Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха, и Аллах сострадателен к рабам.
Арабский глагол "шара" означает "продавать" и "покупать". Он относится к словам, имеющим два противоположных значения. В данном аяте он использован в значении "продавать". В таком же значении он использован в следующем высказывании Всевышнего: «Они (братья Йусуфа) продали его за ничтожную цену – всего за несколько дирхемов»(12:20).
Этот аят ниспослан по поводу Сухейба б. Синана ар-Руми, которому язычники предлагали отречься от ислама. Об этом сообщили Ибн Аббас, Анас, Саид б. аль-Мусайаб, Абу Усман ан-Нахди, Икрима и многие другие богословы. Сухейб обратился в ислам в Мекке, и когда он собрался переселиться в Медину, люди помешали ему отправиться в путь вместе со своим богатством, но позволили ему уехать из города, отказавшись от всего имущества. Он отдал им свое имущество и избавился от их преследований, и тогда Аллах ниспослал обсуждаемый нами аят. Несколько сподвижников, в числе которых был Умар б. аль-Хаттаб, встретили его в местечке аль-Харра и сказали ему: «C выгодной сделкой! C выгодной сделкой!»Он ответил:«Пусть Аллах не делает убыточными ваши сделки! О чем вы?»Тогда они рассказали ему о том, что Аллах ниспослал откровение по его поводу. Передают также, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сделка Сухейба была выгодной».
Абу Усман ан-Нахди рассказывал, что однажды Сухейб сказал: «Когда я собрался переселиться из Мекки к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам), курейшиты сказали мне: "О Сухейб! Когда ты приехал к нам, у тебя не было своего имущества. Неужели ты хочешь уехать от нас вместе со своим имуществом? Клянемся Аллахом, что ты никогда не сделаешь этого!"Тогда я спросил: "Скажите, если я отдам вам свое имущество, вы оставите меня в покое?" Они сказали: "Да". Я отдал им свое имущество, и они оставили меня в покое. Так я отправился в путь и прибыл в Медину. Узнав об этом, Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: "Сухейб заключил выгодную сделку! Сухейб заключил выгодную сделку!"»
Хаммад б. Салама рассказывал от имени Али б. Йазида, который рассказывал от имени Саида б. аль-Мусайаба, что несколько курейшитов стали преследовать Сухейба, когда он отправился к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) с намерением совершить переселение. Тогда он слез со своей верблюдицы, вытащил стрелы из колчана и сказал: «О курейшиты! Вы знаете, что я являюсь одним из лучших стрелков среди вас. Клянусь Аллахом, вы не доберетесь до меня, пока я не выпущу в вас последнюю стрелу из своего колчана. Но даже после этого я буду сражаться мечом, пока смогу держать его в руках. Делайте, что вам угодно, но если хотите, я расскажу вам, где спрятано мое богатство в Мекке, а вы оставите меня в покое».Они согласились на это, когда же Сухейб прибыл к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам), тот сказал: «C выгодной сделкой!»Он рассказал ему о том, что по его поводу было ниспослано обсуждаемое нами откровение.
Однако большинство богословов считало, что это откровение ниспослано по поводу каждого бойца, который сражается на пути Аллаха, поскольку Всевышний также сказал:
«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (9:111).
В одном из сражений Хишам б. Амир бросился в гущу врагов, и некоторые мусульмане стали упрекать его за это. Тогда Умар б. аль-Хаттаб, Абу Хурейра и другие сподвижники возразили им и прочли обсуждаемый нами аят. Обо всем сказанном более подробно сообщается в толковании Ибн Касира.
208. О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг.
Всевышний Аллах приказал правоверным принимать ислам целиком, выполнять все предписания религии и не отказываться от некоторых из них. Мусульманин не должен уподобляться тем, которые обожествляют свои собственные желания, выполняют Божьи повеления, когда они совпадают с их желаниями, и отказываются выполнять их, когда они не совпадают с их желаниями. Мусульманин обязан подчинять свои желания требованиям религии и совершать все праведные поступки, которые ему под силу. Если же он не способен выполнить часть предписаний, то он должен иметь твердое намерение выполнить их при первой представившейся возможности, и благодаря своему намерению он восполнит упущенное.
Поскольку человек не способен принять ислам целиком, пока он не свернет с путей сатаны, далее Всевышний Аллах запретил правоверным следовать по стопам сатаны, совершая грехи и прегрешения, ведь сатана, будучи явным врагом человечества, повелевает людям творить только мерзости и предосудительные поступки и призывает их ко всему, что может причинить им вред. Однако человек не способен избежать ошибок и оплошностей, и поэтому далее Всевышний сказал: