Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете.
Этот аят содержит предписание сражаться на пути Аллаха в обязательном порядке, хотя прежде правоверным было приказано воздерживаться от сражений, поскольку они были слабы и не могли выдержать подобного испытания. После переселения Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) в Медину численность мусульман увеличилась, и они окрепли. Тогда Всевышний Аллах приказал им сражаться с неверующими и сообщил, что человеческой душе неприятно участвовать в боевых действиях, поскольку война сопряжена с большими трудностями и тяготами, подвергает людей опасности и влечет за собой много смертей. Но, несмотря на это, священная война является абсолютным благом, потому что приносит правоверным огромное вознаграждение, избавляет их от мучительного наказания, позволяет им одолеть своих врагов и завладеть трофеями, приносит им много другой пользы, которая во много раз превосходит ее отрицательные стороны.
Затем Всевышний сказал, что люди порой любят то, что в действительности приносит им много вреда. Это относится к отказу от участия в священной войне и желанию наслаждаться спокойной жизнью. Отказ от джихада является великим злом, потому что такие мусульмане лишаются Божьей поддержки и позволяют своим врагам одержать верх над исламом и его приверженцами. Они обрекают себя на унижение и бесчестие, лишаются огромного вознаграждения и удостаиваются лютой кары.
Это откровение содержит общее правило, согласно которому религиозные предписания являются абсолютным добром, хотя людям тяжело выполнять эти предписания, поскольку человеческой душе угодно отдыхать и забавляться, несмотря на то, что отказ от выполнения религиозных предписаний является абсолютным злом. Что же касается земных событий, то не все они являются абсолютным добром, хотя в большинстве случаев, если верующий раб желает добиться намеченной цели, но Аллах в силу некоторых обстоятельств не позволяет ему сделать этого, то случившееся является для него добром. В такой ситуации человеку полагается возблагодарить Аллаха и не сомневаться в том, что такой поворот событий является наилучшим для него, поскольку Всевышний Аллах более сострадателен к Своему рабу, чем человек к самому себе, и поскольку Аллах способен принести Своему рабу больше пользы и лучше знает, что именно послужит для него благом. Аллах знает то, чего не знают люди, и поэтому они должны смириться с Божьим предопределением, независимо от того, обрадовало оно их или огорчило.
Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно».
Если бы повеление сражаться на пути Аллаха имело общий смысл, то оно распространялось бы даже на запретные месяцы, и поэтому Всевышний Аллах конкретизировал это предписание и сделал исключение для запретных месяцев.
Большинство богословов считало, что запрет на сражение в священные месяцы был аннулирован повелением сражаться с многобожниками везде, где мусульмане обнаружат их. Однако некоторые толкователи считали, что этот запрет не является аннулированным, потому что священные тексты с общим смыслом следует понимать с учетом священных текстов с конкретным смыслом. Повеление вести священную войну является общим предписанием, а обсуждаемый нами аят конкретизирует это предписание, и поэтому запрет на сражение в запретные месяцы является одной из особенностей этих месяцев. Более того, он является важнейшей особенностью этих месяцев.Все сказанное относится к началу боевых действий в запретные месяцы. Если же мусульманам приходится обороняться в запретные месяцы, то они имеют право поступать таким образом, ведь отвечать на нападение противника разрешается даже в Заповедной мечети.
Этот аят был ниспослан по поводу боевой экспедиции под командованием Абдуллаха б. Джахша, во время которой мусульмане убили Амра б. аль-Хадрами и захватили его имущество. Согласно традиции, это произошло в месяце раджаб, и поэтому арабы стали укорять мусульман за сражение в запретный месяц. Однако их укоры были совершенно несправедливыми, поскольку они совершали множество порочных злодеяний, каждое из которых превосходило по своей тяжести поступок, в котором они упрекали правоверных.
Всевышний перечислил некоторые из этих деяний и сообщил, что именно язычники чинили препятствия тем, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, искушали правоверных, стремились отвратить их от истинной религии и совершали очевидные проявления неверия в запретный месяц и на священной земле. Неверие само по себе является страшным преступлением. Что же тогда говорить, если его проявления имели место в запретный месяц и на священной земле?!! Наряду с этим язычники изгнали из Заповедной мечети людей, которые проживали на этой священной земле. Они изгнали оттуда Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его сподвижников, которые имели гораздо больше прав проживать на этой земле. А после изгнания они не позволили им совершить паломничество, хотя в Заповедной мечети нет разницы между местным жителем и приезжим. Каждое из перечисленных деяний является более тяжким преступлением, чем убийство человека в запретный месяц. Что же тогда говорить о язычниках, которые совершили все перечисленные преступления сразу?!!
Из всего сказанного ясно, что обвинения многобожников в адрес правоверных были их очередным несправедливым поступком и грехом.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что неверующие никогда не перестанут сражаться с правоверными. Они сражаются с ними не для того, чтобы завладеть их имуществом или лишить их жизни. Они сражаются для того, чтобы отвратить мусульман от их религии, чтобы мусульмане обратились в неверие после того, как стали верующими, чтобы они оказались среди обитателей пылающего пламени. Они делают все возможное ради достижения своей цели, однако Аллах не позволит померкнуть свету своей религии, даже если это будет ненавистно неверующим.
Упомянутое нами качество относится ко всем неверующим, которые сражаются с иноверцами для того, чтобы отвратить их от религии, которую они исповедуют. В особенности, это относится к иудеям и христианам, которые создают различные общества, рассылают по свету миссионеров и врачей и строят школы для того, чтобы обратить различные народы в свою религию и посеять в них сомнения относительно той религии, которую они исповедуют.
Мы же просим Всевышнего Аллаха, который оказал мусульманам великую милость, избрал для них самую славную религию и сделал их вероисповедание самым совершенным, смилостивиться над своими рабами и помочь правоверным исповедовать ислам надлежащим образом, лишить поддержки всех, кто пытается затушить свет Аллаха, обратить их злые ухищрения против них самих, поддержать истинную религию и прославить свое слово.
Этот аят в полной мере относится к современным неверующим, также как он относился к их предшественникам. Всевышний сказал: «Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены» (8:36).
Затем Всевышний Аллах сказал, что если человек отречется от ислама, отдаст предпочтение неверию и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как при жизни на земле, так и после смерти. А причиной этого будет отсутствие условия, без которого Аллах не принимает ни один праведный поступок, и этим условием является обращение в ислам. Такой человек станет обитателем Преисподней и останется там навечно.
Из этого аята следует, что если человек совершил вероотступничество, после чего вновь обратился в ислам, или если человек покаялся в своих прегрешениях, то за ним сохраняются совершенные им прежде праведные деяния.