Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела.

Неужели грешники, которые распространяют на земле нечестие, следуют по стопам сатаны и отбрасывают в сторону повеления Аллаха, не ожидают наступления Судного дня, когда люди получат воздаяние за каждое деяние? Ужасы и несчастья этого дня лишат покоя беззаконников, а злое возмездие со всех сторон окутает распутников. В этот день Всевышний Аллах свернет небеса и сравняет землю. В этот день осыплются небесные светила, а солнце и луна будут скручены. И тогда с небес спустятся ангелы, которые со всех сторон окружат земных тварей, после чего Всеблагой и Всевышний Аллах снизойдет, осененный облаками, дабы свершить справедливый суд над своими рабами.В этот день будут возведены весы и развернуты свитки, и тогда лица счастливых праведников посветлеют, а лица несчастных грешников почернеют. Праведники будут отделены от злодеев, и каждый из них получит воздаяние за совершенные им деяния. И тогда беззаконники станут кусать свои пальцы, поскольку им станет ясно, на что они себя обрекли.

Этот и другие похожие аяты подтверждают правоту приверженцев Сунны и единой мусульманской общины, которые признают вознесение, нисхождение, пришествие и другие качества Аллаха, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник. Они признают очевидный смысл этих качеств в той форме, которая соответствует величию и совершенству Аллаха, не уподобляя Его качества качествам творений, не искажая их истинного смысла и не лишая их смысла вообще. Они не уподобляются джахмитам, мутазилитам, ашаритам и всем остальным еретикам, которые отрицают божественные качества и по этой причине предлагают рационалистические толкования коранических аятов. Подобные толкования совершенно не опираются на убедительные доказательства от Аллаха, подразумевают неспособность Аллаха и Его посланника разъяснить истину доступным способом и фактически означают, что узнать об истинных качествах Аллаха можно только из толкований рационалистов.

Однако эти еретики не способны подтвердить свою правоту достоверными священными текстами. Более того, они лишены даже убедительных логических аргументов.

Что касается священных текстов, то рационалисты признают, что очевидный и даже явный смысл священных текстов Корана и Сунны свидетельствует в пользу воззрений приверженцев Сунны и единой мусульманской общины. Они также признают, что для объяснения их ошибочных воззрений необходимо отвергнуть очевидный смысл священных текстов и изменить его посредством добавлений и убавлений. Безусловно, этим не может быть доволен человек, в чьем сердце есть хотя бы крупица веры.

Что же касается логических аргументов, то здравый разум никоим образом не отвергает упомянутые выше божественные качества. Напротив, здравый разум свидетельствует о том, что способность к действию является более совершенным качеством, чем бездействие, и что деяния Аллаха могут быть связаны с Его божественной сущностью и с Его творениями. Совершенство может быть только таким, и если рационалисты полагают, что признание божественных качеств подразумевает уподобление Аллаха творениям, то мы должны сказать, что обсуждение божественных качеств подобно обсуждению божественной сущности. И если Аллах обладает божественной сущностью, которая не похожа на сущность творений, то нет ничего удивительного в том, что Аллах также обладает качествами, которые не похожи на качества творений. Божественные качества связаны с божественной сущностью, также как качества творений связаны с их сущностью. А это значит, что признание божественных качеств не означает уподобление Аллаха творениям.

Мы также должны сказать каждому, кто признает одни божественные качества, отрицая другие, либо признает божественные имена и отрицает божественные качества, что логично либо признавать все имена и качества Аллаха, либо отрицать все божественные имена и качества, пытаясь опровергнуть самого Господа миров. Если же человек признает одни качества и отрицает другие, то его воззрения оказываются противоречивыми, и если он попытается объяснить, на каком основании он признает одни качества и отвергает другие, то ему не удастся этого сделать. Он может сказать: "Я признаю только те божественные качества, которые не подразумевают уподобление Аллаха творениям". Тогда приверженцы Сунны должны возразить ему: "Мы не считаем, что отвергаемые рационалистами божественные качества подразумевают уподобление Аллаха творениям". А если он скажет: "Я считаю, что признание таких качеств может означать только уподобление Аллаха творениям", – то любой еретик, который отрицает абсолютно все божественные качества, может возразить ему: "Я же считаю, что признание тобой некоторых божественных качеств также является уподоблением Аллаха творениям". И если он станет отвечать на возражения еретиков, которые отрицают абсолютно все божественные качества, то приверженцы Сунны таким же образом ответят на его возражения.

Одним словом, если человек отрицает воззрения, которые проповедуются Кораном и Сунной, то его утверждения оказываются противоречивыми и не подтверждаются священными текстами и логическими аргументами. Напротив, они противоречат здравому смыслу и божественному откровению.

Наши рекомендации