Третья Заповедь Блаженств «Блажени кротции, яко тии наследят землю»
Заповедь о кротости Господь приводит после покаянного плача. Т.к только с помощью кротости человек способен сохранить покаянное настроение (плач).
Определение: «Кротость – есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться».
Христианская кротость ничего общего не имеет с боязливостью и трусостью. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чтобы быть кротким, нужно иметь мужественную, благородную, высокую душу». «Кротость ваша, – пишет святой апостол Павел, – да будет известна всем» (Фил.4,5), т. е. кротость должна быть общеизвестным качеством христианина.
Святейшим примером кротости для нас является Христос Спаситель, , – Я кроток и смирен сердцем»(Мф.11,29). Как замечает святитель Иоанн Златоуст: «Кроткому свойственно прощать обиды. Так поступал и Христос. Он, будучи называем обманщиком и нечестивцем, вёл людей в Царство Небесное».
Может возникнуть вопрос: «Как соблюсти кротость по отношению к враждующим против нас»? Преподобный Иоанн Лествичник так отвечает: Врачебное орудие – есть кроткое и долготерпеливое обличение». Или как говорит святой апостол Павел: «Если враг твой голоден – накорми его; если жаждет – напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12,20).
Кротости противоположны душевные пороки - гнев, раздражительность, злоба.
По учению Св. Отцов, добродетелями, приводящими к кротости, являются:
1. Молчание. «Губами затворяй дверь гневу», преп. Нил Синайский.
2. Молитва об оскорбившем. Св. Иоанн Златоуст: «Если кто-нибудь опечалит тебя, то ты помолись за него, как об оказавшем тебе великую пользу».
Господь обещает кротким, что они «наследят землю» - Выражение – образное. Это означает, что кроткие будут введены в Царство Небесное, названное в Священном Писании «землёю живых» (Пс.26,13).
Четвертая заповедь блаженства. Понятие о правде. Объяснение слов: «алчущие и жаждущие правды». Награда алчущим и жаждущим правды. Примеры из христианской жизни. Амос. 8,1 1; Дан. 9,24; Рим. 3,22-25; Пс. 16,15.
Четвертая Заповедь Блаженств
«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»
Св. Филарета (Амфитеатрова): алчущие и жаждущие правды – те кто имеет постоянное желание исполнить волю Божию. Такое желание имел Господь Иисус Христос. «Моя пища – есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4,34). Слова с креста: «Жажду! Совершилось!» (Ин.19,28,30).
авва Дорофей: «Чтобы исполнить волю Божию надо - оставить свою греховную волю, отложить самооправдание. руководствоваться Священным Писанием и учением Святых Отцов».
В Св. Писании под «правдой» понимается оправдание грешного человека Богом в силу крестных заслуг Христа Спасителя, посредством веры и добрых дел.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся. Насыщение телесное прекращает 1.чувство голода, 2.обновляет силы. Так и под насыщением духовным понимается 1.внутреннее успокоение 2.приобретение благодатных сил к дальнейшему деланию добра.
Совершенное насыщение праведники получат в Царстве Славы. Как говорится об этом в псалме: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» (Пс.16,15).
Пятая заповедь блаженства. Общий смысл этой заповеди. Дела милости: телесные и духовные, их объяснение. Значение награды милостивым. Примеры из христианской жизни. Мф. 25,34-36; Иак. 5,19,20; Мк. 1 1,25.
Пятая Заповедь Блаженств
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»
Петр Дамаскин: «Милостив тот кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: деньгами, пищею, полезным словом, молитвой».
Человек состоит из души и тела, соответственно дела милости могут быть телесныеи духовные. Телесные дела милости указаны Господом в притче «О Страшном Суде»: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,34-36). Как видно из притчи, делом милосердия является:
1. Накормить голодного.
2. Принять странника. Святой апостол Павел говорит, что все в этой жизни являются странниками и пришельцами (ср:Евр.11,13).
3. Посетить находящегося в темнице.
4. Посетить больного. «Те ноги, которые ходили к больному, без труда пройдут геенский огонь», – учит святитель Иоанн Златоуст.
Духовные дела милостыни:
1. Обратить грешника от ложного пути. «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19-20).
2. Научить незнающего истине и добру. Св. Тихон Задонский: «Иной отвечает: «Я невежда, как мне ближнего увещевать?». Ответ: «Любовь найдет слово, которым сможешь помочь ближнему, она представит тебе способ, ум и язык твой направит».
3. Молиться Богу о ближнем.
4. Не отвечать злом на зло. «Прощайте, если что имеете на кого, – заповедует Спаситель, – дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваша» (Мк.11,25).
Наградой для милостивых является то, что они сами будут помилованына Суде Божьем.
12. Шестая заповедь блаженства. Признаки сердечной чистоты. Отличие чистоты сердца от чистосердечия или искренности. Награда исполнившим эту заповедь. Примеры. еф. 1,18. О седьмой заповеди блаженства. Понятие о миротворцах. Великое звание наречения миротворцев сынами Божиими. Примеры. Рим. 8,14-16; Филип. 2, б-8.
Шестая Заповедь Блаженств
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»
Определение: «Чистые сердцем – люди, у которых действия, мысли, желания и нравственные правила деятельности чисты, бескорыстны, правдивы». Преп. Исаак Сирин: главными признаками сердечной чистоты 1.нерассеянная молитва; 2.способность видеть всех людей хорошими.
Св.Филарет (Дроздов): чистоту сердца следует отличать от искренности. Искренность – начальная степень чистоты сердца - свойство противоположное лицемерию. Искренность не исключает совершение других грехов, а чистота сердца, добродетель, охватывающая всего человека, все его мысли, чувства и дела.
Очищение сердца достигается от святых таинств Церкви; молитвой; изучением Слова Божия; исполнением пяти предшествующих Заповедей Блаженств. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что главными средствами к очищению сердца являются частая молитва, гнев на страсти, осознание себя грешником, неосуждение других. Преподобный Петр Дамаскин по этому поводу замечает: «Желающий видеть Христа, не вне должен искать Его, но внутри себя, подражанием жизни Его в мире. Подражать должны Христу через кротость и смирение».
Награда за чистоту сердца - Боговидение. Как телесное созерцается телесными глазами, так духовное только духовными. Таким духовным оком является сердце.
Чистые сердцем лишь тогда увидят Бога «лицом к лицу» (1Кор.13,12), когда уже здесь убеливши «одежды свои Кровию Агнца» (Апок.7,14), предстанут пред Господом Славы. Таким образом, будущее созерцание Бога в прославленной плоти будет только завершением теперешнего блаженного созерцания Бога в своём верующем сердце.
Седьмая Заповедь Блаженств
«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»
Св. Петр Дамаскин: «Миротворцы – это те, кто умиротворяет душу и тело подчинением духу, у которых благодать Святого Духа царствует в душе и руководит как хочет».
Каждый может дать лишь то, что имеет сам. Если христианин будет иметь Божий мир в душе, то он способен умиротворять других. Св. Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг тебя».
Преподобный авва Дорофей называет добродетели, которые приводят к миротворчеству: 1. страх Божий, 2.память смерти, 3.память мучений.
Спаситель возвещает миротворцам великую награду – «тии сынове Божии нарекутся». Следует сказать, что сынами Божиими называются все верующие во Христа, как дети Отца Небесного. Ап. Павел: «Все вы – сыны Божии по вере в Иисуса» (Гал.3,26). Но по преимуществу это высокое имя принадлежит миротворцам, которые, подражая Спасителю, делают всё, чтобы примирить людей с Богом, «Который не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14,23).
Если миротворцы разделяют на земле участь Сына Божия в служении, то они будут истинными соучастниками и в Его славе. Следовательно, выражение «нарекутся сынами Божиими» означает то, что миротворцы, будут находиться в особом общении с Богом и примут достойную соответствующую этому званию степень блаженства.
Восьмая заповедь блаженства. Награда, исполнившим эту заповедь. Примеры. 1 Ин. 5,19; Пс.51,5; 2 Тим.3,12; Рим. 8,18. Свойства Истинной ревности к правде. О девятой заповеди блаженства. Мученики Христовы и фанатики, различия. Примеры. Ин. 7,20; Лк. 23,34; 1 Кор. 13,3.
Восьмая Заповедь Блаженств
«Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»
Иоанна Кронштадтский: «Под «правдой понимаем веру христианскую и жизнь по Заповедям Христовым». «Действующий в сынах противления диавол, ненавидит правду и гонит ее, т. к. она служит обличением его неправды».
8 заповедью Господь завещает иметь непоколебимую твёрдость характера в вопросах веры и благочестия.
Святитель Николай Сербский учит, что иудеи распяли Господа Иисуса Христа именно за правду Божию. Участь Спасителя ожидает и всех Его верных учеников, как говорит Сам Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15,20). Ап. Павел: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3,12).
Свойства истинной ревности к правде Божией.
1. ревность к правде должна быть нелицемерной.
2. искреннее и твердое убеждение ревнующего о правде должно быть связано с чистотой его собственной жизни и памятью о своих недостатках. «Вынь прежде бревно из твоего глаза, – учит Спаситель, – и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего» (Мф.7,5).
3. ревнующие о правде Божьей надеются «не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых» (2Кор.1,9). Св. Феофан Затворник: «В своем Лице Спаситель пострадал в одно известное время: после же того, Его страдания продолжаются в лице верующих, т.к. союз у Господа со своими живой, а не только мысленный и нравственный».
Блаженные в 1 и в 8 Заповедях обретают: Царство Небесное.
1-е победили гордость, 2-е победили тщеславие. Они отреклись от славы земного царства.
В 8 Заповеди повторяется обетование 1 ещё и потому, что предметом блаженств является собственно одно и то же Царство Божие, в котором, по словам Спасителя, «обителей много» (Ин.14,2).