Молитва -- «Отче наш», будучи драгоценным достоянием и кладезем МУДРОСТИ всех христиан, составляет -- ГЛАВНЕЙШЕЕ занятие святых пустынножителей.
Она -- ПИЩА их;
она -- КНИГА их;
она – МУДРАЯ НАУКА их, она -- ЖИЗНЬ их!
Великий пустынножитель Иоанн, Предтеча Господень, был ДЕЛАТЕЛЕМ этой чудной молитвы; был он и учителем её. Великую науку эту, доставляющую человеку -- СОЕДИНЕНИЕ с Богом, преподал святой Предтеча ученикам своим. (Лк.11:1-4; Мф.6:9-13). Ученики Господа пожелали научиться молитве у Самого Господа.
Истинной молитвы истинный учитель -- один Бог!
Святые учители -- человеки ДАЮТ только -- начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено -- благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются -- Святым Духом.
Исполнил Господь прошение мудрое, прошение, существенно нужное для душеназидания и спасения, прошение учеников Своих: преподал им молитву, которую преподать мог только Бог.
Молитва Господня начинается с воззвания: Отче наш! Кто из святых человеков дозволил бы себе и братии своей, человекам грешным, отверженным, содержимым в плену у диавола и вечной смерти, такое воззвание к Богу? Очевидно, никто. Это мог дозволить -- один Бог! Он дозволил; если же Он дозволил, то и даровал. Сын Божий, соделавшись человеком, соделал человеков -- сынами Божиими, Своими братиями! Он относится к Богу-Отцу по праву естества: Отче наш!
И потому Христос нам, грешным людям ДАРУЕТ -- благодатное ПРАВО -- приступать к Богу, как -- к родному Отцу! Начинать нашу молитву к Нему -- с чудного, поразительного начала, которое не дерзнуло бы прийти на мысль никому из человеков: Отче наш!
Начало молитвы Господней -- дар Господа! Дар -- цены бесконечной, дар Искупителя искупленным, Спасителя -- спасенным. Прошения, из которых состоит молитва Господня, -- прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением.
Нет никакого слова в молитве -- о плотских, временных нуждах человека. Заповедавший искать Царства Божия и правды его, обетовавший приложить все нужное -- временное ищущим этого царства (Мф.6:33), преподает молитву сообразно заповеданию и обетованию.
Вслед за воззванием и к самому воззванию Отче наш немедленно присовокупляется указание на то место, где пребывает Отец, необъемлемый никаким местом, вездесущий, объемлющий собою все: Отче наш, иже ecu на небесех. Указанием местопребывания на Небе -- Отца возводится молящийся сын на небо.
Забудь все земное; оставь без внимания землю -- этот приют, данный тебе на кратчайшее время; оставь без внимания все принадлежности приюта, которые отнимутся у тебя по истечении земной жизни; обрати все заботы к твоему отечеству, к Небу, отнятому греховным падением, возвращенному искуплением; принеси молитву о даровании тебе вечных, духовных, божественных благ, превышающих необъятным достоинством своим не только постижение человеков, но и постижение Ангелов. Они, эти блага, уже уготованы для тебя; они уже ожидают тебя. Правосудие Бога, требует, чтоб выяснилось твое произволение ПРИНЯТЬ Небесные сокровища, выяснилось -- твоею молитвою и твоею жизнью.
Придут в недоумение пред -- ВЕЛИЧИЕМ молитвы Господней все, без исключения, рабы Господни! Десницею Бога рассыпаются -- божественные щедроты. И самый праведник признает себя недостойным их, а прошение их непозволительным -- для себя.
Молитва Господня -- ДАРОВАНА людям прежде, нежели -- совершилось их искупление; они НАЗВАНЫ -- сынами и призваны к правам -- сынов прежде усыновления, прежде возрождения Крещением, прежде участия -- в Тайной вечери, прежде обновления Святым Духом.
Молитва Господня – милостиво ДАРОВАНА грешникам! Где действует Бог, там всё -- возможно и всё непостижимо!
Дана молитва Господня -- грешникам, и прежде всего они УЧАТСЯ -- просить у Бога, Отца своего, ДА СВЯТИТСЯ -- имя Его! В этом прошении человека заключается -- ОСОЗНАНИЕ своей ГРЕХОВНОСТИ, своего -- падения, ГРЕХОВНОЙ, неправильной -- жизни.
В этом прошении ЗАКЛЮЧАЕТСЯ -- прошение о даровании искреннего -- ПОКАЯНИЯ. Да святится имя Твоё -- в моём душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу -- в себе этого. Нахожу противное: я -- в горестном ПОРАБОЩЕНИИ у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня -- грехом, поработивших -- себе и держащих в порабощении -- посредством греха.
В душе моей -- витают помышления и желания -- ПРЕСТУПНЫЕ, смрадные. Знаю то, что являются они невозбранно и властительски, и что ИЗГНАТЬ -- их из себя и извергнуть – НЕ ИМЕЮ силы и они губят меня.