О противостоянии с врагом рода человеческого (еще об этом см. выше 1/13 Января 1872)

16/28 Апреля 1884. Понедельник Фоминой [Недели]

«Церковь в упадке», — Савабе клевещет. Не в упадке — она и не поднималась высоко, чтобы упасть, а слаба как дитя, как юное деревце. И они... бьют еще это дитя, ломают ветви малого слабого деревца, — а сами кричат — в упадке! Что за ослепление! Видно, что враг рода человеческого начал свою борьбу и против Церкви, как ни слаба она. Подкрепи ее Бог!

Приложение 4. Равноапостольный преподобномученик. Косма Этолийский

Память 24 авг. н. ст., †1799

Сщмч. Косма Этолийский — один из величайших святых нового времени. Он сыграл выдающуюся роль в духовном и национальном возрождении Балкан, находившихся под властью турок. Апостольский подвиг св. Космы, которым была охвачена практически вся территория Константинопольского Патриархата, послужил духовной основой успеха восстания 1821 года, принесшего греческому народу освобождение от многовекового турецкого господства.

Имя его стало легендой. В семидесятых годах XIX века один афинский журнал рассказал о том, как некий писатель посетил приют для престарелых в Янине и спросил столетнего старика, что из всего услышанного и увиденного им за его долгую жизнь произвело на него самое яркое впечатление. И старик ответил: «Когда я немного послушал проповедь отца Космы и поцеловал его руку».

Косма, был родом из маленькой этолийской[238] деревушки, именуемой Великое Древо. Он учился в процветавшей тогда Ватопедской школе. На Афоне юноша был пострижен в монахи, затем рукоположен в иеромонаха. После 20 лет монашеских подвигов, получив вести о том, что ежедневно повсюду, и особенно в Македонии, Эпире и Албании, православные христиане принимают ислам, св. Косма покинул Святую Гору и, по благословению Константинопольского Патриарха Серафима II (1757–1761), отправился проповедовать Евангелие. Было ему тогда около 45 лет.

Св. Косма был послан на проповедь в эпоху, когда порабощенному греческому народу грозила опасность полной исламизации. Благодаря его трудам, в Албании (в частности, в Северном Эпире) более двухсот тысяч человек остались верными Православию.[239]

Фундаментальное образование, полученное св. Космой, позволяло ему легко находить общий язык с любой аудиторией. Он хорошо знал Священное Писание и Священное Предание, мировую и греческую историю, прекрасно владел ораторским искусством и несколькими иностранными языками. Воспитанный в простой семье, он прекрасно понимал нужды народа, а детальное знание современной ему ситуации в Греции и фундаментальное Афонское образование позволяли ему давать действенные советы по разрешению самых сложных проблем[240]. При этом свою веру прп. Косма проповедовал с удивительной простотой, говорил так, что его мог понять даже ребенок.

С прп. Космой всегда было около 40-50 священников. Когда он намеревался направиться из одного места в другое, собором священников совершалось всенощное бдение со множеством зажженных свечей, которые св. Косма раздавал народу. Для этого у него были специально изготовлены деревянные свещницы, вмещающие по сто свечей каждая (он разбирал их и уносил с собой). По окончании всенощного бдения св. Косма произносил проповедь. Вечерами, по распоряжению святого, для верующих (за ним следовало две-три тысячи человек) выносили на дорогу множество мешков с хлебом и котлов с вареной пшеницей.

Святой Косма обошел почти все Додеканесские острова, затем направился проповедовать в Фессалоники и Верию. Обойдя почти всю Македонию, он подошел к пределам Химарры, Акарнании, Этолии, дошел до Арты и Превезы, оттуда отплыл во Святую Мавру и на Кефалинию.

Святой Косма не довольствовался проповедями, обращенными к тысячам слушателей, но учил, сколько мог, и каждого человека в отдельности. Во время своих апостольских путешествий св. Косма заводил беседы с людьми из разных сословий и даже с иноверцами с одной-единственной целью — просветить и спасти всякую душу.

Во дворцах турецких беев и пашей служили кормилицами и нянями христианки. Они находились в опасности быть соблазненными, и святой Косма смог убедить многих турок удалить от себя этих женщин. Он говорил туркам, что осквернением себя связью с женщинами чужой веры они навлекут на свой род гнев небес, и он будет стерт с лица земли. А христианам он внушал, что их женам не подобает вскармливать турецких детей, чтобы не пострадать подобно курице из басни Эзопа, высидевшей яйца змеи. По словам историка Зотоса-Молоттоса, автора «Словаря всех святых», благодаря святому Косме 1500 кормилиц и нянь-христианок, служивших во дворцах пашей и беев, были освобождены и благодарили за это святого.

Состоятельные люди под влиянием проповеди святого Космы начинали творить дела милосердия. В большинстве селений Эпира, Македонии и Албании не было купелей для Крещения. Косма убедил своих богатых соотечественников из Константинополя, Янины и других городов Греции пожертвовать средства на них, и в эти селения было отправлено более четырех тысяч медных купелей. Косма просил состоятельных людей закупать святоотеческие книги и сборники христианских поучений, четки, нательные крестики, платки. Книги он раздавал в дар тем, кто был грамотен, или тому, кто обещал научиться читать; платки же – более сорока тысяч – дарил женщинам, чтобы они покрывали ими свои головы. Четки и крестики – более пятисот тысяч – давал простому народу, чтобы он молился о прощении грехов людей, пожертвовавших эти подарки.

Святой Косма также заботился о сиротах, во множестве бродивших по улицам городов и сел, призывал христиан из зажиточных семей или бездетных взять одного или двоих осиротевших детей.

Преподобномученик много говорил о значении образования и о воспитании нового поколения, которое впоследствии совершило восстание 1821 года. Благодаря святому Косме было основано двести десять бесплатных греческих школ, а также начала действовать тысяча других начальных школ, в которых греческие дети обучались чтению и письму. Дети учились читать по Священному Писанию, и таким образом укреплялись в вере и благочестии, наставлялись в добродетельной жизни.[241]

Образовательная система, созданная св. Космой, не рухнула после его смерти, так как была очень тщательно продумана. Св. Косма не просто основывал школы, он обеспечивал их преподавателями и финансовыми средствами. Их будущее было обеспечено и созданием высших педагогических учебных заведений. Одним из ключевых моментов образовательной системы св. Космы был всеобщий и бесплатный характер обучения. Всеобщее образование должно было избавить нацию от социальных предрассудков, отменить привилегированное положение состоятельных слоев в сравнении с малообеспеченными и малообразованными. Впоследствии это обеспечило всеобщий характер борьбы за освобождение Греции. Обучаясь в общих школах, греки смогли увидеть: то, что их объединяет, гораздо более значимо, чем разделяющие их материальные и социальные преграды.

По замыслу св. Космы, школы должны были стать не только местом обучения детей, но и центрами общественной и культурной жизни всего местного населения[242]. Громадные средства, которые требовались для создания школ, были собраны из пожертвований богатых христиан.

Косма учил народ трудиться, призывал в поте лица возделывать землю, в особенности же сажать деревья. Благодаря настоятельным советам святого, тысячи диких деревьев были привиты и стали приносить плоды.

Причин столь сильного воздействия преподобного Космы на души людей нельзя понять в полной мере, если не принять во внимание того, что значительно способствовало удивительному успеху всей его апостольской деятельности, о чем упоминается в конце Евангелия от Марка: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16.20). И проповедь святого Космы сопровождали чудесные знамения. Ибо он обладал не только божественным даром слова, но и дарами чудотворения и прозрения грядущего. Почти все пророчества св. Космы, передаваемые из уст в уста, сохранились до наших дней. Множество пророчеств святого сбылось, остальные ждут своего часа.[243]

Когда церковь не могла вместить огромного количества народа, святой проповедовал на открытом воздухе. Обычно он просил прежде всего сделать большой деревянный крест и водрузить его там, где намеревался остановиться для поучения. Потом, прислонив к древу креста скамью в форме кафедры и, поднявшись на нее, учил народ. После поучения он разбирал эту скамью и переносил ее с собою туда, куда направлялся. А крест оставался на память о его проповеди.

На тех местах, где были воздвигнуты эти кресты, Господь совершал многие чудеса. Посреди рыночной площади в Аргостолионе (город на острове Кефалиния), где святой поставил такой крест, чудесным образом забил источник воды. Около Фанари, в местности, называемой Лакуриси, один местный турецкий начальник, взял крест, который, по своему обыкновению, оставил святой Косма, и принес к себе домой, чтобы сделать подпорки для деревянной кровати. Но внезапно он упал и долго катался по земле с пеной у рта. Потом он пришел в себя и понял, что его постиг гнев Божий за дерзость. Турок отнес крест и установил на том месте, где он был прежде, и каждый день приходил и прикладывался к нему с благоговением.

Своею проповедью святой Косма добился упразднения базаров по воскресным дням и перенесения торговли на субботу, к великому недовольству иудеев. Он учил христиан по воскресным дням ходить в церковь на Божественную Литургию и внимать слову Божию. А тех, кто ему не повиновался в этом, Господь наказывал. Так, в месте под названием Халкиадес, у одного торговца из-за того, что он дерзнул торговать в воскресенье, тотчас же отсохла правая рука. Он испросил у святого прощения за свое прегрешение и вскоре исцелился.

Святой Косма не разговорил, что призван на проповедь Евангелия Самим Иисусом Христом и Него ему предстоит пролить свою кровь. Его пророчество сбылось.

Многие называли Косму человеком Божиим. К его учению прислушивались албанцы и некоторые доброжелательные турки. К святому Косме благоволил и сам Курт-паша, высший правитель Албании, имеющий резиденцию в Берате. Он не раз слушал речь Космы, сидя прямо перед ним. По приказанию Курт-паши была сделана и обшита бархатом кафедра, на которой проповедовал святой. Но, получив от иудеев из Янины значительную сумму денег (ок. 1,5 млн. долларов на совр. деньги), Курт-паша приказал убить святого.

Косма учил христиан подчиняться властям, которых им послал Бог и сам имел обычай перед началом проповеди в новом месте испрашивать разрешение у местного архиерея и турецких властей, и таким образом проповедовал открыто.

Перед проповедью в одном албанском селении турецкие власти задержали Косму якобы для того, чтобы отвезти его за разрешением к Курт-паше. Утром Косме объявили приказ Курт-паши о его убиении. Святой с радостью принял этот приговор и, преклонив колена, стал благодарить и славить Бога. Палачи посадили Косму возле дерева и хотели связать ему руки. Но святой не позволил им сделать этого, говоря, что не будет сопротивляться, и сложил руки крестообразно. Затем турки накинули ему на шею веревку и задушили. Было ему шестьдесят пять лет. Так святой Косма сподобился получить от Господа двойной венец: и как равноапостольный, и как преподобномученик.

Св. Косма был похоронен в церкви Введения в селении Коликонтаси, при архиерейском правлении Иоасафа Велеградского, который сам лично присутствовал при погребении святого. Впоследствии над телом Космы был построен храм, освященный в его честь. Он был воздвигнут был с помощью визиря Али-паши Тепеленского, которому прп. Косма предсказал победу над Курт-пашой и возвышение. Али-паша очень почитал преподобного Косму, и после исполнения пророчества он приказал построить монастырь и совершить перенесение мощей святого.[244]


Тема 3. Мученики

Второй лик святых, который мы будем изучать – это мученики. И по времени, и по своему «вкладу» в дело евангельской проповеди, они являются продолжателями свв. апостолов.

Мученичество — это одно из главных и неопровержимых доказательств истинности веры Христовой. Огромнейшее число христиан разного общественного положения, возраста, пола, национальностей жертвовало всем: имуществом, положением, семьей, самой жизнью, чтобы подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога, всецелой уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал». Поэтому подвиг мученичества является центральным духовным явлением в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением истинности евангельского благовестия.

Материалов по этой теме достаточно много. Публикуются подборки святоотеческих цитат о мученичестве, пишутся статьи и доклады, в которых делаются попытки дать богословское осмысление этого подвига. Наша задача – постараться систематизировать некоторые из таких материалов. Тема «Мученики» состоит из разделов:

1. Содержание подвига мученичества.

2. Обзор истории мученичества.

3. Почитание мучеников.

· Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи.

· Канонизация новомучеников и исповедников Российских.

4. Приложения к теме: подробные сведения о мучениках, упоминаемых в лекционном курсе.

Содержание подвига мученичества

Мученики, как уже говорилось, являются древнейшим разрядом святых. В греческом языке их подвиг обозначается словом «мартири́а» — «свидетельство» о каком-либо факте или события в области права, истории или религии («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» Втор.5.20; см. также Пс.88.35-38, Ис.8.16 и др.).

Русский перевод этого слова как «мученичество» имеет особый смысловой оттенок — свидетельство об истине страданиями за веру. Это понятие можно встретить, например, при описании ветхозаветного мученичества во время гонений Антиоха Епифана (2 Мак.6-7).

В Новом Завете оно преимущественно означает мученическое свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни (ср.: Откр. 2.10).

Полнота свидетельства об истине — в Личности и подвиге Господа Иисуса Христа, Который Сам сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин.18.37). «Меня прославляет Отец Мой, — говорил Спаситель иудеям, — … и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». (Ин .8.54-55) В Откровении Иоанна Богослова Христос назван «Свидетелем верным и истинным» (3.14).

По Своем Вознесении Господь оставил во свидетельство о Себе святых апостолов: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.8). Вся жизнь апостолов действительно была свидетельством о Христе, подвигом веры и исповедничества. Они не раз и сами называли себя свидетелями: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян.2.32), ср. Деян.3.15, 1 Пет.5.1; и др. «Видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» — писал апостол Иоанн Богослов о происходившем на Голгофе(Ин. 19.35). На место Иуды Матфий мог быть избран именно потому, что он был свидетелем жизни и Воскресения Христова (Деян.1.21-22). Свидетелем Своим называет Господь апостола Павла: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26.16).

Апостол Павел в книге Деяний называет свидетелем первомученика Стефана (Деян.22.20). С его подвига открывается новый период исповедания истинной веры, когда свидетельство о ней становится подлинным мученичеством. Окончательная трансформация смысла слов «свидетель» и «свидетельство» в «мученик» и «мученичество» происходит в Откровении св. Иоанна Богослова. Эту книгу вообще называют «книгой мучеников». В ней воздается слава мученикам, победившим диавола «кровью Агнца и словом свидетельства своего», не возлюбившим «души своей даже до смерти» (Откр.12.11)[245].

Важно понять, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп.1.29)» (свт. Игнатий Брянчанинов)[246].

Свой сверхъестественный подвиг мученики не могли совершить без благодати Божией. «Первоначально предоставлялось им явить свое произволение; но по приятии ими первых мук, нисходила к ним помощь Свыше, соделывала для них муки и смерть за Христа вожделенными». Страдания за Христа становились для них началом вечных райских радостей[247].

Засвидетельствовав своей добровольной смертью за веру силу данной им благодати, превратившей страдания в радость, мученики, тем самым свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т. е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве[248]. Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства — победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Это свидетельство уверенности в превосходстве подлинной жизни во Христе и со Христом над жизнью этого мира, уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал»[249]. В этом смысле «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» (В.В. Болотов). Вместе с тем мученичество — это последование Христу в Его искупительных страданиях. [250]

Эти два аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. На суде синедриона он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7.55-56). Так Стефан засвидетельствовал о Царстве Небесном, открывшемся для него во время и вследствие его подвига. Мученическая смерть Стефана напоминает смерть Спасителя. Когда святого побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7.60). Стефан фактически повторил то, что сказал при Распятии Сам Христос: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Так в своем мученичестве Стефан следует путем Христа[251].

Мученичество не было только внешним следованием подвигу Христа. Святитель Игнатий подчеркивает, что мученики страдали «как члены Христа» и приводит пример подвига св. мученицы Фелицитаты. Накануне родов она за исповедание веры была заключена в темницу и там разрешилась от бремени. Во время трудных родов она не могла удержаться от крика, и один из стражей ей сказал: «Ты так кричишь теперь: что ж с тобою будет, когда тебя предадут зверям на снедение?». Святая мученица ответила ему: «Теперь страдаю я; но тогда Другой во мне будет страдать за меня, потому что я страдаю за Него»[252]. И Савлу, гонителю христиан, Господь говорит: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?… Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9.4-5). Господь не отделяет Себя от гонимых за имя Его, и мученики ощущают свое единство со Христом, принимающим на Себя их муки. Мученичество понимается ими как жертвенное приобщение Христу, а значит, Его Воскресению и Жизни Вечной.

Страдания за веру воспринимались мучениками и как средство очищения своей греховности. Образцом покаяния ветхозаветных страдальцев является молитва благочестивых отроков в печи. «Истиною и судом навел еси сия вся на ны, грех ради наших, — исповедовали они. — Яко согрешихом, и беззаконновахом… и заповедей Твоих не послушахом» (Дан.3.28-30). И новозаветные мученики пребывали в покаянии в то время, «как благодать доказывала их избрание и святость явными знамениями». Так, святой мученик Тимофей, говоривший мучителям, что в нем обитает Дух Иисуса Христа и что ангелы Божии присутствуют при его страданиях и укрепляют его, убеждал свою юную супругу Мавру принять мученический подвиг такими словами: «Оставим кратковременное, иди, о Мавра! со мною на этот прекрасный подвиг, за который мы сподобимся принять от Спасителя нашего, Бога, венцы, и Он простит нам все согрешения наши, когда мы добровольно предадим себя на смерть за Него (курсив наш. — Е.Н.)». Мавра, исполнившись Святого Духа, исповедала Христа и была предана палачам. Когда у нее были исторгнуты все волосы, она сказала мучителю-игемону: «Ныне узнала я, игемон, что Христос мой усвоил меня Себе, не помянув греха моего, …состоявшего в том, что я… украсила мои волосы на обольщение моего блаженного мужа». Благодарила она и за отсечение пальцев, которыми «возлагала на себя суетные украшения», и за ввержение в котел с кипящей водой, которое называла омовением грехов, соделанных в мире, «чистым сердцем приступлю к Богу моему». Так блаженная Мавра совершала многотрудный подвиг мученичества, признавая его очищением своей греховности. Тимофей и Мавра окончили свою жизнь, будучи распяты на крестах друг напротив друга. Перед кончиной св. мученица Мавра сказала предстоявшему народу: «Братья и сестры! памятуйте, что мы поступали по-человечески, живя между человеками; также, что мы совершили после этого дело Божие, будучи рабами Бога… И вы, живя сообразно естеству человеческому, потщитесь совершить и то, что угодно Богу, да получите прощение грехов (курсив наш. — Е.Н.) и примете венцы…»[253].

Мысль о мученичестве как средстве очищения грехов можно встретить также в послании к Римлянам сщмч. Игнатия Богоносца, написанном накануне его мученического подвига: «пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым (курсив наш. — Е.Н.) хлебом Христовым» (гл.4)[254]. Встречается она и в церковных песнопениях, где страдания мучеников сравниваются с очищением золота в огне: «Искусившеся яко злато во огни мученицы всем муками, светлейше всякаго злата в любви божественней явишася».[255]

Еще один аспект мученического подвига — это его жертвенный характер, прообразом чего были ветхозаветные жертвы. «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф.5:2). И св. ап. Павел незадолго до своей мученической кончины пишет: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим.4:6). Авва Дорофей поясняет, что святые мученики – это «жертвы одушевленные, всесожжения словесные, заколения совершенные Богу»[256], так как «всесожжением называется то, когда овцу или всего вола сожигают без остатка, как сказано в законе… Так святые мученики всецело принесли себя в жертву Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и то, что было у них» (Поучение 21)[257]. Мученичество прямо называется жертвоприношением и в богослужебных песнопениях: «Агница твоя, Иисусе…., зовет Тебе…яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе…» (общий тропарь мученице)[258], «Еже и на судищи ваше исповедание святии, демонов оплева силу… темже и главам усекаемым, взывасте: да будет, Господи, жертва душ наших благоприятна пред Тобою»[259].

В первые века христианства именно мученичество более всего способствовало распространению Церкви, и в этом плане оно тоже является продолжением апостольского служения. «Плоть предающе ранам и горчайшыя муки терпяще, и нужную [насильственную. — Е.Н.] смерть, мученицы всехвальнии…Христа проповедающе единаго Бога и Владыку»[260]. Мученический подвиг архидиакона Стефана стал началом первого гонения на Церковь. Бежавшие от преследования христиане несли слово о Христе за пределы Иерусалима. Мученичество Стефана косвенно подготовило и обращение апостола Павла (Деян.22.20). Из двенадцати апостолов все, кроме Иоанна Богослова, закончили жизнь мученическим подвигом. Вплоть до Миланского эдикта 313 г. мученичество, как сильнейшее свидетельство истинности христианства, было одной из основ его распространения[261].

3.2. Обзор истории мученичества*[262]

Ветхозаветное мученичество

Истоки христианского мученичества находятся в мученичестве ветхозаветном. Священное Предание Церкви содержит память о мученической кончине большинства пророков, в том числе великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Их мученичество неотделимо от Креста Христова, Сам Христос ставит Себя в эту чреду ветхозаветных страстотерпцев. «Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк.13.33). «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» (Лк.11.:47-51.).

Неотделим от Креста Христова и подвиг семерых мучеников Маккавеев с их матерью Саломией и старцем-наставником Елеазаром, память которых Православная Церковь чтит 1 августа[263]. В их страданиях видим черты грядущего христианского мученичества: святые выражают единодушное убеждение в том, что «…Царь мира воскресит умерших за Его законы для жизни вечной» (2 Мак.7.9). В службе мученикам Маккавеям прямо говорится, что они «муки претерпеша за Христа Бога» (канон, песнь 3), «желающе быти со Христом…течение страданий неуклонным помыслом преидосте» (канон, песнь 5). Гимнографы обращаются к ним: «блаженнии Христовы страдальцы» (канон, песнь 3), «страстотерпцы Христовы» (канон, песнь 4), «прежде мучеников превелии мученицы» (кондак).

Апостол Павел, называя Маккавеев, пророков и других мучеников Ветхого Завета «свидетелями» (Евр.12.1), поясняет, что они умерли в ожидании обещанного Мессии – Христа, в Котором они, вместе с христианскими мучениками, получат воскресение и вечную жизнь: «другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления… И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей… с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест…» (Евр.11.36-37, 39,40; 12.1-2). В этих словах очень ясно выражена связь ветхозаветного и новозаветного мученичества с подвигом Начальника и Совершителя нашей веры. Крест Христов соединяет всех пострадавших за веру в Спасителя, независимо от того, когда они жили — до Его прихода, или после.

Наши рекомендации