Блаженный старец Иосиф Ватопедский.

1. Каждый раз, когда мы поступаем по правде, УДАЛЯЕМСЯ -- от греха, но без благодати не сможем получить освящение. Если наш ДОЛГ – каждый день ПОСТУПАТЬ -- по правде, чем воздадим Богу -- за наши грехи?

2. Благодать таинственно ДАЕТСЯ -- всем тем, кто принял Крещение во имя Христово, но производит действие она в зависимости от того, насколько ПРЕУСПЕЛ -- человек в исполнении заповедей. И тайно благодать не перестает нам помогать, от нас лишь зависит поступать -- по правде, насколько хватает сил.

3. Заповедь Христова, исполняемая -- сознательно в соответствии с тем, насколько мы ей сочувствуем в сердце, ДАРУЕТ -- утешение. Но все это приходит в свое время.

4. Тому, кто ХОЧЕТ -- получить пользу, нельзя посоветовать ничего лучше, как усердную молитву, правую веру и терпение в скорбях. Иго Христово несут те, кто имеет -- знание духовное.

5. Тот, кто усиленно ВНИМАЕТ -- себе, наслаждается плодами, ПРИОБРЕТАЕТ -- благоразумие и сподобляется благодатного созерцания, в котором заключено богословие и чистая молитва. Об этом говорит апостол: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (см. Гал. 5:16).

6. Смирение со страданием ИЗБАВЛЯЕТ -- человека от всякого греха: первое истребляет -- страсти душевные, второе – телесные. Потому и говорит Господь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Они узрят Бога и сокровища Его тогда, когда ОЧИСТЯТСЯ -- любовью и воздержанием.

7. Господь, показывает нам, что любую заповедь мы ИСПОЛНЯЕМ -- по долгу, Он говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что ДОЛЖНЫ -- были сделать». Потому, Царство Небесное – не оплата за труды, но ДАР, что приготовил Господь -- верным рабам.

8. Тот, кто чтит -- Господа, ИСПОЛНЯЕТ все, что Он повелевает и, когда совершает грех или преслушание, напасти, следующие за этим, ПЕРЕНОСИТ -- как заслуженные.

9. Свойство звезды – светить. Свойство человека благочестивого и боящегося Бога – смирение и простота, потому что учеников Христовых ОТЛИЧАЕТ – мирских людей, - смиренномудрие, простота и скромность.

10. Мы приобретем великую пользу и выгоду, если каждый вечер БУДЕМ -- исследовать то, как провели день. И, подсчитывая убыток, который ПОНЕСЛИ -- от неосторожности или нерадения, ИСПРАВИМ -- покаянием. И так будем поступать всегда, если хотим помощью Христовой -- победить грех.

11. Справедливо и естественно мы должны подвигнуть три части души, как их сотворил Бог, на борьбу со страстями. Раздражительную – против пристрастной и худой привычки и сатаны; вожделевательную обратим к Богу и добродетели; а мыслительную поставим во главе первых двух, руководствуясь мудростью и опытом, так, чтобы она отдавала им приказания, советы, наказывала и властвовала.

12. Говоря о разных изменениях в духовной жизни, святые отцы приводят в пример луну, которая то увеличивается в размере, то уменьшается, но природы своей -- не меняет. То же самое в точности происходит с теми, кто кается.

Изменение размеров луны – прообраз человека, который иногда -- поступает хорошо, иногда грешит и покаянием возвращается к добродетельной жизни. Различные немощи, испытываемые подвижником, не имеют ничего общего - ни с его виной, ни с предательством, ни с отступлением, но объясняются ложными ощущениями ветхого человека и привычками прежней жизни, следовательно человек не должен -- терять мужество.

13. Слышал я, что некоторые братья, которые постоянно болеют и не могут держать пост, говорят: «Как можем без поста избавиться -- от диавола и страстей?» Таким мы должны сказать, что не только воздержанием от яств, но и воплем от сердца МОЖЕТЕ -- изгнать страсти и ОТБИТЬ -- нападение лукавых бесов. Ибо сказано в Писании: «Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь» (Пс. 117:5). Итак, если не имеешь дара воздержания, знай, что все равно УСЛЫШИТ -- тебя Господь, если попросишь Его в молитве с надеждой.

14. С теми, кто живут в миру и находятся рядом с причинами страстей, демоны воюют и ведут брань затем, чтобы ввергнуть их во грехи делом. С монахами, по причине скудости у них вещественных предметов, воюют помыслами. Причем вторая брань -- страшнее первой, потому что, чтобы вести чувственную брань, нужно время, место и подходящий случай. Брань же мысленную демонам вести более удобно, да и противостоять ей куда сложнее. В этой брани с безплотными духами нам ДАНО оружие – чистая молитва, поэтому и установлено творить ее непрестанно. Молитва эта делает ум -- стойким в битве, потому что совершается и без участия тела.

15. Согласно Григорию Богослову, каждая разумная душа состоит из трех частей: мыслительной – мышление, совесть и разумение; раздражительной – доблесть и терпение; и вожделевательной – любовь, благоразумие и воздержание. Правда рассеяна по всем этим частям и заставляет их действовать соответственно и подобающе. Мышлением сражается с противными ей силами и поддерживает добродетель, благоразумием безстрастно на все взирает и, наконец, любовью убеждает -- любить всех, как самого себя.

16. Дело мышления – всегда приводить в движение раздражительную часть души, чтобы вступить нам во внутреннюю брань -- против страстей и бесовских прилогов и чтоб осуждать самих себя. Дело разумения – подвигать мыслительную часть души, приводя ее в состояние трезвения. Правда в свою очередь направляет вожделевательную часть души -- к добродетели и Богу, а доблесть правит пятью чувствами и контролирует их, чтобы и внутренний наш человек, то есть сердце, и внешний, то есть тело, не осквернялись от них.

17. Раздражительную часть души -- обуздывай любовью, вожделевательную -- искушай воздержанием, а мыслительной ДАЙ -- крылья молитвы, и так ум не будет -- ни помрачаться, ни блуждать.

18. Не оскверняй тело -- ПОСТЫДНЫМИ делами, а душу НЕ ОМРАЧАЙ -- худыми помыслами. И мир от Бога придет -- к тебе и принесет любовь.

19. Когда душа чувствует выздоровление свое, тогда и во сне НЕ ТРЕВОЖАТ -- ее нечестивые образы.

20. Не стремись нравиться самому себе – и не будешь ненавидеть брата своего. Не будь себялюбцем – и возлюбишь Бога.

21. Во всем, что бы мы ни делали, Господь рассматривает -- ЦЕЛЬ, ради Него ли, или по другой какой причине мы приступаем -- к этому делу. То есть, Господь судит и принимает наши дела – по нашим намерениям.

22. Почти все грехи СОВЕРШАЮТСЯ -- по сластолюбию, а изглаживаются -- страданием и добровольной печалью, вызываемой покаянием, так, как то устраивает Промысл Божий.

23. Тот, кто занят грехами других и СУДИТ -- брата своего только по подозрению, НЕ ПОЛОЖИЛ еще и начало покаянию, не исследует свои грехи, и даже не понимает, насколько человек становится -- безчувственным.

24. Спастись точно хочет тот, кто НЕ ПРОТИВИТСЯ лекарствам Врача – страданиям и печалям, посылаемым нам от Бога -- в виде различных несчастий и скорбей. А тот, кто противится -- им, не познал, ни какой товар здесь предлагается, ни того, чтобы он приобрел от этого, убежав от мира сего.

25. Не стремись нравиться самому себе – и НЕ БУДЕШЬ ненавидеть брата своего. Не будь себялюбцем – и возлюбишь Бога.

26. Очисти ум свой -- от гнева, памятозлобия и постыдных помыслов, и тогда только сможешь почувствовать, что внутри тебя -- обитает Бог.

27. Тот, кто верит в Бога, ИМЕЕТ -- страх Божий, кто имеет страх Божий – смиряется, а кто смиряется, становится кротким и приобретает ПРИВЫЧКУ -- подавлять в себе несмысленные порывы гнева и похоти. Кроткий хранит -- заповеди, а кто ХРАНИТ -- заповеди, тот очищается; тот, кто очищается – приемлет благодать в действии, как свет; и тот, кто освещается, ощущает -- присутствие Христа.

28. Душу, обезображенную нечистотой греха, ОЧИЩАЕТ -- страдание и освобождает ее совершенно от оков вещественных, как скоро душа осознает, какой вред от них понесла. По этой причине Бог, согласно правому суду Своему, ПОПУСКАЕТ -- диаволу терзать испытаниями человека, чтобы ПРИВЕСТИ его -- к покаянию.

29. Тот, кто освободился от страстей, обрел -- благодать у. Бога. А тот, кто сподобился знания духовного – великую милость.

30. Только духовные беседы -- приносят пользу, а из всего прочего лучше безмолвие. Безмолвие и молитва – величайшее оружие к стяжанию совершенства, ибо они очищают -- ум, который становится прозорливым.

31. Тот, кто заботится о душе, ДОЛЖЕН -- переносить страдания и стяжать смирение. Этими двумя Бог ПРОЩАЕТ -- все грехи. Благоразумный заботится о себе, и вольными трудами -- избегает невольных.

32. Смотря к чему мы ПРИВЫКЛИ – добродетели или пороку, эта привычка нас подвигает соответственно думать, говорить и поступать -- хорошо или худо.

33. Ум рассудительный удерживает -- в повиновении душу, изнуряет трудом тело и покоряет страсти.

34. Соблюдай заповеди и обретешь мир, возлюбишь Бога и сподобишься духовного знания.

35. Кто возненавидел грех, тот НЕ ЧАСТО -- в него впадает, а тот, кто прилепился к причинам греха, падает весьма часто. Неустанно занимайся чтением и изучением -- духовным, потому что сей труд уничтожает страсти.

36. Без поста и бдения НЕ МОЖЕТ -- очиститься тело, без дел милосердия и знания истины – душа. А без собеседования с Богом и созерцания Его – ум.

37. Не гневайся на того, кто против твоей воли вскрыл твою язву своими обличениями. Взгляни на всю ту мерзость, которую он извлек из тебя, оплачь себя и ублажи того, кто стал -- виновником этой пользы.

38. Полезно, чтобы подвижник помышлял о себе и деле -- смиренно и, преодолевая страх и уныние, подвизался еще прилежней. Знание истины без смиренномудрия -- слепо, потому и имеет привычку - спорить и пререкаться.

39. Добродетели, которые зависят от нас и нам по силам, – это молитва и молчание. А те, что не от нас, а от телесного сложения, главным образом, – пост, бдение, служение братии.

40. Боящийся Бога имеет всегда своим спутником -- смиренномудрие и, помня об этом, приходит в любовь Божественную и благодарит Бога. Такой приводит на ум, что содеял ранее: различные грехи и искушения, которым подвергался от юности своей, и как от всего этого избавил его Господь. Вместе со страхом приобретает и любовь, всегда со многим смиренномудрием благодаря Благодетеля и Устроителя нашей жизни.

41. Смирение с перенесением страданий ИЗБАВЛЯЕТ -- человека от всех грехов, поскольку первое отсекает страсти души, а второе - тела. То же самое сделал и блаженный Давид, молясь Богу со словами: «Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости -- все грехи мои» (см. Пс. 24:18).

42. Страх Божий бывает двух видов: один РОЖДАЕТСЯ в нас -- от угрозы мучений, а второй, соединенный с самой любовью, ПРИВОДИТ -- душу в благоговение. Первый страх упраздняется совершенной любовью, а второй пребывает -- в душе, которая всегда любит Бога и не боится -- Его, потому что пребывает непрестанно под покровом благодати.

43. Одни из ДОБРОДЕТЕЛЕЙ -- телесные, а другие – духовные. Телесные – пост, бдение, различные упражнения телесные, служение и так далее. Духовные добродетели – любовь, долготерпение, кротость, воздержание, молитва и так далее. Итак, если по какой-то нужде или телесному состоянию, например по болезни и тому подобному, случится, что мы НЕ МОЖЕМ -- исполнить добродетели телесные, которые привели выше, то ИМЕЕМ прощение от Господа, знающего причины.

Наши рекомендации