Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем.
Терпеливые верующие заслужили похвалу своего Господа и Его великую милость, одним из проявлений которой стало терпение, которым Аллах одарил верующих рабов и благодаря которому они получат совершенное вознаграждение. Такие люди действительно следуют прямым путем, поскольку они знают истину и руководствуются ею в делах. Под знанием истины в данном случае подразумевается осознание того, что люди являются рабами Аллаха и непременно вернутся к своему Господу, а под праведными деяниями здесь подразумевается терпение, проявленное ради Аллаха.
Этот аят свидетельствует о том, что если человек не проявляет должного терпения, то его постигает совершенно иная участь. Аллах унижает его и подвергает наказанию, а его участью становятся заблуждение и убыток. Как же велика разница между этими двумя группами людей! Как же мало трудностей приходится перенести терпеливым рабам, и как велики страдания тех, кто не проявляет терпения!
Этот и предыдущие аяты призывают людей готовиться к испытаниям до того, как они выпадают на их долю, дабы люди могли легче перенести их. Из них становится ясно, что человек обязан встречать подобные испытания, проявляя должное терпение. Из них также становится ясно, как человек может воспитать в себе терпение и стойкость, какое вознаграждение уготовано для терпеливых рабов и какая судьба ожидает тех, кто не проявляет должного терпения. Эти аяты также дают понять, что Аллах во все времена подвергает Своих рабов испытанию, и установление Аллаха не подлежит отмене. В них также перечисляются различные несчастья, которые постигают людей.
Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий.
Всевышний поведал о том, что известные холмы ас-Сафа и аль-Марва являются обрядовыми знамениями Аллаха, у которых рабы поклоняются своему Господу. А поскольку они являются обрядовыми знамениями Аллаха, Всевышний Аллах повелел почитать и возвеличивать их, ведь почтительное отношение к обрядовым знамениям Аллаха свидетельствует о богобоязненности человека.
Исповедовать богобоязненность обязаны все люди и джинны, а это значит, что пробежка между этими двумя холмами является обязательным предписанием хаджа и малого паломничества. Этого мнения придерживается большинство мусульманских богословов. В пользу этого мнения также свидетельствуют достоверные хадисы и выполнение этого обряда самим Пророком Мухаммадом (салла Ллаху `алейхи уа салам), который сказал: «Учитесь у меня своим обрядам».
Затем Всевышний Аллах опроверг ошибочное суждение некоторых мусульман, которые опасались совершать пробежку между этими двумя холмами, потому что возле них язычники поклонялись своим идолам во времена невежества. Аллах сообщил, что совершающий пробежку между холмами не совершает греха, только для того, чтобы опровергнуть подобное ошибочное предположение, а не для того, чтобы подчеркнуть необязательность этого предписания.
Из этого откровения с конкретным смыслом следует, что человек не совершает греха, если обходит между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время хаджа и малого паломничества, однако обходить между этими холлмами в другое время не следует. В этом заключается отличие между пробежкой между холмами и обходом вокруг Каабы, который можно совершать не только во время хаджа и малого паломничество, но и в остальное время в качестве самостоятельного обряда поклонения.
Что же касается пробежки между холмами, стояния в долине Арафат, ночевки в долине Муздалифа и бросания камешек, то эти обряды поклонения являются составной частью паломничества, и совершение этих обрядов при других обстоятельствах является ересью, поскольку ересь бывает двух видов: когда человек выполняет обряд поклонения, который вообще отсутствует в мусульманском шариате, и когда человек выполняет обряд поклонения, узаконенный шариатом в определенной форме, в совершенно другой форме. В данном случае речь идет о последнем виде еретических новшеств.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что если человек искренне ради своего Господа совершает хадж или малое паломничество, обходит вокруг Каабы или совершает намаз, соблюдает пост или совершает прочие добрые поступки, то это непременно пойдет ему на пользу. Из этого следует, что если человек начинает лучше повиноваться Аллаху, то он становится более совершенным и благочестивым и поднимается на более высокую ступень перед Аллахом. А объясняется это тем, что усиливается его вера.
Всевышний отметил, что добровольные поступки должны быть добрыми. Если же человек совершает еретические новшества, которые не приказывали совершать Аллах и Его посланник, то он доставляет себе хлопоты, которые не принесут ему никакой пользы. Более того, они могут принести ему вред, если он совершает подобные поступки, заведомо зная, что они противоречат мусульманскому шариату.
Затем Всевышний Аллах упомянул о своих прекрасных именах Благодарный и Знающий. У Аллаха также есть прекрасное имя Признательный. Эти имена означают, что Аллах принимает от Своих рабов даже самые незначительные благодеяния и одаряет их великим вознаграждением. Он помогает Своим рабам, если они пытаются выполнять Его повеления и покоряться Его воле. Он восхваляет их за покорность, расширяет их сердца, заполняет их души светом и верой, одаряет их тела силой и активностью, благословляет и приумножает их прекрасные качества и делает их поступки более праведными, а затем представляет их поступки к награде в Последней жизни, которую они получат сполна возле своего Господа. Он не станет умалять их значимости за то, что помог верующим совершить эти благодеяния.
Благодарность Аллаха Своим рабам также проявляется в том, что если человек отказывается от чего-либо ради Аллаха, то взамен он получает гораздо большее. Если он приближается к Аллаху на одну пядь, то Аллах приближается к нему на один локоть. Если он приближается к Аллаху на один локоть, то Аллах приближается к нему на сажень. Если он идет навстречу Аллаху шагом, то Аллах устремляется к нему бегом. Если же он трудится ради Аллаха, то получает вознаграждение во многократном размере.
Будучи благодарным и всезнающим Господом, Всевышний Аллах знает, чьи намерения, вера и богобоязненность заслуживают самого совершенного вознаграждения, и отличает их от всех остальных рабов. Он прекрасно осведомлен о деяниях рабов и не дает им пропасть. Напротив, каждый из них найдет свои деяния, собранными на основании намерений, которые были известны мудрому и ведающему Творцу.