Св. княгиня евфросиния полоцкая
(†1173). Память 23 мая
Агиограф описывает ее как исключительную по силе характера и образованности церковного деятеля. Дочь Полоцкого князя Святослава-Георгия, юная Предислава отвергла всех женихов и постриглась в монастыре своей тети под именем Евфросинии. Затем она получила разрешение у епископа поселиться при соборной церкви св. Софии, где занималась списыванием книг для продажи и раздавала вырученные деньги бедным. Потом она получила от епископа пригородную церковь Спаса в Сельце, построила здесь каменный храм и при нем женский монастырь. В этот монастырь она сумела привлечь, несмотря на сопротивление родителей, двух сестер — родную и двоюродную, и двух племянниц. «Такой имела дар блаженная Евфросиния: если посмотрит на кого своими очами, тотчас познает, есть ли в нем дух добродетельный». Не довольствуясь одним женским монастырем, она строит еще и мужской, с храмом Рождества Христова.
Св. Евфросиния отличалась особым почтением к святыням Греции и православного Востока. Об этом свидетельствует и сохранившийся в Полоцке крест ее с мощами греческих святых; из Константинополя ей была прислана копия иконы Богоматери, приписываемой кисти евангелиста Луки. Эта икона находится в Торопецком соборе. Наконец, уже в старости она предприняла с братом и сестрой трудное путешествие через Цареград в Св. Землю, из которого уже не вернулась. Она хотела скончаться в Иерусалиме и заранее простилась в Полоцке с оплакавшими ее родными. Поставив золотую лампаду у Гроба Господня, она не имела уже сил дойти до Иордана и умерла в русском монастыре Богородицы. Впоследствии ее мощи были перенесены в Россию, где покоились в Киевских пещерах. Лишь в 1910 г. они были перенесены в родной Полоцк[933].
О житии св. князя Александра Невского
Жития Псковских князей написаны под влиянием жития св. Александра Невского. Первое его житие, как считают ученые, было составлено в 80-е годы ХIII века книжником Владимирского Рождественского монастыря, где было погребено тело князя и где в конце XIII века началось почитание его как святого. В списках житие не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и храбрости…», «Слово о великом князе…», «Житие блаженного великого князя…».
В житии много канонического, традиционного для этого жанра. Повествование начинается с обычного признания автором своего недостоинства и скудоумия, описание подвигов князя Александра предваряется сравнением его с библейскими лицами — Самсоном, Иосифом, Соломоном… Повествование ведется с патетической, торжественно-величавой интонацией. Жизнь и деятельность Александра предстает «не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности, не в житейских подробностях, а в житийном облике»[934]. Житие князя Александра — это военная героическая повесть, вдохновляющаяся римско-византийской исторической литературой (Палей, Иосиф Флавий) и героической легендой[935]. Автор отбирает только самые значительные события (Невская битва, освобождение Пскова, Ледовое побоище, дипломатические отношения с Ордой и Римским папой), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика[936]. Об отношении Александра к русским князьям, о татарской помощи в борьбе с соперниками, о наказании мятежных новгородцев, словом, о том, что могло бы омрачить славу национального героя напоминанием о спорных вопросах его политики, в повести-житии не говорится. Житие заканчивается рассказом о погребении князя во Владимире и ужаснувшем всех чуде: о том, как усопший сам протянул руку за разрешительной, “прощальной” грамотой митрополита. Религиозный элемент повести неразрывно слит с героическим: длинная молитва князя перед походом в св. Софии Новгородской, помощь Небесной Церкви: на Неве – свв. Борис и Глеб, на Чудском озере – ангельские воинства.
Святые русские князья-воины
Житие св. Довмонта-Тимофея князя Псковского (†1299), подобно житию Александра Невского, представляет военно-героическую повесть. Довмонт, литовский князь (житие считает его сыном Миндовга), вынужден бежать на Русь из-за домашних смут. В Пскове он принял Святое Крещение и, по любви граждан, получил местное княжение. Вся жизнь его прошла в походах, как против родственной Литвы, так и против немецких рыцарей. Древнее житие (XIV века) так характеризует его подвиг: «страшен ратоборец быв, на мнозех бранях мужество свое показав и добрый нрав. И всякими добротами украшен, бяше же уветлив и церкви украшая и попы и нищия любя и на вся праздники попы и черноризцы кормя и милостыню дая».
Всеволод-Гавриил (†1138), внук Мономахов, первый князь Псковский, княжил в Пскове всего около года. Вся его жизнь прошла в борьбе за Великий Новгород и, на Новгородском столе, с врагами новгородскими. В этой борьбе он бывал несчастлив, изгонялся неоднократно со своего княжения и потерпел поражение от суздальцев при Ждановой горе. Это поражение стоило ему Новгорода. Но псковичи, отделившись от «старшого брата», приняли к себе изгнанного князя. Как первый Псковский князь, как строитель Псковского собора Св. Троицы, Всеволод, несмотря на скорую кончину, оставил в Пскове славную память. Его церковное почитание устанавливается, вероятно, в 1192 г., когда совершилось первое чудо во время перенесения его гробницы в собор Св. Троицы. Житие его составлено лишь в середине XVI века, по летописям. Оно отмечает нищелюбие и щедрость князя, особенно проявившияся во время голодных лет. С явным анахронизмом, оно именует князя «оборонителем и забралом граду Пскову от поганих немец». Действительно, военному защитнику города молились в лице его псковичи, повесив его оружие (как и князя Довмонта) над гробницей. Его меч до последнего времени висел в соборе св. Троицы с латинской рыцарской надписью на нем: «Honorem meum nemini dabo» — «Чести моей никому не отдам».
Не дошло до нас отдельного жития кн. Мстислава Ростиславича Храброго (†1179), чтившегося в Новгороде. Его политическое дело — оборона сначала Киева, потом Новгорода от Андрея Боголюбского и суздальцев. Он, как и Всеволод-Гавриил, — типичный представитель удельного права и рыцарской чести против объединительных стремлений Суздаля. Летопись дает ему яркую характеристику: «Сий же благоверный князь Мьстислав... возростом середний бе, и лицом леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имяше ко всим, паче же милостыни прилежаше, монастыре набдя, черньце утешивая,... и мирския церкви набдя, и попы и весь святительский чин достойною честью честя; бе бо крепок на рати».
Св. Филарет Милостивый
(†792), память 1 декабря
Св. Филарет Милостивый жил в Пафлагонии (Малая Азия) в VIII веке и принадлежал к числу самых богатых и знатных жителей области. В его доме никогда и никому не отказывали в помощи, каждому праведный Филарет с благожелательностью и щедростью доставлял все необходимое.
Через некоторое время по попущению Божию Филарет стал терять свое богатство. Особенно сильно пострадало его имущество от набегов арабов, которые весьма часто опустошали в то время области Малой Азии. От огромных стад у Филарета остались только пара волов, лошадь и корова. Вскоре и их он отдал нуждающимся, вызвав этим возмущенные упреки супруги и детей. Семья Филарета начала голодать. Но Филарет, подобно Иову, претерпевал лишения и укоризны с кротостью и упованием на Бога. А семье он говорил, что у него спрятано сокровище, которого хватит на сто лет безбедной жизни.
И вера праведника не была посрамлена. Сначала его друг прислал ему достаточное количество пшеницы. Супруга его потребовала разделить ее между всеми членами семьи, чтобы Филарет раздавал не все, а только свою часть. Он и раздал ее в два дня. Тогда оскорбленная жена не захотела даже есть вместе с ним и стала обедать с детьми и внуками отдельно и скрытно.
В то время благочестивая императрица Ирина (при которой был созван VII Вселенский Собор) решила подыскать красивую и добродетельную невесту своему сыну Константину VI (правил 780-797 гг.). Послы, отправленные на поиски невесты, посетили и дом Филарета. Старшую внучку святого старца Марию в числе прочих девиц решено было отвезти на смотрины в столицу. Вместе с ней была приглашена в Константинополь вся ее семья – родители, дед с бабушкой, братья и сестры. Мария понравилась императору и была с ним обручена. И для двух ее сестер нашлись высокопоставленные супруги. Царь щедро одарил семью Филарета. Получив столь великое богатство, родные Филарета вспомнили его слова о сокровище, хранимом для них, и стали просить прощения у праведного старца. А тот снова принялся за дела милосердия. Он попросил у родных купить его часть имения, чтобы иметь деньги для подаяния милостыни.
Старец знал, что многие для выпрашивания милостыни нарочно одеваются в бедные одежды, а другие, неожиданно разорившись, сохранили приличное одеяние и стыдятся просить. Поэтому своему слуге он приказал сделать три ящика — для золотых, серебряных и медных монет. Подавая милостыню, св. Филарет молился, чтобы Бог Сам указал ему, кому сколько дать. И часто случалось, что, желая дать бедняку побольше, он вытаскивал несколько медных монет, а для прилично одетого и на вид совсем не бедного человека его рука вынимала довольно крупную сумму золотом. Царь, узнав о нищелюбии Филарета, распорядится регулярно выдавать ему деньги для подаяния.
Св. праведный Филарет был заранее предуведомлен о дне свой кончины. Он умер в возрасте 90 лет, через 4 года после свадьбы старшей внучки, в 792 г. и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе. Житие сообщает о чудесах от его св. мощей[937].
Св. Петр Мытарь
Память 22 сентября
Святой Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей (в переводе на современный язык — главой налоговой полиции) в Африке в царствование императора Юстиниана (527 – 565). Человек он был жестокий и немилосердный. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз. Петр понял значение сна и, покаявшись, совершенно изменил жизнь. Он щедро раздавал нуждающимся подаяние, питал и одевал многих. Однажды Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь был облачен в одежду, которую святой некогда подал нищему. Тогда Петр роздал свое имущество бедным и поручил своему рабу продать самого его в рабство, а деньги отдать нищим. Раб исполнил приказание хозяина. Много лет святой Петр безропотно и усердно трудился у своего господина. Однажды его узнали торговцы, которым он был известен ранее. Они сказали хозяину святого, кто его слуга. Услышав этот разговор, святой немедленно удалился из города. Уходя, он сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от праведного Петра именем Иисуса Христа повеление открыть ворота, исполнил приказание и обрел сразу слух и речь. Он поспешил обо всем рассказать своему господину и добавил, что из уст святого, когда тот повелевал открыть ворота, вышел огонь, коснувшийся его лица, после чего он стал слышать и говорить. Все отправились искать Петра, но поиски оказались тщетными: святой скрылся и до самой смерти оставался безвестным.
Св. Михаил Воин
Святой Михаил был родом из Болгарии, жил в царствование Михаила III (†867) и начальствовал над значительным военным отрядом. Во время войны с арабами в 865 г., когда греческие воины, испуганные превосходящими силами врага, пали духом и бежали, св. Михаил отличился необычайным мужеством. Он не испугался неприятеля, непрестанно укреплял и ободрял своих людей и видя всеобщее бегство греков, пав ниц на землю, молился Господу Богу о спасении христиан. По окончании молитвы Михаил со своим отрядом неудержимо устремился в самую середину вражеского войска, поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время в помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство. С помощью Божьей Михаил разогнал всех врагов, сам же он и его отряд остались совершенно невредимыми.
Возблагодарив Бога за дарованную победу, Михаил распустил свое войско и сам с немногими слугами отправился в обратный путь на родину. Во время этого путешествия он повторил чудо св. Георгия Победоносца, поразив обитавшего в озере чудовищного змея, и по прошествии недолгого времени с миром предал блаженную душу свою Господу. При гробе святого Михаила стали совершаться многие знамения и чудеса и исцеления от болезней приходивших с верой к его гробу. Спустя много лет мощи св. Михаила Воина были перенесены в тогдашнюю столицу Болгарии город Тернов.