Сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах – Слышащий, Знающий.
Аллах повелел мусульманам сражаться на Его пути, рискуя своими жизнями и жертвуя своим имуществом, потому что священная война невозможна без выполнения этих двух условий. Аллах также призвал мусульман быть искренними во время священной войны и сражаться только для того, чтобы возвысить слово Божье, ведь Аллах слышит любые слова, даже если они произнесены шепотом, и знает обо всех праведных и дурных помыслах, которые сокрыты в человеческих сердцах. И если воин, сражающийся на пути Аллаха, твердо знает, что Аллах является слышащим и знающим, то он легко переносит все тяготы войны, потому что ему известно, что Аллах видит лишения, которые бойцы переносят ради своего Господа, и непременно одарит их своей поддержкой и милостью.
Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены.
Поразмышляй над этим удивительным призывом расходовать имущество на пути Аллаха. Делая пожертвования, человек словно предоставляет Аллаху прекрасный заем, который Аллах обещал увеличить многократно и вернуть Своему рабу. По этому поводу Всевышний также сказал: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (2:261).
Поскольку страх перед нищетой является величайшим фактором, удерживающим человека от пожертвований, Всевышний Аллах напомнил о том, что только Он распоряжается богатством и бедностью. Он посылает скудный удел, кому пожелает, и щедро одаряет, кого пожелает. И если человек желает пожертвовать своим имуществом ради Аллаха, то ему не следует медлить, опасаясь нищеты и бедности и полагая, что его имущество пропадет даром. Все рабы непременно вернутся к Аллаху, и тогда праведники, которые раздавали пожертвования и совершали добрые поступки, найдут свое вознаграждение в полной сохранности в тот самый момент, когда они больше всего будут нуждаться в нем. Это произведет на них сильное впечатление, которое просто невозможно передать словами.
Под прекрасным займом подразумеваются все прекрасные качества, которые проявляются при раздаче пожертвований. Для этого человек должен иметь чистое намерение, должен жертвовать свое имущество от всей души, должен раздавать пожертвования тем, кто в нем действительно нуждается, не должен попрекать и обижать тех, кому он раздал пожертвование, и не должен совершать грехи, которые полностью уничтожают или уменьшают его вознаграждение.
Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила (Израиля), живших после Мусы (Моисея)? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха». Он сказал: «Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?» Они сказали: «Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми?» Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Аллах ведает о беззаконниках.
Всевышний Аллах рассказал мусульманам эту историю для того, чтобы они сделали для себя полезные выводы, вели священную войну и не уклонялись от участия в ней, ибо если человек проявляет должное терпение, то его ожидает славный конец как при жизни на земле, так и после смерти, если же он уклоняется от выполнения своих обязанностей, то оказывается в убытке как в мирской жизни, так и в жизни будущей.
Всевышний сообщил, что старейшины сынов Исраила, к мнению которых прислушивались остальные люди, настойчиво требовали объявить священную войну и просили своего пророка назначить для них царя для того, чтобы прекратились споры относительно выбора царя, чтобы народ повиновался ему самым совершенным образом и чтобы никто не мог воспротивиться этому решению. Пророк (мир ему) испугался, что требования его соплеменников окажутся всего лишь голословными заявлениями, за которыми не последуют праведные деяния, и поэтому он спросил свой народ, насколько решительно они настроены. Израильтяне пообещали исправно выполнять свои обязанности и заявили, что каждый из них обязан принять участие в священной войне, ибо только таким образом они могли вернуть себе свои жилища и вернуться на свою родину.
247. Их пророк сказал им: «Аллах назначил вам царем Талута (Саула)». Они сказали: «Как он может стать нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишен достатка в имуществе?» Он сказал: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий».
Пророк назначил царем израильтян Талута. Ему было предписано повести сынов Исраила на священную войну, которую невозможно вести без достойного предводителя. Израильтяне были удивлены назначением Талута, потому что среди них было много мужей, имеющих славное происхождение и обладающих большим богатством. Тогда пророк заявил, что Талут был избран самим Аллахом, который одарил его познаниями в области политики и могучей физической силой. Именно эти два качества определяют мужество и отвагу человека, а также его умение руководить народом. Совсем не обязательно, чтобы во главе народа стоял богатый человек, в роду которого было много царей и старейшин, поскольку Всевышний Аллах одаряет властью, кого пожелает.
248. Их пророк сказал им: «Знамением его царствия станет то, что к вам явится сундук с умиротворением от вашего Господа. В нем будет то, что осталось после семьи Мусы (Моисея) и семьи Харуна (Аарона). Его принесут ангелы. Это будет знамением для вас, если только вы являетесь верующими».
Благородный пророк (мир ему) не довольствовался тем, что сообщил о способностях Талута и его прекрасных качествах, которые так необходимы предводителю. Он сообщил, что знамением его царствия будет явление ангелов, которые принесут сундук с миром и спокойствием от Всемогущего Господа, в котором будет то, что осталось после семьи Мусы и семьи Харуна, и который захватили враги израильтян.
Израильтяне не довольствовались тем, что Талут действительно обладал прекрасными нравственными качествами и был назначен самим Аллахом устами Божьего пророка (мир ему), пока своими глазами не увидели чудо. Когда же они увидели его, то согласились повиноваться и покорились воде Аллаха.
249. Когда Талут (Саул) отправился в путь с войском, он сказал: «Аллах подвергнет вас испытанию рекой. Кто напьется из нее, тот не будет со мной. А кто не отведает ее, тот будет со мной. Но это не относится к тем, кто зачерпнет пригоршню воды». Напились из нее все, за исключением немногих из них. Когда же он и уверовавшие вместе с ним перебрались через реку, они сказали: «Сегодня мы не справимся с Джалутом (Голиафом) и его войском». Но те, которые были убеждены в том, что встретятся с Аллахом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» Ведь Аллах – с терпеливыми.
250. Когда они показались перед Джалутом (Голиафом) и его войском, то сказали: «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми».
Встав во главе израильского народа, Талут собрал армию, распределил обязанности между воинами и отправился на встречу с противником. Он чувствовал слабость и нерешительность в намерениях сынов Исраила и понимал, что должен отделить стойких воинов от тех, которые готовы уклониться от сражения. Тогда он заявил: "Аллах подвергнет вас испытанию рекой, через которую вам придется пройти тогда, когда вы будете испытывать острую нужду в питьевой воде. Кто из вас выпьет воду из реки, пусть не следует за мной, потому что его поступок будет свидетельствовать о его нетерпеливости и отсутствии у него выдержки. А кто останется верен мне, проявит терпение и не выпьет воду из реки, тому будет дозволено продолжить путь вместе со мной. Я также прощу тех, кто лишь зачерпнет пригоршню воды".
Когда израильтяне достигли реки, они испытывали острую нехватку питьевой воды, и поэтому большинство из них бросилось пить воду, и только немногие из них проявили терпение и не стали пить воду. Когда Талут и уверовавшие вместе с ним перебрались через реку, люди сказали: "Сегодня мы не сумеем одолеть Джалута и его полчища!" Возможно, это были те, которые уклонились от сражения. Возможно, это были те, которые перешли реку вместе с Талутом.
Если эти слова были сказаны израильтянами, которые уклонились от сражения, то таким образом они пытались оправдать свой поступок. Если же эти слова были сказаны воинами, которые перебрались через реку вместе с Талутом, то некоторые из них почувствовали душевную слабость, однако стойкие верующие укрепили их дух и вдохновили их на продолжение борьбы. Они сказали: "Сколько малочисленных армий по воле Аллаха одерживало победу над многочисленными полчищами! Аллах всегда присутствует рядом со своими терпеливыми рабами, оказывая им поддержку и одаряя их победой". Эти слова побудили израильтян проявить терпение и решительно направиться на сражение с Джалутом и его войсками.
251. Они разгромили их по воле Аллаха. Давуд (Давид) убил Джалута (Голиафа), и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал. Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам.
Давуд убил Джалута, и израильтяне одержали победу над своими врагами. Аллах сделал Давуда своим пророком и одарил его властью и полезными знаниями, мудростью и умением ясно изъясняться. А после упоминания об этом Всевышний Аллах разъяснил пользу священной войны и отметил, что если бы одни люди не сдерживали других по воле Аллаха, то неверующие, грешники, злодеи и распутники воцарились бы на земле, и тогда земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах проявил милость к Своим рабам и защитил правоверных и мусульманскую религию от неверующих посредством ниспосланных законов и посредством божественного предопределения.