После прошения о даровании совершенного богопознания Господь научает усыновленного Богом человека -- ПРОСИТЬ, чтоб в душу его -- снизошло Царство Божие.
Этого царства Он ПОВЕЛЕВАЕТ -- просить смиренною, но сильною молитвою веры. Верующему невозможно не получить его. Обетовано оно Словом Божиим: "Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя"; в ком святится имя Мое, "той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим (Ин.14:21). "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет"; "аще кто любит Мя", в том будет святиться имя Мое, "и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим" (Ин.14:23).
Да приидет царствие Твоё! Чудное -- прошение; чудное желание -- возбуждается прошением; молитва -- внушается желанием сверхъестественным! И молитва эта исполняется!
Исполняется она: служат тому доказательством опыты, являющие исполнение её. Чему иному приписать великие знамения, которые совершались святыми Божиими, как не тому, что в них действовал Бог? Чему иному приписать способность -- к пророчеству, к откровению тайн, сокровенных в глубине сердец и умов, которая обнаруживалась в святых Божиих, как не тому, что в них -- присутствовал и ими глаголал Бог, смотрящий на отдаленное будущее, как на настоящее, Бог, для Которого нет тайн? Это засвидетельствовали сами святые.
Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения при красных вратах иерусалимского храма, и столпился около апостолов удивленный народ, они сказали ему: "Мужи израильтяне, что удивляетесь о сем? или на нас, что взираете, своею ли силою или благочестием сотворили мы его? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог-Отец наших, Он прославил -- Сына Своего Иисуса" (Деян.3:12-13).
Во все века христианства на скрижалях церковной истории записаны опыты, обнаруживающиеся в святых Божиих действиях, превысшие человеческого естества, принадлежащие не человеческому естеству, но Богу, обитавшему и царствовавшему в святых человеках. Говорит преподобный Макарий Египетский: "В тех, которых осияла благодать Божественного Духа и водворилась в глубине ума их, Господь -- как бы душа". Действие и сила Святаго Духа -- пребывают в человеке обновленном!
Ощутивший в себе Царство Божие СТАНОВИТСЯ -- чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их -- открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать и ПРОСИТЬ, чтоб настало на земле видимое -- Царство Божие, ИСТРЕБИЛО бы с лица земли -- Грех, и установило на ней -- владычество Правды.
Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли! Небом названы -- небожители: ими воля Божия совершается -- точно. К воле Божией они уже НЕ ПРИМЕШИВАЮТ -- своей воли! У них НЕТ – отдельной от Бога своей воли! Воля их слилась воедино -- с волею Божиею!
Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли! Землею -- названы христиане.
Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием "земли" -- свое сердце, не отделяя и тела от сердца. Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского - в духовное, святое, ангелоподобное.
Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею -- есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. Это совершенство имеют Ангелы. Благоволит Спаситель наш, чтоб и мы, немощные и злосчастные чело-веки, взятые из земли, странствующие и мятущиеся на земле в течение кратчайшего срока, по миновании его нисходящие в землю, СТЯЖАЛИ то, что имеют -- святейшие небесные духи.
Бог -- ПОВЕЛЕВАЕТ нам -- ИСКАТЬ совершенства, ещё непостижимого для нас! Ощутивший в себе Царство Божие научается -- не удовлетворяться этим; он НАУЧАЕТСЯ -- не предаваться безпечности, лени и бездействию; научается СТРЕМИТЬСЯ -- к обильнейшему развитию в себе владычества Божественного.
Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе и теле, соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей!
Только волею Божиею может -- ИСЦЕЛИТЬСЯ воля человеческая, отравленная грехом; только в воле Божией и при посредстве ее пожелания составных частей человека, принявшие различное, противное друг другу направление, могут перейти от разногласия -- к согласию, соединиться в одно желание; только оживленная волею Божиею -- воля человеческая может отторгнуться от земли, вознестись на небо!
Хлеб наш насущный даждъ нам днесь. Не о пище "гибнущей" (Ин.6:27) говорится здесь! Говорится о пище, ПОДАЮЩЕЙ -- жизнь Вечную и вечно пребывающей, о пище -- новой, которую даровал человекам Сын Божий, о хлебе -- ЖИЗНИ, снисшедшем с Неба, о хлебе Божием, способном -- насытить и ПОДАТЬ Вечную жизнь всему миру! (Ин.6:27,33).
Слово "Насущный" означает, что этот хлеб по качеству своему -- ПРЕВЫШЕ всего существующего! Величие его и святость -- БЕЗКОНЕЧНЫ, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, -- необъятны, необъяснимы!
Хлеб насущный, хлеб Небесный, хлеб -- уничтожающий смерть, ПОДАЮЩИЙ -- Вечную жизнь людям!
К чудной пище присоединено столько же -- чудное питие. Плоть Богочеловека дана -- в пищу верующим, кровь Его -- в напиток. Богочеловек не отличался ничем от прочих человеков, будучи совершенным человеком; но был Он вместе и совершенным Богом: по наружности все видели и осязали в Нем человека, по действиям познавали Бога. Подобно этому благоволил Он, чтоб всесвятое тело Его и всесвятая кровь Его были -- ПРИКРЫТЫ веществом хлеба и вина: и видятся, и вкушаются хлеб и вино, но приемлется и снедается в них -- Тело и Кровь Господа.
Нет слов, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся -- причастники тела и крови Христова! Господь изобразил это состояние так: "Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне -- пребывает, и Аз в нем" (Ин.6:56). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается -- недосягаемая для ума человеческого ВЫСОТА состояния!
По достоинству пищи, по тому действию, которое совершается от вкушения во вкушающих, Господь наименовал Плоть Свою единою ИСТИННОЮ -- пищею, а Кровь свою единым -- истинным питием обновленного искуплением человека (Ин.6:55). Хлеб наш насущный -- так пишется прошение святым евангелистом Лукою -- подавай нам на всяк день (Лк.11:3).