Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец
Дни памяти: 19 Января / 1 Февраля (обретение мощей), 10 / 23 Августа (Второе обретение и перенесение мощей), 3 / 16 Декабря
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.
Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери[68], ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.
В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте (1,066781 км.) от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.
В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Скончался святой Савва в глубокой старости 3 / 16 декабря 1406 года.
Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком на поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.
Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.
Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января / 1 февраля 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.
19 января / 1 февраля 1652 года совершилось одно из величайших событий в истории Русской Православной Церкви – обретение нетленных мощей преподобного Саввы, основателя и небесного покровителя Саввино-Сторожевского монастыря. Этот знаменательный день в святой обители был особенно торжественным. Службу обретения святых мощей после 245-летнего пребывания их в земле совершил Святейший Иосиф – патриарх Московский и всея Руси. При множестве собравшегося народа в торжестве принимали участие царь Алексей Михайлович, его супруга царица Мария Ильинична с царицыными сестрами и свитой, новгородский митрополит Никон, именитые дворяне.
Мощи положили в новую дубовую гробницу и поставили в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы на правой стороне у южных врат ведущих в алтарь. Позже, в 1680 году уже царь Федор Алексеевич, выполняя волю отца, для святых мощей преподобного Саввы установил драгоценную серебряную раку. На раке были вычеканены четыре позолоченных круга с текстом жития Саввы. В XIX веке над ракой установлена сень, на которой висели серебряные лампады.
Слава о чудодейственной силе святых мощей постепенно вышла далеко за пределы монастыря. Сюда, в известную на всю Россию обитель, стекались тысячи людей, чтобы получить облегчение духа и исцеление от недугов. Наряду с паломничеством, в обитель Преподобного и в XVIII, и в XIX, и в XX веках продолжались также царские и великокняжеские приезды.
До 1919 года святые мощи неотлучно пребывали в соборе основанной Преподобным обители, охраняя ее от врагов видимых и невидимых, и прославляя множественными чудесными явлениями и знамениями.
В 1917 году монастырское хозяйство было национализировано, а 17 марта 1919 года в Звенигороде состоялся уездный съезд рабочих и крестьянских депутатов. На съезде постановили вскрыть мощи преподобного Саввы Сторожевского. Участники съезда, около ста человек, тут же отправились пешком в монастырь. Один из большевиков, войдя в храм, объявил о предстоящем вскрытии мощей и приказал сократить службу. Рака со святыми мощами была вскрыта, со стороны делегатов начали сыпаться насмешки. Они брали в руки кости Преподобного, рассматривали и раскладывали их. Курили и плевали в храме. Справедливо возмущенные кощунством властей, монастырские прихожане написали заявление с жалобой на оскорбительные действия большевиков у раки Преподобного Саввы, глубоко почитаемого своего молитвенника, и с просьбой передать общине на хранение раку со святыми мощами. Это заявление подписали 113 человек. Однако просьба общественности адресованная в Наркомат внутренних дел и юстиции ни к чему не привела.
5 апреля 1919 года в монастырь вновь прибыли представители Советской власти. Расставив стражу, они вызвали наместника монастыря, ризничего, духовника и предъявили им бумагу, в которой предписывалось взять из монастыря мощи Святого. Члены исполкома потребовали, чтобы представители управления монастыря вынули мощи из раки и передали им, но те отказались. Как известно из донесения отца Ионы епископу Дмитрию: «…члены Звенигородского исполкома сами взяли мощи из раки, завернули их в две скатерти и газетную бумагу, а затем увезли их из монастыря». в том же году сам монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.
Судьба мощей преподобного Саввы Сторожевского, увезенных из собора Рождества Божией Матери была неизвестна. Однако главу и часть святых мощей Преподобного удалось спасти глубоко верующей, благочестивой семье. С большим риском для себя православные супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские уберегли Святыню, тайно храня еe более 50 лет.
Михаил Михайлович Успенский – заслуженный художник РСФСР, бывший главный художник Государственного исторического музея, бывший главный художник музея революции – родился в 1893 году в известной московской семье. Отец его – Михаил Васильевич, профессор медицины, известный врач, основавший в Москве первую клинику уха, горла, носа. Михаил Михайлович приходится племянником русскому писателю Николаю Васильевичу Успенскому, а внучатым племянником писателю Глебу Ивановичу Успенскому. Окончил Московский археологический институт. В должности поручика (аналогично званию лейтенанта) участвовал в первой мировой войне.
Со своей будущей супругой Софьей Дмитриевной Лепахиной, дочерью купца 1-й гильдии, Михаил Михайлович познакомился в Майори, на курорте под Ригой. Встреча с молодой девушкой из Звенигорода осталась незабываема. Вернувшись с фронта, Успенский еще раз встречается с Софьей Дмитриевной в доме ее отца, купца первой гильдии Лепахина Дмитрия, владельца одной из московских шоколадных фабрик. Там Михаил Михайлович узнает, что Сонечка просватана. Вскоре Софья Дмитриевна отказывает жениху и выходит замуж за Успенского. После свадьбы молодые приехали в Звенигород к деду Сони – Федору Сказочкину в его дом на Таракановской (ныне Почтовой) улице, где у молодоженов прошло много счастливых дней. В 1920 году у них родился сын, которого назвали Саввой, в честь преподобного Саввы Сторожевского. Михаил Михайлович отличался особенной простотой, доступностью, добротой и вниманием ко всем.
В 1922 году к хлебосольным Успенским на лето приехала Анастасия Ивановна Цветаева с сыном Сережей, который был слаб легкими. Большими его друзьями были скульптор Иван Федорович Шадр и известный хирург Сергей Сергеевич Юдин.
В 1924 году семья Успенских получила в Звенигороде под застройку земельный участок на Городке. Построившись, Михаил Михайлович со своей семьей жил на даче с апреля до глубокой осени. С ними находилась и мама Софьи Дмитриевны – Лопахина Мария Федоровна, у которой власти отобрали дом на Таракановской улице под общежитие связи. Мария Федоровна скончалась в 1957 году на Городке в Звенигороде.
Сын Михаила Михайловича и Софьи Дмитриевны – Савва Михайлович – участник Великой Отечественной войны, доктор биологических наук, профессор, почетный полярник. Со студенческих лет он посвятил свою жизнь исследованию животного мира и флоры Арктики, став крупным ученым с мировым именем. Его перу принадлежит более двухсот статей и книг изданных в России и за рубежом. Среди них хорошо известные: «Живая Арктика», «К востоку от Берингова пролива», «Родина белых медведей» и другие.
Вдова Саввы Михайловича – Антонина Владимировна Успенская – археолог, кандидат исторических наук, 50 лет проработала старшим научным сотрудником в Государственном историческом музее. Занималась славянской археологией и археологией Москвы. Она совершила более 20 экспедиций, в том числе и в Звенигородском крае. Ряд ее материалов раскопок переданы в Звенигородский музей и опубликованы в научных трудах института археологии.
Судьба М. М. Успенского была неразрывно связана с главной Святыней Звенигородской земли. За хранение мощей он в любой момент мог поплатиться жизнью. О том, как мощи преподобного чудотворца Саввы Сторожевского оказались сбереженными в семье Успенских, рассказали сваха М. М. Успенского – Антонина Владимировна и его внучки Мария Саввишна и Александра Саввишна.
В 20-е годы Михаил Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического музея и член комиссии по охране памятников культуры по Московской области был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, указав Михаилу Михайловичу на блюдо, накрытое материей, и сказал: «…возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде – останки Саввы Сторожевского – поместите куда сочтете нужным». По тону этого человека Успенский понял, что тот советует ему спрятать мощи в надежное место.
Вначале Михаил Михайлович хранил мощи дома, а в дальнейшем, уложив их в полотняный мешочек и специальный сосуд с плотною крышкой, зарыл в саду на Городке. После пожара, уничтожившего дачу, он перевез мощи Преподобного в свою московскую квартиру.
Когда его жена, Софья Дмитриевна, умерла, за больным и уже старым Успенским ухаживали его родные. Однажды, призвав к себе сноху, он сказал ей: «…я не умру, пока не определю Святые мощи». Еще за три года до смерти Михаил Михайлович, беспокоясь о судьбе мощей, через протоиерея Владимира Ганина обращался к отцу Евлогию, эконому Троицу-Сергиевой лавры, с вопросом, как быть с мощами. После кончины Михаила Михайловича Успенского, святые мощи преподобного Саввы Сторожевского передали Церкви. Святыня была передана в Московский Свято-Данилов[69] монастырь.
В 1995 году было принято решение о возрождении Савво-Сторожевской обители, и в том же году было подписано соглашение о совместном использовании монастырских зданий между обителью и расположенным здесь музеем.
В год 600-летнего юбилея Саввино-Сторожевского монастыря 22 августа 1998 года преподобный Савва, чудотворец Звенигородский, вернулся в свою обитель. Это был великий праздник. Все вокруг покровительствовало ему. Даже погода на этот день прекратила дожди и холода, остановившись мягким августовским солнцем. Мощи Святого обрели покой в построенном молитвами и трудами Преподобного монастыре, чтобы как и прежде даровать исцеление, духовное утешение и ободрение всем приходящим к нему с верой и любовью.
Источник: Седмицa.Ru
Тропарь Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8:
От юности божественною распаляемь ревностию, /возлюбил еси чистое житие, /презрев мира сего красная и суетная, /последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, /в труде и бдении, в посте и подвизе: /на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя, /
недремленным на Божественней стражи предстоянием /стяжал еси ум, зряй к Богу, /
и демонския козни и обстояния прозираяй: /озарение Пресвятаго Духа в себе восприем, /
яко звезда пресветлая возсиял еси верным. /Темже и премудр и светозарен предстоятель /
и пастырь стаду твоему явился еси, /светом твоим просвещаяй и всех, /
приходящих тебе верою, отче наш Савво, /и моли Христа Бога, да спасет души наша.