Третья Заповедь Блаженств «Блажени кротции, яко тии наследят землю»

Заповедь о кротости Господь приводит после покаянного плача. Т.к только с помощью кротости человек способен сохранить покаянное настроение (плач).

Определение: «Кротость – есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться».

Христианская кротость ничего общего не имеет с боязливостью и трусостью. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чтобы быть кротким, нужно иметь мужественную, благородную, высокую душу». «Кротость ваша, – пишет святой апостол Павел, – да будет известна всем» (Фил.4,5), т. е. кротость должна быть общеизвестным качеством христианина.

Святейшим примером кротости для нас является Христос Спаситель, , – Я кроток и смирен сердцем»(Мф.11,29). Как замечает святитель Иоанн Златоуст: «Кроткому свойственно прощать обиды. Так поступал и Христос. Он, будучи называем обманщиком и нечестивцем, вёл людей в Царство Небесное».

Может возникнуть вопрос: «Как соблюсти кротость по отношению к враждующим против нас»? Преподобный Иоанн Лествичник так отвечает: Врачебное орудие – есть кроткое и долготерпеливое обличение». Или как говорит святой апостол Павел: «Если враг твой голоден – накорми его; если жаждет – напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12,20).

Кротости противоположны душевные пороки - гнев, раздражительность, злоба.

По учению Св. Отцов, добродетелями, приводящими к кротости, являются:

1. Молчание. «Губами затворяй дверь гневу», преп. Нил Синайский.

2. Молитва об оскорбившем. Св. Иоанн Златоуст: «Если кто-нибудь опечалит тебя, то ты помолись за него, как об оказавшем тебе великую пользу».

Господь обещает кротким, что они «наследят землю» - Выражение – образное. Это означает, что кроткие будут введены в Царство Небесное, названное в Священном Писании «землёю живых» (Пс.26,13).

Четвертая заповедь блаженства. Понятие о правде. Объяснение слов: «алчущие и жаждущие правды». Награда алчущим и жаждущим правды. Примеры из христианской жизни. Амос. 8,1 1; Дан. 9,24; Рим. 3,22-25; Пс. 16,15.

Четвертая Заповедь Блаженств

«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»

Св. Филарета (Амфитеатрова): алчущие и жаждущие правды – те кто имеет постоянное желание исполнить волю Божию. Такое желание имел Господь Иисус Христос. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4,34). Слова с креста: «Жажду! Совершилось!» (Ин.19,28,30).

авва Дорофей: «Чтобы исполнить волю Божию надо - оставить свою греховную волю, отложить самооправдание. руководствоваться Священным Писанием и учением Святых Отцов».

В Св. Писании под «правдой» понимается оправдание грешного человека Богом в силу крестных заслуг Христа Спасителя, посредством веры и добрых дел.

Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся. Насыщение телесное прекращает 1.чувство голода, 2.обновляет силы. Так и под насыщением духовным понимается 1.внутреннее успокоение 2.приобретение благодатных сил к дальнейшему деланию добра.

Совершенное насыщение праведники получат в Царстве Славы. Как говорится об этом в псалме: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» (Пс.16,15).

Пятая заповедь блаженства. Общий смысл этой заповеди. Дела милости: телесные и духовные, их объяснение. Значение награды милостивым. Примеры из христианской жизни. Мф. 25,34-36; Иак. 5,19,20; Мк. 1 1,25.

Пятая Заповедь Блаженств

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»

Петр Дамаскин: «Милостив тот кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: деньгами, пищею, полезным словом, молитвой».

Человек состоит из души и тела, соответственно дела милости могут быть телесныеи духовные. Телесные дела милости указаны Господом в притче «О Страшном Суде»: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,34-36). Как видно из притчи, делом милосердия является:

1. Накормить голодного.

2. Принять странника. Святой апостол Павел говорит, что все в этой жизни являются странниками и пришельцами (ср:Евр.11,13).

3. Посетить находящегося в темнице.

4. Посетить больного. «Те ноги, которые ходили к больному, без труда пройдут геенский огонь», – учит святитель Иоанн Златоуст.

Духовные дела милостыни:

1. Обратить грешника от ложного пути. «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19-20).

2. Научить незнающего истине и добру. Св. Тихон Задонский: «Иной отвечает: «Я невежда, как мне ближнего увещевать?». Ответ: «Любовь найдет слово, которым сможешь помочь ближнему, она представит тебе способ, ум и язык твой направит».

3. Молиться Богу о ближнем.

4. Не отвечать злом на зло. «Прощайте, если что имеете на кого, – заповедует Спаситель, – дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваша» (Мк.11,25).

Наградой для милостивых является то, что они сами будут помилованына Суде Божьем.

12. Шестая заповедь блаженства. Признаки сердечной чистоты. Отличие чисто­ты сердца от чистосердечия или искренности. Награда исполнившим эту заповедь. Примеры. еф. 1,18. О седьмой заповеди блаженства. Понятие о миротворцах. Великое звание наречения миротворцев сынами Божиими. Примеры. Рим. 8,14-16; Филип. 2, б-8.

Шестая Заповедь Блаженств

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»

Определение: «Чистые сердцем – люди, у которых действия, мысли, желания и нравственные правила деятельности чисты, бескорыстны, правдивы». Преп. Исаак Сирин: главными признаками сердечной чистоты 1.нерассеянная молитва; 2.способность видеть всех людей хорошими.

Св.Филарет (Дроздов): чистоту сердца следует отличать от искренности. Искренность – начальная степень чистоты сердца - свойство противоположное лицемерию. Искренность не исключает совершение других грехов, а чистота сердца, добродетель, охватывающая всего человека, все его мысли, чувства и дела.

Очищение сердца достигается от святых таинств Церкви; молитвой; изучением Слова Божия; исполнением пяти предшествующих Заповедей Блаженств. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что главными средствами к очищению сердца являются частая молитва, гнев на страсти, осознание себя грешником, неосуждение других. Преподобный Петр Дамаскин по этому поводу замечает: «Желающий видеть Христа, не вне должен искать Его, но внутри себя, подражанием жизни Его в мире. Подражать должны Христу через кротость и смирение».

Награда за чистоту сердца - Боговидение. Как телесное созерцается телесными глазами, так духовное только духовными. Таким духовным оком является сердце.

Чистые сердцем лишь тогда увидят Бога «лицом к лицу» (1Кор.13,12), когда уже здесь убеливши «одежды свои Кровию Агнца» (Апок.7,14), предстанут пред Господом Славы. Таким образом, будущее созерцание Бога в прославленной плоти будет только завершением теперешнего блаженного созерцания Бога в своём верующем сердце.

Седьмая Заповедь Блаженств

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»

Св. Петр Дамаскин: «Миротворцы – это те, кто умиротворяет душу и тело подчинением духу, у которых благодать Святого Духа царствует в душе и руководит как хочет».

Каждый может дать лишь то, что имеет сам. Если христианин будет иметь Божий мир в душе, то он способен умиротворять других. Св. Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг тебя».

Преподобный авва Дорофей называет добродетели, которые приводят к миротворчеству: 1. страх Божий, 2.память смерти, 3.память мучений.

Спаситель возвещает миротворцам великую награду – «тии сынове Божии нарекутся». Следует сказать, что сынами Божиими называются все верующие во Христа, как дети Отца Небесного. Ап. Павел: «Все вы – сыны Божии по вере в Иисуса» (Гал.3,26). Но по преимуществу это высокое имя принадлежит миротворцам, которые, подражая Спасителю, делают всё, чтобы примирить людей с Богом, «Который не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14,23).

Если миротворцы разделяют на земле участь Сына Божия в служении, то они будут истинными соучастниками и в Его славе. Следовательно, выражение «нарекутся сынами Божиими» означает то, что миротворцы, будут находиться в особом общении с Богом и примут достойную соответствующую этому званию степень блаженства.

Восьмая заповедь блаженства. Награда, исполнившим эту заповедь. Примеры. 1 Ин. 5,19; Пс.51,5; 2 Тим.3,12; Рим. 8,18. Свойства Истинной ревности к правде. О девятой заповеди блаженства. Мученики Христовы и фанатики, различия. Примеры. Ин. 7,20; Лк. 23,34; 1 Кор. 13,3.

Восьмая Заповедь Блаженств

«Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»

Иоанна Кронштадтский: «Под «правдой понимаем веру христианскую и жизнь по Заповедям Христовым». «Действующий в сынах противления диавол, ненавидит правду и гонит ее, т. к. она служит обличением его неправды».

8 заповедью Господь завещает иметь непоколебимую твёрдость характера в вопросах веры и благочестия.

Святитель Николай Сербский учит, что иудеи распяли Господа Иисуса Христа именно за правду Божию. Участь Спасителя ожидает и всех Его верных учеников, как говорит Сам Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15,20). Ап. Павел: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3,12).

Свойства истинной ревности к правде Божией.

1. ревность к правде должна быть нелицемерной.

2. искреннее и твердое убеждение ревнующего о правде должно быть связано с чистотой его собственной жизни и памятью о своих недостатках. «Вынь прежде бревно из твоего глаза, – учит Спаситель, – и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего» (Мф.7,5).

3. ревнующие о правде Божьей надеются «не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых» (2Кор.1,9). Св. Феофан Затворник: «В своем Лице Спаситель пострадал в одно известное время: после же того, Его страдания продолжаются в лице верующих, т.к. союз у Господа со своими живой, а не только мысленный и нравственный».

Блаженные в 1 и в 8 Заповедях обретают: Царство Небесное.

1-е победили гордость, 2-е победили тщеславие. Они отреклись от славы земного царства.

В 8 Заповеди повторяется обетование 1 ещё и потому, что предметом блаженств является собственно одно и то же Царство Божие, в котором, по словам Спасителя, «обителей много» (Ин.14,2).

Наши рекомендации