Религиозное сознание молодежи
Содержание
Введение3-7 страница
Глава I. Основные положения социологии религии7-17 страница
1.1 Основные подходы к изучению религии в социологии7-17 страница
1.2 Основные понятия социологии религии17-20 страница
1.3. Религиозность россиян на современном этапе20-22 страница
Религиозное сознание молодежи
Глава II. Исследовательская часть
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность исследования.
Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет
влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их
религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода
суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового
религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и
профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у
нее происходит процесс становления ценностных ориентаций. Для нее резко изменились
условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного
социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-
идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь
то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические
организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое
место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс
социального становления юношей и девушек нечто новое. В сектах (культах - в западной
терминологии ) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью
современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то
коммерческих или даже политических интересов. Вместе с тем и православие как
традиционная российская конфессия с начала 90-х начинает активную борьбу за умы и души подрастающего поколения.
Россия согласно Конституции РФ является светским государством, и к тому же православие согласно догмату о Троице не принимает активного участия в делах государства: не имеет права владеть имуществом, землей, заниматься политической деятельностью и т.п. Однако в условиях идеологической пустоты с одной стороны и активного нашествия других конфессий с другой стороны РПЦ начинает переходить от обороны к активному сопротивлению. Ареной такой борьбы становится российская молодежь.
Российская молодежь в этой «битве гигантов» не является пассивным объектом воздействия. Дело состоит в том, что молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского, так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о ювентократии (власти юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами.. В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века. Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет “голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества. Именно на российскую молодежь с опаской и надеждой смотрит зрелое поколение
В таких условиях актуальным является исследование уровня и степени религиозности российской молодежи.
Объект исследования – уровень и степень религиозности российской учащейся молодежи.
Предмет исследования- тенденции развития религиозного сознания учащийся молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.
Цельюисследования является изучение религиозности современных российских подростков. Необходимо выявить процент верующей молодежи, ее конфессиональную принадлежность, отношение к религии как к истинной или демонстративной ценности.
Задачиисследования:
1.Исследование основных понятий, которые используются при социологических исследованиях религиозности молодежи.
2. Изучение социологической, религиоведческой литературы по заданной теме.
3. Исследование явления «размытого» религиозного сознания учащихся в возрасте от 14 до 18 лет с помощью метода анкетирования.
4. Проведение в рамках исследования опроса методом анкетирования учащихся 9-11 классов гимназии № 7 г. Красноярска и интернет-опроса в социальных сетях молодежи г. Красноярска и г. Санкт-Петербурга в возрасте 14-18 лет.
Гипотеза:
Мы используем гипотезу, которую выдвинули в 1995 году Воронцова Л. М. (кандидат исторических наук), Филатов С.Б. (кандидат исторических наук), Фурман Д.Е (доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН). Они считают, что религия в современном массовом сознании российской молодёжи носит скорее демонстративный характер.
Заключение.
Парадигмой исследования для нас являлась идея о компенсаторной функции религии в современном обществе. Общей социологической теорией – позиция К. Каариайнена и Д.Е.Фурмана о размытых религиозных ориентациях на постсоветском пространстве. Социологической теорией среднего уровня, соответствующей общей теории – точка зрения Л.М. Воронцовой и др., которая отмечает размытый характер религиозного сознания современных подростков.
Мы провели исследование по следующим пунктам :
1.Исследование основных понятий, которые используются при социологических исследованиях религиозности молодежи.
2. Изучение социологической, религиоведческой литературы по заданной теме.
3. Исследование явления «размытого» религиозного сознания учащихся в возрасте от 14 до 18 лет с помощью метода анкетирования.
4. Проведение в рамках исследования опроса методом анкетирования учащихся 9-11 классов гимназии № 7 г. Красноярска и интернет-опроса в социальных сетях молодежи г. Красноярска и г. Санкт-Петербурга в возрасте 14-18 лет.
В результате мы провели пилотный опрос через социальную сеть «В контакте» и анкетирование в 10 «А» классе МБОУ Гимназия №7, и пришли к следующему выводу, что религизные ценности в пределах исследуемой группы подростков скорее имеют не истинный, а демонстративный характер, так как :
• 37% (из 66% верующих) респондентов верят в переселение душ при том что в 553 году Второй Константинопольский Собор, приняли решение объявить «ересью» концепцию кармы и перевоплощения – закон космической справедливости и закон многократного воплощения души в человеческое тело.
• «Отче наш» знает только 37% респондентов из 46% христиан, а знание молитвы «Отче наш» для настоящего верующим является обязательным.
• Соблюдают все посты только 3% (!) соблюдение постов, как и знание молитвы «Отче наш» является обязательным для настоящего верующего.
• Только 30% респондентов знают, что человечество от конца света не может спасти никто, так как конец света - «Божий суд»
• Только 13% респондентов знают, что вера в Бога нужна для спасения души, а не для помощи в мирских делах.
В целом заявленная тема работы на основании анализа философской, религиоведческой и социологической литературы, а также на основании самостоятельного исследования в пределах предложенной гипотезы и для данной группы респондентов раскрыта полностью.
Список литературы.
• Боризенко В.И. Религия в посткоммунистической России // Экономические и социальные темпераменты. Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ. 1993. Декабрь.
• Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // 1905 год первое издание.
• Воронцова
• Гараджа В.И. Религиоведение. - М.:Аспект Пресс, 1995
• Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 - 15.
• Еленский В. Религия после коммунизма векторы изменений//Диа-Логос: религия и общество 2001 год.
• Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99
• Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 56-62
• Маркс М. К критике гегелевской философии права. Январь 1844 года. Введение
• Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С.56-61.
• Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина б/г. - Репринт. М, 1992
• Россия. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Брокгауз и Ефрон, 1898.
• Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. СПб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382
Содержание
Введение3-7 страница
Глава I. Основные положения социологии религии7-17 страница
1.1 Основные подходы к изучению религии в социологии7-17 страница
1.2 Основные понятия социологии религии17-20 страница
1.3. Религиозность россиян на современном этапе20-22 страница
Религиозное сознание молодежи