Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Это значит, что ты -- уцелеешь, будешь жив и своими глазами увидишь -- какое воздаяние ПОЛУЧАТ -- грешники: грабители и воры, убийцы и насильники, пьяницы, ленивцы, распутные, что детям своим -- ПОДАЮТ дурной пример. Много я видел грешников, но все они Исчезли.
А шумели они, шибко шумели, -- жили так, как будто нет ни Бога, ни Страшного Суда! Ты сам наверное слышал, какие богатейшие строения когда-то были на Степановом выселке? Там в конюшнях стояло по десятку коней, да по двенадцать волов, а что было коров да овец - не перечесть! Там было четыре хозяина Степанчуки, все четверо такие богачи, что поискать. Только жили -- НЕЧЕСТНО, людей -- обманывали и обижали, грешили много. А нынче на месте, где стояли их дома, конюшни, сараи – там пашня, ничего не осталось! Все погибло, исчезло, -- то от огня сгорело, то от лихих людей, то от болезней, и нынче из всего рода Степанчуков остались -- только двое, и в мой тоже двор заходят за милостыней: Никита убогий, да Влас седой.
Вот, что значит -- Воздаяние грешников -- узриши!За всякий Грех -- следует и НАКАЗАНИЕ, рано или поздно, если не здесь, то после -- смерти, в другом мире.
«От страны твоея» - значит «возле тебя», с одной стороны (слева). «Одесную тебе» - справа.
Опасности угрожают человеку со всех сторон. Цифры тысяча («тысяща») и десятки тысяч («тьма») символически означают необыкновенно безчисленное количество нападающих на человека врагов, враждебных помыслов и желаний. Тысячи, и десятки тысяч, и множество врагов нападет -- на тебя («и тма одесную тебе»), но тебя – НЕ КОСНЕТСЯ и даже – не приближится («к тебе же не приближится»)». И ты не только не потерпишь -- никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам УВИДИШЬ -- воздаяние им от Господа («обаче (только) очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши»)». Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим, тогда Езекия молитвенно возопил -- ко Господу Богу, возложив все упование -- на Него. И Господь вскоре ИЗБАВИЛ Езекию -- от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь -- все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее. Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя -- НАДЕЖДА и опора. («яко ты, Господи, упование мое»).
Яко Ты Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Ни придет к тебе зло, и рана не приближится к телеси твоему. Яко Ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путях твоих. На руках возьмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Слышишь, Николай: БУДЕШЬ -- надеяться на Бога и соблюдать Закон Его святой – никакое Зло – НЕ ПОСТИГНЕТ тебя; ты будешь здоров, потому что болезни наши, хоть и не все, но большею частью происходят -- от Греха, от распутства, от обжорства. Если будешь уповать на Бога, то выйдешь -- невредим из опаснейших приключений.
Не раз и мне приходилось бывать в таких делах, что только милость Божия, да святой Ангел Хранитель спасали меня от смерти и несчастий, -- точно так, как в сказано в псалме, что Господь велит Ангелам Своим хранить тебя на всех путях твоих, и они возьмут тебя на руки, чтобы ты не преткнулся о камень ногою. После этого, я понял слова псалма: Яко Ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путях твоих..
Итак знай, что никакое искушение к тебе -- не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».
«Раной» может быть и зло, и всякая -- болезнь.
«Телеси́» означает -- тело, плоть человека. Тело человека – есть жилище души. Так вот, к телу твоему НЕ ПРИБЛИЗИТСЯ – любая опасность и болезнь за то, что ты сделал Бога -- прибежищем своим».
После того, как человек ИЗБРАЛ -- прибежищем своим Бога, никакое ЗЛО -- уже НЕ ПРИДЕТ -- к нему, и никакая беда не достигнет -- жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему»)».
«Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».
К верующим в Бога в помощь -- посылается Ангел: «Бог, на Которого ты возложил все упование свое, ПОШЛЕТ -- Ангелов Своих и заповедает (прикажет) им («Ангелам Своим заповесть о тебе»), чтобы они – ОХРАНЯЛИ тебя во всех делах твоих («сохранити тя во всех путех твоих»). Они же, эти Ангелы, по повелению Божию примут тебя на свои руки и будут -- поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень («да не когда преткнеши о камень ногу твою»), т.е. чтобы ты НЕ ВПАЛ -- в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн». Слово «нога», по изъяснению святителя Афанасия Великого, означает «душу», а слово «камень» - «грех».
«На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».
По словам Великого Афанасия, под «львом, змием, аспидом и василиском» надо -- разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов. «Аспиды и василиски» вместе – различные образы нечистой силы - бесов, «лев и змий» – диавол. Под «аспидом и василиском, львом и змием» могут -- подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов.
Так вот, для человека, ОХРАНЯЕМОГО -- Ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, НЕ МОЖЕТ -- быть опасным: «ты безопасно, безвредно будешь наступать -- на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».
Ну как там далее сказано?
Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Моё. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его. В нужде, в беде, в горе, всегда и везде -- Бог будет с тобой. Бог выведет тебя -- из любой опасности, да еще и прославит тебя».
Завершается 90 псалом словами -- Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова»), то Я избавлю его и скрою -- от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое»), т.е. Мне одному -- служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда БУДУ -- помогать ему и внимать молитве его («услышу его»).
Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду -- с ним и в скорби («с ним есмь в скорби»), ИЗБАВЛЮ -- его («изму его») от всяких -- скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему -- в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю -- жизнь на земле («Долготою дний исполню его») и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».
«Долготою дний» Господь называет -- Вечную жизнь.
Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение. А наше спасение, по толкованию св. Афанасия Великого, — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.
Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, ВСТУПАЕТ -- под «покров Всевышнего», который будет с любовью ОБЕРЕГАТЬ -- его от всяких зол.
90-й Псалом – это МОЩНОЕ ограждение -- от любого зла, от недобрых -- людей и от бесов.«Живый в помощи Вышняго...» издревле СЧИТАЛСЯ -- молитвой воинов и вообще молитвой -- о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Существует даже благочестивый обычай носить текст «Псалома 90» в кармане на груди или на поясе.
СЛУЧАЙ В ЛЕСУ.
Одна раба Божия рассказывала, что когда в лесу за ней ГНАЛИСЬ-- грабители, она пыталась мысленно читать эту молитву, но СМОГЛА вспомнить… только половину. Так по кругу и ПОВТОРЯЛА -- половину псалма. В результате здоровенные мужики… НЕ СМОГЛИ -- её догнать. А когда она рассказала местному батюшке, как чудесным образом убежала от душегубцев, он с улыбкой заметил ей: "Что же ты выучила только половину псалма" (хотя она постеснялась сообщить ему этот эпизод)?
Оказывается, неудачливые разбойники тоже приходили в его храм и каялись в своём грехе. Рассказывали, какого страху они натерпелись, когда у них на глазах "половина бабы -- ИСЧЕЗЛА", а другая половина ПРОДОЛЖАЛА -- идти, и они никак НЕ МОГЛИ -- её догнать. Батюшка весело посоветовал своей духовной дочери выучить -- весь 90 псалом.