Прот. Валентин Свенцицкий о монастыре в миру
Диалог седьмой: О монашестве (извлечение)
Духовник.Во времена Апостольские монастырей в нашем смысле не было. Но значит ли это, что их вообще не было? Нет. Монастырь был. Но он был в миру, и были монахи, хотя они не носили монашеских одежд.
Неизвестный.Что ты разумеешь под этим?
Духовник.Всю первоначальную Церковь. Вся она была не чем иным, как монастырем в миру, а все христиане – монахами в этом монастыре.
Неизвестный.И все-таки я тебя не понимаю.
Духовник.Первоначальная Церковь не ограждала себя внешними видимыми стенами, но она самым решительным образом отделялась от мира. И все христиане ставили перед собой те нравственные задачи (разумеется, кроме безбрачия), которые впоследствии стали задачами специально монашескими. Разверни книгу Деяний, и ты сразу увидишь этот монастырь. Что было основным жизненным делом христиан? Молитва. Они жили молитвенною жизнью. Жили для Бога и в Боге. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян.1.14) – это было в Иерусалиме, в горнице, где после Вознесения Господа собрались ближайшие Его ученики. Здесь, помолившись, они бросили жребий и избрали Матфия Апостолом, вместо отпавшего Иуды, здесь сошел на них Дух Святый в огненных языках, здесь получили они благодатные дары – и вошли в постоянное и реальное молитвенное общение с Богом. Эти первые дни в жизни Церкви были днями постоянной молитвы. И когда община христиан быстро разрослась до нескольких тысяч человек – это молитвенное основание их жизни осталось неизменным; и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2.42).
Когда дальнейший рост общины стал отвлекать от молитвы, так как явились различные хозяйственные заботы, были избраны специальные для этого лица – дьяконы, чтобы Апостолам дать возможность постоянно пребывать в молитве и служении слова. Посмотри дальше на жизнь этой первоначальной Церкви Апостольского времени, и ты ясно увидишь в ней те самые черты, которые теперь мы связываем с «монастырем». Их внутренняя жизнь была исполнена благодати и истинно Церковного единства. И если применять теперешние наши понятия – это был идеальный монастырь, не видимо, а внутренне воздвигнутый в миру. Все же верующие были вместе и имели все общее (Деян.2.44). У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян.4,32).
Они не уходили в пустыню. У них не было высоких каменных стен, но никакие каменные стены не могли так оградить от «мира» Святую Церковь, как это делало то внутреннее отношение к мирской жизни, которое было у первых христиан. Духовная невидимая ограда этого монастыря была надежнее всяких стен, потому что она ставила монастырь вне мира не в смысле внешней обособленности, а в смысле того ясного и всеми чувствуемого различия благодатной природы Церкви и злых стихий мира, о которых говорит Апостол: ...кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4.4).
О том, как обособленно жила Церковь, не смешиваясь с мирской жизнью, хотя и пребывала в миру, видно из следующих слов Деяний: Из посторонних же никто не смел пристать к ним... (Деян. 5.13).
Они проповедовали миру Слово Божие, свидетельствовали о Воскресении Спасителя, несли этому миру благую весть о спасении, и число верующих росло с каждым днем. «Народ прославлял их». Но внутренняя жизнь Церкви делалась до-ступной только для тех, кто уже становился верным. Мир в свою жизнь они не допускали. И это соблюдалось с величайшей строгостью.
Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (2 Ин.1.10). Эти кажущиеся жестокими слова были обращены к миру, и произнес их Апостол любви Иоанн! Но Церковь все увеличивалась по своему составу. В нее входили массы язычников. Понемногу стушевывалась грань между Царством не от мира сего – Святою Церковью и окружающей это Царство мирской жизнью. Все более и более проникал в Церковь мирской, чуждый христианству дух. Это начинало тяготить наиболее ревностных христиан, стремившихся во всей полноте сохранить внутреннюю церковную жизнь Апостольского времени и решительно не желавших обмирщения Церкви. Эти ревностные христиане, носители истинного Духа Церкви, стали во имя чистоты христианской и церковной жизни порывать внешнюю связь с миром. Они уносили от мирских соблазнов в свое уединение чистоту жизни первых христиан и являлись истинными светочами христианства. Мало-помалу такое стремление к внешнему отделению от мирской жизни распространялось повсюду, и Церковь выдвинула против натиска мирских стихий монастыри как твердыню христианства, где чистота Апостольской Церкви ограждалась внешним разрывом с мирской жизнью. Отдельные подвижники уходили из этих монастырских общежитий, потому что общежительные монастыри все же жили в соприкосновении с миром, и в них неизбежно проникал, хотя бы отчасти, мирской дух. Это были пустынники, анахореты, столпники, затворники – те великие подвижники, которые возвышались над общей цепью монастырских высот, как отдельные недосягаемые вершины.
Неизвестный.Значит, Церковь была только в монастыре?
Духовник.Нет. Единая Церковь была и в миру, и в монастыре. Но монастырь был самой несокрушимой для врага твердыней ее святости.
Неизвестный.Но если монастырь – это древняя Апостольская Церковь в ее чистоте – откуда же явились «игумены», «старцы», «послушники», эти особые монастырские уставы, монастырские «правила», «пятисотницы», поклоны, – словом, весь уклад монастырской жизни? К чему все это? Ведь обходился же без этого «монастырь в миру», как ты называешь Апостольскую Церковь.
Духовник.Уходя от мира и начав замкнутую, обособленную не только внутренне, но и внешне, духовную жизнь, монастырь не мог оставаться таким, как это было во время Апостолов. Было иное взаимоотношение с миром, иначе протекала внутренняя борьба, создавался совершенно иной уклад жизни. И монастырь стал создавать свои методы для достижения духовных задач, применительно и к этим новым условиям замкнутой церковной жизни, и к этому новому внутреннему самочувствию людей, порвавших и внешнюю связь с мирской жизнью. «Монашеский устав» – и богослужебный, и постный, и общежительный, все правила и весь строй монашеской жизни – все создано духовным опытом, молитвой, подвигом. В монастыре все от внутренней жизни, а не от ума. Во всем веяние Духа благодати Божией, которая обильно напояла избранных Христовых воинов. Они проходили путь христианского совершенствования в этих новых условиях – и каждый оставлял в сокровищнице монастырского устава свою драгоценную лепту.
Неизвестный.Но можешь ли ты подробнее сказать, что именно создал монастырь в смысле методов для достижения духовных задач?
Духовник.Молитва, пост и послушание – это то, чем жило монашество. И если вся Церковь создавала богослужебный и постный устав и укрепляла принципы послушания, то монашество создавало это по преимуществу. Ведь Церковь и монастырь – не есть нечто противоположное друг другу или различное по существу. Монастырь – определенная часть земной Церкви, но, ведя борьбу с врагом спасения, и Церковь в миру, и Церковь в монастыре, каждая делала свое дело, решала свои задачи в меру своих сил.
Неизвестный.Я бы хотел, чтобы ты подробнее сказал мне о молитве, посте и послушании.
Духовник. Хорошо. Начнем с молитвы. Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и поту-сторонним невидимым миром. Состояние это возможно во всех внешних условиях. Но так как ему препятствует все мирское, то наилучшим условием для молитвы надо считать уединение. Господь Иисус Христос Сам указал этот молитвенный путь. Он и один оставался для молитвы, уходя от народа и от учеников. Оставался и с учениками Своими, уединяясь с ними от народа. По словам евангелиста Луки: Он уходил в пустынные места и молился (Лк.5.16).
И евангелист Марк говорит: Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Мк.1.35).
Евангелист Лука говорит и об уединенной молитве совместно с учениками: Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним (Лк. 9.18). Уединенное место – это внешне благоприятное условие для молитвы. Мирской шум мешает извне. Но есть препятствия внутренние. Как бы внутренний шум. Этот шум создают в нас мирские привязанности и плотские страсти. Поэтому за основным делом монашества – молитвой – стоит внутренняя невидимая брань с соблазнами и связанные с этой борьбой добродетели: нестяжательность, самоотречение, бесстрастие.
Монашество опытно проходило путь нестяжательности, самоотречения и бесстрастия и опытом же создавало совершенную молитвенную жизнь. Все, что оно дало богослужебному уставу, и все, что вылилось в форму «келейных правил», было не кабинетными измышлениями, а результатом великих молитвенных подвигов. Молитва наполняла собой почти всю жизнь монастыря. Она создавала истинное небо на земле. Монах жил в храме и уходил оттуда лишь для тех или иных земных забот, которые нес терпеливо, как нечто неизбежное для облеченного в земную оболочку человека. Но исполнение этих земных дел не успевало рассеять то, что наполняло душу в храме. Потребность «непрестанно молиться» создала особый вид молитвенного подвига: делание молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Эта молитва, явившаяся в Церкви, по преданию, со времен Апостольских, которую творили раньше все верующие люди, стала впоследствии основанием молитвенной жизни монахов. Молитвенное устроение без этой молитвы сделалось для монаха просто невозможным. Она была у него постоянно и на устах, и в разуме, и в сердце. Она сопровождала его везде. Она восполняла молитву в Церкви, размягчая сердце и открывая его для усвоения Богослужения, она заменяла ему храм, когда он шел исполнять послушание и должен был заниматься земными своими делами. Она жила с ним в его келии, отгоняла тоску, саможаление, помыслы. Она собирала блуждающую мысль и рассеянные чувства, она была самым сильным оружием в борьбе со страстями, особенно при неизбежных соприкосновениях с миром. Иисусова молитва давала возможность душе человеческой все время чувствовать себя перед очами Божиими. Все время в глубине сердца испытывать умиление от сознания безмерного к нам милосердия пострадавшего за грехи наши Господа Иисуса Христа, и сокрушение о грехах, и надежду на спасение. И все это как одно общее чувство, которое поселилось в сердце, жило там постоянно даже тогда, когда не произносились слова молитвы, и защищало душу от скверны и соблазнов мира. Молитва, как и все в жизни духовной, имеет свой путь и свои ступени восхождения. Не всегда с безусловной полнотой дается молитвенное состояние человеку. И здесь, как в нравственной жизни, много от усилий самого человека, но главное и совершенное от милости Божией; от благодати, как дара Духа Святаго. В жизни нравственной каждый добрый поступок есть уже нечто положительное на пути совершенствования, потому что за ними стоит доброе произволение. И в жизни молитвенной каждое молитвенное слово, хотя бы и одними устами произносимое, есть уже молитвенное деяние, потому что свидетельствует о желании молиться. И монастырь поэтому строго требовал соблюдения, хотя бы внешнего, молитвенного правила. Это не было требованием «буквы закона». В этом была великая мудрость. Буква молитвенного правила была необходимой ступенью, которую непременно проходили и самые великие подвижники. Правило было то, что требовалось от всех. Дальнейшее восхождение по внутренним ступеням молитвенного совершенствования представлялось благодати Божией и подвигам каждого отдельного человека.
Итак, монашество, продолжая дело Спасителя, Его святых Апостолов и первых христиан – подвигом и благодатию Божией создало совершенную форму молитвенного устава и, опытно пройдя молитвенный путь, научало идти по нему всех ищущих спасения.
Второе дело монашества – пост.
Подвижники называют молитву и пост двумя крылами, без которых нельзя подняться над мирскою и страстною жизнью. Некоторые из них считали подвиг поста самым верным мерилом успешного прохождения духовного пути. Пост – это подвиг, который направлен на борьбу с нашими страстями. За ним стоит добродетель бесстрастия. «Даждь кровь – и приими Духа», – говорит Апостол, – разумея под «кровью» все скорби подвижнического пути. Под постом надо разуметь не только воздержание в пище, но совокупность всех подвижнических средств в борьбе со страстями. Первая и основная ступень его – воздержание от определенного состава пищи, от обилия и сладости, а дальнейшие ступени касаются внутренних задач: воздержание от всяких вообще скверн.
Церковный взгляд на это выражается словами: «Постимся постом приятным благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания лжи и клятвопреступления – сих осуждение пост истинный есть и благоприятный». Перейти сразу к такому посту, перешагнув первую ступень «постного устава», так же невозможно, как подняться сразу же до умной молитвы, не пройдя первую ступень молитвы устной. Это не отвлеченное богословское утверждение, а истина, установленная подвижническим опытом, и все слова о том, что «лучше, чем не есть скоромного,- не злиться, не обижать, не завидовать» – пустые слова.
Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина, как и все в монашеской жизни,- не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.
И здесь по человечеству Своему Спаситель указал примером Своим значение поста, не вкушая пищи в течение 40 дней в пустыне; и Апостолы молились с постом, и применяла пост вся Древняя Церковь. Монашество, продолжая дело Спасителя, Апостолов и первых христиан, создало подвижническим опытом своим совершенный постный устав, как наилучший путь в достижении внутренних задач бесстрастия. Здесь молитва неотделима от поста. И пост неотделим от молитвы.
Переходим теперь к послушанию. Это – главный фундамент монашества. По-монашески – послушание выше поста и молитвы. На нем зиждется все великое здание монастыря. Оно проникает собой каждое движение монашеской жизни, оно – высшая вожделенная добродетель для каждого монаха. За послушанием стоит все – и молитва, и самоотречение, и бесстрастие, и смирение, и подвиг. Недаром святые отцы называют послушание «добровольным мученичеством». И этот путь добровольного мученичества проходит каждый монах. Он отказывается от своей воли и вручает ее игумену и духовному своему отцу. Он распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желание, чувства – все отдается в послушание. Послушание – это не согласие с авторитетным мнением и не подчинение из принципа – это внутренний отказ от всякого самостоятельного действия. Отказ не потому, что «надо слушаться, хотя и не согласен, а потому, что не может быть никакого «несогласия, – ибо я ничего не знаю, а все знает, что мне надлежит делать, духовный мой отец.
Неизвестный.Подожди. Но если духовник ошибается. Ведь он не Бог. Неужели надо исполнять явно ошибочные или нелепые требования?
Духовник.Да. Подвижники говорят, что надо исполнять даже такие требования, которые могут казаться послушнику противоречащими его спасению. И это истина. Ибо где критика, несогласие, – там есть свое знание, своя воля, свое решение, которое противопоставляется знанию, воле и решению старца, а истинный послушник ничего не знает, воли своей не имеет, и решений у него никаких нет.
Неизвестный.А если старец будет требовать противного учению Церкви, если он отпадает от Православия, тоже надо слушаться?
Духовник.Разумеется, нет. Отпадение духовника – есть смерть, а смертному не повинуются.
Неизвестный.Но опять спрошу тебя: значит, все должны быть монахами?
Духовник.Нет, не все.
Неизвестный.Почему?
Духовник.Во-первых, потому, что путь монашеский – поскольку монашество из мира ушло за каменную ограду – есть непременно путь безбрачных. А ты знаешь, что безбрачие не есть общеобязательный путь спасения, а лишь для тех, кто может его вместить. Во-вторых, потому, что воинствующая Церковь имеет особые задачи в миру. И как на войне не все должны сражаться в крепостях, хотя они и считаются главными твердынями, так и воинствующая Церковь побеждает мир не только монастырским подвигом, но и общественным служением. Кому что дано. Одни должны охранять крепость, другие сражаться в открытом поле. Одних Господь призывает в пустыню – и они проходят путь спасения в условиях уединенной монастырской жизни, других призывает к служению тем же высшим идеалам Богосовершенствования и к борьбе с теми же внутренними препятствиями, но уже в иных условиях, в иных внешних формах – не в монастырской, а в мирской жизни.
Неизвестный.Да, это ясно. Но встает вопрос о будущем. Монастырь явно пришел к упадку и, можно сказать, даже к уничтожению. И если уничтожилось самое сильное, то, что ты называешь твердынею Церкви, не очевидно ли, что должно уничтожиться менее сильное, то есть мирская Церковь? Но как это может быть попущено Богом?
Духовник.Внешняя известная нам форма монастырской жизни, может быть, и будет уничтожена внешней же исторической системой, но монашество не будет уничтожено никогда. В поразительных, истинно пророческих словах раскрывает судьбы монашества св. Антоний Великий. Он говорит: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и темных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым дел, соответствующих знанию; любовь охладеет, вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не менее самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником: и несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник). Притом они будут величаться, говоря: «я Павлов», «я Аполлосов» (1 Кор.1.12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи отцом своим Авраамом. Но будут в то же время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить– и не сотворил, нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей..»
Неизвестный.Как же тебе представляется будущее этого нового монашества?
Духовник.Совершенно ясно, что св. Антоний разумеет здесь монашество в миру. Оно не будет внешне ограждено от мирских соблазнов, как ограждено было в прежнем монастыре. Эти новые подвижники будут жить в миру, где они «могли бы преступить» и не преступят, могли бы «сотворить зло» и не сотворят. Здесь разумеется не внутренний соблазн и не внутреннее совершение зла, так как это внутреннее падение угрожало монаху и в прежних монастырях и пустынях, а св. Антоний в своих пророческих словах противопоставляет будущих монахов прежним и говорит, что они будут блаженнее, потому что задача их будет труднее. Очевидно, речь идет о близости и доступности соблазнов, легкости, с которой можно «преступить», поддаться им, потому что они тут же под руками, не за оградой, а в миру, в котором будет жить этот будущий подвижник. И ясно далее, что это будет не общежительное подвижничество, а единоличное, потому что этим подвижническим путем будет идти не «масса стремящихся» к спасению, а отдельные люди. История как бы завершит круг и вновь придет и к гонениям первого века, и к монастырю первоначального христианства.
Вот что говорится о гонениях перед концом мира в слове Божием. Господь сказал Своим ученикам на горе Елеонской о грядущей судьбе мира и христианства: ...восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... (Мф. 24.7-9).
А св. Лука приводит следующие слова Спасителя: преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят (Лк.21.16). Но гонения, естественно, сделают невозможным внешний монастырь и поставят Церковь в условия первоначального христианства. Но это будет Церковь, прошедшая весь свой славный земной путь, в ней будут все духовные сокровища, которые приобрела она. Она будет «монастырем в миру», как была Церковь Апостольская, не потому, что откажется от всего, что обретено ею за две тысячи лет благодатным действием Святого Духа, а по своему духовному состоянию и по своему отношению к миру.
Отдельные люди будут по-прежнему принимать монашество, давая обет безбрачия и тем как бы устанавливая духовное родство с великим прошлым монашеской жизни, но и эти, принявшие постриг, и не принявшие его, а вступившие в брак, – все будут жить уже не в прежних монастырях, а в миру, как жила первоначальная Церковь.
Св. Иоанн Златоуст указал одно из главных духовных оснований для этого грядущего монастыря. В слове «О сокрушении» он говорит: «Мы должны искать пустынножительства не только в каких-либо местах, но и в самом произволении и прежде всего другого – душу свою ввести в самую необитаемую пустыню».
Вот эта внутренняя пустыня и будет основанием монастыря в миру. Не монахи, а все верующие будут уходить в эту пустыню. Не монахи, а все верующие встанут на путь послушания и духовной жизни. Вновь, как в Апостольский век, Церковь внутренне оградит себя от мира и противопоставит себя ему. Встанут невидимые стены, которые прочнее, чем каменные, и оградят Святую Церковь от мира, лежащего во зле. Эти стены воздвигнет молитва, пост, послушание, бесстрастие, подвиг. Вновь все верующие, как в Древней Церкви, станут делателями молитвы Иисусовой. Вновь вернутся они к постоянному причащению Святых Таин. Вновь, как некогда в Иерусалиме, будут «единодушно пребывать вместе» и будут чувствовать себя в миру, как в безводной пустыне. И новые подвижники превзойдут древних. И Церковь преисполнится, как и Церковь Золотого века, благодатными дарами Святаго Духа. Эта полнота благодати в Древней Церкви была потому, что живы были люди, которые сами лицезрели Господа, и все было как бы освящено недавним Его присутствием среди людей. Церковь грядущая будет исполнена полнотой этой благодати потому, что будет полна предчувствием Второго славного Пришествия Его и будет освящаться близостью Христа Грядущего.
Неизвестный.Ты говоришь так, как будто бы это вопрос ближайших дней.
Духовник.Нет. Нам не дано знать времена и сроки. Но монастырь в миру уже созидается, это могут не видеть только слепые...
Источники и литература
Жития святых
1.Агапит (Беловидов), схиарх. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М., 1900.
2. Афанасий Великий, свт. Житие Антония Великого// Творения. В 4 т. М.,1994. Т.3. С.178-251.
3. Афонский патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших [Электронный ресурс]. М., 1897. <http://www.omolenko.com/zhitiya/index.html#Nav> (3.09.2009)
4.Великие русские старцы ХХ века / Под общ. ред. игум. Аристарха (Лоханова) – М.: Трифонов Печенегский монастырь; Ковчег, 2002.
5. Византийские легенды. Л., Наука, 1972.
6. Византийские легенды. СПб., Наука, 2004.
7. Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. М.,1893.
8. Григорий Турский, свт. Житие отцов / Предисл. и ред. Иером. Серафима (Роуза), пер. с лат. и фр. На англ. иером. Серафима Роуза и Пола Батлера, пер. на рус. Л. Васениной, изд. Братства Преподобного Германа Аляскинского. Платина. Калифорния. М., издательский дом «Русский паломник», 2005.
9. Дмитрий Ростовский, свт. Жития святых. на русском языке изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Репр. воспр. изд. 1904-1912. (М.). [Козельск]: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1993.
10. Епифаний Премудрый. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 2001.
11. Жизнеописание Оптинскаго Старца Иеромонаха Леонида (в схиме Льва). [Козельск]: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1876.
12. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997.
13. Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла / пер. с сир. архим. Пимена, помощника начальника Русской духовной миссии в Урмии (Перси) // Феодорит Кирский, блж. История Боголюбцев. М.: Паломник, 1996.
14. Житие и писания Молдавскаго старца Паисия Величковскаго С присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайскаго, Исихия Пресвитера и Нила Сорскаго, сочиненных другом его и спостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1847.
15.Житие свт. Григория Турского, написанное аббатом Одо // Свт. Григорий Турский. Житие отцов / Предисл. и ред. иером. Серафима (Роуза), пер. с лат. и фр. На англ. иером. Серафима Роуза и Пола Батлера, пер. на рус. Л. Васениной, изд. Братства Преподобного Германа Аляскинского. Платина. Калифорния. М.: изд. дом «Русский паломник», 2005.
16. Житие святой Женевьевы // Альфа и Омега: журн. М., 1996, №4 (11).
17. Кирилл Скифопольский. Житие преподобного отца нашего Саввы // Палестинский патерик.— Репр. воспр. изд. 1907 г. (М.): Сб. аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, что близ Иерусалима. Епископа Феофана. Изд. Афонского русского Пантелеимова монастыря. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 1996.
18. Палестинский Патерик. СПб., 1900.
19. Палладий, еп. Елеонопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003.
20. Памятники Византийской литературы IV-IX веков. М.: Наука, 1968.
21. Патерик Печерский. Киев, 1678.
22. Первый Великий Старец Оптинский Иеромонах Леонид (в схиме Лев). Репр. воспр. изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни 1917 г. (Шамордино): Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). М., 1994.
23. Преподобная Анфуса // Православный календарь: [Web-сайт]. http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/calendar/Life/life842.htm
24. Преподобный Силуан Афонский // Альфа и Омега: журн. М. 1998. №4 (18). С.200-202.
25. Русские святые / Сост. мон. Таисия Карцева. Вступ. ст. С. Ершова. СПб. 2001.
26. Руфин. История пустынных отцов. Клин. 2002.
27. Святитель Димитрий митрополит Ростовский [Электронный ресурс]: Жизнеописание святителя Димитрия Ростовского // Спасо-Яковлев Димитриев монастырь в Ростове Великом : [Web-сайт]. http://rostov-monastir.narod.ru/svyatini_dimitri_rostvsk_GIZNEOPISANIYE.htm. (25.09.2008).
28. Святитель Нектарий Эгинский [Электронный ресурс] // Православие и современность. информационно-аналитический портал Саратовской епархии: [Web-сайт]. eparhia-saratov.ru.
29. Серафим (Чичагов), сщмч. Житие преподобнаго Серафима Саровскаго чудотворца. Издание второе Серафимо-Дивеевскаго монастыря. СПб, 1903.
30. Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу / пер. Л.А. Дмитриева // Литература Древней Руси: Хрестоматия/ сост. Л.А. Дмитриев, по ред. Д. С. Лихачева. СПб., 1997.
31. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Изд. 2. М., изд. Введенской Оптиной пустыни, 1881.
32. Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. Б.м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993.
33. Сказание о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году [Электронный ресурс] // Китайскийблаговестник 2000. №1. <http://chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Martyrs1.htm> (26.8.2008)
34. Филарет (Гумилевский), архиеп. Жития Святых. СПб., 1892.
35. Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула — покровители Кельна // Альфа и омега: журн. М., 2000. №1 (23)
36. Шохин В.К. Святой равноапостольный Ансгарий – просветитель Скандинавии //Альфа и Омега: журн. М., 1999 г. №2(20).
Творения святых отцов
1.Амвросий Оптинский, прп.Собрание писем к монашествующим и мирянам: В 3 ч. – Репр. воспр. изд. 1908-1909 гг. – М.: Синтагма-Паломник, 1997.
2.Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия. К монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1909.
3.Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908.
4. Варсануфий Великий, прп. Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. СПб, 1905.
5. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 5. М., 1858.
6.Василий Великий, свт. Правила пространно изложенные в вопросах и ответах // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския: в Ч. 5. Репр. воспр. изд.1901 г. (ТСЛ). М.: Паломник, 1991. С.73-179.
7.Григорий Богослов, свт. Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской // Творения. В 2 т. Репр. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 1994. Т.1. С.602-655.
8.Григорий Двоеслов, свт. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996.
9.Димитрий Ростовский, свт. Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского в 5-ти частях. СПб., Изд. Сойкина, б.г.
10. Добротолюбие [в русском переводе] : В 4 ч. Репр. воспр. изд. 1895-1901 гг. (М.) М., 1992.
11. Добротолюбие, или словеса и главизны священнаго трезвения: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1902 г. (М.).—М.: Изд. Сретенского монастыря, 2001.
12. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания. М.: Правило веры, 1995.
13. Ефрем Сирин, прп. Творения. М., 1858.
14. Игнатий (Брянчанинов) свт. О покаянии: Поучение 2-ое. В неделю по Богоявлении // Творения. Т.4: Аскетическая проповедь. Репр. воспр. изд. 1886 г. (СПб.). М., Правило веры, 1993. С. 8-10.
15. Игнатий (Брянчанинов), свт.О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом // Творения. Т. 1: Аскетические опыты.– Репр. воспр. изд. 1886 г. (СПб.) – М.: Правило веры, 1993. С.453-494.
16. Игнатий (Брянчанинов), свт.О чудесах и знамениях: Беседа в понедельник двадесять девятой недели // Творения. Т.4: Аскетическая проповедь.– Репр. воспр. изд. 1886 г. (СПб.). – М.: Правило веры, 1993. С.296-326.
17. Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. М.,1996.
18. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. М.: Лепта, 2002.
19. Игнатий (Брянчанинов), свт.Слово о спасении и о христианском совершенстве // Творения. Т.2: Аскетические опыты.– Репр. воспр. изд. 1886 г. (СПб.). – М.: Правило веры, 1993. С. 328-361.
20. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем / Сост. Игумен Марк Лозинский. М.; СПб, изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1995.
21. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М.: Правило веры, 2002.
22. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странствие ко вратам вечности. Переписка с оптинскими старцами. М., 2001.
23. Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Римлянам [Электронный ресурс]// Библиотека Якова Кротова: [Web-сайт]. http://www.krotov.info/acts/02/01/0117ign2.html. (25.09.2008).
24. Иероним Стридонский, блж. Творения. Киев, 1903.
25. Иоанн (Максимович), свт. 950-летие Крещения Руси // Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича. Богословские труды / Сост. Иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния и Российского отделения Валаамского общества Америки. М, 2003. С.872-879.
26. Иоанн (Максимович), свт.Грех цареубийства // Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича. Богословские труды / Сост. Иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния и Российского отделения Валаамского общества Америки. М, 2003. С.858-860.
27. Иоанн (Максимович), свт.О почитании святых, просиявших на Западе: доклад зарубежному Архиерейскому собору 1952 г. // Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича. Богословские труды / Сост. Иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния и Российского отделения Валаамского общества Америки. М, 2003. С.768-777.
28. Иоанн (Максимович), свт. Памяти Царственных Мучеников // Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича. Богословские труды / Сост. Иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния и Российского отделения Валаамского общества Америки. М, 2003. С.853-857.
29. Иоанн Златоуст, свт. Беседа вторая о св. мученице Пелагии // Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. М. Православная книга, 1994. С.630-632.
30. Иоанн Златоуст, свт. Похвальная беседа о св. мученице Пелигии, что в Антиохии // Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. М. Православная книга, 1994. С.623-629.
31. Иоанн Златоуст, свт. Пять слов об Анне. Слово 1 // Избранные творения. Беседы на книгу Бытия: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898 (СПб.). М.,1993. Т.2. С.776-830.
32. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.2. СПб., 1896.
33. Иоанн Кассиан Римлянин, прп.Писания. – Репр. воспр. изд. 1892 г. (М.). – ТСЛ, 1993.
34. Иоанн Лествичник, прп. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Репр. – СПб., 1995.
35. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 2002.
36. Киприан Карфагенский, сщмч. Книга о падших // Творения. М.: Паломник, 1999. С.298-231.
37. Макарий Оптинский, прп.Собрание писем блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария. Письма к мирским особам. – Репр. воспр. изд. 1862 г. [М.: Козельск]. – СПб., 1993.
38. Макарий Оптинский, прп. Собрание писем блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария. Письма к монахиням. Ч. 3-4. [Козельск]: изд. Введенской Оптиной пустыни, 1862-1863. Ч.4.
39. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе // Святой Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002.
40. Патрик Ирландский, свт. Исповедь [Электронный ресурс] /Предисл. П. Ерофеева // Библиотека Якова Кротова: [Web-сайт]. http://www.krotov.info/history/05/493patr.html#_ednref1. (28.03.2006).
41. Симеон Новый Богослов, прп. Главизны. Благодарения. Диалог со схоластиком. Б.м., 1999.
42. Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995.
43. Тихон Задонский, свт. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 2. М., 1889.
44. Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев / Вступ. ст. и пер. А.И. Сидорова. – М.: Паломник, 1996.
45. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М.: Правило веры, 2001.
46. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898-1901 гг. (М.): Вып.1-8. М.: Правило веры. 2000.
47. Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. Репр. воспр. изд. 1893 г. (М.). – М.: Паломник; Правило веры, 1998.
48. Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Галатам. Репр. воспр. изд. 1893 г. (М.). М.: Паломник; Правило веры, 1996.
49. Феофан Затворник, свт. Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Фил