Память 2 / 15 декабря, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 13 / 26 апреля 1900 года в городе Саратове в семье благочестивых мирян Александра и Евдокии Сафоновых, два сына которых выбрали путь служения Господу, став священниками.
Окончил четыре класса Саратовской духовной семинарии, однако завершить образование не смог, поскольку после революции духовные образовательные учреждения были закрыты.
С 1918‑го по 1924 год был учителем, а затем певчим на клиросе.
8 ноября 1926 года рукоположен во священника епископом Подольским, викарием Московской епархии Серафимом (Силичевым). Определен к Преображенскому храму в селе Спас-Купле Подольского уезда.
В 1927 году был переведен в Троицкую церковь Аристова погоста Богородского уезда и в том же году назначен настоятелем Покровского храма в Голиках на улице Малая Ордынка в Москве. В 1929 году власти закрыли Покровский храм и весь клир был священноначалием переведен в Благовещенский храм на улице Большая Ордынка или, как его сейчас называют, храм святителя Николая в Пыжах.
21 ноября 1932 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день следователь Байбус допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Николай сказал, что ведет переписку со своим братом, архимандритом Стефаном, сосланным «в Уральскую область[45] за контрреволюцию, которую советская власть приписывает всему духовенству», но он никогда не писал в письмах, что в Москве поголовно арестовывают духовенство и закрывают церкви. «Никогда и ни у кого, – заявил отец Николай, – не собирались на квартирах и не обсуждали никаких политических вопросов. Я лично среди верующих не распространял никаких провокационных слухов о голоде, распаде колхозов. Также никому не говорил, что в Москве закроют большевики все церкви и скоро придет конец советской власти – власти антихриста. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».
Священник Николай Сафонов. Москва, Бутырская тюрьма, 1932 год |
Для показаний против священника был вызван свидетель, который сказал:
«Я человек верующий, часто хожу в церковь Николы в Пыжах, знаю там священника Николая Александровича Сафонова, у которого часто исповедовался. Сафонов человек настроенный контрреволюционно... Он также среди церковников распространял всевозможные контрреволюционные слухи... Сафонов имеет переписку со священниками, сосланными за контрреволюционную деятельность. Он мне показывал письма, в которых его брат писал, что в ссылке одно духовенство, люди мрут с голоду... Сафонов эти письма показывает не только мне, но и всем верующим и старается убедить своих прихожан, что его брат и все сосланное духовенство мученики за веру Христову... Видя, что в этой церкви служители религиозного культа занимаются антисоветской деятельностью, я перестал ходить в эту церковь приблизительно с месяц».
10 января 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Свирские лагеря.
Отец Николай был освобожден досрочно в 1934 году и назначен сначала в храм святителя Николая в Пыжах, а затем, в том же году, в храм Ризоположения. Однако, как бывшему в заключении, ему было запрещено проживание в Москве, и он был направлен в город Каширу настоятелем храма Всех святых и возведен в сан протоиерея.
В 1937 году Кашира попала в режимную зону, в которой было запрещено проживание всех осужденных по политическим статьям, и в феврале 1937 года протоиерей Николай был назначен настоятелем храма святых и праведных Иоакима и Анны в городе Можайске.
5 декабря 1937 года священник был арестован; 6 и 7 декабря были допрошены в качестве свидетелей служивший вместе с ним диакон храма и некий рабочий. Диакон показал, что священники, собравшись однажды в алтаре, обсуждали, идти ли им по приходу, в котором состоят и ближайшие деревни, с молебнами или нет. Священник Сафонов заявил, что сейчас по приходу ходить нельзя, так как идет предвыборная кампания по выборам в
Протоиерей Николай Сафонов. Москва, Таганская тюрьма, 1937 год |
Верховный Совет и священников могут заподозрить в срыве предвыборной кампании и арестовать. Рабочий же показал, что протоиерей Николай, приехав в Можайск, окружил себя духовенством, ранее отбывавшим срок за контрреволюционную деятельность. За время служения отца Николая приход значительно увеличился за счет монашек, духовенства и верующих.
7 декабря следователь допросил отца Николая.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели среди населения? – спросил он.
– Я никакой антисоветской агитацией среди населения не занимался и виновным себя не признаю. Мы разговаривали в алтаре по поводу хождения по приходу... Но ввиду уборочной кампании мы, чтобы не вызвать на себя нареканий граждан, по приходу не пошли, хотя и был престольный праздник.
9 декабря тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.
Расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Реабилитирован 30 июня 1989 года прокурором Московской области.
Канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.
Награды
- наперсный крест (1930)
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 229-233
- http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...429
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHox...l**
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ДАНАКТ (КАЛАШНИКОВ)