Вечерние молитвы, если никак НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ -- прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна -- допустим, когда мы приходим после работы домой.
Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже – НЕ БОИМСЯ того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.
Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут -- помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом МОЖНО -- обмануть и врага, и свою собственную плоть.
И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы ВЫУЧИТЬ -- наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной.
Хотя скажу, у людей, которые уже давно молятся, постепенно с годами складывается – свое личное молитвенное правило из молитв, которые они знают наизусть. И это молитвы даже не из молитвослова.
И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, НЕ ХВАТИЛО времени -- помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. В любом случае нам так НАДО делать – это ПРИУЧИТ нас МОЛИТЬСЯ – всегда и везде – быть с Богом!
И потом, бывает, что вот НЕ УСПЕВАЕШЬ по каким-то причинам -- прочесть утренние молитвы – главное НАЧАТЬ читать дома и закончить в дороге – но это как исключение, иногда.
Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо -- не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно.
Но что мешает нам -- понять? В отношении молитв нужно в этом случае предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором говорит святитель Феофан Затворник: НАЙТИ -- немного времени, сесть и разобрать -- молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить литературу, обратиться к священнику -- словом, найти, что эти непонятные слова обозначают.
Причем слов и выражений, которые действительно могут являться -- препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.
ЧУТЬ -- МЕНЬШЕ, ЧЕМ -- МОЖЕМ.
Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже -- МАЛО, и он хочет что-нибудь к нему -- прибавить.
Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то -- акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой.
И здесь, вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты -- в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным -- составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них -- особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях -- немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.
Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он ДОЛЖЕН -- быть постоянным.
А то бывает, что человек ПРИБАВИЛ -- к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно -- опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать.
Непостоянство колеблет -- саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя НЕМНОГО -- меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого -- неотступно.