Непослушание -- это поле, на котором растут ядовитые травы – САМОМНЕНИЕ, тщеславие, высокоумие и властолюбие; они ЗАГЛУШАЮТ и губят цветы -- ПОКАЯНИЯ и МОЛИТВЫ.
Говоря современным языком, человек через непослушание запрограммировал свое собственное падение. Поэтому старцы последних лет очень осторожно -- давали благословение, опасаясь, что оно – НЕ БУДЕТ исполненным, и тогда обратной волной -- Отбросит человека от Христа. Они обычно говорили уклончиво, давая человеку возможность выбора, но, в тоже время, достаточно ясно, чтобы человек при желании мог бы понять, как ему поступить. Некоторые отвечают примерами, как притчами, другие облекают благословение в форме совета. Нередко старцы, чувствуя, что их благословение не будет исполнено, отвечают: "Не знаю". Были старцы, которые дерзновенно говорили: «Я помолюсь, а ты получишь ответ по обстоятельствам своей жизни».
Многие находятся около старца, встречаются с ним каждый день и становятся не лучше, а хуже. Они не понимают, что Благодать -- это духовный огонь и с ним надо обращаться осторожно: они как бы не согреваются, а опаляются этим огнем. У них возникает соперничество, ревность, недуховная привязанность, они безпокоят наставника житейскими делами, думая угодить ему. Здесь, как раз включаются человеческие эмоции, обостряется -- чувство гордости, хвастовство: "какой у меня духовный отец". И, в результате, эти люди не только не получают, но и ТЕРЯЮТ даже то, что было у них. Господь сказал, что весь закон и пророки вмещаются -- в двух заповедях: в любви к Богу и в любви к людям. А тут память о Боге постепенно -- ослабевает, человек становится каким-то кумиром, а любовь друг к другу также охладевает, появляется -- зависть, недоброжелательность, тонкая клевета друг на друга и т.д.
Здесь забывается самое главное, что Наставник -- это путеводитель к Богу, он должен определять, какие Преграды -- СТОЯТ между человеческой душой и Богом и помочь преодолеть их. Поэтому наставник дан не для духовного развлечения, не для уютов, не для дружбы, не для многословных бесед, не для тайного соперничества, а для Спасения. Искренний послушник всегда со старцем, хотя был бы и разделен тысячами вёрст. (Архимандрит Рафаил Карелин)
Настоящий послушник -- недоволен собой, в том смысле, что всегда считает свое послушание -- Недостаточным: он видит в нём много ошибок, которые нужно исправлять, он видит, как в чистый поток послушания -- примешивается муть его Самоволия и грехов. Само послушание, как и все добродетели, не имеет конца и предела, они открывают путь к постоянному совершенствованию.
Между тем, есть люди, говорящие о своем -- безпрекословном ПОСЛУШАНИИ, как бы ХВАСТАЯСЬ -- перед собой и другими людьми деланием, к которому они только приступили, так, как будто бы -- овладели этой добродетелью, эти люди -- НЕ ВИДЯ своих грехов и несовершенств, внезапно -- ПАДАЮТ, отвергая всякое послушание. И потому -- покидают своего духовного отца, в преданности которому они горячо клялись, или же постепенно начинают скрывать от него свои грехи и переходят -- к теплохладному лживому лицемерию. Истинный послушник испытывает радость -- отсечения своей воли, но в тоже время видит, что ещё не отсек её до конца, что много трудов предстоит впереди. Истинный послушник переживает -- как потерю, если он даже немного, как на волос отклонился от воли старца и кается, в этом как в своём падении. (Архимандрит Рафаил Карелин.)
При крайнем затруднении к прочтению правила ко Причащению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв. Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позволял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. --Вот и помолились, тогда не будете унывать».
Читайте Иисусову молитву во всякой -- НУЖДЕ и ПЕЧАЛИ, тогда придёт по времени искомое. Когда будешь безпрестанно творить Иисусову молитву, будет БЛАГО тебе, а ежели не радостно, так потому, что -- не творим молитву.
Во время Тоски и уныния надо -- безпрестанно творить: молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицей помилуй нас грешных» -- и Тоска уйдёт.
Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добродетелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует.
Отец Андроник говорил: «Кто Иисусову молитву не читает, -- тот тоской Заболевает, с нею и уныние приходит -- и тако себя отягощает» Эта молитва -- ИЗБАВИТ от печати антихриста, ПРОСТИТ -- грехи, украсит добродетелями и с Богом -- соединит.