешней бесовской силе, которая СТРЕМИТСЯ -- всевозможными способами засорить, осквернить наше сознание и сердце с целью поработить нас своей власти, отнять у нас ясность и чистоту мысли и ОТОРВАТЬ -- нас от Бога. И мы нередко, не сознавая, становимся игрушкой этой внешней и злой силы.

Обычно ПОСТ — время благодатное для нас, если мы сумеем хоть немного сократить свою суетную многозаботливость о мирском земном благополучии, если мы стараемся уделить внимание нашей бедной, заброшенной душе, если мы пытаемся понять, что же происходит с нами. Поэтому, несмотря на недостаток времени, уделим несколько минут учению святых отцов о борьбе с помыслами.

Постепенно возрастающую силу захвата нашей души помыслами святые отцы изображают так.

1. Вначале является, так называемый -- п р и л о г. Так называют всякий простой помысел, или представление какого-либо предмета, или какую-либо мысль, пришедшую на ум человека. Как таковой, прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, пока он не вызывает в нас того или другого к себе отношения.

2. Второй момент наступает тогда, когда мы ЗАМЕЧАЕМ -- этот предмет или эту мысль, начинаем присматриваться к ним, или, по выражению святых отцов, начинаем с ними беседовать страстно или нестрастно. В этом случае мы – НЕ ОТТАЛКИВАЕМ помысла и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимая его. Это называется -- СОЧЕТАНИЕМ.Это святые отцы почитают уже не всегда безгрешным, но оно может быть и похвально в том случае, если это рассматривание помысла совершается богоугодно, то есть, когда мы отвергаем его, усматривая его греховность.

3. Третий момент бывает тогда, когда к возникающему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и ГОТОВЫ -- последовать ему. Это называется -- СОГЛАШЕНИЕМ с помыслами. Но в этом случае могут быть два исхода:

— после временного склонения в сторону помысла мы МОЖЕМ -- опомниться и, раскаиваясь и исповедуя Богу свой мысленный грех, мы преодолеваем помысел;

— другой же исход, по слову святого Григория Синаита бывает тогда, «когда кто волею своею принимает от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружась с ними, побеждается, что уже не только – НЕ ПРОТИВИТСЯ им, но и РЕШАЕТСЯ -- сделать все по их внушению; Это уже явный грех.

4. Четвертый момент тот, что помысел невольно или ПРИНУДИТЕЛЬНО -- овладевает нашим сердцем, удерживается в нем и РАЗРУШАЕТ -- наше доброе устроение. Этот момент называется -- ПЛЕНЕНИЕМ. Но и в этом случае плененный помыслом ум при помощи Божией может -- освободиться от него.

Бывает, однако, что ум, как бы уносимый бурею и волнами и увлекаемый лукавыми мыслями, не может уже опомниться и прийти в доброе устроение. Это особенно бывает от суеты и от многих бесполезных бесед.

5. Наконец, высшая степень ОВЛАДЕНИЯ -- нас помыслами называется -- СТРАСТЬЮ. Это происходит тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей ЗЛОЙ -- помысел СТАНОВИТСЯ, как бы ее нравом и ПОСТОЯННОЙ -- привычкой. В такое состояние человек приходит по собственной воле, и в нем он постоянно обогревается страстными помыслами, влагаемыми -- врагом. Избавиться от этого состояния можно только путем -- Покаяния, в противном случае человек ПОДЛЕЖИТ -- Вечной муке.

Видите теперь, что мы должны, как говорит святитель Иоанн Златоуст, всю жизнь сидеть у дверей своего сердца и БЕРЕЧЬ -- его от засорения тем, что ЛИШАЕТ -- нас общения с Богом. Наша главная беда и заключается именно -- в неупорядоченности, безпризорности и запущенности сердца.

Господи, прости нам нашу предельную безпечность в деле спасения нашей души!

Все мы, как один, без исключения, ПОДВЕРГАЕМСЯ -- Блудным нечистым помыслам, услаждаемся ими, подогревая и укореняя их в сердце своем. Засматриваемся на красивые лица с вожделением, грешим сквернословием, любовными помыслами, безстыдными телодвижениями, кокетством, волокитством, сводничеством, пресыщением в пище и питье, излишним сном, чтением романов, смотрением всяких зрелищ с любовными сценами (будь то в театре, кино или по телевизору), рассматриванием соблазнительных картинок, отвратительных открыток и снимков, вольным обращением с другим полом, излишним щегольством, употреблением всяких косметических средств, чтобы придать себе, как вам кажется, более привлекательный вид, надеванием неподобающей, безстыдно обнажающей вас одежды или надеванием одежды и прической, неподобающих вашему полу, болтливостью, непристойными шутками, рассказыванием и слушанием непристойных анекдотов и прочих двусмысленных грязных фраз, намеков, острот и шуток, произвольным похотным разжением, взиранием с нечистой совестью на совокупление животных.


Мы не только НЕ ПРОТИВИЛИСЬ -- помыслам блудным, не восставали против них тотчас, как диавол подбрасывал их нам, не обращались к Тебе, Господи, с молитвой за помощью, не остерегались, как огня, способного в секунду -- воспламенить нашу склонную на похоть блудную плоть, а с упоением ПРИНИМАЛИ -- их в сердце, услаждались -- ТАЙНО, а при первом же удобном случае, если Господь Своей благодатью не отводил эти скверные помыслы, СОВЕРШАЛИ -- страшные смертные грехи: блуд, прелюбодеяние, рукоблудие и всякие противоестественные грехи, о которых страшно и не только говорить, но даже и помыслить!

Со слезами кайтесь о блудной нечистоте своего сердца, коей, по слову блаженного Августина, убегают Ангелы, узрев которую, смежают очи диаволы!

В церковных сказаниях есть много примеров, подтверждающие справедливость слов блаженного Августина. Некий волхв, один из так называемых чернокнижников, вызвал к себе диавола для некоторого служения ему. Диавол долго не появлялся, а волхв не переставал призывать и умолять его. Наконец диавол явился к волхву в образе человеческом и, стоя вдали, закрывал нос перстами. Тогда волхв спросил диавола: «Что это значит?» И диавол отвечал ему: «Смрад блудодеяния твоего -- не допускает, чтобы я приблизился к тебе».

«О, блудник окаянный! -- восклицает святитель Дмитрий Ростовский, -- до какого крайнего окаянства ты доходишь, что не только Бог и святые Ангелы Его, но и самые нечистые бесы -- ГНУШАЮТСЯ нечистотою твоею и, видя ее, смежают очи свои, затыкают -- ноздри от смрада!»

Греховная скверна омывается -- слезами покаяния, такого покаяния, когда согрешившему сердцу стыдно того, что оно совершало, и БОЛЬНО -- терять общение с Господом, и страшно умереть с нераскаянным грехом.
Господи, нам стыдно, больно и страшно. Прости нас, грешных!


Вот с этой минуты нашего покаяния и НАДО -- дать, Господу решительное обещание -- очищать свое сердце, безропотно принимать любые скорби и тесноты, как врачующее средство, посылаемое Божественным Провидением, ибо мы все -- тяжко духовно больны!

«А скорби уничтожают в сердце -- следы духовного услаждения, исторгают -- глубоко проникшие тонкие корни греха» (святитель Филарет Московский).

Над приобретением чистоты сердца каждому из нас НАДО -- трудиться неустанно всю жизнь, чтобы -- не дай Бог! -- умереть в нечистоте сердца, потому что страшно слово Господне: «В чем застану, в том и сужу!»

Наши рекомендации