Упование, его виды и доказательства.
Упование – это вверение своих дел и себя Аллаху и доверие Ему, Субханаhу ва Та'аля. Упование также является одним из величайших видов поклонения, и поэтомусказал Всевышний: «Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими». (Трапеза:23). В соответствии с правилами арабского языка этот аят означает «Только на Аллаха уповайте и не на кого другого». Потом сказал Всевышний: «если вы являетесь верующими», то есть Всевышний Аллах сделал условием веры упование на Него, Субханаhу ва Та'аля.
Существует несколько видов упования:
1. упование на Аллаха Всевышнего, являющееся признаком полноты и искренности веры. Подобное упование является обязательным, и лишь благодаря ему вера может стать полной.
2. тайное упование, когда человек полагается на покойного, считая, что тот может принести пользу или вред. И это большой ширк.
3. упование на другого человека в том, что ему подвластно, когда уповающий высоко оценивает того, на кого он уповает, и низко оценивает себя самого, что может касаться как добывания средств к существованию, так и других подобных этому вопросов. Это является проявлением малого многобожия, ибо сердце такого человека чувствует сильную привязанность к кому-то другому и полагается на него. Вместе с тем, если человек полагается на кого-то как на причину, считая, что обретение чего-либо через него предопределено Аллахом, то в этом нет ничего дурного при том условии, что этот человек действительно может как-то способствовать достижению желаемого. ( Например, Если человек будет уповать на живых присутствующих, например правителей и им подобных в том, на что Аллах дал им способность из богатства, решения житейских проблем и т.п., то он впал в малое проявление многобожия.)
4. упование на другого в том, что ему подвластно, выражающееся в поручении ему того, что ему можно поручить. В уповании такого рода нет ничего дурного, что подтверждается Кораном, сунной и единодушным мнением имамов. Так, например, в Коране сообщается, что Йа’куб сказал своим сыновьям: «О сыны мои! Ступайте и разузнайте о Йусуфе и его брате...» ( Юсуф:87). Известно, например, что пророк, ﷺ , поручал определенным людям собирать и хранить закят и применять установления шариата по отношению к другим. Это не есть упование, это есть возлагание на кого либо выполнения каких либо дел ( предоставление полномочий). И здесь надо говорить: "Я предоставил полномочия такому то" или "Я поручаю ему". Но нельзя говорить "Я уповаю на него". И предоставляя полномочия, в этом деле надо уповать на Аллаха.
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» ( Трофеи:2)- это описание верующих. Упование великое поклонение, которое совершается только для Аллаха, потому что Аллах способен совершить любое дело, и потому что Он Властелин всего, и Он способен на то, чтобы желания человека осуществились. А что касается творений, то они не способны на то, чтобы желания человека осуществились. Человек предоставляет полномочия кому-либо в выполнении определенных дел, но он должен уповать на Аллаха, чтобы эти дела осуществились. Также мы должны знать, что упование не противоречит совершению причин, мусульманин должен объединять упование с совершением причин. Нет между ними противоречия. Человек совершает причины, которые ему было приказано совершить, однако, он не должен полагаться на них, но он должен полагаться только на Аллаха. Человек сеет семена в землю - это причина, но он не должен полагаться на семена и на свои действия, напротив, он должен полагаться на Аллаха в том, что эти семена вырастут, дадут плоды, будут защищены и будут в безопасности. Поэтому сказал Всевышний: «Видели ли вы то, что сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?». ( Событие:63-64). Настоящий сеятель это только Аллах, а что касается нас, то мы только совершаем причины. И может быть, этот посев принесёт плоды и вырастет, а может нет.
Искренность в уповании на Аллаха является условием истинности веры.
"Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело." (Развод:3).
Стремление, трепет (сильный страх), смиренность и доказательство на каждый из них.
Стремление – это требование чего-либо похвального. Это взывание, требование, мольба и покорность.
Трепет ( ар Рахба, сильный страх )- это боязнь чего-либо ужасного. Под этим понимается страх, приводящий к удалению от того, что является его источником, иначе говоря, страх в сочетании с действием.
Сказал Всевышний: «И только Меня страшитесь» (аль Бакара:40). Это одна из разновидностей страха.
Смиренность (смирение)- это разновидность покорности и унижения перед Аллахом. И смиренность также из величайших видов поклонения. Что значит- покориться и смириться перед Его предопределением (судьбой), в том, что имеет отношение к бытию и установленным Им законам Шариата.
Тот, кто совершит что-либо из них кому-либо или чему-либо помимо Аллаха, то этот человек станет многобожником (мущриком) и неверным (кафиром).
В суре «Пророки» Всевышний Аллах упомянул истории о пророках, а потом сказал: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием (стремлением) и с сильным страхом, и были смиренны перед Нами». И Его слова: «они спешили творить добро», то есть они опережали друг друга в этом. Это качество пророков, мир им и благословения Аллаха, они не проявляли лень и слабость, напротив, они спешили совершать благое и соревновались в этом.
Слова Всевышнего: «взывали к Нам с чаянием», то есть, сильно желая того, что у Аллаха Всевышнего, и желая достижения желаемого.
Слова Всевышнего: «и сильным страхом», то есть, страшась Нас. Они просят Аллаха, чтобы Он помиловал их и чтобы не наказывал. Они стремятся к милости Аллаха и боятся Его наказания. Как сказал Всевышний: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него»( ночной перенос:57).Они взывают к Аллаху со страхом, а также с желанием того, что у Него. Также они взывают к Нему, чтобы он предопределил им благо и отвёл от них зло.
Слова Всевышнего: «и были смиренны перед Нами», то есть подчинившиеся, покорившиеся и смиренные перед Аллахом Великим и Могущественным. Они объединили в себе эти три качества. Стремление (чаяние), сильный страх и смирение – это качества пророков, мир им и благословения Аллаха. Эти три качества являются поклонением Аллаху.
Также в этом аяте ответ суфиям, которые говорят: «Мы не поклоняемся Аллаху, желая Его награды или страшась Его наказания, но мы поклоняемся Ему только из-за любви!». Эти слова являются неправильными, так как пророки взывают к Аллаху со стремлением и страхом, а они лучшие из творений.
Один из обладавших знанием сказал: «Надежда должна преобладать в случае болезни, а страх – когда человек является здоровым, ибо больной человек слабее, и может быть так, что срок его уже близок, и он умрет, но если подобное случится, то он должен умереть, хорошо думая об Аллахе. Если же человек здоров, то он остается деятельным и имеет основания надеяться на то, что проживет еще долго, а это может привести его к заносчивости и высоко- мерию, и поэтому в подобном положении должен преобладать страх, что позволит человеку уберечься от подобных вещей».
Говорят также, что надежды должно быть столько же, сколько и страха, чтобы надежда не внушала человеку мыслей о том, что он может перехитрить Аллаха, а страх не заставлял бы его отчаиваться в милосердии Аллаха, ибо и то и другое отвратительно и губительно для тех, кому это присуще.
Боязнь и её доказательства.
Боязнь (аль Хошья)- это разновидность страха. Её сущность более ограничена, чем страх. Также говорится: «аль-Хошья – это такой страх, к которому примешалось возвеличивание». Это такой страх, в основе которого лежит знание о величии и полноте власти того, кого опасается человек, ибо Аллах Всевышний сказал: "Ведь бояться Аллаха из рабов Его только знающие..."(Ангелы:28) , то есть знающие о величии и всевластии Аллаха. Таким образом, это чувство отличается определенными особенностями по сравнению с сильным страхом, а пояснить разницу между ними можно с помощью следующего примера: если ты боишься кого-либо, не зная о том, может он сделать тебе что-нибудь или нет, то это будет страхом, а если ты боишься, зная о том, что человек способен сделать тебе что-то, то это будет боязнью( опасением).
Сказал Всевышний: «Не бойтесь их»тем самым приказав бояться только Его одного. Сказал Всевышний в этом аяте: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я довёл до конца Мою милость к вам. И чтобы вы последовали прямым путём».Приказал Аллах бояться Его Всевышнего. И сказал Он о качествах молящихся: «Те, которые боятся мучений своего Господа» (Ступени:27)- это свойство творений, бояться своего Всевышнего Господа. Сказал Всевышний об ангелах: «Они боятся своего Господа, который над ними и совершают то, что им велено» (Пчелы:50). Качество ангелов, посланников, угодников и праведников то, что они находятся в безграничном страхе перед Аллахом.
Страх один из видов поклонения и является делами сердца, которые совершаются только для Всевышнего Аллаха, и о которых знает только Он. Если же говорить о видах боязни (опасения), то они подобны видам страха, о которых уже упоминали выше.
Раскаяние ( возвращение ) и его доказательства. (Аль Инаба).
Раскаяние - это возвращение к Аллаху Всевышнему с помощью повиновения Ему и удаления от непокорности Ему, что близко к покаянию, но подразумевает собой нечто более тонкое, указывая собой на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него, что может быть только обращением к Аллаху Всевышнему, на что и указывают Его слова: «И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему...» ( Толпы:54).(Т.е обратитесь с раскаянием).
Оно является покаянием и, более того, выше его по степени. Поистине покаяние является исповедованием греха, сожалением в том, что случилось, а также решительность в том, чтобы больше его не повторять. Раскаяние указывает на тоже самое, что и покаяние, но и, более того, указывает на стремление поклоняться Аллаху. Таким образом, возвращение (раскаяние)- это определенный вид покаяния со приближением к Аллаху.
Для совершения покаяния и возвращения есть пределы и границы. Не принимается покаяние от:
- того, к кому пришла смерть.
- на кого снизошло губительное наказание.
- тогда, когда выйдет солнце с запада перед Судным днём.
Поэтому сказал Всевышний: «Возвратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему», то есть вернитесь к Нему и приблизьтесь: «до того, как к вам придёт наказание, а потом вам никто не поможет».
Стремление к Аллаху - это оставлением всего, что абсолютно не подобает верующему, а также намерение совершать все то, что подобает для того, чтобы обрести довольство Аллаха.
Покорность бывает двух видов:
1. покорность всего сущего, то есть подчинение решению Аллаха, касающемуся всего сущего и распространяющемуся на всех обитателей небес и земли, будь то верующий или неверный, благочестивый или распутный, ибо никто не в силах превознестись над этим, на что указывают слова Всевышнего: «...покорились Ему те, кто в небесах и на земле, по своей воле или против воли, и к Нему вы будете возвращены».(аль Имран:83).
2. покорность, обусловленная требованиями религиозного закона, иначе говоря, подчинение установленному Им религиозному закону (следование за пророком, подобно сподвижникам ).
"(С раскаянием) обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему" (аз-Зумар 39:54).
Мольба о помощи, виды и доказательства. (Аль Исти'аана)
Обращение за помощью - это просьба о помощи.
И она делится на два вида:
Первый вид: Обращение за помощью в том, на что способен только Аллах. И совершение этого вида обращения для кого-либо кроме Аллаха является Ширком. Тот человек, который обращается за помощью к кому-либо в том, на что способен только Аллах, совершает Ширк. Так как он совершил один из видов поклонения не для Всевышнего Аллаха.
Второй вид:Обращение за помощью в том, на что способны творения. Например, человек обращается к кому-либо за помощью, чтобы он помог ему построить стену или перенести вещи, или чтобы он помог ему в чём-либо дозволенном. Как сказал Всевышний: «Помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Трапеза:2).Нет ничего страшного в обращении за помощью в простых делах, на которые способны люди. Потому что это из дел взаимопомощи в делах благочестия и богобоязненности. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Аллах помогает своему рабу до тех пор, пока тот помогает своему брату»(Муслим 2699 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.)
Если же речь идет об оказании помощи в чем-то греховном, то запретно как обращаться с подобными просьбами, так и оказывать помощь в подобных делах, ибо Аллах Всевышний сказал: «...и не помогайте друг другу в грехе и вражде». (Трапеза:2).
А что касается обращения за помощью к творению в том, на что способен только Аллах, наподобие просьбы о наделении уделом или отвержении вреда, всё это совершается только для Аллаха. Обращение за помощью к мёртвым, джинам, шайтанам или к отсутствующим, которые не слышат обращающегося, всё это является большим Ширком, потому что в этот момент человек обращается за помощью к тем, кто не в состоянии помочь ему. И слова Всевышнего: «Только Тебе мы поклоняемся и только к Тебе обращаемся за помощью» (Аль Фатиха:5) «Только Тебе мы поклоняемся», то есть мы не поклоняемся никому кроме Тебя. Всевышний Аллах сделал ограниченным поклонение только для Себя. Его слова «и только к Тебе обращаемся за помощью». Ограничил Всевышний обращение за помощью, только на Себе, и это в делах, на которые способен только Аллах.
Мольба о помощи состоит из 2-х основ: уверенности в Аллахе и уповании на Него. Ибн Теймийя сказал: "После того, как я поразмышлял о том, что является лучшей мольбой, то обнаружил, что наилучшей мольбой является взывание к Аллаху за помощью в том, чтобы удовлетворить Его. Затем я её обнаружил в суре Аль-Фатихьа в аяте:"Только Тебе одному мы поклоняемся и только Тебя одного молим о помощи""
Первое слово означает отречение от многобожия (щирка), а второе означает отречение от какой-либо власти и мощи. Эти смыслы содержатся не только в одном аяте Корана, а во многих.
Если кто то взывает о помощи к кому то помимо Аллаха, то он мушрик, совершивщий большой ширк.
Просьба о прибежище (прибегание к покровительству) и его доказательства. ( аль Исти'аза).
Аль-Исти’ааза – это просьба о прибежище при помощи слов А’узу биЛлях.
Просьба о прибежище- это просьба о прибежище у того, кто может защитить тебя от опасности, которую ты боишься, чтобы он отдалил от тебя эту опасность. И это разновидность поклонения. Не дозволяется просить о прибежище кого-либо, кроме Аллаха. Тот человек, который просит прибежища у могил, идолов или у чего-либо другого, кроме Всевышнего Аллаха, такой человек становится многобожником большим Ширком.
Сказал Всевышний: «Мужи из числа людей искали покровительства у мужей из числа джинов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)». (Джинн:6)
Как это делали арабы во времена джахилии, когда они останавливались на стоянку в каком-либо месте, то один из них говорил: «Я прибегаю к господину этой долины», то есть к старшему джину. Он прибегал к нему от глупцов из его народа. И сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отменяя этот обычай и разъясняя то, что стало узаконенным вместо него: «Тот, кто остановится в каком-либо месте и скажет: «Я прибегаю к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил», то ничто не навредит ему до тех пор, пока он не покинет это место» (Муслим 2708 со слов Хаули бинт Хаким ас-Салямиййа, да будет доволен ею Аллах.) Это правильная замена, прибежище к совершенным словам Аллаха вместо прибежища к джинам. Пророк,ﷺ, сказал Абдулле бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими:
«Если ты прибегаешь к кому-либо, то прибегай к Аллаху» ( Ат-Тирмизи 2516, Ахмад 1/308 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.).
А также Аллах сказал: "Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета". (аль-Фаляк 113:1)
"Скажи: "Я прибегаю к Господу людей" (ан-Нас 114:1).