ПЕРВАЯ ОСНОВА: Познание Господа.
Если тебя спросят: "Кто твой Господь?"
То скажи: "Мой Господь — Аллах, который воспитал меня и все миры по Своей милости. И Он мой объект поклонения. Нет у меня помимо него объекта поклонения.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "(Вся) Хвала – (только) Аллаху, Господу миров" (аль-Фатиха 2).
Все вещи, кроме Аллаха, относятся к мирам, и я – один из этих миров.
Если же тебя спросят: "Как ты познал своего Господа?"
То скажи:"По Его знамениям и творениям. К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Его творениями являются семь небес и семь земель и те, кто в них и всё, что между ними.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь" (Фуссилат 41:37).
Всевышний также сказал: "Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров" (аль-Араф 7:54).
Ар-Рабб (Господь) - это тот, кому поклоняются. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно" (аль-Бакара 2:21-22).
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Творец всего этого достоин поклонения".
К видам поклонения, которые приказал совершать Аллах, относятся:
- Ислам,
- Иман,
- Ихсан.
К ним также относятся: Мольба, Страх, Надежда, Упование, Устремление (Рогбаh), Трепет, Смирение, Боязнь (Хошйаh), Раскаяние, Мольба о помощи, Прибегание к покровительству, Мольба о спасении (Истигосаh), Жертвоприношение, Обет и прочие виды поклонения, которые приказал совершать Аллах. Все они должны посвящаться только Аллаху.
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Поистине, (все) места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом" (аль-Джинн 72:18).
Каждый, кто обращает что-либо из упомянутых видов поклонения к кому-то помимо Аллаха, является мушриком и кафиром.
Доказательствомэтого является высказывание Всевышнего: "У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют"(аль-Муминун 23:117).
Хадис гласит: "Мольба — сердцевина поклонения" (Тирмизи, хадис достоверный)
Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»". (Гафир 40:60).
На Страх в поклонении указывает высказывание Всевышнего: "Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими!" (Аль Имран 3:175).
На Надежду в поклонении указывает высказывание Всевышнего: "Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом" (аль-Кахф 18:110).
На Упование указывает высказывание Всевышнего: "Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими" (аль-Маида 5:23).
Всевышний также сказал: "Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его" (ат- Таляк 65:3).
На Устремление (Рогба), Трепет и Смирение в поклонении, указывает высказывание Всевышнего: "Поистине, они устремлялись к благим делам и взывали к Нам с надеждой и трепетом, и были они пред Нами смиренными" (аль-Анбийа 21:90).
На Боязнь (Хошйаh) указывает высказывание Всевышнего: "Не бойтесь же их и бойтесь Меня" (аль-Бакара 2:150).
На Раскаяние указывает высказывание Всевышнего: "С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему" (аз-Зумар 39:54).
На Мольбу о помощи указывает высказывание Всевышнего: "Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи" (аль-Фатиха 1:5).
В хадисе говорится: "Если просишь о помощи, то проси у Аллаха" (Тирмизи, хадис достоверный)
На Прибегание к покровительству указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета" (аль-Фаляк 113:1)и"Скажи: "Я прибегаю к Господу людей" (ан-Нас 114:1).
На Мольбу о спасении (Истигосу)указывает высказывание Всевышнего: "Вот вы попросили своего Господа о спасении, и Он ответил вам" (аль-Анфаль 8:9).
На Жертвоприношение указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: «Поистине, молитва моя и жертвоприношение моё, жизнь моя и смерть - ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне приказано, и я - первый из мусульман" (аль-Анам 6:162-163).
И из Сунны: "Аллах проклял того, кто принёс жертву не Аллаху" (Муслим, Ан-Насаи, и др)
На Обет указывает высказывание Всевышнего: "Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается" (аль-Инсан 76:7).
РАЗЪЯСНЕНИЕ:
Для того, чтобы убеждения укрепились в сердце и чтобы исчезли все сомнения необходимо разъяснять убеждения, приводя доказательства из Корана и Сунны и из вселенских знамений. Именно так и поступил шейх, да помилует его Аллах, разъясняя "Три основы" . Он не привёл ни одной основы, не подкрепив её доказательствами и ясными доводами, которые удаляют сомнения и страсти и укрепляют акъиду в сердце. Слова шейха, да помилует его Аллах: «Если спросят тебя», то есть спросят тебя: «Кто твой Господь?». Этот вопрос будет задан в этой жизни и в той. Обязательно, чтобы ты знал своего Всевышнего Господа, и чтобы ответил правильным ответом, который основан на убеждениях и доказательствах. Ты отвечай: «Мой Господь Аллах, который взрастил меня, и взрастил все миры по Своей милости». Это логическое доказательство на господство Аллаха.
Господь – это тот, который взращивает всех Своих рабов по Своей милости и наделяет их Своим уделом. Он Тот, который создаёт их в животах их матерей, поэтапно в трёх мирах, после того, как они были ничем. Он Тот, кто наделяет уделом, кормит, взращивает человека .
Все кто на земле из миров людей и животных, от малого творения и до великого, на суше и в море, все они питаются из удела Аллаха и по Его милости. Сказал Всевышний Аллах: «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом?» ( Власть:21).Также Он сказал:«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы)» ( Худ:6),а также сказал: «Сколько есть живых существ, которые не запасаются своим пропитанием! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он — Слышащий, Знающий» ( Паук:60).
Это и есть Господь, Свят Он: «Это Аллах ваш Господь, так поклоняйтесь же Ему» ( Юнус:3). Все, кто кроме Аллаха Всевышнего, не владеют из этого ничем ни идолы и никто другой. Никто не властен над чем-либо из надела, но все творения являются только теми, кого наделяет Аллах. И все мы являемся творениями.
Аллах взрастил своими благодеяниями все миры, приготовив их к тому, ради чего они были созданы и поддерживая их путем предоставления им необходимых средств к существованию. Так, например, рассказывая о разговоре Мусы с фараоном, Аллах Всевышний сказал: «Он сказал: ‘Кто же ваш Господь, Муса?’ Он сказал: ‘Господь наш тот, кто придал каждой вещи ее строение, а потом направил ее на путь истинный’». (Та Ха: 49-50). И Аллах Всемогущий и Великий взрастил и вскормил своими благодеяниями все миры. Благодеяния, которые Аллах Всемогущий и Великий оказал Своим рабам, столь многочисленны, что подсчитать их просто невозможно. Аллах Всевышний сказал: «И если станете вы считать милости Аллаха, то не сочтете их». (Ибрахим:34).Таким образом, поскольку Аллах создал тебя, готовил тебя, поддерживал тебя и давал тебе средства к существованию, то лишь Он один и достоин поклонения.
Аллах сотворил нас из ничего и одарил Своими милостями для того, чтобы мы поклонялись только Ему одному.
И самым великим воспитанием, посредством которого Аллах проявил милость Своим созданием- это то, что Он послал посланников, которые учат и указывают на то, что приближает к Аллаху.
Таухид ар Рубубийя ( в господстве) – это убеждение в том, что Всевышний Аллах является Единственным Создателем всего сущего, и то, что Он один наделяет средствами существоания, Он один управляет, Он один над всеми силен, Он всем владеет и другие смыслы Рубубийя .
Не будет достаточным признания только Таухида ар Рубубии. Не будет достаточным, чтобы человек сказал: «Мой Господь Аллах, который взрастил меня по своей милости». Этого не будет достаточно, человек обязательно должен признать Таухид аль Улюхийя, и посвятить своё поклонение
только одному Аллаху.
Потому что пророки и посланники не были посланы с таухидом рубубия.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?...» ,ведь все это смысл господства, «...Они (т.е. мушрики) скажут: «Аллах» (Сура Йунус, 31 аят).
Во все времена, многобожники никогда не разногласили в таухиде рубубия (в том, что Аллах – Он Один Единственный Господь, Создатель). Поэтому ученые сделали толкование слов: «Кто твой Господь?», как: «Кто твой объект поклонения?». Почему? Потому что испытание не было в таухиде рубубия.
Однажды шейха Мухаммада Ибн Абдуль Уаххаба, да помилует его Аллах, спросили о разнице между рубубийя и улюхийя в некоторых контекстах Корана и Сунны. И он ответил: «Это – великий вопрос! Если рубубия приходит отдельно, то подразумевается и рубубия, и ульухия. Потому что признание рубубии требует от человека признание улюхии. Но если рубубия приходит вместе с улюхия, то рубубия имеет свой смысл, а улюхия свой».
Разница между единобожником и многобожником: Единобожник признаёт единство Аллаха в господстве, а также единство Аллаха в поклонении Ему одному, у которого нет сотоварищей. А многобожник признаёт единство Аллаха в господстве, но является многобожником в поклонении Аллаху, то есть придаёт сотоварищей Аллаху в поклонении. Придаёт в сотоварищи Аллаху тех, кто не творит, не наделяет уделом и не властен над чем-либо ( праведникам, деревьям, могилам, камням и тд. Такой человек считается многобожником и не принесет ему пользу признание единства Аллаха в господстве, и это не вводит его в Ислам.)
И шейх приводит на это доказательство из Къурана: "Хвала Аллаху Господу миров".
"Хвала Аллаху" - означает вся хвала принадлежит только Аллаху, и Он один достоин совершённой полной Хвалы, так как все милости от Него.
Всё сущее делится на 2 части:
- Господь. ( Владыка, единоличный в своем Господстве и божественности).
- Его творения ( создания, т.е. всё то, что есть помимо Аллаха из всех творений).
Так как он Один является Господом миров , то Он Один достоин поклонения и никто кроме Него. И это делает недействительным поклонение кому-либо, кроме Него, Свят Он Всевышний. И поэтому Он сказал: «Только Тебе мы поклоняемся, и только к Тебе взываем о помощи» ( Аль Фатиха:5). Правила арабского языка указывают на то, что смысл слов «Только тебе мы поклоняемся» будет «Мы не поклоняемся никому, кроме Тебя», и это выражение содержит в себе отрицание и утверждение. А если мы скажем, например: «Мы поклоняемся Тебе», то в этом выражении будет только утверждение. И эти две фразы сильно отличаются. Поклонение будет достоверным только с отрицанием и утверждением. И это смысл свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха»,
в нём присутствует отрицание и утверждение. Отрицание божественности от кого-либо, кроме Аллаха и утверждение божественности одному Всевышнему Аллаху.
Рубубийя нуждается в познании. И Аллаха как Господа мы познаём с помощью Его знамений и того, что было сотворено Им.
Знамения (аят) Аллаха бывает 2х видов:
1. Знамения проявляющиеся во всем сущем: небо, солнце, луна и тд, т.е. вселенские знамения.
2. Знамения, связанные с ниспосланием религиозного закона ( откровения, ниспосланные посланникам).
Вселенские знамения (аяты) указывают на их Творца, Создателя и Управителя, а аяты Корана -в них приказ поклоняться Аллаху. Также в них утверждение таухида Рубубийя и доказ-во через таухид Рубубийя на таухид Улюхийя. Признание Рубубии ( господства) требует от человека признания улюхии (достоинство Аллаха в поклонении).
Сказал Ибн 'Аббас: "Любое место в Коране, где говорится (Поклоняйтесь Аллаху), означает, что только Аллаха надо считать одним единственным Богом. А поклонение Аллаху означает, что можно и нужно обожествлять только Аллаха, то есть поклоняться только Ему – Единственному и Единому, без кого-либо или чего-либо помимо Него."
Все это свидетельствует об огромной важности Единобожия (Таухида), а также о том, что он является самой первоочередной из всех обязанностей.
Поклонение, без соблюдения Единобожия, не называется поклонением и не является поклонением.
Самым лучшим и точным определением поклонения является определение ученого Ислама (Ибн Таймия): "Поклонением является все то, что любит Аллах и то, чем Он доволен из слов и дел, как явных, так и скрытых".
Выполнение того, что приказал Аллах, является подчинением Ему, а также оставление всего, что Он запретил, является подчинением Ему, и это всё является поклонением. Виды поклонения не ограничены, их много. И не зависит, будут ли эти дела или оставление каких-либо дел проявляться внешне, или же они будут в сердце человека, всё это будет поклонением. Так как поклонение бывает языком, сердцем и органами.
Из этого мы понимаем, что поклонение делится на:
- поклонения, связанные с речью.
- поклонения, связанные с делами.
Слова и дела могут быть явными , а могут быть скрытыми.
Слова - иногда выражаются языком, а иногда сердцем. К примеру слов, связанные с языком можно привести: поминание Аллаха, чтение Корана, призыв к одобряемому, порицание порицаемого и тд.
К словам, связанным с сердцем относится: намерение, цель человека.
Дела- иногда выражаются органами, а иногда сердцем.
К делам сердца относятся, к примеру: упование, смиренность, страх, покорность, искренность, покаяние , и тд. К делам органов относится: просить о помощи, жертвоприношения, обеты, соблюдение поста и тд
И эти дела могут быть как явными так и скрытыми. Все эти поклонения можно посвящать только Одному Аллаху.
Таким образом, поклонение бывает языком, сердцем и органами.
Также поклонение бывает телом ( как упомянутые виды выше) и поклонение имуществом ( к примеру, выплата закята).
Слова автора, да помилует его Аллах, «Ислам, Иман и Ихсан». Эти три вида считаются самыми великими видами поклонения, и придёт их толкование в словах шейха, когда он будет объяснять вторую основу. Он упомянул их тут, потому что они являются разновидностями поклонения. Ислам с его пятью столпами, а это: два свидетельства, совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц Рамадан и совершение паломничества к запретному Дому Аллаха. Всё это виды поклонения, телесные и имущественные. Также Иман с его шестью столпами и они из дел сердца, а это: вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его
посланников, судный день и в предопределённость как хорошего, так и плохого. Всё это является поклонениями сердца. Также Ихсан – он состоит из одного столпа, а это: чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, и если даже ты не видишь Его, то воистину, Он видит тебя. Это самый высокий вид поклонения. Ислам, Иман и Ихсан называются степенями религии, так как все они являются религией. Потому что, когда Джибриль, мир ему, задал вопросы пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в присутствии сподвижников, и тот ответил ему об Исламе, Имане и Ихсане, то пророк
сказал: «Это приходил Джибриль, чтобы обучить вас делам вашей религии» ( Аль-Бухари 4777, Муслим 8-10, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.). В этом хадисе пророк, мир ему и благословения Аллаха, назвал эти три вещи религией.
Видов поклонения очень много и шейх перечислил только некоторые из них.
Мольба (дуа) её разновидности и доказательства:
Мольба делится на два вида:
- Мольба поклонение ( дуа 'ибада) - это все виды поклонения, восхваление Всевышнего Аллаха.
- Мольба просьба ( дуа мас'аля) - это просьба о чем либо у Аллаха, наподобии просьбы о верном руководстве или просьбы об уделе , знании, содействии у Аллаха.
«Хвала Аллаху Господу миров. Милостивому, Милосердному. Владыке Судного Дня. Тебе только мы поклоняемся, и к Тебе только взываем о помощи» - эти аяты являются мольбой поклонением.
«Веди нас прямым путём»начиная с этого аята и до конца суры аль Фатиха, всё это является мольбой просьбы.
Мольбу- поклонение нельзя обращать к творениям, обращают только к Аллаху, иначе будет большой ширк.
«И сказал Господь ваш: ‘Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, кто превозносится над поклонением Мне, войдут в геенну и останутся там навечно!’»
Мольбу-просьбу можно обращать к творениям в том случае если другой человек понимает о чем идет речь и может откликнуться на просьбу, и обращают к живому. ( например, просьба напоить, накормить, т.е. то, что под силу рабу Аллаха.) . Мольба о том, что под силу одному Аллаху обращенная к живому или мертвому является большим ширком и выводит из ислама.
Люди делятся на три группы:
Первая: Люди, которые вообще не взывают к Аллаху. Они проявляют высокомерие по отношению к поклонению Аллаху.
Вторая: Люди, которые взывают к Аллаху, однако, наряду с Аллахом взывают к другим. Такие люди являются многобожниками.
Третья: Люди, которые взывают только к одному Аллаху. Такие люди являются единобожниками.
Мольба- один из величайших видов поклонения. Если в Коране приходит слово "дуа", то он имеет два смысла.(и просьба и поклонение). Если только нет довода на то, что имеется ввиду определенный вид "дуа".
Всевышний Аллах рассказал о словах Ибрахима (алейхи салям), когда он уходил от своего народа сказал:«Я удаляюсь от вас и от того, к чему вы делаете дуа помимо Аллаха, и делаю дуа к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен» (Сура Мариям, 48 аят). И после этого Всевышний Аллах сказал в продолжении: «Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись (يعبدون) помимо Аллаха...» (Сура Мариям, 49).И это один из явных доказательств на то, что вышеприведенный аят охватывает как «дуа масаля», так и «дуа ‘ибада».