С прошением совмещено -- ЗАПОВЕДАНИЕ, возлагающее на всех христиан ОБЯЗАННОСТЬ, столько ныне упущенную и забытую, ЕЖЕДНЕВНОГО -- приобщения святым Тайнам.

Сказав "На всяк день", Господь выразил этим, что без сего хлеба мы -- НЕСПОСОБНЫ провести ни одного дня -- в Духовной жизни.

Сказав "днесь", выразил этим, что его ДОЛЖНО -- вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день НЕДОСТАТОЧНО, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем -- ТРЕБУЕТ, чтоб мы УЧАЩАЛИ это прошение и приносили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека".

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем -- должником нашим. Даровав грешникам возвышеннейшие блага, блага дражайшей цены, даровав их по бесконечной Своей милости, Господь ТРЕБУЕТ и от нас – МИЛОСТИ и ДОБРОТЫ к ближним нашим.

Таинство искупления основано -- на МИЛОСТИ. Оно есть явление -- милости Божией к падшему человечеству и может быть принято расположением души, всецело настроенной милостью к людям. Мы не можем принять искупления, дарованного нам Богом, иначе, как умилосердившись над собою и над людьми, как ОСОЗНАВ -- свою ГРЕХОВНОСТЬ, свое падение, свою погибель; как СОЗНАВ -- греховность, падение, погибель всего человечества; как сознав -- общую, всесовершенную нужду в милости Божией.

Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда НЕ СТЯЖЕМ – доброго МИРНОГО настроения, способного -- ПРИНЯТЬ Божие искупление. Ожесточение сердца -- подобно железным, крепко замкнутым вратам! Оно – НЕ ВПУСТИТ в сердце наше Божественного дара.

Христианин должен обращать особое внимание на душевный недуг -- ПАМЯТОЗЛОБИЯ, и ИЗГОНЯТЬ -- его при первом появлении, НЕ ДОЗВОЛЯТЬ -- ему поселиться в душе ни под каким предлогом, как бы этот предлог ни показался – справедливым и правильным при первом взгляде на него.

Если допустим действовать Памятозлобию -- оно ОПУСТОШИТ душу, НАПОЛНИТ душу – ЗЛОБОЮ, ЛИШИТ нас -- благодати Божией и потому мы ПОТЕРЯЕМ -- Мир душевный и НЕ СМОЖЕМ -- молиться, НЕ СМОЖЕМ по доброму -- общаться с людьми. Памятозлобие соделает все подвиги и добродетели наши -- безплодными, ЛИШИТ -- нас милости Божией.

Оставление -- ПРОЩЕНИЕ нами согрешений ближним нашим -- есть признак, что Дух Божий ВСЕЛИЛСЯ -- в нас, царствует -- в нас, управляет, руководит по доброму -- волею нашею. До того времени нужно особенное собственное усилие к противоборству страсти памятозлобия. Подвигу нашему против этой страсти тайно вспомоществует Бог, останавливая явное вспоможение, чтоб произволение наше выразилось с определенностью.

Памятозлобие основывается -- на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатью избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием.

Через оставление ближним долгов их мы -- ПРИВЛЕКАЕМ в себя -- благодать Божию: УДЕРЖИВАЕМ -- её в себе, постоянно ПРОЩАЯ – долги (ОБИДЫ, ГРЕХИ) ближним нашим.

Не введи нас во искушение, но избави нас -- от лукаваго. Второю половиною прошения объясняется -- первая.

Искушениями называются здесь -- те несчастные случаи и бедствия, когда мы за наше собственное СТРЕМЛЕНИЕ к Греху -- ПРЕДАЕМСЯ во власть диавола и погибаем, как подвергся этому Иуда Искариотский. Не научает нас прошение -- отвергать скорби, необходимые для нашего спасения, охраняющие нас от наших страстей и демонов.

"Благоволю, -- говорит апостол о тяжких скорбях, которым он подвергался, -- благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах о Христе: ибо когда я немощен, тогда силен есмь" (2Кор.12:10). Попущены были Промыслом Божиим эти скорби апостолу, как сам он объясняет, чтобы -- УБЕРЕЧЬ его от превозношения, от гордыни. (2Кор.12:7). Господь даровал в удел последователям Своим, на все время земного странствования их, скорби. "В мире скорбны будете" (Ин.16:33), сказал Он апостолам, а вместе с ними и всем христианам. "Будете ненавидимы от всех имене Моего ради" (Лк.21:17). "В терпении вашем стяжите души ваша" (Лк.21:19). Вместе с догматами веры христианской святой апостол Павел проповедовал вселенной, "яко многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22). В Послании к Евреям апостол говорит, что все благоугодившие Богу ПОДВЕРГАЛИСЬ -- наказанию и вразумлению от Господа, что не подвергающиеся им ОТВЕРЖЕНЫ -- Богом, как чуждые Ему (Евр.12:8).

Не введи нас -- во искушение, но избави нас -- от лукаваго! Не только не попусти, чтоб ВОЗОБЛАДАЛИ -- над нами наши страсти, посредством которых мы -- ПОДЧИНЯЕМСЯ диаволу и он СТРЕМИТСЯ -- погубить нас, но ИЗБАВЬ и от того плена, в котором мы -- находимся у диавола по причине -- греховного падения нашего!

Господи, НЕ ПОПУСТИ нам увлечься -- греховною волею нашею, исполнением которой мы -- ОБМАНЫВАЕМ и губим себя!

Не попусти ОБОЛЬСТИТЬСЯ -- мыслями и учениями ложными, еретическими!

Не попусти ПОБЕДИТЬСЯ -- сребролюбием, жадностью, славолюбием, властолюбием!

Не попусти, чтоб мы ПОРАБОТИЛИСЬ -- сластолюбию и сладострастию когда окружены земными благами, УБЕРЕГИ от -- малодушия и ропота, когда мы -- окружены лишениями!

Не попусти нам – СОГРЕШАТЬ и не бояться -- грешить!

Наши рекомендации