Видя, что душа не укрепилась в смирении, Господь -- отнимает Благодать, но ты не падай духом от этого: Благодать в тебе, но скрыта.
Ты приучи себя -- ОТСЕКАТЬ плохие помыслы сразу. А если, когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси -- Покаяние. Потрудись над этим, чтобы ПРИОБРЕСТИ -- Привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так и будешь делать потом -- всю жизнь.
Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы похвалы. И если душа ПРИМЕТ -- Похвалу, то Благодать -- ОТСТУПИТ, покамест не смирится душа.
Когда душа научится любви от Господа, то ей жалко -- всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди -- покаялись и ПРИНЯЛИ -- Благодать Святого Духа.
Но если душа ТЕРЯЕТ -- Благодать, то тогда -- ОТХОДИТ от неё любовь, ибо без Благодати Божией невозможно любить врагов, и тогда от сердца ИСХОДЯТ -- помышления злые, как говорит Господь (Мф. 15, 19, Мрк. 7, 21—22).
Хорошо знай, что если тебя МУЧАЮТ -- Плохие помыслы, то значит ты -- не смирен. Господь сказал: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. II, 29).
В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы -- УМНЕЕ и опытнее других, и даже духовника. Так я по неопытности подумал, и за это пострадал, и очень благодарю Бога что Он этим смирил и вразумил меня. Без исповеди духовнику НЕВОЗМОЖНО -- Избавиться от Прелести, потому что духовникам дана от Господа -- власть решить и вязать
Если видишь видение какое-либо, или образ, или сон, то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не может понять видения, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную с тщеславием, и посему узнается прелесть.
Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует -- смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя – достойным этого, и потому враг легко обманывает его.
Если случится -- увидишь бесов, то не бойся, но смири себя, и бесы -- исчезнут, а если тобою овладеет страх, то не избежишь вреда. Будь мужествен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него.
Распознать в себе гордость -- очень трудно. Но вот, тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают -- ПЛОХИЕ помыслы, то это значит, что в тебе НЕТ -- смирения, и потому, хотя бы ты и не понимал своей гордости -- смиряйся.
Жизнь свою я провел в добре и во грехах, и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка. И душа и ум МОГУТ -- Приобрести привычку. И к чему -- привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет -- ко Греху, то так и будет постоянно -- тянуть ко греху, и бесы в том помогают; а если привыкнет -- к добру, то Бог ему в том содействует -- Своею благодатью.
Так, если ПРИВЫКНЕШЬ -- постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. И если, привыкнешь давать милостыню, БЫТЬ -- послушливым, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь -- всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге.
Душа, которая любит -- Осуждать людей, или Непослушлива, или Невоздержна, или оставила Покаяние – НЕ МОЖЕТ избавиться от бесовских козней и освободиться от Плохих помыслов; но если плачет -- о грехах и любит брата, то Господь дает ей слезы за весь мир.
Один раз без нужды я -- убил муху, и она бедная ползла по земле больная с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал -- за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай. Как-то у меня в магазине на балконе завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор НИКОГДА -- не обижаю я тварь.
Дух Божий УЧИТ душу -- ЛЮБИТЬ всё живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет -- повредить, и цветка полевого – НЕ ХОЧЕТ потоптать.
Так Дух Божий НАУЧАЕТ -- любви ко всем, и душа -- сострадает всякому существу, любит даже, врагов и жалеет -- даже бесов, что они отпали -- от добра.
Приучай себя -- к МОЛЧАНИЮ в словах, Сдержанности -- в делах, а также Сдержанности в отношении -- Смеха и походки. Избегай какой-либо -- Чрезмерности. Потому что таким образом ум – не допуская себе выйти из пределов сдержанности – СОХРАНИТСЯ крепким и не ослабеет и не уступит – Чревоугодию. (Пр. Макарий Египетский.)
Ослабеет же ум в результате -- жгучей Страстности; ослабеет и по причине иных страстей, отдавая себя им -- на расхищение. Итак, подобает, чтобы УМ -- ВЛАДЕЛ Страстями, возвышенно сидя на престоле -- молчания и взирая к Богу.