Структурно-содержательный анализ проповеди
Авторомданной проповеди является Артемий Владимирович Владимиров. Родился 21 февраля 1961в Москве. Протоиерей Русской Православной Церкви, писатель и проповедник, педагог. Настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе. Член Союза писателей России.
Профессор, заведующий кафедрой гомилетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения. Педагог высшей категории. Известен своими проповедями, в том числе — телевизионными.
Проповедь имеет наставительный характерс элементами обличительной и поучительной проповеди.В тексте проповеди нас поучают в совершенствовании себя, во внутреннем освящении души. Доказательством, которого является наличие в тексте соответствующих наставительному характеру проповеди слов таких, как: научить благому, добрые дела, освящение, посвятить себя, душа, источником святости, были духовными, жертву благоугодную, светильником веры и любви.
Темой данного текста проповеди является внутреннее освящение христианина.
Идеей данного текста проповеди является передача глубинного смысла праздника Сретения Господня, не только как праздника, но и как события в Библейской истории. Провести параллель духовного состояния людей и наставить их в совершенствовании своего сердца.
Стратегический выбор темы храмовой проповеди определяется священником в зависимости от актуальных обстоятельств жизни церковного прихода, а также регламентируется богослужебным календарем. В этой проповеди именно в соответствии календарю сформировалось слово на тему наступившего праздника Сретения Господня.
Композиция проповеди в классическом варианте следующая:
- введение ситуативной предметной темы, указывающей на повод проповеди;
- реализация сакральной темы, указывающей на повод проповеди;
- истолкование глубинного смысла рассказанного материала;
- объединение сакральной и ситуативной тем.
В рассматриваемой проповеди структура иная:
- введение ситуативной предметной темы, указывающей на повод проповеди: «Поздравляем вас…»;
- реализация сакральной темы, указывающей на повод проповеди: «Воздавая честь Господу…»;
- истолкование глубинного смысла рассказанного материала: «Неслучайно Библия…»;
- объединение сакральной и ситуативной тем: «Стало быть…»;
- истолкование ситуативной темы: «В чем же состоит…»;
- истолкование сакральной темы: «Для того, чтобы…»
- объединение сакральной и ситуативной тем: «Если мы действительно…»
Первые четыре пункта проповеди сходны с канонической структурой построения. А в следующих двух пунктах автор вводит новые понятия, изъясняет их. И в третьем заключительном пункте производит объединение ситуативной и сакральной тем. Поэтому данная проповедь по структурному признаку является не каноничной.
Лингвистический анализ проповеди
Лексический уровень
1.Лингвистический комментарий непонятным словам
Сретение Господне, (Принесение во Храм греч.Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου; лат. Praesentatio Domini — представление Господа) — христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях. Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.
Всенощное бдение (также разг. Все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. ’αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — торжественное, праздничное, общественное богослужение, — установленное чинопоследование в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18.00 вечера до 6.00 утра — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться)
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников.
Таинство (др.-греч. μυστήριον, лат. sacramentum — мистерия, тайна) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.
Купель — большой чашеобразный сосуд. Служит для проведения таинства крещения в Христианской церкви. Купель может быть выполнена из различных материалов и играет важную роль в создании внутреннего убранства церковного помещения.
Книга Жизни — философски-религиозное символическое понятие, существующее во многих религиях и культах. В иудаизме и христианстве это книга, в которой записаны имена праведников, в исламе все деяния человека, как добрые так и плохие. Книга Жизни запечатана до Страшного Суда и её невозможно прочесть. Откроется в будущем, только после прихода Мессии.
А́гнец Божий – символическое имя, данное Господу Иисусу Христу Священным Писанием и Преданием, указывающее в Нем невинную Жертву за грехи всего мира. В лице Иисуса Христа Сам Бог принёс Себя в жертву и этим уподобился жертве ветхозаветной (агнцу). Отсюда наименование «Агнец Божий», которое Библия прилагает к Спасителю.
Страшное судилище— в эсхатологии авраамических религий — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.
Апостолы, ед. апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος — посол, от глаг. посылать др.-греч. ἀποστέλλω) — ученики и последователи Иисуса Христа.
Небеса— особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления — и душами святых.
Телеса– созданное бессмертным из праха земного орудие души, подвергшееся тлению и смерти после грехопадения человека, долженствующее воскреснуть и преобразиться во время Второго Пришествия Христова и участвовать в жизни будущего века или вечном осуждении.
Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. Является второй из восьми главных страстей.
Промысл Господень– непрестанное действие в мире всеблагой, все премудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.
Иисус Христос – Богочеловек (Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
Причащаться, Причастие (греч. евхаристия – благодарение) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Святые Христовы Тайны – хлеб и вино, освященные и преложенные на литургии в Тело и Кровь Иисуса Христа
Аминь (от евр. ןאמ, «истинно, верно, да будет», греч. μήν) – слово, выражающее утверждение истинности и верности. В еврейском языке это слово имеет тот же корень, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», а также «верить», «доверять».
Протоиерей (от греч. πρώτος первый и ίερεύς священник, первосвященник) – правительственная степень, даруемая пресвитеру (священнику, иерею) белого духовенства в качестве награды за особые заслуги.
Крещение – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
2. Лексические единицы, чаще всего используемые в проповеди
могут быть разделены по тематическим группам:
Группы лексических единиц | Область терминологического применения |
Библеистика | «Господь»; «Иисус Христос»; «сорокадневный Младенец»; «Небесный Отец»; «Спаситель»; «Бог»; «Кровь Агнца»; «Всемогущий и Всевидящий, Вечный и Всеблагой Творец»; «апостол Павел»; «Дух Христа»; |
Богословие | «Таинство Крещения»; «Всемогущий и Всевидящий, Вечный и Всеблагой Творец»; «Страшное Судилище»; |
Церковная история | «Ветхозаветный обычай»; «Сретение Господне»; |
Богослужение | «Вы не свои, но куплены драгоценною Кровию Агнца»; «Вы народ избранный, народ святой, народ особо усердный к добрым делам, царственное священство. Вы- Божьи, но не свои, не себе сами принадлежите»; «Имейте те же чувствования, что и во Христе Иисусе Господе нашем»; «Наше жительство на Небесах»; «Молящийся Господу – единый дух с Господом»; «Предоставьте телеса ваши в жертву Богу живую и благоугодную. Тело не для блуда (то есть не для растления даны нам телесные наши члены), но для Господа»; «Попечение о плоти не превращайте в похоти»; «Не будет Дух мой пребывать в них, ибо они суть плоть»; « Вам приготовил Бог от Вечности добрые и благие дела»; «Купели»; |
Церковное искусство | - |
Аскетика | «Внутреннее освящение христианина»; «двунадесятый праздник»; «спасение»; «помышления»; «устроение души»; «царственное священство»; «посвящение»; «телесный состав»; «безбрачие»; «благоугодная жертва»; «богоугодная душа»; «особое распоряжение»; «светильник веры и любви»; «исполним волю»; «стезя служения»; «сердце». |
Бытовая сфера | «Плотские»; «невоздержание»; «венчанное супружество»; «излишества»; «объедение»; «всякая нечистота»; «пьянство»; «тело растлевается»; «осуждение»; «смысл жизни»; «причащаемся». |
Современные священнослужители в проповедях опираются в основном на нормы книжности, изредка нарушая их из соображений целесообразности: вкрапления в религиозную лексику элементов экспрессивно окрашенной простонародной лексики облегчает восприятие проповеди и достоверно передает живую речь персонажей.
Экспрессия речи достигается тем, что владеющий церковнославянским и русским языком священник смешивает в проповеди оба варианта, используя архаизмы и историзмы.
3. Слова с возвышенной или сниженной стилистической окраской, устаревшие слова и неологизмы, заимствования, устойчивые клише.
С возвышенной стилистической окраской – «Воздавая честь »; «научить благому»; «посвящать первенца»;
Со сниженной стилистической окраской – «человек ощущает себя неприкаянным»; «что он – неудачник»; «Это не значит, что ему не повезло»
Устаревшие слова – «телеса»; «Судилище»; «блуд»; «светильник»; «неразумие»; «многажды»; «нечистота»;
Устойчивые клише – «братья и сестры»;
Неологизмы и заимствования в тексте данной проповеди отсутствуют, что является особенностью авторского стиля.
4. Определение синонимов, антонимов, омонимов и их роль в тексте.
Синонимы :
Небесный Отец - Господь, Бог, Всемогущий, Всевидящий, Вечный, Всеблагой Творец, источнику святости; Сын – Господь, Младенец, Спаситель, Агнец; Библия – Священное Писание; молящийся Богу – единый дух с Богом; Промысл – воля Господня; быть святым – принадлежать Богу без остатка; тело – телеса; телесный – плотский, земной; духовный – Божий, небесный; растление – невоздержание; блуд – похоть; благие – добрые; призвание – служение, поприще; неудачник – неприкаянный, не обрел смысла жизни; посвящать – вверить; попечение – похоти; Младенец – ребенок;
Антонимы :
Безбрачие – супружество; прилепиться к Богу – прилепиться к земле; духовный – плотский, телесный; Божий – плотский; земной – небесный; отречься – посвятить себя; грех – доброе дело;
Омонимы –
Дух (Христа) – дух (человеческий);
Насыщение текста проповеди синонимами
5. Вывод о зависимости лексического состава от художественного замысла автора и тематического содержания произведения, индивидуальных лексических особенностей.
Для основного текста проповеди характерна религиозная лексика. Стилистическое своеобразие современной проповеди создается посредством использования устаревших библейских словообразований и церковной терминологии. На уровне грамматики этот стиль обнаруживается в следующих архаичных формах:
- высказывание из Священного Писания;
- обращение проповедника к прихожанам «братия и сестры»;
- предлоги «Все делает Спаситель ради нашего спасения», «посвятить себя Богу».
Данная проповедь отличается на уровне грамматики в отсутствии устаревшего окончания родительного падежа «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Эта особенность проповедь упрощает для восприятия. Понимание смысла текста облегчается, не заостряя внимание на слова непонятные для широкого круга людей.
Морфологический уровень
Часть речи | Количество словоупотреблений в тексте (в порядке убывания) | Примеры из текста |
Имя существительное | братья, сестры, праздником, Сретения(2), Господа(9), Иисуса(2), Христа(4), честь, Младенцу, храм, Отца(2), что(2), все(2), Спаситель(2), спасения, обычай, первенца(2), Богу(13), необходимость(2), покрову, Писание(3), Кровию(2), Агнца(2), Библия(3), Писание(3), Завета, христиан, семье, ребенок, таинстве(3), Крещения(3), часть, наследие, достояние, удел, остатка, душей, телом, люди, неразумию, существу, погружение, Купели, Книгу(2), Жизни, имена, слова, народ(3), делам, священство, праздник(2), мысли, сердца, помышления, устроение, души, ответственность, плечи, освещение, христианина, имени, жизни(2), Господь(3), Судилище, посвящение, обращенности, мыслей, чувств, источнику, святости, Творцу, чувствования, апостол, Павел, жительство, Небесах, душа(6), умом, исполнение, слов, Дух(3), Господом, силы, теле, состав, участи, душою(2), телом(2), телеса, жертву, тело(3), блуда, растления, члены, состояние, безбрачия, супружества, попечение, плоти, апостол, похоти, славу, поддержание, невоздержания, излишества, суть(2), объедение, пьянство, нечистота, земле(2), осуждение, долю, людей, плоть, Промысле, распоряжение, Вечности, дела, светильником, веры, любви, поприще, служение, призвание, руки, дело, спасения, волю, мире, человек, смысла, жизни, занятие, неудачник, состояние, освящения, Тайн, грехов, стезю, служения, сердце. | |
Глагол | поздравляем, скажем, делает, предпринимает(2), научить, посвящать, указывает, вверить, говорит, куплены, именует, составляет, означает, принадлежать, записывались, отрекаются, говорят, записались, стало(2), быть(4), относятся, принадлежите, обращает, учит, исследовать, взвешивать, оправдать, состоит, надлежит, посвятить, отвернулся, выражается, говорит(2), имейте, свидетельствует, спасается, прилеплена, были(2), позаботиться, решает, управляемся, предоставьте, работаем, дарует, добавляет, превращайте, уметь, пользоваться, растлевается, прилепляется(2), перестает, подпасть, выпало, сказал, будет, пребывать, живет, начинаем, помышлять, сказано, приготовил, добрые, благие, станет, обретет, вложит, сподобимся, исполним, ощущает, обрел, значит(3), пришли, каемся, причащаемся, стараемся, воздерживаться, поставляет, успокаивается. | |
Имя прилагательное | двунадесятым, сорокодневному, Небесного(2), этот, ветхозаветный, новорожденного, внутреннюю, свои, драгоценною, Священное(4), Нового, святыми(4), каждый, третий, избранный, Господень, другим, избранный, усердный, добрым, царственное, Божьи, свои, Господня(2), собственного, своей, великую, внутреннее, Своем, Страшном, человеческих, Всемогущему, Всевидящему, Вечному, Всеблагому, которая, единый, небесными, земными, духовными, плотскими, собственном, телесный(2), благоугодную, законного, венчанного, каждый(4), всякая, богоугодной, грозное, которое, древних, некоторых, Божьи, Господнем, особое, особенное(2), неприкаянным, Святых, Христовых, произвольных. | |
Местоимение | вас, нас(10), нам(9), себя(2), вы(3), он(3), Им, Его, мы(7), они(2), вами, наши, эту, себе, сами, этот, самих себя(2), те, ним, них, вам, этом, его(2), ему. | |
Причастие, деепричастие | воздавая, принесенному, посвящен, искуплен, полагающее, молящийся, обращены, даны, должен, дано, бегая, дай, именуемое, исполняя, полагающее | |
Числительное | Двунадесятым, сорокодневному, третий, многажды, много |
В основном текст насыщен существительными, что придает информативность. Второе место, по количеству найденных в тесте проповеди, занимают глаголы, наличие которых придает интенсивность действию, движение, динамичность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер, большое количество прилагательных и причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике, употребление кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности, взволнованности; неопределенные – «отдаляют» события и предметы).
Синтаксический уровень
В данной проповеди преобладает повествовательный тип предложений. Есть три предложения вопросительных и одно восклицательное. Полных предложений 39. Так же в их количество входит полное односоставное предложение – «Аминь». Однородные члены в предложениях используются довольно часто. С вводных слов начинается почти каждый абзац. Текст проповеди насыщен средним количеством причастных и деепричастных оборотов. Сложных предложений в тексте мало так, как проповедь подразумевается быть произнесенной. Потому для более легкого усваивания информации употребляются более простые предложения.
Для синтаксиса современной православной проповеди характерно соответствие нормам современного русского языка.
Самым распространенным приемом современной церковной проповеди является замена прямой речи на косвенную. Чаще всего это происходит при цитировании и пересказе во время толкования библейских текстов. В силу общности богослужебной практики цитаты из священных текстов знакомы и проповедующим священникам, и слушателям-прихожанам, так что в большинстве случаев батюшки цитируют Евангелие на церковнославянском языке, а пересказывают на русском.
В стремлении разнообразить свое выступление проповедник использует особый порядок слов. Изменение привычного порядка слов в предложениях выражено в перемещении ремы с конечной позиции в начальную, а также в инверсии частей речи предложения (обратный порядок подлежащего и сказуемого). Повторы слов и фраз усиливают эмоциональность речи и акцентирует внимание слушателей на необходимых нюансах. К синтаксическим особенностям языка проповеди относятся также чередования различных видов предложений, разнообразие способов обобщения и разговорных конструкций. Например, вопросительные предложения могут использоваться в качестве риторических вопросов, т.е не для получения ответа, а для выражения чувств.