Одни дети – ЖАДНЫ и ЗАВИСТЛИВЫ.
Другие – ОБИДЧИВЫ и КАПРИЗНЫ,
Третьи – АГРЕССИВНЫ и вспыльчивы,
Четвертые – НЕТЕРПЕЛИВЫ и ЛЕНИВЫ,
Пятые – НЕПОСЛУШНЫ и лживы, много детей – ЭГОИСТИЧНЫ.
Поэтому, Духовная – а также, чисто ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ польза от Поста -- для детей огромна!
Пост – это не отсутствие, а временная -- перемена пищи. Переход для ребенка на постную пищу требует известного усилия, ПРОЯВЛЕНИЯ власти и СИЛЫ воли -- над своими хотениями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка -- ВЫНОСЛИВЕЕ, крепче, ПОМОЖЕТ -- подготовиться ко встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей -- борьбе со страстями.
Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит -- один вид пищи другим, но и ОГРАНИЧИТ -- себя в излишествах и развлечениях: например, ОТКАЖЕТСЯ -- от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от смотрения телевизора.
Как отличить, желает ли ребенок пищи -- по телесной потребности или по угождению -- чрева? Святые отцы дают такой способ определения границы между истинной телесной потребностью и чревоугодием: телесная потребность УЗНАЕТСЯ по чувству -- ГОЛОДА, когда вкушающий НЕ РАЗБИРАЕТСЯ: “вкусно – невкусно” или “этого хочу – этого не хочу”.
А угождение чреву – это либо ПРЕВЫШЕНИЕ -- нужного телу количества пищи, либо – УСЛАЖДЕНИЕ -- вкуса. Тогда появляется – КАПРИЗ – это не хочу, потому что – НЕ ВКУСНО.
Увы, приходится сознаться, что мы не только, почти все поголовно ВИНОВНЫ -- в грехе чревоугодия, но и невольно ВОВЛЕКАЕМ -- в него детей, они ВИДЯТ -- наш пример. Получается, что мы хотим воспитать дитя -- здоровым, жизнерадостным а, вместо этого сами, УСЛАЖДАЯСЬ вкусной -- пищей, разными лакомствами, подаем пример -- греха чревоугодия … и так, РАЗВИВАЕМ -- в нем губительную страсть.
Святитель Феофан Затворник 100 лет назад писал в одной книге: “От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно РАЗВИТЬ -- сластолюбие и неумеренность в пище – два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности”.
Вот почему, НЕЛЬЗЯ детей приучать к сладкому до трех лет. И только, после трех лет и МОЖНО, по не многу, давать детям – конфеты, шоколад, пирожные и прочие сладости.
Пища есть дар Божий, подаваемый нам, как говорится в молитве, во благовремении. Она не должна быть невкусной – нет, вкушать надо с удовольствием. Но вкус может -- развращаться. Это происходит, когда, стремясь испытать вкусовое удовольствие все в большей степени, человек СТАНОВИТСЯ -- слишком разборчивым, ПРИВЕРЕДЛИВЫМ -- в пище. К сожалению, это очень часто происходит с современными детьми. Их разборчивость, прихотливость – ТРЕВОЖНЫЙ признак укореняющейся страсти.
Значение Поста состоит и в том, что он ВОСПИТЫВАЕТ -- волю ребенка: УЧИТ -- его побеждать нехорошие -- желания и дурные привычки.
Всем хорошо известно, что не каждое свое желание нам можно исполнить. Слово “НЕЛЬЗЯ” -- сопровождает нас всю жизнь. С первых лет, мать одергивает ребенка: “Нельзя -- снимать панамку!”, “Нельзя гладить кошку!”.
Сначала эти запреты -- СВЯЗАНЫ с охраной -- ЖИЗНИ и здоровья ребенка. Хочется -- зажигать спички? Нельзя – можешь устроить пожар или обжечься сам. Хочется идти по проезжей -- части улицы? Нельзя – можешь попасть под машину. Хочется есть -- немытые фрукты? Нельзя – можешь отравиться и заболеть. Хочется побегать босиком -- по лужам или под дождем? НЕЛЬЗЯ – иначе, простынешь.
Позже, когда дитя подрастет, “НЕЛЬЗЯ” -- становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Подслушать, о чем говорят родители? Взять сигарету и закурить? Нельзя, нельзя, нельзя. Нельзя даже, если никто об этом -- не узнает и не накажет…
Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок ДОЛЖЕН -- уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни.
Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, НЕЗНАЮЩЕЕ -- отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только СВОИМИ -- желаниями, ПРИВЫКАЕТ -- к своенравию и становится – ЭГОИСТИЧНОЙ, а это прямой путь – к НЕПОСЛУШАНИЮ родителей, что, конечно, очень сильно -- осложнит его дальнейшую жизнь.
“Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет -- к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно ВСЕГО -- желает и все, что желает, ГОТОВО -- выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, ДЕЛАЕТСЯ -- неукротимо своевольным,эгоистичным. Потому, родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы ПРИУЧИТЬ детей НИЧЕГО -- не делать без позволения”.
Легко ли родительскому сердцу устоять против детского -- “кушать хочу”? А ребенку ещё труднее бывает ОТЛИЧИТЬ -- голод от прихоти, особенно если, его -- перекармливали. Не спрашивать же его: “Ты на самом деле кушать -- хочешь или тебя безпокоит -- страсть чревоугодия?”.
Поэтому, родители должны постараться -- твердо следовать установленному -- режиму детского питания.
А главное, родители должны помнить, что ребенок – перед едой ДОЛЖЕН – проголодаться, а если он заявляет: я НЕ ХОЧУ -- есть суп, но хочу -- попить чай с печеньем – это значит, что ребенок еще – НЕ ПРОГОЛОДАЛСЯ, и потому, чай с печеньем будет ему только тогда, когда он -- проголодается и съест суп.
С какого возраста приучать детей к Посту – так, чтобы Пост был младенцем уже -- осознан, хотя бы отчасти? Потому, что иначе, это будет “голодание” или “диета”, что угодно, но не православный Пост.
Решая проблему длительных Постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Так, при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте необходимы послабления. В отдельных случаях больные дети во время -- Поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца.
Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост ЛИШАЮТ -- только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит… Выход всегда можно найти.
Важно только ПРАВИЛЬНО и разумно определить такую меру -- Поста, чтобы, с одной стороны, НЕ ПОВРЕДИТЬ -- здоровью ребенка, а с другой, НЕ ЛИШИТЬ -- его Поста.