Всенощное бдение в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца станицы Запорожской

Понедельник, Декабря 18 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5901-vsenoshchnoe-bdenie-v-khrame-svyatitelya-nikolaya-arkhiepiskopa-mirlikijskogo-chudotvortsa-stanitsy-zaporozhskoj
Всенощное бдение в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца станицы Запорожской - student2.ru

18 декабря 2017 года, в канун дня памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил Всенощное бдение в Никольском храме станицы Запорожской.

Владыке сослужили: благочинный церквей Темрюкского округа протоиерей Виктор Колмык, настоятель храма Святителя Николая станицы Запорожской протоиерей Олег Топоров, иерей Вячеслав Снетков, иерей Александр Полоз, протодиакон Евгений Габов, диакон Александр Лысенко и диакон Александр Меркулов.

Во время Всенощного бдения была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея и прочитан акафист Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

По прочтении Евангелия Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, помазал молящихся освящённым елеем.

По окончании Богослужения правящий архиерей обратился к прихожанам со святительским словом.

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе – на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий в сослужении уже упомянутого незнакомого священника (который, впрочем, половину службы принимал исповедь). Пел один верхний хор собора.

Чтения литургии. Сначала – чтения праздника и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Священник, как и любой человек, согрешает, но, в то же время, пред богом он даст отвеот и за себя, и за паству, которая ему вверена. Тем более, за пасомых ответит епископ. Поэтому таковых следует, если не почитать, то относиться с уважением к сану их (то есть, к Благодати Божией, поставившей их на это служение), который дает не только власть, но и ответственность. Потому, вместо бесконечных пересудов о грехах священства, не лучше ли обратить внимания на свою жизнь, дабы кто-то из пастырей не ответил потом за мое грехопадение?!

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Заповеди Блаженства – кратко….

И рядовые чтения. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5И еще здесь: "не войдут в покой Мой".

6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".

8Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9Посему для народа Божия еще остается субботство.

10Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Апостол толкует слова Божии о покое, адресованные евреям. Одна фраза взята из псалма, а другая – из книги Исход – где Бог говорит Моисею о том, что его подопечные отпали от Него, начав кланяться золотому тельцу. Евреи под покоем разумели вхождение в Землю Обетованную, но здесь апостол открывает другое значение этих слов. Здесь речь идет о Царствии Небесном, уготованном всем людям от создания мира. Только тот, кто построил это Царство в душе своей, войдет в него. Тот же, кто слышал, но ничего не сделал, чтобы приготовить душу свою для Царства, тот не войдет в него. Итак, «будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим»….

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

И снова нам приводятся слова Христа о судьбах мира от дня Вознесения Его, и до конца мира. Здесь же делается упор на предупреждении о том, что не у всех людей проповедь Евангелия вызовет восторг. Проповедь эта¸в конечном итоге, свидетельствует о мире, что дела его злы, а потому это слово и вызывает противодействие, а то и гонения, подчас в самых жестоких формах. Очень метко сказано по этому поводу у святителя Феофана Затворника: «"И будете ненавидимы всеми за имя Мое". Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями - дух неприязненный Христу: он антихристов; расширение его - расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: "возложат на вас руки. . . и будут гнать вас . . . преданы будете. . . и умертвят вас". Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? "Терпением вашим спасайте души ваши". Терпи, с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце». Господь постоянно говорил об этом ученикам своим, дабы выйдя на проповедь, они не удивлялись этому, но были готовы. Так будет во все времена, вплоть до конца мира, в дни же перед этим концов, как считается, гонения на христиан вспыхнут с силой, какой не имели во все времена до сих пор. Впрочем, для нас важно не столько то, какими будут эти дни, сколько то, что мир ненавидит веру нашу и то, как мы будем отвечать на неприязнь мира к нашей вере, говорит о нашем дествительном отношении к Богу, а также то, какими мы предстанем пред очами Божиими, ведь всех описанных событий плотскими очами мы можем не увидеть, а вот смерть и по смерти – суд ждет всех….

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, отметив, что святитель Николай является святым, чтимым во всем христианском мире, более того, его чтят даже мусульмане. а у некоторых народов он является прообразом местного аналога деда Мороза. У американцев он называется Санта-Клаус, но мы-то знаем, что это – святитель Николай. Он почитаем настолько, что даже люди, редко посещающие храм, знают о нем, а образ его есть в любом храме. Жил он в III веке, и уже с ранних лет видно было, что это особый человек. Уже тогда он не принимал материнского молока в среду и пятницу, то есть, по-своему, постился. И в течение всей своей жизни Бог являл через него чудеса: это и воскрешение упавшего с мачты моряка, и множество чудесных исцелений. И уже став епископом, он неизменно помогал людям, истощая себя, оставаясь неизменно отзывчивым, то есть, деятельно отзываясь на любую просьбу о помощи. Например, мы знаем историю о том, как некий человек, оказавшись на грани голода, решил отдать своих дочерей первому попавшемуся человеку в обмен на финансовую помощь, по сути, продать. Однако, святитель Николай, трижды тайно подбросив ему мешочки с золотом, позволил сохранить честь девиц, и достойно выдать их замуж. И поныне святитель является особо отзывчивым, так что ни одна молитва не бывает не услышанной, являя пример любви к ближним всем нам. Первым же, явленным на Руси чудом, было чудо спасения ребенка. Некая супружеская пара ехала в Вышгород Киевский, дабы помолиться перед чтимым образом святителя, неся с собой новорожденногомладенца. Когда же они ехали через реку, то ребенок каким-то образом выпал в воду и утонул. Убитые горем родители вернулись к образу и со слезами молились. Молились они всю ночь, пока не заснули, а проснувшись, увидели своего ребенка, в мокрых пеленках, но живого. Чудеса происходят и ныне. Далее о.Антоний рассказал историю из своей практики. Шесть лет назад, в начале своего служения, он однажды отправился на освящение квартиры (тут он заметил, что вызывают священника для освящения квартиры по любому поводу – «чтобы дети не болели», «чтобы муж зарплату получил» и так далее, но мало кто делает это, чтобы просто получить благословение Божие на свое жилье). Он поднялся на седьмой этаж. В квартире была беременная женщина с трехлетним сыном, притом, все время чина освящения она плакала. Когда же он спросил, в чем дело, то она рассказала, что несколько месяцев назад у них было событие – малыш ухитрился открыть окну, и выпал с седмого этажа. Перепуганные родители бросились его искать, но выяснилось, что он цел… и отделался царапинами от веток. Накануне же, когда мать его шла домой откуда-то, к ней подошел благообразный старичок, одетый очень бедно, сказав: «Не волнуйтесь, я вас спасу». Когда же приключилась эта история, то она пошли в местный храм – это был деревянный храм мученицы Татианы, и здесь узнали – кто был этот старичок. Это был, конечно же, святитель Николай. Также он рассказал о случае, когда он был настоятелем какого-то прихода. Храм находился в стадии строительства, и территория была завалена мусором, а на вывоз мусора денег не было. И о.Антоний молился святителю Николаю о помощи, чтобы кто-нибудь бесплатно прислал самосвал…. А на следующий день некий человек позвонил и предложил подарить грузовой прицеп. Он согласился, и о.Антоний сам постепенно вывез весь мусор (хоть рассчитывал, что кто-то сделает это за него)…. Нет ни одного человека, который бы не обращался ко святителю, и не получил бы по его молитвам помощь, ибо святитель является особо отзывчивым из святых. Кто-то скажет, мол все это – случайности, но тогда получается слишком много этих случайностей. Притом часто бывает, что помолившись Богу, Матери Его или кому из святым, подчас исцелялются от болезней даже безнадежные больные. Много чудес творит Бог и по молитвам святителя Николая. Не удивительно, что ему посвящен целый день в неделе – четверг, вообще-то, изначально посвященный апостолам (- Таким образом – резюмировал о.Антоний, святителя Николая смело можно поставить в один ряд с апостолами). Также о.Атоний упомянул и то, что святитель являлся ревностным проповедником и защитником веры, поучаствовав даже в Первом Вселенском Соборе. Здесь он вспомнил, как он начал говорить детям в воскресной школе о Святой Троице, о Боге. А те ему сказали, дескать они уже знают это… и пересказали ему народное поверье, дескать, Святая Троица – это Бог, Богородицы, и святитель Николай….. Опровергать это поверье в проповеди о.Антоний не стал (хоть его разделяют многие взрослые, преимущественно, из редко ходящих в храм), а много говорил о непостижимости тайны Святой Троицы. Все, кто пытались это делать, все уклонились в ересь, ибо нельзя постичь непостижимое. Эту ошибку совершали гностики, потом ариане, несториане, и многие другие. Снова вернувшись к теме детей, он призвал родителей «побольше баловать детей, но в меру», так как детям нужно зримое проявление родительской любви – «от лишнего ласкового слова или подарка ваша родительская слава не померкнет, а наоборот, вы получите славу от Бога». Далее он говорил о любви к ближним, тут же говоря о примере, который показал здесь святитель Николай. В конце он призвал всех молиться святителю, дабы его молитвами Господь наставил нас на путь спасения, на путь добродетельной жизни….

В конце он напомнил о грядущем сегодня в 12.00 молебне на Малой Земле…. Во время целования креста детям (и некоторым прихожанам-именинникам) раздавались гостинцы (сладости, шоколадные яйца, и многое другое)…

Молебен.

Всенощное бдение в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца станицы Запорожской - student2.ru
Молебен у закладного камня.

С конца службы и до молебна еще оставалось какое-то время, но внести записи о службе в это время не удалось (писал уже потом). А потом пришло время, и я отправился на место, где должен состояться молебен. Небо, бывшее пасмурным с утра, к этому времени совершенно очистилось, а потому опасений, что молебен может не состояться, не было. Вот, и Малая Земля. Уже готовое здание епархиального управления видно уже издалека. Напомню, архитектура его была сильно упрощена (вероятно, из экономии, а может, просто все эти архитектурные изыски показались «лишними»[151]) – изначально здание должно было быть построено в византийском стиле, с богатой лепниной и куполом наверху. На деле же получилось абсолютно обычное современное здание с заострением на крыше, где должен быть купол (такие «пирамидки» обычно венчают старинные храмы, с которых в советское время, при переустройстве были сняты купола). А рядом с двух сторон ввысь поднимаются бетонные столбы, а также небольшие участки стен, уже вылитые из бетона, с обширными полукруглыми «балконами», смотрящими в две стороны (вероятно, собор будет иметь клироса, единой галереей опоясывающие все пространство храма, как, например, в Храме Христа Спасителя в Москве, либо в соборе Рождества Пресвятой Богородицы – в Ростове-на-Дону). «Балконы» подпирают такие же бетонные, четырехугольные в основании, столбы. К стене будущей северной стороны храма примыкает нечто вроде четырехугольной башни, гладкой и очень массивной. Лишь в северной ее стене есть проемы не то окон, не то небольших дверей. Наверху башни вверх торчит арматура. Видна она и в тех частях основания собора, где стен еще нет. Словом, пока о том, что здесь должен быть именно собор, а не какое-то еще здание, мало что напоминает. А у закладного камня уже стоит микроавтобус диакона храма Новомучеников, о.Николая Мотренко. Здесь же стоит столик, на котором – кандий с освященной водой, а перед ним – сам о.Николай, и ключарь храма Новомучеников, о.Александр Беспрозванный, уже одетый в епитрахиль и фелонь. Здесь же стоят три человека из певчих храма Новомучеников. Яркие одежды священнослужителей видны издалека, так что я ускоряю шаг. Однако выясняется, что молебен еще не начался. Через пару минут приходят: благочинный Новороссийска, о.Максим Карпов, а также настоятель Свято-Николаевского прихода, о.Виталий Таашев. Придя, они облачаются.

«Видите, как нас Господь любит?» - Громко говорит о.Максим, имея в виду солнечную погоду, тут же заметив, что прогноз погоды говорил, что дожди будут идти всю неделю, а потому они уже подумывали – не отменить ли молебен. Спустя пару минут переговоров с певчими, они начинают молебен. После всеобщего пения «Царю небесный…», сразу последовало пение «Бог Господь и явися нам…», а также тропари – Нерукотворному образу Христа Спасителя, Божией Матери (общий – который поеся в случаях, когда специальный тропарь для праздника не написан), а также святителю Николаю. После этого духовенством и хором были попеты молебные возгласы – прошения – к Богу, Пресвятой Богородице, и святителю Николаю. Закончился он возглашением сугубой ектении с молитвой обо всех жертвователях строящегося храма, а затем – молитвой святителю Николаю, а также – величанием ему. Отец Максим кропил всех присутствующих святой водой.

По окончании молебна о.Максим поздравил всех с праздником, заметив, что специально говорить о том, кто такой святитель Николай, нет нужды, так как его житие и так всем известно. Все чтят его и молятся ему. Также он снова выразил радость по поводу того, что погода улучшилась, как будто, специально ради молебна, сказав, что это – свидетельство того, что святитель Николай заботится и молится обо всех нас. После этого он передал слово о.Виталию, который. поприветствовав верующих, сказал, что строительство сопровождается большими сложностями (здесь он сказал, что работы ведут ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛИ, а не какие-то шабашники). Здание епархиального управления уже построено и уже идут отделочные работы. В здание уже проведен свет, а на следующей неделе будет проведен и газ. Совсем скоро отделочные работы будут завершены, и здание будет вводиться в эксплуатацию, а значит, что теперь всем – духовенству и мирянам будет проще. Сегодня епархиальное управление находится в Дивноморске, а это рождает сложности, ведь во всех случаях, когда необходимо обратиться в него, нужно ехать туда. А если это здание будет готово, то и сам архиерей в приемные дни будет здесь. Что же касается, собственно, собора, то в него влито уже более 7000 тонн бетона, а всякий может представить, сколько денег на это нужно. Много денег ушло на обустройство цокольного этажа. Он уже завершен, и там решено было сделать очень дорогую гидроизоляцию, дабы туда не проникала вода, а потом уложить внутренние стены кирпичом. Строительство идет сложно и потому что денег всегда не хватает, а значит, приходится искать жертвователей – звонить, просить. Сложность еще в том, что в епархии строится много храмов, и все настоятели просят о помощи одних и тех же лиц. Но постепенно строительство идет, и как только погода улучшиться, строительные работы должны активизироваться. В конце он призвал всех молиться о скорейшем завершении строительства, а также поблагодарив всех, кто помогает стройке, заметив, что учтена будет каждая вложенная в строительство копейку. Отец Максим и о.Виталий последовательно благословили народ, а о.Александр начал давать Крест на целование. Молебен завершился и все расходятся. Кто-то сразу идет по делам, а кто-то ходит вокруг забора, осматривая стройку….

Вторник, Декабря 19 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5902-bozhestvennaya-liturgiya-v-den-pamyati-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa
Всенощное бдение в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца станицы Запорожской - student2.ru

Наши рекомендации