Архимандрит Иоанн Крестьянкин.

БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ – ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.

«Блажени нищии духом» (Мф.5:3) -- то есть, счастливы -- предельно бедные духом... Что это такое -- быть бедным духом? Это значит «...ИМЕТЬ -- смиренное понятие о всех своих -- способностях и талантах, а также, духовных качествах, наоборот, ВИДЕТЬ – свои грехи, и потому, считать -- себя грешником». Почему им, то есть нищим духом, принадлежит Царство Небесное?

Да потому, что смиренный духом, «ясно СОЗНАВАЯ -- свою греховность и недостоинство, ДОБРОВОЛЬНО предается -- водительству Божественной благодати, нисколько НЕ НАДЕЯСЬ -- на свои духовные силы и знания, и благодать -- приводит его к Царству»(архимандрит Михаил. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея).

Вот, мы слушаем сейчас внимательно эти слова подвижников благочестия и думаем, что мы-то сознаем себя грешниками, что нам-то, казалось бы, и нечем гордиться, но это -- САМООБМАН. На самом деле мы также грешим гордостью ума, НЕ ПОЧИТАЯ -- Бога Верховным Владыкой и источником всех благ. В своей дерзости и безумии доходили даже до мысли -- отрицания Бога, отрицания Евангелия, отрицания Таинств Церкви.

Грешили, не воздавая Богу -- надлежащей чести, не относя к Нему -- всякого блага, какое получаем. Не благодарили Господа -- за Его милости к нам. Грешили, не думая, что всецело от Него -- зависим, не полагались на Бога, не просили у Него помощи, а ПОЛАГАЛИСЬ -- на свои силы, искали помощи у людей, совершали -- ТЯЖКИЙ грех, ОБРАЩАЯСЬ за помощью -- к колдунам, чародеям и ворожеям.

Есть еще один страшный ГРЕХ -- оскорбление величия Божия -- это прямое обращение к сатане за помощью. Если есть, среди нас такие люди, то в этом грехе НАДО – покаяться.


Грешили, ПРИПИСЫВАЯ своим заслугам -- те блага, какие получаем от Господа. И Господь отвращается нашей надменности, ибо мерзость Богу -- всяк надменный (Притч.16:5).

Нищий духом, по словам преподобного Макария Египетского, постоянно ПРЕБЫВАЕТ -- в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении -- о своем ничтожестве, всегда перед взором души своей -- имеет ее греховные язвы.

Мы тоже называем себя, а может, и почитаем себя грешниками. Однако это чувство далеко от смиренномудрия, ибо, по слову Иоанна Лествичника, «Сердце испытывается, когда другие -- безчестят». Кто из нас, положа руку на сердце, может сказать, что он с радостью ТЕРПИТ -- укоризны, досады, поношения? Из-за чего мы ТЕРЯЕМ -- присутствие духа, впадаем в отчаяние и даже доходим до такого расстройства, что теряем здоровье?

Вот, какие мы обидчивые. А если рассмотреть внимательно, то обидчивость наша происходит в основном от самолюбия, вот, оказывается, в чем зло. Мы, Господи, честолюбивы, мы ЛЮБИМ -- только похвалы, а в лучшем случае молчаливое признание -- наших мнимых достоинств и ни малейшего замечания ни от кого, даже своего духовного отца, начальника по работе, родителей дома не можем смиренно принять, уж не говоря о том, чтобы поблагодарить Господа, открывающего нам глаза на наши недостатки через людей.

Ожидая похвал и одобрений и НЕ ПОЛУЧАЯ -- их, мы раздражаемся, досадуем, теряем покой, увлеченные самовозношением, мы преисполнены -- зависти к совершенствам других людей!

Мы прямо-таки НЕ МОЖЕМ -- переносить достоинства и совершенства, заслуживающие возвышения, какие мы видим у других, и всячески ПЫТАЕМСЯ -- унизить, очернить, любым способом затушевать или перетолковать в худую сторону достоинства и заслуги других!

А вот недостатки их, напротив, с любопытством и удовлетворением -- разузнаем, как бы через микроскоп рассматриваем и с величайшей нетерпимостью относимся к ним. Отсюда происходит тяжелейший грех, страшная проказа нашего духа -- грех осуждения.

Господи, мы все погрязли, утонули в мутном тинном болоте осуждения, кого только и за что только мы не осуждаем, ПРИСВАИВАЯ -- себе власть Твою и забывая Твое повеление: «Не судите, да не судимы -- будете.


Вот мы все домогаемся -- возвышения, домогаемся -- признания себя. Когда-то Господь, усмотрев среди Своих учеников это желание, сказал: «кто хочет между вами быть -- большим, да будет -- вам слугою» (Мф.20:26). Задумывались ли мы над этими словами Господа? Есть ли у нас желание поставить себя по отношению к ближним -- на положение слуги? Нет. Господи, прости наше себялюбие!

Мы ждем услуг от своих ближних, мы смертельно боимся дойти до положения слуги,а в оправдание своей гордыни мы приводим возраст, положение в обществе, усталость, болезни и т. д. А вы только на минуту вообразите, как бы преобразилась ваша жизнь, если бы каждый из нас, вот с этого момента, положил бы за правило -- предупреждать желания своих ближних, СТРЕМИТЬСЯ -- по мере сил своих, дарований и возможности СЛУЖИТЬ -- ближним, забывая себя, -- по слову Господа, быть всем слугою.

Рассмотрите свою жизнь, свои обстоятельства и попробуйте начать жить, смиряя себя до положения рабов, по слову Господа: «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:27). И если вы будете поступать так по велению души, от чистого сердца, то несомненно почувствуете радость, блаженство смирения.

По причине гордости вместо здоровья душевного мы тяжко страдаем – САМОНАДЕЯННОСТЬЮ. Не просим даже благословения Твоего в молитве -- на начало дня и всякого дела, на сон грядущий. Отваживаемся на дела, превышающие наши силы, а потом -- стонем и изнываем под непомерной тяжестью их.

От гордости СТРАДАЕМ -- любопытством, страстью к новизне, лицемерием, упрямством, спорливостью, непокорством, завистью, ревностью, злословием, неблагодарностью.

Даже в наши молитвенные и прочие духовные подвиги и разные дела -- вкладываем гордость. А «если в человеке в основе какого-либо подвига или делаемого добра НЕ ЛЕЖИТ -- смирение, то добро -- не добро, вредно нам и чуждо Богу» (епископ Варлаам Ряшенцев).

Вот, например, сейчас пост. Может, кто из вас побольше походил в храм, дома побольше помолился, может, что и доброго сделал для ближнего. Но если хоть только одна самолюбивая гордая мысль возникла -- ПОСЧИТАТЬ свои мнимые заслуги, то все -- погибло. Ибо видение и самооценка духовных подвигов есть -- ГНИЛЬ на духовном цвете (души христианской), сердечная ложь, слепота, гордыня. Эта самооценка умаляет нашу всецелую надежду на единое милосердие Божие, ДЕСКАТЬ, «я потрудился, а потому и помилуй».

Самое же верное и приятное Богу от нас следующее: «Господи, ничего -- не имею, не смею и очей поднять, помилуй по велицей Твоей милости». И милость будет тем больше, чем БОЛЬШЕ -- будет сокрушения и упования на Бога, не на дела или что-либо свое.

Есть, ещё один тонкий вид гордости, очень опасный для нашей души, -- это тщеславие. Тщеславие силится извратить -- всякое наше дело так, чтобы оно было не во славу Божию, а для своей славы и Человекоугодия. Тщеславие влечет и ЖАЖДЕТ -- похвалы человеческой и славы его.

Наши рекомендации