О законе Божием и заповедях. Закон Божий внутренний или закон совести. Рим. 2,13-16; Ин. 8,7-9; Гал. 3,19; Ис. 20, 2-17.
Отношение Евангельского Закона к Закону ветхозаветному определил Сам Господь Иисус Христос, сказав: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5,17). «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8,46),
Он, как Сын Божий, восполнил, обновил и преобразил Ветхий Завет. Ап.Павел «Кто во Христе, –тот новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое» (2Кор.15,17).
Как известно, Закон Моисеев был дан в период приготовления человеческого рода к духовному возрождению через Иисуса Христа. Поэтому в Моисеевом Законе было много временного, что, естественно, должно было потерять свое значение и уступить место новому, более совершенному, благодатному.
Но то, что составляло в Законе его религиозно-нравственную сущность, имеет вечное значение и остается, хотя и нуждается в восполнении. Таковы, например, истины веры относительно Единства Божества, о бытии Ангелов, о Промысле Божием. Все эти положения остаются незыблемыми и в христианстве, но они восполняются учением о Триединстве Божества, об Искупителе, о Церкви. Для христиан, таким образом, ветхозаветная праведность не отрицается, но расширяется и углубляется.
Закон Божий и Заповеди
Будучи созданы Богом «на добрые дела» (Еф.2,10), люди получили от Творца средства к тому, чтобы отличать добро от зла. К этим средствам относятся:
1. Закон Божий внутренний или свидетельство совести. Святой пророк Иеремия называет этот Закон «скрижалями сердца» (Иер.17,1).
2. Закон Божий Внешний или Заповеди Божии. В Священном Писании Внешний Закон называется «каменными скрижалями» или «скрижалями завета» (Втор.9,9).
Закон Божий внутренний или Закон совести
Определение: «Совесть – это голос Божий, дающий ведение воли Божьей, относительно того, что должен и чего не должен делать человек, как разумно-нравственное существо». Св. Иоанн Лествичник: «Совесть - голос Ангела Хранителя».
Закон совести присущ человеческой природе так же, как присуще жизни физической дыхание и обновление тканей. Святой апостол Павел: голос совести есть даже у язычников. «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,15).
Блаженный Паисий Афонский: Совесть - первый Закон Божий, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей, который впоследствии при рожденииь наследует от своих родителей как ксерокопию.
Будучи достоянием всех людей, совесть не у всех одна и одинакова. Даже у одного и того же человека не всегда бывает одинаковое её состояние. Святоотеческое учение выделяет целый ряд пагубных состояний совести: «притупление», «осквернение», «засыпание». Максим Исповедник: «Без веры, – совесть становится орудием зла».
Голос совести возрастает при усилении самоконтроля, внутренней работы над очищением мыслей и чувств от греховных страстей, при частом исповедании.
О разделении заповедей на две скрижали. Значение этого разделения. Мф. 22,36-39; Ин. 15,13; 1Кор. 10, 24; Мф.10, 37, 38; 1Тим. 5, 8.
Закон Божий Внешний
Совесть была дана Господом, как внутренний Закон, позволяющий человеку отличать добро от зла. Когда же люди греховной жизнью стали заглушать голос совести, тогда Бог дал им Закон внешний. Ап.Павел: «Для чего же Закон? Он дан после, по причине преступлений» (Гал.3,19). Свои Заповеди Бог открыл на Синайской горе в пятидесятый день после исхода избранного народа из Египта. Господь Бог явил людям Закон через Ангелов. Как свидетельствует об этом Священное Писание. Первомученик и архидиакон Стефан, обращаясь к иудеям, сказал: «Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили» (Деян.7,53). Святой апостол Павел пишет: «Закон преподан чрез Ангелов, рукою посредника» (т.е. Моисея) (Гал.3,19).
Слова этого Закона были просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что легли в основу всякой нравственности.
Основной текст Синайского законодательства выглядит так:
1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, еже святити его; шесть дний делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17).
Господь Бог изобразил Заповеди на двух скрижалях. Это разделение указывало на то, что Закон заповедует два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
Чтобы люди могли лучше представлять свои обязанности по отношению к Богу и ближнему, Закон был разделён на 10 Заповедей:
В 1-й предписывается познавать и чтить истинного Бога.
Во 2-й – уклоняться от ложного богопочитания.
В 3-й – не нарушать богопочитания даже словом.
В 4-й – наблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.
В 5-й – предписывается любить и почитать ближних, начиная с родителей.
В 6-й – не вредить жизни ближних.
В 7-й – не вредить чистоте нравов наших ближних.
В 8-й – не вредить их собственности.
В 9-й – не вредить им словом.
В 10-й – даже не желать вредить нашим ближним.
Нашим ближним является прежде всего Господь Иисус Христос, ибо Он Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37).
Все люди произошли «от одной крови» (Деян.17,26), и все они носят в себе образ Божий, но те из них, которые исповедуют одну с нами веру, должны быть особенно нам близки и дороги, как наши братья по благодати возрождения. «Итак, доколе есть время, – пишет святой апостол Павел, – будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10).
Общая суть десяти заповедей Моисеева Закона в Новом Завете так изъясняется Господом Иисусом Христом:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,38,39).
Как известно, эти 2 Заповеди расположены в двух разных Моисеевых книгах (Втор.6,5; Лев.19,18). Святитель Николай Сербский называет это разделение промыслительным, объясняя это так: «Род человеческий в то время ещё не был готов эти две Заповеди принять. Прежде чем поступить в высшую школу, необходимо закончить начальную. А десять заповедей Моисеевых и представляют собою начальную школу упражнений и подготовки к высшей школе любви».