Служба воскресная, глас 3-ый.
Служба воскресная, глас 3-ый.
В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ.
На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.
Стихиры воскресные, глас 3:
Стих: Выведи из темницы душу мою, / чтобы мне прославить имя Твоё.
Твоим Крестом, Христе Спаситель, / смерти могущество разрушено / и обольщение диавола уничтожено; / род же человеческий, верою спасаемый, / песнь Тебе всегда приносит.
Стих: Меня будут ждать праведные, / доколе Ты не воздашь мне.
Просветился весь мир / воскресением Твоим, Господи, / и рай снова открыт; / все же творение, прославляя Тебя, / песнь Тебе всегда приносит.
Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой.
Прославляю Отца и Сына силу, / и воспеваю Святого Духа власть, / – нераздельное, не созданное Божество, / единосущную Троицу, / царствующую во век века.
Стихиры восточные:
Стих: Да будут уши Твои / внимательны к голосу моления моего.
Кресту Твоему священному поклоняемся, Христе, / и воскресение Твое поем и славим; / ибо ранами Твоими мы все исцелились.
Стих: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление.
Воспеваем Спасителя, от Девы воплотившегося; / ибо Он был распят ради нас / и в третий день воскрес, / даруя нам великую милость.
Стих: Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа.
Тем кто во аде Христос, / сойдя к ним, радость возвестил, / возглашая: "Ободритесь, Я ныне победил, / Я – воскресение, Я выведу вас, / разрушив смертные врата.
Стих: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней / да уповает Израиль на Господа.
Мы, недостойно стоящие / в Твоем пречистом храме, / вечернюю песнь воспеваем, / из глубины сердца возглашая: / "Христе Боже, просветивший мир / воскресением Своим на третий день! / Избавь народ Твой от рук врагов Твоих, Человеколюбец!"
Слава: Стихира из Минеи.
И ныне, Богородичен:
Как не удивиться нам / рождению от Тебя Богочеловека, Всесвященная! / Ибо общения с мужем не испытав, Пренепорочная, / родила Ты без отца Сына во плоти, / прежде веков от Отца рожденного без матери, / и ни в чем не испытавшего при этом изменения, / или смешения, или разделения, / но свойства каждого естества / в целости сохранившего. / Потому, Матерь-Дева, Владычица, / моли Его о спасении душ / православно Богородицею исповедующих Тебя.
Вход. Свет отрадный: Прокимен, глас 6: Господь воцарился: Затем ектения сугубая, Сподоби, Господи: ектения просительная.
На стиховне стихиры воскресные, глас 3.
Страданиями Своими, Христе, / омрачивший солнце, / и светом Своего воскресения / осветивший все! / Прими нашу вечернюю песнь, Человеколюбец.
Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся.
Животворное воскресение Твое, Господи, / всю вселенную просветило / и Твое погибшее создание воззвало к жизни. / Потому мы, от проклятия Адамова избавившись, взываем: / "Всесильный Господи, слава Тебе!"
Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется.
Пребывая Богом неизменяемым, / Ты, страдая по плоти изменился; / и творение, не в силах видеть Тебя висящим на Кресте, / от страха колебалось, / и, стеная, воспевало Твое долготерпение. / Но, сойдя во ад, Ты в третий день воскрес, / даруя миру жизнь и великую милость.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни.
Чтобы род наш от смерти избавить, / Ты, Христе, смерть претерпел / и, воскреснув в третий день из мертвых, / воскресил с Собою признавших Тебя Богом и мир просветил. / Господи, слава Тебе!
В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИ.
Поём Бог – Господь: на 3 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз.
Тропарь воскресный, глас 3:
Да веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость.
Слава, и ныне, Богородичен:
Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец.
Каноны.
Первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 3, третий – Богородичен на 3 и Минеи на 4. Если празднуется святой на 6, – крестовоскресный на 2 и Богородичен на 2.
Канон воскресный.
Песнь 1.
Ирмос: Некогда воды мановением Божественным / в одно вместилище собравший / и разделивший море Израильскому народу, / Он – препрославленный Бог наш. / Ему единому воспоем, / ибо Он прославился.
Канон Пресвятей Богородице,
[егоже краестрочие: Пою третие пение Тебе Богородице.]
Песнь 1.
Достойно колена преклоняют / все существа небесные / пред Воплотившимся от Тебя, Дева, / и с земными вместе – преисподние; / ибо Он прославился.
О каков совершившийся в Тебе обмен! / Ибо Бог, щедрый благ податель, / даровавший нам Духа Божественного, / от Тебя, Отроковица, принял плоть; / ибо прославился.
Катавасиа: Отверзу уста моя:
Песнь 3.
Канон 1.
Ирмос: Из небытия приведший все, / Словом созидаемое, завершаемое Духом! / Вседержитель-Владыка, / в любви Твоей утверди меня.
Крестом Твоим был нечестивец посрамлен: / ибо, выкопав, он приготовил яму, – и сам в нее упал; / смиренных же достоинство возвысилось / Твоим, Христе, воскресением.
Проповедь народам о благочестии / как вода – моря наполнила их, Человеколюбец; / ибо Ты, воскреснув из гроба, / открыл Троицы сияние.
Богородичен: Славное сказано о Тебе, / град одушевленный вечно Царствующего; / ибо благодаря Тебе, Владычица, / Бог обитал среди тех, кто на земле.
Канон 2.
Очищением идольских нечистот / ты, пречистый Крест, явился; / ибо на Тебе Иисус пребожественный / руки Свои распростер.
Чтобы все мы, верные, преклонялись / пред тобою, гроб, вместивший Жизнь, / был погребен в тебе и из тебя воскрес Христос – / истинный Бог наш.
Канон 3.
Отрасль от корня Иессеева, / произросшая по пророчеству, – Дева, / произвела нам цвет – Тебя, Христе. / Свят Ты, Господи.
Чтобы общниками Божества / соделать на земле рожденных, / Ты обнищал, приняв от Девы нашу плоть. / Свят Ты, Господи.
Песнь 4.
Канон 1.
Ирмос: Проявил Ты к нам крепкую любовь, Господи, / ибо Единородного Твоего Сына / предал ради нас на смерть. / Потому мы благодарно Тебе взываем: / "Слава силе Твоей, Господи!"
Язвы Ты, Христе, и раны / перенес по милосердию, / оскорбляемый ударами – терпя, / с долготерпением оплевания перенося: / ими Ты совершил мое спасение. / Слава силе Твоей, Господи!
Телом Своим смертным / Ты, Жизнь, смерти приобщился, / ради бедствия нищих и стенания бедных Твоих; / и, погубив губителя,
Ты, препрославленный, / всех с Собою воскресил, единый Человеколюбец.
Богородичен: Помяни, Христе, стадо Твое, / которое Ты приобрел Своим страданием, / милостивые прошения Твоей прославленной Матери приняв; / и, посетив его в угнетении, избавь / силою Твоею, Господи.
Канон 2.
Ты, по образу Своему создавший человека, / и распятый на Лобном месте, Человеколюбец, / спас его, умерщвленного грехом / чрез преступление.
Мертвых, ею поглощенных, возвратила смерть, / и пагубное царство ада уничтожено / когда воскрес Ты из гроба, Господи.
Богородичен: Мария Непорочная, златая кадильница! / Бог Слово, Один из Троицы, / в Тебя вселившись, неслиянно воплотился / и наполнил мир благоуханием.
Канон 3.
Ты, поставивший горы, Владыка, / весами Божественного ведения, / отсечен от Девы, как камень, без помощи рук. / Слава силе Твоей, Человеколюбец!
Ты излечил больное наше естество, Владыка, / соединив с ним во чреве Девы сильнейшее лекарство – / Свое, Слово, пречистое Божество.
Доля моя и наследие желанное – / Ты, Господи, чрез Деву меня соединивший / с Ипостасью Своею, Слово, / Ипостась, приобщившаяся плоти.
Песнь 5
Канон 1.
Ирмос: К Тебе с рассвета обращаюсь, Творцу всего, / Миру, всякий ум превосходящему, / ибо свет – повеления Твои; / в них и наставь меня.
Судье неправедному по зависти Евреев преданный, / Ты, Всевидец и Судящий праведно всю землю, / избавил Адама от древнего осуждения.
Твой мир церквам Твоим, Христе, / непобедимою силою Креста Твоего даруй, / Воскресший из мертвых, / и спаси души наши.
Богородичен: Скинией святою и обширнейшей небес, / как принявшая не вмещаемое всем творением Слово Божие, / Ты одна явилась, Приснодева.
Канон 2.
Копьем пронзенный в ребра, о Христе мой, / Ты, из ребра человека сотворенную / и ставшую виновницей погибели для всех людей / от проклятия освободил.
Будучи равен Отцу по естеству, / Ты из мертвых воскресил священный храм / пречистого и досточтимого Тела Твоего, / Христе Спаситель наш.
Канон 3.
Сын Твой, Дева, – Слово Божие, / Творец Адама первозданного, а не творение, / хотя и плоть одушевленную / Он Себе создал через Тебя.
Равен Отцу Сын Девы, Слово Божие, / Ипостась совершенная в двух естествах, / Иисус Господь, совершенный Бог и человек.
Песнь 6.
Канон 1.
Ирмос: Бездна глубочайшая грехов объяла меня, / и изнемогает дух мой; / но Ты, Владыка, простерши высокую Свою руку, / как Петра, Кормчий, меня спаси.
Бездна милости и сострадания объяла меня / по милосердному Твоему снисхождению; / ибо Ты, Владыка, воплотившись и родившись в образе раба, / обоготворил меня и с Собою прославил.
Умерщвлению подвергся человекоубийца, / увидев умерщвленного ожившим. / Это – знак воскресения Твоего, Христе, / и награда за Твои пречистые страдания.
Богородичен: Пречистая, одна непостижимо ставшая / между Создателем и людьми посредницей! / Умоли Сына Твоего милостивым быть / к преткнувшимся рабам Твоим и их защитником.
Канон 2.
Язвы претерпев, страдая на Кресте, / Ты уязвленных из ада воздвиг с Собою. / Потому восклицаю Тебе: / "Возведи от гибели жизнь мою, Человеколюбец!"
Пред Тобою отверзаются, Христе, / в страхе врата ада, / и имущество врага расхищается. / Потому жены встретили Тебя, / вместо печали радость получив.
Канон 3.
Принимает облик, подобный нам, / от непорочной Отроковицы / Тот, Кто не имеет видимого образа, / внешне и на деле человеком став, / неизменный по Божеству.
От бездны грехов избавь меня / и от бури страстей, Пречистая; / ибо стала Ты пристанищем и бездною чудес / для прибегающих к Тебе с верою.
Кондак, глас 3.
Подобен: Дева днесь:
Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей.
Икос:
Небо и земля сегодня да ликуют / и Христа Бога единодушно да воспевают, / ибо узников воскресил Он из гробниц. / Радуется вместе все творение, / принося подобающие песни / всех Творцу и Искупителю нашему; / ибо смертных выведя в сей день из ада, / Он, как Податель жизни, на небеса их возвышает, / низвергает высокомерие врага и врата ада сокрушает / божественною мощью власти Своей.
Песнь 7
Канон 1.
Ирмос: Как в древности Ты оросил / трех благочестивых отроков в пламени Халдейском / светоносным Божества огнем, / озари и нас, восклицающих: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"
Разорвалась блестящая завеса храма / во время распятия Творца, / истину, сокрытую в Писании, / открывая верным, восклицающим: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"
Когда пронзены были Твои ребра, / божественные капли животворной крови Твоей, Христе, / промыслительно падавшие на землю, / воссоздали тех, кто от земли, восклицавших: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"
Троичен: Духа благого прославим, верные, / вместе со Отцом и единородным Сыном, / почитая единое в Трех Начало / и единое Божество, и восклицая: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"
Канон 2.
Не простого человека видя на Кресте висящим, / Солнце помрачается, / но Бога воплотившегося, / Которому мы и воспеваем: / "Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!"
Сильного Божеством Подателя бессмертия приняв, / жалкий ад изверг с воплем души праведников. / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!
Богородичен: Многоценным сокровищем благословения / Ты соделалась, Всечистая, / для исповедующих Тебя / чистым сердцем Божией Родительницей; / ибо воплотился от Тебя / Бог отцов наших.
Канон 3.
Господь славы и властвующий вышними Силами, / со Отцом сидящий и носимый девственными руками! / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.
Неукротима смерть, но ее, к Тебе приблизившуюся, / Ты погубил, от Девы сделавшись плотью Богоипостасной. / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!
Все мы Богородицею признаем / Тебя, во чреве Бога носившую; / ибо Ты, Чистая, родила одного из Троицы воплотившимся. / Благословен, Пречистая, плод Твоего чрева!
Песнь 8.
Канон 1.
Ирмос: Во огне нестерпимом находившиеся / предводители благочестия – юноши, / но не потерпевшие вреда от пламени, / песнь божественную воспевали: / "Благословляйте, все творения (Господни), Господа / и превозносите во все века!"
Разорвалась светлая завеса храма, / когда на Лобном месте водружен был Крест Твой, / и творение пришло в смущение, в страхе воспевая: / "Благословляйте, все творения [Господни], Господа / и превозносите во все века!"
Воскрес Ты, Христе, из гроба / и чрез древо Крестное восстановил Божественною силой / Адама, падшего по обольщению, / восклицавшего и взывавшего: / "Благословляйте, все творения [Господни], Господа / и превозносите во все века!"
Богородичен: Храмом Божиим Ты явилась, / одушевленным селением и ковчегом, / ведь Творца со смертными Ты примирила, / Божия Родительница Пречистая; / и потому мы и все творения достойно воспеваем / и превозносим Тебя во все века.
Канон 2.
Слово не подвержено страданиям, / ведь бесстрастно Оно по Божеству, / но по плоти страдает Бог, / Которому мы и воспеваем: / "Благословляйте, все творения Господни, Господа, / и превозносите во все века!"
Уснув как смертный, / Ты восстал, Спаситель, как бессмертный, / и спасаешь от смерти поющих: / "Благословляйте, все творения Господни, Господа, / и превозносите во все века!"
Троичен: Мы служим благоговейно / единому в трех Лицах Божеству / и непрестанно воспеваем: / "Благословляйте, все творения Господни, Господа, / и превозносите во все века!"
Канон 3.
Полки разумные как Матерь превзошедшая / и близко к Богу приобщившаяся! / Благословляем, Дева благословенная, / рождение от Тебя Христа / и превозносим во все века.
Красоту естественную Ты явила еще прекраснейшей / в блистающей плоти Божества. / Благословляем, Дева благословенная, / рождение от Тебя Христа, / и превозносим во все века.
Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа:
Песнь 9.
Канон 1.
Ирмос: Чудо небывалое и Божественное! / Заключенною дверью Девы / явно проходит Господь; / Бог, бесплотный при входе, – / но явился Он облеченным плотию при исходе, / и остается дверь заключенною. / Ее, как Богоматерь, мы несказанно величаем.
Страшно видеть Тебя, Творца, / повешенным на древе, Слово Божие, / и Бога – страдающим плотию за рабов, / и в гробнице бездыханно лежащим, / но из ада мертвых освободившим. / Потому мы Тебя, Христе, / как всемогущего, величаем.
От тления смертного спас Ты прародителей, Христе, / будучи положен во гробе мертвым, / и жизнь произрастил, мертвых воскресив, / естество смертное направив к свету / и облачив его в Божественное нетление. / Потому мы Тебя, / источник вечного света, величаем.
Богородичен: Храмом и престолом Божиим явилась Ты, / куда вселился Пребывающий в вышних, / рожденный без мужа Всечистая, / и совсем не отверзший плоти Твоей врат. / Потому непрестанными мольбами, Чистая, / скоро варварские племена / царю нашему покори совершенно.
Канон 2.
Честь для всех людей / Ты из позорной смерти источил: / смертным естеством чрез распятие вкусив ее, Спаситель, / Ты даровал мне бессмертие, Христе, / как Человеколюбец.
Ты спас меня, Христе, / воскреснув из гроба, и возвысил, / и к Отцу привел, Своему Родителю, / и справа от Него с Собою посадил / по сострадательному милосердию Своему, Господи.
Канон 3.
Насыщения похвалами Тебе, Дева, / у благочестивых верующих не наступает никогда; / ибо они к любви любовь Божественную / и духовную прибавляя постоянно, / Тебя, как Матерь Божию, величают.
Дал Ты нам Ходатаицу надежную, – / Тебя Родившую, Христе; / по Ее прошениям даруй нам милостивого Духа, / благости Подателя, от Отца чрез Тебя исходящего.
Славословие великое.
По славословии тропарь:
В сей день совершилось спасение мира! / Воспоем Воскресшего из гроба / и Начальника жизни нашей, / ибо уничтожив смертию смерть, / Он дал нам победу и великую милость.
И отпуст.
НА ЛИТУРГИИ.
Антифоны Изобразительные,
Блаженны, на 8, глас 3:
Отвергнувшего заповедь Твою, Христе, / праотца Адама из рая Ты изгнал; / но, Милосердный, Ты вселил в него разбойника, / на Кресте исповедавшего Тебя и восклицавшего: / "Помяни меня, Спаситель, во Царствии Твоём!"
Кондак, глас 3.
Подобен: Дева днесь:
Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей.
Прокимен, глас 3:
Пойте Богу нашему, пойте, / пойте Царю нашему, пойте.
Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.
Аллилуиа, глас 3:
Стих: Буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя.
Стих: Стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня.
Текст перевода воскресной службы 3-го гласа взят из книги «Октоих», переведённой иером. Амвросием (Тимротом):
https://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih/okt.shtml
Скопированный текст откорректирован администрацией группы «Свято-Никольский храм п.Ракитное»: https://vk.com/rakitnoe_hram.
Служба воскресная, глас 3-ый.