Пятое прошение. В Евангелии от Матфея в этом прошении стоит слово «долги» (Мф.6,12), а в Евангелии от Луки – «грехи» (Лк.11,4), это одно и то же значение.
За грехи мы становимся должниками перед Богом.
За дары в зеной жизни и дары для нашего спасения получаемые от Бога, мы должники пред Богом.
Для усвоения искупительного подвига Спасителя от нас требуется, чтобы мы сами прощали других, согрешающих против нас, об этом и говорят слова молитвы: «якоже и мы оставляем должником нашим».
И если всем таким людям мы не прощаем «от сердца своего» (Мф.18,35), то и сами не получим прощения от Господа. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14,15). Некоторые Св. Отцы запрещали произносить молитву «Отче наш» тому, кто не хотел примириться с ближним.
Если того, кто имеет на нас обиду, нет рядом, или если он окажется не расположенным к миру, в таком случае необходимо примириться с ним в своём сердце, перед очами всевидящего Бога.
Б.6 Шестое прошение молитвы Господней. Понятие об искушениях. Источники искушений. Значение слов: «Не введи нас во искушение». О седьмом прошении. Смысл слов: «избави нас от лукавого». О славословии. Цель присоединения его к молитве Господней. Значение слова «Аминь». Св. Иоанн Златоуст о шестом и седьмом прошении молитвы Господней. 2 Петр. 2,21; Гал.5,17; 1 Ин.5,19.
«И не введи нас во искушение»
Определение: «Искушение – стечение обстоятельств, где есть опасность впасть в грех или потерять веру». Надо понимать: не быть не искушаемым, а не быть побежденными в искушении.
Причины, согласно Св. Писанию, по которым люди искушаются:
1. Ради явленияславы и дел Божиих над ними. «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией», – сказал Спаситель об умирающем Лазаре (Ин.11,4).
2. Для испытания. «Искусихся на воде пререкания» (Пс.80,8).
3.Для очищения от грехов. «Многи скорби праведным» (Пс.33,20). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12,5,9).
Седьмое прошение «Но избави нас от лукаваго» Т.е. от диавола или от злых людей.
«Господь не попустил нам – искушаться от него сверх наших сил».
Славословие: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь»
Славословие в молитве для того, чтобы мы, прося себе у Бога милости, воздавали бы Ему и почтение. Мысли о Его вечном Царстве, силе и славе всегда должны утверждать нашу надежду на то, что Бог подаст нам просимое.
«Аминь» - (евр. значит: «так», «истинно».
Заповеди блаженств.
Необходимость для христиан собственных подвигов к достижению блаженства. Девять заповедей блаженства как руководствов этих подвигах.
Последовательность и связь между заповедями блаженства. Способ, каким предлагает Господь Свое учение о блаженстве. Лк.6,46; МФ.7,21; МФ.5,3-12; Филип.3,6.
Как говорилось выше, надежда всецело должна быть основана на вере. Но если «вера без дел мертва» (Иак.2,20), то тем более надежда без нашего постоянного стремления к нравственному совершенству не может увенчаться любовью.
По свидетельству Священного Писания, одной молитвы для спасения недостаточно. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи» Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21). «Что вы зовете Меня: «Господи, Господи», и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6,46). Из этих слов Спасителя видно, что к молитве христианин должен присоединять добрые дела или личный подвиг.
Святитель Филарет (Дроздов): «Следование учению о блаженстве вместе с молитвой - средство к приобретению спасительной надежды».
Преп. Евфимий Зигабен: «Слово «блажени» буквально переводится как «не смертный». Исполняющий заповеди Христовы, «не увидит смерти во век» (Ин.8,51).
Учение Господа Иисуса Христа о блаженстве, согласно евангелию от Матфея, выглядит так:
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротции, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5,3-12).
Начало совершенствования человеческой жизни, по учению Господа, должно начинаться с осознания личной духовной нищеты.
Свмуч. Серафим (Звездинский): «Сущность спасения состоит в осознании своей нищеты и наличие богатства у Христа».
Вершиной же Заповедей Блаженств является готовность положить душу ради Царства Христова. апостол Павел: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы прибрести Христа» (Фил.3,8).
Отличие 9 Заповедей Блаженств от 10 Заповедей Ветхого Завета:
1. Моисеев Закон говорит преимущественно о внешних поступках человека и налагает строгие запреты в категоричной форме.
2. Заповеди Блаженств говорят преимущественно о внутренней жизни человеческой души, приводятся не запреты и требования, а условия, при соблюдении которых возможно достижение вечного блаженства.
Св. ап. Павел: Блаженным является, только один Бог «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим.6,15). Но «блаженны» и те, кто стремится к вечной жизни с Господом.
8. Первая заповедь блаженств. Понятие о "нищих духом" Нищета духа и материальное богатство. Значение нищеты телесной по отношению к нищите духовной. Награда нищим духом. Примеры смирения. Мф. 16,26; Мф. 19,21.
«Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное»
Поставив впереди всех заповедей духовную нищету, Господь показал, что нельзя восходить к другим добродетелям без смирения или духовной нищеты.
Святитель Иоанн Златоуст: «Господь не сказал: «смиренные», а «нищие», т.к. последнее выразительнее первого». Преп. Исаия Отшельник: «Нищие духом – это те, которые обнищали всяким злом».
Богатый и бедный материальными ценностями одинаково могут быть или не быть нищим духом. Не богатство является грехом, а то пристрастие к нему. Преп. Максим Исповедник: «Богатство одни стяжают бесстрастно и поэтому не скорбят, лишаясь его, потому что помнят, что есть «на небесах имущество лучшее». Преп. Амвросий Оптинский: говорит даже о пользе, денег: « Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчитал людей? Малыми монетами, ничтожными бумажками люди избавляются от споров. Вред не от денег, а безрассудной жадности или скупости, или злоупотребления ими».
О пагубном пристрастии к земным вещам говорит Спаситель: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16,26).
Любви и смирению противоположны - страсти гордость и тщеславие. Преп.авва Дорофей: каждый, молящий Бога: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога о том, чтобы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его».
Есть ложное смирение. Ложное смирение проявляет себя только в смиреннословии или смиренничении.
Господь обещает нищим духом Царство Небесное. Это Царство они познают уже в этой жизни, через воцарение в душе мира совести. В вечной же жизни смиренные будут наслаждаться этим миром в полной мере.
Вторая заповедь блаженства. Св. ап. Павел о двух видах плача. Награда плачущим. Примеры христианской печали. Св. Иоанн Златоуст о второй заповеди блаженства. О третей заповеди блаженства. Отличие христианской кротости от трусости. 2 Кор. 7,10; Рим. 12,19; МФ. 1 1,29; Пс. 26,13; Рим. 12, 20.
«Блажени плачущии, яко тии утешатся»
Поставив впереди всех заповедей духовную нищету, Господь показал, что нельзя восходить к другим добродетелям без смирения. Следствием духовной нищеты является покаянный плач, о котором говорится во второй Заповеди Блаженств. Св. Иоанн Златоуст: «Под плачущими Христос разумеет плачущих о грехах. Плакать Он повелевает не о своих только грехах, но и о грехах других».
Плач принимается или отвергается Богом в зависимости от причины, вызвавшей скорбь. Слёзы от зависти, досады, тщеславия связаны с грехом. Признаком ложного плача, по словам преподобного Иоанна Лествичника, является следующее: «Если тебя поносят, и ты скорбишь об этом, то нет в тебе истинного плача». Ко спасению приводит только покаянный и благотворный плач. «Ибо печаль ради Бога, – пишет святой апостол Павел, – производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7,10).
По учению Св. Отцов, к покаянному плачу приводят следующие добродетели:
1. Память о смерти и вечной муке
2.Молчание, так как «часто одно слово истребляет плач» .
3. Умерщвление миру.
4. Отсечение своей воли.
Наградой за исполнение Второй Заповеди является утешение.
Св. Иоанн Златоуст: «Когда Бог утешает то хотя бы тысяча горестей с тобой случились, всё победишь».
В святом плаче заключены радость и утешение, обновляющие душу и ведущие к духовному перерождению. Если благодатный плач ещё на земле приносит утешение плачущим, то сколько выше будет блаженство по той же причине в будущем, где Сам Христос Спаситель «отрёт всякую слезу с очей» (Откр.21,4).