Первая заповедь. Обязанности внутреннего и внешнего Богопочитания. Прем. 1, 4; Мф. 5,8; Рим. 12,2; Рим. 8, 7.
«Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене»
Эту заповедь можно разделить на 2 части:
«Аз есмь Господь Бог твой»;
«Да не будут тебе бози инии, разве Мене».
В первой части Господь указывает человеку на Самого Себя и этим заповедует познавать Его. Священное Писание свидетельствует, что к познанию Бога приводят вера, любовь, добрые дела.
«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11,6).
«Любящий знает Бога» (1Ин.4,7).
«Вера без дел мертва» (Иак.2,20).
Среди добрых дел, необходимых для познания Бога, Святые Отцы особо выделяют, во-первых, изучение Священного Писания, изучение творений святых отцов и учителей Церкви, посещение храма Божьего, молитва, изучение сотворённого Богом мира и действий Божественного Промысла в истории человеческого рода, самопознание.
Вторая часть первой Заповеди звучит так:
«Да не будут тебе бози инии, разве Мене». Эти слова учат нас благоговейно чтить нашего Творца. К Богопочитанию относятся следующие добродетели:
1. Вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.
2. Память о Боге. Не нужно забывать, что Бог видит не только наши дела, но и знает наши мысли. Господь говорит: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк.8,17).
3. Страх Божий. «Начало премудрости – страх Господень» (Пс.110,10).
4. Не роптать на Бога, когда Он не то делает с нами, чего мы хотим.
5. Прославление и благодарение Господа Бога за все Его благодеяния. «Благодарность приемлющего, – говорит преподобный Исаак Сирин, – побуждает Дающего давать дары большие прежних».
6. Молитва. Святой апостол Павел заповедует: «Всегда молитесь, за всё благодарите» (1Фес.5,17,18).
Отметим, что, по словам протоиерея Григория Дьяченко, имя «Господь» происходит от слова «господствовать», а имя «Бог» – от слов «богатый», «благий». Как Милостивый, Он открывает Самого Себя и Свою святую волю; как Всемогущий, Бог повелевает. Таким образом, в первой Заповеди заключена та мысль, что Бог – милостивый Отец и праведный Судья.
Грехи против первой заповеди и краткое замечание о каждой из них. Учение о самоотвержении. Соглашение с первой заповедью почитания ангелов и святых. Пс. 13,1; Гал. 1,10; Лк. 9,23; Мк. 8,36; Ин. 17,22; еф. 4,4.
Грехи против этой Заповеди:
1. Безбожие. Этот грех в Священном Писании называется «безумием». «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1).
2. Многобожие – когда вместо Единого Истинного Бога почитают и признают многих ложных богов.
3. Неверие – такой грех, когда люди не верят в Промысл Божий.
4. Ересь – такой грех, когда придумывают учения, не соответствующие Божественной истине, или намеренно извращают истину. слово «ересь» происходит от греческого «ἐρέω» «эрэо», что значит – «выбираю».
5. Раскол – это своевольное уклонение от единства Богопочитания. Если ересь исходным пунктом своего отделения от единства Церкви имеет догматическую сторону, то раскол своей опорной точкой имеет практическую или обрядовую сторону.
6. Богоотступничество – такой грех, когда люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований, насмешек или ради земных выгод.
7. Отчаяние – такой грех, когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются получить от Него спасительную благодать
8. Волшебство – такой грех, когда люди, оставляя жизнь по Заповедям Божиим, перестают верить в благодатную силу Божию и обращаются за помощью к злым силам.
9. Суеверие – есть отдельное мнение о практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного Предания. Этот грех возникает вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия нехристианским источникам.
10. Обрядоверие – придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении её смысла и цели. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий, без учета их внутреннего благодатного смысла, свидетельствует об ущербности истинной веры.
11. Лень. Ленивый не любит Бога, потому что любовь исключает леность.
12. Любовь к твари, больше, чем к Богу.
13. Человекоугодие – такой грех, когда заботятся больше об угождении людям, нежели Богу.
14. Человеконадеяние – такой грех, когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога.
Учение о самоотвержении
Господь говорит, что ради Царства Небесного человек должен отречься даже от самого себя. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23). Святитель Феофан Затворник так объясняет эти слова Спасителя: «За Господом Крестоносцем нельзя идти без Креста. Крест – это всякого рода неудобства на пути добросовестного исполнения заповедей Господних».
Идущий крестным путем, неизбежно лишается многих своих естественных удовольствий и радостей. Но путь христианского самоотвержения в самом себе имеет источник благодатного Божьего утешения. Ап.Павел: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1,5) «Его же бо любит Господь, наказует (Евр.13,16)». Господь Иисус Христос, не попустит своим чадам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы мы могли перенести» (1Кор.10,13).