Оправдание грешников или оправдание Бога?
Если мы рассмотрим вопрос оправдания верой в контексте современной религиозной ситуации, то увидим, что ему не уделяют должного внимания.
В современной теологии учение об оправдании по вере играет второстепенную роль. Его считают давней полемикой апостола с иудействующими законниками. В конце концов, это учение встречается только в двух посланиях Павла, поэтому его рассматривают как понятие «второстепенной важности» в христианской концепции об искуплении. Преобладает мнение, что это – неактуальная, исчезающая доктрина, поскольку сегодняшние обстоятельства отличаются от той исторической ситуации, для которой была сформулирована эта доктрина.
Исключение составляет только сфера экуменической церковной политики, где «Совместная декларация» 1999 года Папского совета по содействию христианскому единству и Всемирного лютеранского объединения утвердила «главный консенсус» в учении об оправдании. Папа Бенедикт XVI назвал его «вехой на пути христианского единства»4.
Но с тех пор интерес к этому документу угас, ибо, согласно мнению многих комментаторов, одни и те же слова стороны понимают по-разному.
Кроме того, большинство людей, часто секулярных, больше не ищут «милостивого Бога», которого искал Лютер, но задаются вопросом, действительно ли существует этот Бог. Если да, тогда Он должен оправдаться за все страдания и зло в этом мире!
Конечно же, большинство людей с секулярным мышлением не являются агрессивными атеистами. Среди них преобладает так называемая позиция практического атеизма, когда человек не сражается против Бога, а просто игнорирует Его, поскольку достаточно хорошо живет и без Него.
Наша задача
Как мы, христиане, можем общаться с такими людьми ипробуждать у них интерес к Евангелию? Большинство из них не знает, что такое грех, и даже не представляет, что всякий грех в первую очередь является преступлением против Бога (Пс.50:5-11). Они также не ведают, как получить прощение грехов (1Иоан.2:2); не знают, что полноценная жизнь подразумевает мир (Рим.5:1) и надежду (Тит.2:11-14), которых невозможно обрести без Бога.
Хотя люди могут не верить в Бога, однако это не освобождает их от страданий. Межличностные конфликты, социальная и политическая несправедливость, войны, природные катастрофы – таковареальность жизни на Земле.
Проповедь Евангелия христианами-адвентистами среди людей с таким мировоззрением может осуществляться в нескольких направлениях.
Мы понимаем, что отстраненность от самих себя и своего окружения основывается на отстраненности от Подателя жизни и Творца. Вердикт апостола ясен: «Нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:11-12).
Наш опыт свидетельствует об истинности библейского утверждения: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятнасвои? так и вы можете ли делать доброе,привыкнувделать злое?» (Иер.13:23).
Проблема заключается не столько в обстоятельствах,сколько в самом человечестве, не способном контролировать себя и найти решение своих проблем. Главная проблема, как сказал Иисус и подтвердил Павел, заключается в том, что «из сердца исходят злые помыслы» (Матф.15:19) и человек «продан греху» (Рим.7:14). Грех как состояние – этоокончательное отвержение человеком Бога и сосредоточенность на творении: человек считает, что может управлять своей жизнью. А такая позиция ведет ко всем другим грехам.
Что же нам делать?
Единственное решение этой проблемы можно найти в Иисусе из Назарета – «совершенном Богочеловеке». Его жизнь, смерть и воскресение гарантируют настоящее и будущее спасение. Он жил среди людей в этом мире, но был не от мира сего. Через Него можно вернуться к Богу, ибо Он – Божий Сын, откровение Бога (см. Иоан.14:6,9).
Мы понимаем, что без Бога построить на Земле «прекрасный новый мир» – это утопия. Несмотря на колоссальный научно-технический прогресс (подумайте о ядерной физике, исследовании космоса, цифровых технологиях и т. д.), наш мир крайне ненадежен. Грешники не способны создать что-то безгрешное! Новую Землю, на которой обитает правда, может обещать и сотворить только Бог (2Петр.3:13). Поэтому последователи Христа уповают на исполнение этого обетования.
Все это говорит о том, что христианскую доктрину о спасении невозможно ограничить временем или заменить, она жизненно необходима беспомощным и безнадежным людям.
Адвентистский народ призван проповедовать всему миру весть о том, что только во Христе мы можем примириться с Богом и друг с другом; только Его любовь наделяет жизнь смыслом и дает надежду на мир, в котором царствует правда! Как писала Эллен Уайт: «Из всех, кто считает себя христианами, адвентисты седьмого дня должны быть первыми в превознесении Христа перед миром» 5.
1 Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2004), vol. 21, р. 219.
2 William Lecky, quoted in Julius Roessle, Johannes Wesley, 2nd ed. (Giessen: Brunnen, 1954), р. 24.
3 Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2007), vol. 56, р. 274.
4ideaSpektrum 46 (November 2005): 12.
5ЭлленУайт. Евангелизм, с. 188.
Вопросы для размышления и свидетельства:
1. Почему люди так мало ценят учение об оправдании грешников?
2. Что необходимо Церкви адвентистов седьмого дня, дабы пережить возрождение? Какова наша миссия сегодня?
3. Что дает вам уверенность и надежду в мире, который верит, что может спасти сам себя, хотя находится на краю бездны?