Горе человеку, который ТРАТИТ -- силы на то, чтобы -- ЗАСЛУЖИТЬ одобрение людей. Тщеславие -- тяжкий грех. Любовь к похвале -- ЛИШАЕТ человека помощи Божией.
ЖЕЛАНИЕ -- УЧИТЬ ДРУГИХ -- ГРЕХ САМОМНЕНИЯ.
Среди православных сейчас распространена жуткая болезнь -- ЖЕЛАНИЕ учить друг друга Духовной жизни. Это настоящая -- БЕДА, и конечно, она губит на корню ростки взаимопонимания между людьми. Когда, кто-то без разрешения, без просьбы ВЛЕЗАЕТ -- в мою душу, в мои личные отношения с Богом и при этом НАЧИНАЕТ -- меня учить, грубо, дерзко, то я, естественно, не буду воспринимать такое -- «Духовное руководство». В ответ на такое отношение, появляется -- раздражение.
Православные почему-то настолько ЦЕНЯТ и ВОЗВЫШАЮТ сами -- себя, свои знания, почерпнутые из книг, и при этом -- не подтвержденные жизнью, личным опытом, что НАЧИНАЮТ -- легко УЧИТЬ -- друг друга: мужья -- жен, жены -- мужей, родители, к старости пришедшие в церковь, НАЧИНАЮТ -- наставлять своих детей, которым уже по 45 лет.
Причем, делают это -- дерзко, нагло, самоуверенно, как будто, они уже достигли каких-то высот в Духовной жизни, практически – обрели святость… Это какая-то затянувшаяся «болезнь неофита», опьяненного открывшимися перед ним какими-то Духовными просторами, с ревностью не по разуму желающего -- всех-всех ЗАТАЩИТЬ в церковь.
К сожалению, зачастую в таком состоянии люди пребывают -- десятилетиями. Нередко бывает так: видишь, человек кого-то всё учит-учит. Думаешь: «Наверное, неофит, через годик это у него пройдет». А оказывается, «неофит»-то давно уже в церкви. Почему же тогда он продолжает учить?..
Сел в такси -- УЧИТ таксиста, ПРИШЕЛ в гости -- УЧИТ гостей, к нему кто-то подошел -- опять учит, учит, учит… А сам, за все эти годы так и НЕ ПРИБЛИЗИЛСЯ -- к Богу.
Если бы, этот человек – действительно чему-то ДУХОВНОМУ -- научился, то он первым делом – ПЕРЕСТАЛ бы учить людей, а начал бы – просто МОЛИТЬСЯ за них. Священник Виталий Шатохин.
КАК ПОМОГАТЬ – ЛЮДЯМ.
У преподобного Варсонофия Великого было такое наставление: «Когда увидишь, что кто-нибудь упал в яму, НЕ ДАВАЙ -- ему руки твоей, а протяни -- посох. Если он ЗАХОЧЕТ -- выбраться, ты поможешь ему, если же он, наоборот, БУДЕТ -- тащить тебя к себе, просто отпусти -- посох. А если, ты подашь ему руку, он с легкостью стянет -- в яму и тебя».
ЗДЕСЬ – большая Мудрость. На мой взгляд, это -- идеальная модель того, какой должна быть наша помощь людям. Бывает так, что человек кому-то помогает, а в результате НАЧИНАЮТ -- страдать и он сам, и его семья, и его друзья. От неосторожной помощи можно дойти до РАЗРУШЕНИЯ собственной жизни -- и такая помощь вряд ли оправдана.
Бывает и так, что ищущий помощи человек не редко хочет найти того, кто ПОДСАДИТ -- его к себе на шею и разрешит ножками помахивать. Такого допускать тоже ни в коем случае -- НЕЛЬЗЯ, это будет медвежья услуга. Мы просто РАЗВРАТИМ -- человека, делая, что-то за него. ЧЕЛОВЕК – должен всё делать сам. Невозможно помочь тому – кто НЕ ХОЧЕТ -- сам подняться с колен! Ленивым – не помогают.
К примеру, когда родители ограждают и ОБЕРЕГАЮТ ребенка -- от любых, даже мельчайших трудностей, от преодоления препятствий – всё делая за него, то в результате ВЫРАСТАЕТ – капризное, ЭГОИСТИЧНОЕ и совершенно не приспособленное к жизни существо. И это – обернется большой БЕДОЙ -- и для ребенка и для родителей.
Если же, взрослые ПОМОГАЮТ детям, решают все проблемы – СОВМЕСТНО с детьми, и УЧАТ детей – как САМОСТОЯТЕЛЬНО и правильно -- РЕШАТЬ жизненные проблемы, при их, разумеется, участии, то это другое дело. Таким образом, ребенок ПОСТЕПЕННО -- УЧИТСЯ жить, брать на себя -- ответственность за свои поступки и дела. Мера участия мамы и папы сходит -- к меньшей величине, что правильно. Так же и в наших взаимоотношениях с людьми, нас окружающими, должно быть. Игумен Нектарий (Морозов)
Когда действительно -- помогаешь людям, почти всегда ОДОЛЕВАЕТ -- грех Тщеславия -- я это прочувствовал на себе. Тебя все -- благодарят, хвалят, носят на руках – СПАСАЕТ только молитва, Господь. Монах Алексей – Троице Сергиева лавра.
ПОЧЕМУ – МЫ НЕ ХОТИМ МОЛИТЬСЯ.
Вы не хотите молиться вечером, потому что вы просто ГОВОРИТЕ или ВЫЧИТЫВАЕТЕ -- молитву, а не -- молитесь. Поэтому, это становится -- грузом.
Потому, что НЕТ у вас желания БЫТЬ и общаться, беседовать -- с Богом, к которому вы – РАВНОДУШНЫ. Равнодушие к Богу и есть – ГЛАВНАЯ причина, почему вы – НЕ ХОТИТЕ – МОЛИТЬСЯ, не хотите – РАЗГОВАРИВАТЬ с Богом. Потому, что тот, кого вы – любите и о ком вы – заботитесь -- это вы сам.
У вас нет желания молиться, потому что вы -- устали и хотите комфорта, вы хотите всем сердцем – земных благ. Поэтому, молитва будет только ПРЕПЯТСТВИЕМ – в вашем желании предаться своим земным заботам и утехам. Потому, вам и НЕ ХОЧЕТСЯ -- МОЛИТЬСЯ, потому что пришло время подумать о себе – позаботиться, надо вкусно покушать, хорошо и интересно отдохнуть и лечь спать.
Вспомните, что мы думали, когда мы кого-то -- любили? Неважно, чем мы занимались целый день, и как, бы мы – НЕ УСТАЛИ, но нам, так СИЛЬНО -- хотелось видеть этого человека, бежать -- к нему, ехать – к нему, чтобы только – его увидеть и услышать!
Нам было совершенно, без разницы, спали -- мы или нет. Мы готовы были стоять -- в снегу на морозе, и даже, замерзая до смерти, но разговаривать -- с ним, потому что мы НЕ ХОТЕЛИ -- покидать его. Это было для нас – совершенно НЕВОЗМОЖНО! И если, вы когда-нибудь -- кого-то по настоящему ЛЮБИЛИ – вы поймете – о чём здесь говорится.
Мы должны были вставать рано утром, и нам было -- БЕЗРАЗЛИЧНО, чувствуем мы себя хорошо или нет, потому что мы -- ЛЮБИЛИ. Потому, вы будете способны -- к молитве, тогда, если будете -- ЛЮБИТЬ Бога.
Если вы, когда-нибудь -- поймете, что есть -- ДОБРЫЙ, Добрый Бог -- вы будете СТРЕМИТЬСЯ -- всегда и везде, а не только дома – БЕСЕДОВАТЬ с БОГОМ!
Вы будете – молиться идя на работу и с работы, вы будете и во время рабочего дня – НАХОДИТЬ время, чтобы сказать Богу -- несколько Добрых слов. И так, будете поступать везде и всегда! Это простой Закон – Любви! Схиархимандрит Иоаким (Парр)