Убийства и взрывы (терроризм).
В наши дни в некоторых странах некоторые люди убивают людей, совершают террористические акты, выступают с оружием против неверующих правителей и неверующих стран. Это – важные вопросы!
Известно, что пока правитель остаётся мусульманином, запрещено выступать против него с оружием, и запрещено помогать тем, кто выступает против правителя. Это – основа, известная среди приверженцев сунны.
Что же касается правителей, которые являются неверующими, то выход против них разрешён, если у мусульман есть сила и если после того, как они сделают это, действительно возникнет польза и исчезнет вред. В данном случае польза и вред определяется в соответствии со словами ученых, которые тверды в своём знании.
Именно поэтому мы упоминали слова ибн Теймии, да помилует его Аллах, о том, что запрещено выходить против правителя, если человек не уверен, что от этого будет польза, а после смещения этого правителя наступит благо.
Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, упомянул, что есть четыре степени порицания порицаемого[735]:
1 ― Когда порицаемое после порицания исчезнет, а на его место встанет одобряемое;
2 ― Когда порицаемое после порицания уменьшится, даже если не исчезнет целиком;
3 ― Когда порицаемое после порицания исчезнет, но на его место встанет такое же порицаемое явление;
4 ― Когда порицаемое после порицания исчезнет, а на его место встанет еще худшее порицаемое явление.
А затем сказал: «В первых двух случаях шари‘ат узаконил порицание порицаемого. В третьем случае учёный сам решает, как ему поступить в конкретной ситуации. А в четвертом случае запрещено порицать порицаемое».
Некоторые люди совершают теракты в некоторых странах, а затем говорят: «Мы порицаем порицаемое!» Но в вопросах порицания порицаемого эти люди не руководствуются теми условиями, о которых мы сообщили ранее. Они говорят: «В наших действиях есть польза и мы устраняем вред!»
Поистине, приверженцы сунны говорят, что вопросы получения пользы и устранения вреда в данных ситуациях нужно возвращать к обладателям знания, ибо эти ситуации связаны с большим количеством людей. После того, как эти люди совершают теракты, других невиновных людей либо убивают, либо притесняют. Если порицание порицаемого станет причинной притеснения других людей, то нельзя порицать порицаемое без разрешения этих людей.
Нет проблем в том, что человек порицает порицаемое тогда, когда вред может коснуться только его одного. Например, человек пойдёт к несправедливому правителю, чтобы велеть ему совершать одобряемое и удержать его от порицаемого, а правитель убьёт его. Этот человек станет одним из лучших мучеников (шахидов), как об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Если же порицание порицаемого приведёт к притеснению других людей и случатся беды, то запрещено порицать порицаемое по единогласному мнению обладателей знания.
Следовательно, вопросы пользы и вреда связаны с пониманием обладателей знания. Именно обладатели знания должны взвешивать пользу и вред. Никому из людей недозволенно входить в эти вопросы вообще, если у него нет разрешения (фетвы) от обладателя знания, а обладатели знания никогда не скажут, что это разрешено, ибо такие поступки запрещены самими основами шари‘ата. В таких ситуациях гораздо больше вреда, чем той пользы, о которой они говорят. Многие проблемы возникают именно по причине таких террористических актов. Мусульмане страдают из-за поступков этих людей.
Поэтому вопросы повеления одобряемого и порицания порицаемого нуждаются в подробных разъяснениях. Кто взглянет в книги обладателей знания на эту тему, тот найдет много правил, на которые они указали. Ведь, ты не должен понимать вопросы поверхностно, наоборот, следует изучать все правила, связанные с вопросом. При вынесении постановлений тобою не должны овладевать эмоции. Ты непременно должен привести в равновесие ревность и знание, чтобы понимать шари‘атские тексты именно так, как их понимали приверженцы сунны.
Тридцать пятый хадис
35 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не обманывайте друг друга, не ненавидьте друг друга, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха. Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни обвинять его во лжи, ни относиться к нему с презрением, а богобоязненность скрыта здесь!”, - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь, после чего сказал: “Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!”[736]
______________________________________________________________________________________
Разъясняет шейх Салих али Шейх:
Этот хадис является основой, повествующей о правах мусульманина на другого мусульманина, и о том, как мусульмане должны относиться друг к другу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечислил в данном хадисе множество запретных поступков.
«Не завидуйте друг другу…» — это указывает на то, что зависть запрещена. На это также указывает множество других хадисов. В хадисе сказано: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова»[737].
Точно также запрещен и обман, и ненависть, и поворачивание друг к другу спиной, и все остальное, на запрет чего указано в этом хадисе. Запрещено всё, что уничтожает любовь между мусульманами.
Учёные по-разному разъясняли смысл зависти[738]. Зависть (хасад) заключается в том, что человек желает, чтобы милость, имеющаяся у другого человека, исчезла. Также зависть (хасад) заключается в том, что человек считает, что тот, кому Аллах оказал определенную милость, не заслуживает и недостоин этой милости. Именно поэтому суть зависти – это возражение предопределению Аллаха Всевышнего. Поэтому в хадисе сказано: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова».
Завидующий человек не только получает за это грех, но и теряет свои благие деяния, ибо его зависть содержит в себе скверное убеждение и плохие мысли об Аллахе. Завистник считает, что человек, которому Аллах оказал милость, на самом деле не заслуживает этой милости. Это и есть возражение предопределению Аллаха Всевышнего, а, ведь, Аллах Всевышний дарует удел тому, кому пожелает.
Мусульманин должен радоваться, когда Аллах Всевышний оказывает милость другому мусульманину. Мы уже разбирали хадис, в котором сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе»[739]. А, ведь, зависть противоречит тому, о чём говорится в данном хадисе. Поистине, завистник не желает своему брату того же, чего желает самому себе. Завистник либо желает, чтобы милость, имеющаяся у мусульманина, исчезла, либо считает, что тот, кому Аллах оказал определенную милость, не заслуживает и недостоин этой милости.
Далее пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (буквально):
و لا تناجشوا
«Не занимайтесь ″ан-наджшом″».
Учёные по-разному разъясняли слово ″ан-наджш″, но самое хорошее разъяснение этого слова можно извлечь из арабского языка.
″ан-Наджш″ ― это стремление человека испортить какую-либо вещь путём хитрости, обмана и уловок. Этот ″ан-наджш″ запрещен во всех взаимоотношениях, которые имеют место среди мусульман.
«Не занимайтесь ″ан-наджшом″» ― то есть: не стремитесь обмануть друг друга, не стремитесь хитрить друг с другом.
Это – смысл слова ″ан-наджш″ в общем. Однако, когда речь идёт о торговле, то существует более узкое понимание слова ″ан-наджш″. ″ан-Наджш″ в торговле заключается в том, что человек взвинчивает цену товара, не собираясь его покупать[740]. Это явление называется словом ″ан-наджш″, так как оно содержит в себе хитрость, обман и уловки, и поэтому является запрещенным. Мусульманин обязан относиться к своим братьям с благим намерением, обязан желать им того же, чего желает самому себе. Мусульманин не должен обманывать своих братьев, не должен вводить их в заблуждение. Он должен относиться к своим братьям так, как он желал бы, чтоб они относились к нему.
″ан-Наджш″ ― это запрещенное деяние, а человек, занимающийся этим, получает грех.
«…не ненавидьте друг друга…» — запрещены все слова и поступки, которые могут стать причиной взаимной ненависти. Тебе запрещено всякое слово, которое может привести к взаимной ненависти. Тебе запрещено всякое деяние, которое может привести к взаимной ненависти.
Верующий человек должен говорить и делать только то, что взрастит любовь между верующими братьями. Что же касается всех слов, писем, деяний и жестов, которые приводят к взаимной ненависти, то они запрещены. Человеку запрещено ненавидеть мусульманина ― нужно любить его за его Ислам и единобожие (таухид).
Запрещена ненависть, возникающая из-за мирских причин. Если же ты возненавидел мусульманина из-за религиозных причин, например, из-за того, что он совершает нововведения, то в этом нет греха. Но даже в этом случае, нельзя ненавидеть мусульманина абсолютной ненавистью. Необходимо любить его за то, что он несёт в себе веру (иман), единобожие (таухид), покорность Аллаху. А ненависть проявляется к нему из-за того, что он совершает грехи и ослушивается Аллаха. Следовательно, с одной стороны ты любишь его, а с другой – ненавидишь.
«…не ненавидьте друг друга…» — следовательно, этот запрет касается ненависти, возникающей из-за мирских обстоятельств. Что же касается ненависти в шари‘атских вопросах, то иногда она требуема.
«…не ненавидьте друг друга…» — также человек в отношениях с членами своей семьи должен стремиться к тому, что взрастит между ними любовь и не допустит взаимной ненависти. Если человеку что-то ненавистно в своей супруге, то пусть посмотрит на другие её качества, которые являются прекрасными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой»[741]. Общее правило гласит, что нельзя ненавидеть верующего человека. Если тебе что-либо не нравится в верующем, то взгляни на то благо, на ту веру, на ту покорность, которая в нём имеется.
«…не поворачивайтесь спиной друг к другу…» — то есть: не произносите таких слов и не совершайте таких поступков, которые приведут к разрыву отношений между вами и бойкоту. Запрещено разрывать отношения с мусульманином и бойкотировать его из-за мирских причин.
Бойкот (хаджр) бывает двух видов[742]:
1 ― Бойкот из-за религиозных причин ― у этого бойкота есть особые постановления. Но в общем можно сказать, что разрешено бойкотировать мусульманина из-за религиозных причин, если в этом есть польза. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бойкотировал тех троих, которые не вышли в военный поход на Табук[743].
2 ― Бойкот из-за мирских причин ― когда мусульманин бойкотирует своего брата из-за каких-то обид или неприятных чувств между ними. Такое позволяется только на протяжении трёх дней, а затем уже становится запрещенным. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом (по вере) на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого»[744].
Учёные сказали, что этот хадис ясно запрещает мусульманам прерывать отношения друг с другом на срок, превышающий три дня. Из хадиса можно сделать вывод, что разрешено прерывать отношения на срок, не превышающий три дня, так как люди по своей природе таковы, что их одолевает гнев и скверные нравы, поэтому им прощено прерывание отношение в течение трёх дней. А лучшим из них двоих будет тот, кто первым поздоровается со своим братом.
Что же касается бойкота по религиозным причинам, то тут необходимо смотреть на пользу. Иногда следует бойкотировать человека неделю, иногда месяц, а иногда хватает и дня.
«…не перебивайте торговли друг другу…» — например, мусульманин продаёт кому-то определенный товар за десять (реалов) и тут к покупателю приходит другой человек и говорит: «Я продам тебе этот товар за девять (реалов)». Или, например, продавец продает кому-то товар за десять (реалов), а ты подходишь к продавцу и говоришь: «Я куплю у тебя этот товар за одиннадцать (реалов)». Иначе говоря, человек подстрекает покупателя не покупать у определенного продавца, или подстрекает продавца не продавать определенному покупателю, когда продавец и покупатель уже договорились о сделке. Эти две ситуации называются перебиванием друг другу торговли, а это запрещено пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Например, человек приходит к продавцу и говорит: «Я хочу купить у тебя этот товар за такую-то цену». И вот они договариваются друг с другом, сходятся на определенной цене, которой доволен каждый из них. После этого к покупателю подходит третий человек и говорит: «Я продам тебе этот товар за цену меньшую, чем та, о которой вы договорились». Или же после этого к продавцу подходит третий человек и говорит: «Я куплю у тебя этот товар за цену большую, чем та, о которой вы договорились».
Если продавец и покупатель уже договорились о сделке, и каждый из них был доволен ценой, то третьему лицу уже запрещено вмешиваться в их сделку. Из этого мы понимаем, что можно вмешиваться в сделку тогда, когда покупатель и продавец еще не договорились.
То же самое касается и хадиса, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил свататься к той, которая уже засватана его братом, пока посватавшийся раньше не откажется от сватовства или не позволит ему свататься[745].
Если человек посватался к девушке и её семья ответила ему согласием, то никому другому, кто знает об этом, не разрешается приходить к родителям этой девушки и говорить: «Я хочу жениться на вашей дочери». Но если родители этой девушки еще не ответили согласием первому жениху, то другой имеет право также посвататься к ней. Здесь всё так же, как в вопросах перебивания торговли.
«…и будьте братьями, о рабы Аллаха…» — ведь, Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ ﴾
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу»[746].
А также:
﴿ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴾
«Воистину, верующие - братья»[747].
«Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого…» — запрещено притеснять мусульманина в вопросах его имущества, в вопросах его чести, в вопросах его семьи. Запрещены все виды несправедливости (зульма). Наоборот, мусульманин должен быть справедливым в отношениях с другим мусульманином. Мусульманин должен заботиться об имуществе другого мусульманина, о его семье и чести.
Шари‘ат повелел людям просить друг у друга прощения за причиненную несправедливость. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня[748], прежде чем исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда[749], если будут у него в запасе благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него»[750].
«Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё…» ― например, человек злословил о мусульманине, задевал его честь, проявил враждебность по отношение к нему. Если такое имело место, то человек должен искупить то, что совершил.
Человеку желательно подойти к тому, с кем он поступил несправедливо, и сказать ему: «Я ошибся, прости же меня!» Тому же, у кого просят прощения, желательно простить своего обидчика и не расспрашивать его подробно о том, что именно он говорил и делал. Ему желательно сказать: «Да простит Аллах тебя за то, что ты сделал!» Аллах Всевышний обязательно дарует награду тому, кто простил своего обидчика.
Что касается злословия (гъибы), то ученые разъяснили этот вопрос немного подробнее. Если человек знает, что его рассказ о злословии тому, о ком он злословил, приведёт к спорам и затруднениям, то он может не сообщать человеку о том, что злословил о нём. В данном случае ему следует просить у Аллаха прощения за того, о ком он злословил, и почаще обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таковы качества верующих людей. Если же кто-то единобожников уже умер, то желательно сказать: «О, Аллах, прости его!»
Верующие люди должны любить друг друга, даже если один из них ошибается, грешит и допускает несправедливость. Если тебе причинили несправедливость, то ты можешь ответить обидчику тем же, но это не является самым лучшим решением. Аллах Всевышний сказал:
﴿ لاَّ يُحِبُّ اللّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوَءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلاَّ مَن ظُلِمَ ﴾
«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо[751]»[752].
Но это не является наилучшим решением. Лучше всего простить того, кто причинил тебе несправедливость. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме величия»[753]. Пусть тот, кто прощает, не думает, что этим он умаляет своё достоинство. Напротив, он прибавляет себе величия.
«…ни оставлять его без помощи…» — мусульманин является покровителем и помощником другого мусульманина. Мусульманин должен желать помочь другому мусульманину, а оставление без помощи противоречит тому, о чём сказал Аллах Всевышний:
﴿ وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ ﴾
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу»[754].
Мусульманину запрещено оставлять без помощи другого мусульманина, если он имел возможность помочь ему, хотя бы с помощью мольб.
«…ни обвинять его во лжи…» — не говори мусульманину: «Ты – лжец!», ибо основа в мусульманине то, что он не лжёт.
Сообщается, что как-то раз Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий ворует?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда такое бывает». Тогда Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий совершает прелюбодеяние?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, такое бывает, даже если это и не нравится Абу ад-Дарде». Тогда Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий лжёт?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ложь измышляет только тот, кто не верует»[755].
Ведь, если человек начинает лгать, то ложь укрепляется в нём и постоянно находится вместе с ним, и получается, что в нём присутствует одна из черт лицемерия. Что же касается желания украсть или совершить прелюбодеяние, то это желание приходит и уходит. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда раб Аллаха прелюбодействует, вера покидает его, и возносится над его головой, подобно тени, а когда он освобождается от этого занятия, вера возвращается к нему”[756].
Что же касается лживости, то она становится постоянным атрибутом человека. Лживость приводит человек к греховности, а греховность приводит его к Огню[757].
«…ни относиться к нему с презрением…» — мусульманин не должен относиться с презрением к другому мусульманину. Мусульманин не должен считать, что другой мусульманин хуже него. Мусульманин не должен считать другого мусульманина низким из-за его родословной, из-за его профессии, из-за города, в котором он родился, и из-за всех иных причин. Ислам – это то, что возвышает мусульманина, делает его почитаемым и особенным среди всех остальных творений. Поистине, мусульманин является почётным и великим пред Аллахом Всевышним.
Человек не должен презирать мусульманина, ибо мусульманин несет в себе единобожие (таухид) и веру (иман). Мусульманин несет в себе убеждения единобожия, прекрасные мысли об Аллахе, знания об Аллахе. По причине всего этого мусульманина нельзя презирать. Наоборот, его нужно уважать из-за его веры и праведности.
Чем больше веры, праведности, единобожия, покорности Аллаху и следования сунне в мусульманине, тем больше нужно его почитать.
Что же касается многобожника, то отношение к нему совсем иное. Сколько бы у многобожника не было богатства, авторитета и власти, всё равно его скверная душа несет в себе многобожие (ширк), издевательство над Аллахом и Его порочение.
”…а богобоязненность скрыта здесь!”, - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь. Ведь, место богобоязненности в сердце[758].
«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина…» — запрещено проливать кровь мусульманина безо всякого права. Также запрещено отбирать имущество у мусульманина безо всякого права. Также запрещено задевать честь мусульманина безо всякого права. Запрещено злословить о мусульманине и сплетничать о нём.
Шари‘ат пришёл для того, чтобы воплотить эти принципы среди мусульман, дабы их кровь была запретной, их имущество было запретным и их честь была запретной. Сообщается со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, произнеся проповедь в день ‘Арафы: «Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе[759]»[760].
Тридцать шестой хадис
36 ― Сообщается со Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения. Тому, кто облегчит положение попавшего в тяжелую ситуацию, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином. Того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай. Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и упоминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним. А тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее»[761].
______________________________________________________________________________________
Разъясняет шейх Салих али Шейх:
«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого…» ― например, избавит верующего от одной из душевных печалей, или от одной из физических проблем, и так далее. Или, например, избавит человека от печали посредством благих слов, или посредством своего имущества, или посредством своего авторитета.
Следовательно, речь идёт об избавлении верующего от любых видов печали любым возможным способом.
«…Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения…» ― если человек избавит верующего от печали, поможет ему избавиться от неё, избавит от тяжести и трудностей, то воздаянием будет то, что Аллах Всевышний избавит его от одной из печалей Дня Воскресения. Эта награда будет дарована человеку в День Воскресения, ибо в этот день он будет нуждаться в избавлении от печалей гораздо больше, чем нуждается в этом в мирской жизни.
«Тому, кто облегчит положение попавшего в тяжелую ситуацию…» ― речь идёт о человеке, который что-то должен другим людям, но не может этого отдать. Такому человеку можно помочь разными способами. Например, можно дать ему денег, чтобы избавить его от крайней нужды в деньгах. А если, например, этот человек должен что-то тебе, то прости ему этот долг или хотя бы облегчи. Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ ﴾
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится»[762].
Желательно облегчать положение того, кто попал в тяжелую ситуацию. Это будет достойным поступком и великой милостыней.
«…Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином…» ― это будет соответствующим возданием тому, кто облегчил положение попавшего в тяжелую ситуацию. Награда за данный поступок будет дарована человеку и в мире этом, и в Последней жизни.
Помогая мусульманам, человек может желать награды Аллаха Всевышнего, а также желать того, чтобы Аллах Всевышний облегчил его положение и в мире этом, и в Последней жизни. Это не противоречит искренности, о чём мы говорили, разбирая первый хадис[763].
«Того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином» ― это касается всех мусульман – касается как покорного праведника, так и нечестивца. Поистине, сокрытие грехов мусульманина – это достойный поступок. А группа обладателей знания даже указала на обязательность этого[764].
Если человек неуполномочен государством велеть одобряемое и удерживать от порицаемого, то он должен покрывать грехи мусульманина. Если он знает, что определенный человек совершает грех, то он должен скрыть это от других людей. Если он знает, что определенный человек совершает нечто мерзкое, то он должен скрыть это от других людей, и самостоятельно давать ему советы, чтобы тот прекратил грешить.
Если же человек специально уполномочен государством велеть одобряемое и удерживать от порицаемого, то он может сообщить о грехах определенного человека только своим коллегам. Но даже такому человеку недозволенно рассказывать другим людям о грехах мусульман, ибо он также обязан скрывать грехи мусульман.
Мы специально обращаем на это внимание, так часто бывает, что эти люди много говорят о грешниках, о тех, кого они ловят совершающими грехи. Такие люди должны скрывать то, чем они занимаются. Они не должны рассказывать людям об этом, если только нет какой-либо шари‘атской нужды.
«Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему…» ― в этом содержится великое побуждение в адрес мусульман, дабы они помогали своим верующим братьям. Когда человек помогает своему верующему брату, Аллах Всевышний помогает этому человеку. Если ты помогаешь своему брату избавиться от нужд, то Аллах Всевышний поможет тебе избавиться от нужд. Это – величайшая награда от Всевышнего Аллаха!
«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай…» ― в этой фразе содержится побуждение мусульман к тому, чтобы они вступали на путь приобретения знаний. На какой бы путь к знанию ты ни вступил, Аллах Всевышний посредством этого непременно облегчит тебе путь в Рай, если ты приобретал это знание искренне ради Него.
Знание – это одна из дверей к Раю, ибо в Рай войдет только тот, кто знал о правах Аллаха.
«Когда люди собираются…» ― этими людьми могут быть учёные, могут быть искатели знания, могут быть простые люди, могут быть люди, которые много поклоняются Аллаху, и многие другие. Каждый из них может собираться в мечети, чтобы читать Книгу Аллаха и изучать её. Какая бы группа людей ни собралась в мечети для чтения и изучения Книги Аллаха, им полагается великая награда, о которой сказано в хадисе.
«…в одном из домов Аллаха…» ― имеется в виду мечеть, ибо именно её называют домом Аллаха, чтобы указать на её почёт пред Аллахом. Мечеть названа домом Аллаха, ибо именно в ней люди ищут Его довольства.
«…где они совместно читают Книгу Аллаха и изучают её…» ― то есть: один из них читает Книгу Аллаха, а все остальные слушают его чтение. Именно так поступали праведные предшественники. Что же касается чтения Корана всеми вместе в один голос, то это является нововведением. Сподвижники и их последователи выбирали одного чтеца, который бы читал им Коран, а затем слушали его чтение. Затем через некоторое время они могли назначить другого чтеца, и подобным образом изучали Книгу Аллаха[765].
«…обязательно нисходит на них спокойствие…» ― на этих людей обязательно нисходит спокойствие и милость от Аллаха Всевышнего.
«…и покрывает их милость…» ― милость становится для них покрывалом, окружая их со всех сторон. Шайтан не может взять над ними верх, пока они находятся в таком положении. Это – великая милость к ним от Аллаха Всевышнего.
«…и окружают их ангелы…» ― ангелы окружают этих людей со всех сторон, плотно смыкая свои ряды. Это – великая милость к ним от Аллаха Всевышнего. Шайтан не может взять над ними верх, пока они находятся в таком положении.
«…и упоминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним…» ― имеется в виду то, что Аллах Всевышний похвалит этих людей среди тех приближенных ангелов, которые находятся у Него. Аллах Всевышний сказал:
﴿ لَّن يَسْتَنكِفَ الْمَسِيحُ أَن يَكُونَ عَبْداً لِّلّهِ وَلاَ الْمَلآئِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ ﴾
«Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха»[766].
Приближенные ангелы – это ангелы, которые находятся у Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَمَنْ عِندَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ ﴾
«А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают»[767].
«А тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее…» ― речь идёт о тех людях, которые гордятся своим происхождением, и думают, что происхождение поможет им добиться любви Аллаха. Шари‘ат указал на ложность таких утверждений. Поистине, человеку поможет только богобоязненность и его деяния. Аллах Всевышний сказал:
﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ﴾
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный»[768].
Богобоязненность (такуа) – это то, что даёт человеку превосходство над другими.
Тридцать седьмой хадис
37 ― Сообщается со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: “За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело”»[769].
______________________________________________________________________________________
Разъясняет шейх Салих али Шейх:
«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это…» ― то есть: записал добрые и дурные дела у Себя, а затем разъяснил их в Коране. Он разъяснил, какие именно деяния будут записаны среди добрых дел человека, а какие – среди дурных.
«За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела…» ― некоторые ученые использовали эту фразу в качестве довода на то, что ангелы, записывающие деяния человека, знают о тех намерениях, которые у него в сердце. Ангелы знают о намерениях человека, ибо Аллах даровал им такую возможность.
Также и некоторые пророки иногда знали о том, что в сердцах тех людей, которые стоят пред ними. Например, наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сообщил человеку о том, что у того в душе, как об этом уже говорилось в хадисе Уабисы ибн Ма‘бада, да будет доволен им Аллах[770].
Сообщается, что Уабиса ибн Ма‘бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил: “Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?”»[771].
То же самое случалось и с другими пророками. Это – сокровенное знание, которое Аллах Всевышний открывает тем из Своих рабов, кому пожелает. Именно так Аллах Всевышний открыл знание о намерениях людей ангелам, которые записывают де