Насколько распространено это явление?
Я бы сказал, что существуют разные формы беснования. Есть, если принять современный стиль определений, то, что я бы назвал «Мягкой формой» и «серьезной формой» беснования. Мягкой формой беснования ОДЕРЖИМЫ -- все люди, в которых есть -- непобежденные страсти.Поясню, что такое -- страсть. Это уродливо искаженное чувство, чувство, которое из-за наших грехов -- исказилось, стало ненормальным.
Например: прекрасно, когда мужчина любит женщину и испытывает к ней -- эротическое влечение. Но для того и существует брак, чтобы человек правильно и мудро реализовал свое чувство. А вот, когда мужчина будет СТРЕМИТЬСЯ -- к удовлетворению одной стороны этого чувства, а именно -- сексуальной, и будет вновь и вновь с помощью разных женщин -- УДОВЛЕТВОРЯТЬ свое желание, – это СТРАСТЬ блудная.
Нормально выпить рюмку, а то и пять с друзьями, в праздник. Но когда человек становится рабом этого желания – это СТРАСТЬ - пьянства.
Страстью может быть, не только -- блуд, но и ненависть, которую человек в себе культивирует, или, скажем, жадность, ну и, конечно, курение, обжорство и т.д.
Страсть – это уродство чувства. Это мука, преодолеть которую очень трудно. Так вот, святые отцы открыли потрясающую тайну наших страстей и нездоровых желаний. Оказывается, кроме наших собственных слабостей и потакательств, тут не обошлось и без влияния -- темных бесовских сил, ПОДТАЛКИВАЮЩИХ -- нас вновь и вновь СОВЕРШАТЬ -- грех. Бесы оккупируют душу грешника, потакающего страстям, и скоро такой человек становится -- игрушкой в их лапах.
Грустно, когда человек НЕ ЖЕЛАЕТ -- изгонять бесов из своей души… Это все равно, что не лечить серьезную болезнь. Она будет постепенно -- подчинять себе и губить человека. Кто не видел этого проявления беснования у человека, одержимого какой-нибудь страстью? Самый известный пример – алкоголизм, наркомания. Обаятельный и добрый человек, ОДЕРЖИМЫЙ -- страстью к вину, если его лишить «дозы», ПРЕВРАЩАЕТСЯ -- в демона, который готов -- растоптать самое дорогое в его жизни.
И с этим ничего не поделать?
Конечно, поделать! Опыт священнического служения показывает: если человек, даже не имеющий сил сопротивляться -- какой-то страсти, ведет церковную жизнь, то искушения постепенно -- отступают. Многие люди говорят, что сами, без исповеди и Причастия, они НЕ СПРАВИЛИСЬ -- бы со своей страстью. Благодать Божия – ИЗГОНЯЕТ бесов.
Чем отличаются проявления одержимости -- от симптомов психической болезни? Отличий таких немного, поэтому, порой бесноватого можно -- принять за сумасшедшего, и наоборот. Но такие отличия есть. Бесноватый – это практически всегда человек – НЕ ДОБРЫЙ, испытывающий ОТВРАЩЕНИЕ и ЗЛОБУ -- к благочестию и святыне. В подавляющем большинстве случаев бесы ВСЕЛЯЮТСЯ -- в человека, который своими грехами ПРИГОТОВИЛ -- для них жилище: собственную душу.
Убийцы, насильники, блудники, гомосексуалисты, педофилы, колдуны, наркоманы, кощунники, циники, оккультисты, сатанисты… это НАЧАЛО -- длинного списка людей, ЯВЛЯЮЩИХСЯ -- бесноватыми, в какой бы, как мы выражаемся, «форме» это ни протекало.
Но надо сказать, что многие люди, считающие себя бесноватыми, на самом деле не бесноватые, а просто находятся в состоянии -- какого-то психического расстройства.
Как этот «недуг» -- попадает в человека?
В какой момент? Это не недуг. Недуг – это то, что, попадает в нас помимо нашей воли. Здесь же человек приготовил душу своими сознательными действиями, если так можно выразиться, он шел к тому, чтобы стать бесноватым. Бесы проникают в нас из-за наших грехов. Старайся жить христианской жизнью, исповедуйся и причащайся – и эта беда тебя не постигнет.
С кем это может случиться?
Я уже говорил, что беснование – это беда, которой ПОДВЕРГАЮТСЯ -- люди, не защищенные благодатью Божией, НЕ ВЕДУЩИЕ -- христианской жизни. Хочешь быть свободен от этого? Веди церковную жизнь, СТАРАЙСЯ -- исполнять заповеди Божии – и ничего не бойся.
Зачем «зло» вселяется -- в человека? Это не безличное зло. Существует некий вдохновитель и инициатор зла – сатана, диавол… Имен у этой сущности много, но по сути имя его одно: враг рода человеческого. Когда-то это существо взбунтовалось -- против Бога. К сатане примкнули некоторые ангелы, так что получилось противобожественное царство: мир бесовский. Эти сущности думают (а, может, уже и не думают, а просто злятся и подличают), что они смогут в вечности -- получить какую-то свою часть и какую-то свою, изолированную от Бога, жизнь. Конечно, это миф. Никакой жизни -- вне Бога в том мире, который наступит после преображения Вселенной, не будет.
Так вот: диавол, сам идущий к погибели, мечтает, чтобы и любимое создание Божие – человек, который призван к вечной жизни, – также погиб. Вы спросите: но если бесы -- знают о том, что их конец неминуем и он будет -- печальным, то почему же они все еще сопротивляются и так подличают? Я думаю, тут подойдет аналогия с врагом, который окружен и понимает, что он все равно проиграет, но продолжает агрессивно -- защищаться, чтобы хоть кого-то с собой на тот свет утащить.
Однажды в храм пришел один человек. Это был молодой парень, молдаванин, из молдавской деревни. Он по-русски не говорил, с ним был двоюродный брат, который переводил. Этот молодой человек был в отчаянии. С его женой, молдаванкой из его же села, уже несколько дней -- творилось что-то невообразимое.
Она на всех кидалась, порвала и спустила в унитаз иконки, изрыгала проклятия, была совершенно невменяемой. Потом эти приступы проходили, и она снова становилась обычной женщиной: доброй, спокойной. Молодой человек рассказал, что жена его ЗАНИМАЛАСЬ -- колдовством, как и ее бабка. Сама женщина в детстве БЫЛА -- крещена, но в храм не ходила, не молилась, воспитывалась без веры. И вот, теперь такое… Я попросил завтра привести эту женщину. Они привели ее вечером, у меня как раз заканчивалось занятие взрослой воскресной школы, которое проводится в боковом приделе храма. Миловидная молодая женщина с интересом крутила головой, все рассматривала. Мы с учащимися прочитали после занятия молитву, и я к ней направился.
Вдруг лицо этой женщины изменилось, она попятилась. Ее крепко держали. Я подошел совсем близко. Женщина съежилась, а когда я ОСЕНИЛ -- ее крестом, дико ЗАВЫЛА -- и бросилась на меня. Она ухватилась -- за мою рясу, выла и что-то кричала по-молдавски. Я положил ей руки на голову и молился. Постепенно, в течение полуминуты, женщина -- ЗАТИХЛА и сползла вниз. Ее отцепили от меня – ряса была порвана. Женщина пришла в себя, встала, ничего не помня. Я попросил привести ее завтра к Причастию. Ее привели в храм. Причащаться подвели последней.