Анализ выразительных средств языка проповеди
Автор в проповеди использует образные средства такие, как :
Аллюзия:
«…принесенному в храм Небесного Отца…»; «…ветхозаветный обычай посвящать новорожденного первенца Богу…»
Цитаты из Библии
«Вы не свои, но куплены драгоценною Кровию Агнца»; «Вы народ избранный, народ святой, народ особо усердный к добрым делам, царственное священство. Вы – Божьи, но не свои, не себе сами принадлежите»; «Имейте те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем»; «Наше жительство на Небесах»; «Молящийся Господу – единый дух с Господом»; «Предоставьте телеса ваши в жертву Богу живую и благоугодную. Тело не для блуда, но для Господа»; «Попечение о плоти не превращайте в похоти»; «Не будет Дух мой пребывать в них, ибо они суть плоть»; «Вам приготовал Бог от Вечности добрые, благие дела»;
Тропы:
Эпитет:
«грозное осуждение»;
Сравнение:
«Молящийся Господу – единый дух с Господом»;
Метафора :
«светильник веры и любви», «покрову Небесного Отца»; «силы души»; «взвешивать помышления»; «бегая невоздержания»;
Олицетворение:
«праздник…обращает наши мысли»; «праздник учит…исследовать, взвешивать помышления»; «Священное Писание говорит»; «Священное Писание именует»; «душа умом прилеплена к Богу»; «телесный состав…решает»; «душа прилепляется к земле»; «сердце успокаивается»; «Кровью Агнца внесены»; «Таинство Крещения, полагающее ответственность»; «силы обращены»; «души и тело не пришли»;
Гипербола:
«приготовил Бог от Вечности»;
Аллегория:
«к источнику святости - …Творцу»; «Молящийся Господу – единый дух с Господом»;
Анафора:
«…народ избранный, народ святой, народ особо усердный»; «Вы народ избранный…Вы – Божьи…»; «А ведь телесный…А ведь о каждом»; «Все, что предпринимает, предпринимает дабы»; «необходимость, внутреннюю необходимость»;
Антитеза:
«Вы – Божьи, но не свои»; «Тело не для блуда...но для Господа»; «Попечение о плоти…не превращайте в похоти»; «мы были небесными, а не земными, духовными, а не плотскими»;
Градация:
«Вы народ избранный, народ святой, народ усердный к добрым делам, царственное священство»; «если только станет светильником веры и любви, обретет особенное поприще, особенное служение, именуемое в Священном Писании призвание»; «ощущает себя неприкаянным, если он не обрел смысла жизни, если занятие его не спасительно, то это не значит, что он неудачник»
Инверсия:
«Господу нашему»; «первенец он в семье»; «не себе сами принадлежите»; «надлежит нам посвятить»; «Не по имени только»; «не для растления даны нам телесные наши члены»; «ибо они суть плоть»; «Вам приготовил Бог»; «исполним волю Господню»; «Вы народ избранный»; «народ святой»; «народ, особо усердный…»; «чувств человеческих»; «во Христе Иисусе Господе Нашем»;
Ярко выраженная воздействующая направленность проповеди не оставляет сомнений относительно необходимости использования в словаре пастыря специальных средств выразительности. Как писал архиепископ Аверкий (Таушев), автор одного из немногих в XX в. пособий по гомилетике, «чисто логическое рассуждение, хотя бы и очень умное, не производит никогда достаточно сильного впечатления, не дает пищи для сердца, не назидает. Для большей впечатлительности проповедник непременно должен призвать на помощь силу воображения и говорить не отвлеченно, а живо и образно…Нужны не одни только голые рассуждения, а непременно живые, конкретные образы…».
Заключение
По итогом филологического анализа современной церковной проповеди на основе исследования жанрово-стилистической специфики проповеди в ее структурно-содержательном, лингвистическом и художественном аспектах, мы вы выявили черты, характерные для православной проповеди. Выявив их в соотношении со стилистикой и нормативностью русского литературного языка.
Сопоставили существующие в лингвистической и конфессиональной литературе определения проповеди и сформулировали рабочее определение проповеди как жанра церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка; обобщив данные по типологии православной проповеди.
Охарактеризовали содержательно-композиционную специфику жанра (структура текста).
Рассмотрели особенности функционирования в проповеди ряда текстовых стилистических категорий.
Выявили специфические жанровые черты православной проповеди на лексическом, синтаксическом, языковых уровнях.
В частности итоги по каждому из пунктов исследования состоят :
Определением проповеди как жанра церковно-религиозного стиля назначили – публичную речь, произносимую проповедником в Храме. В этом она сближается с речью ораторской, которая имеет своей целью не только сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать ответное действие – их реакцию.
Рассмотрели проповедь протоиерея Артемия Владимирова, которая является одним из видов проповеди –дидаскалией, но не в чистом виде, а с элементами панегирика.
Проповедь имеет наставительный характерс элементами обличительной и поучительной проповеди.В тексте проповеди нас поучают в совершенствовании себя, во внутреннем освящении души.
Стратегический выбор темы храмовой проповеди определяется священником в зависимости от актуальных обстоятельств жизни церковного прихода, а также регламентируется богослужебным календарем. В этой проповеди именно в соответствии календарю сформировалось слово на тему наступившего праздника Сретения Господня.
Идеей данного текста проповеди является передача глубинного смысла праздника Сретения Господня, не только как праздника, но и как события в Библейской истории. Провести параллель духовного состояния людей и наставить их в совершенствовании своего сердца.
Данная проповедь по структурному признаку является не каноничной. Но в основном все же современные священнослужители в проповедях опираются в основном на нормы книжности, изредка нарушая их из соображений целесообразности.
Вкрапления в религиозную лексику элементов экспрессивно окрашенной простонародной лексики облегчает восприятие проповеди и достоверно передает живую речь персонажей.
Экспрессия речи достигается тем, что владеющий церковнославянским и русским языком священник смешивает в проповеди оба варианта, используя архаизмы и историзмы.
А использование выразительных средств речи, придают яркость речи, обогащая содержание высказывания. Усиливают выразительность, образность языка произведения. Создают живое представление о предмете. Придают явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.
Для основного текста проповеди характерна религиозная лексика. Стилистическое своеобразие современной проповеди создается посредством использования устаревших библейских словообразований и церковной терминологии. На уровне грамматики этот стиль обнаруживается в архаичных формах:
В основном текст насыщен существительными, что придает информативность. Второе место, по количеству найденных в тесте проповеди, занимают глаголы, наличие которых придает интенсивность действию, движение, динамичность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер, большое количество прилагательных и причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике.
Выраженная направленность проповеди не оставляет сомнений относительно необходимости использования в словаре пастыря специальных средств выразительности. Для большей впечатлительности проповедник непременно должен иметь хорошее воображение и говорить не отвлеченно, а живо и образно…Нужны не одни только голые рассуждения, а непременно живые, конкретные образы…».