Б.4 Второе прошение молитвы Господней.
Виды Царств Христовых. Царство славы.
Третье прошение. Значение слов: «да будет воля Твоя».
Цель присоединения слов; «яко на небеси и на земли».
Рим. 14,17; Рим.6,12; Мф. 17,20,21; Еф.3,20,21; 1 Кор.3,7
В седьмом члене Символа веры говорится о трех видах Царств:
Царство славы,
Царство благодати
3. Царство природы.
Здесь под «Царством» следует понимать Царство благодати и Царства Славы.
Царство благодати его составляют все истинно верующие, освободившиеся благодатью Божьей от страстей. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,20,21).
Качество этого Царства описывает св. ап. Павел, когда говорит: «Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость в Духе Святом.» (Рим.14,17).
Царства Славы, достигли все, пребывающие в раю. Своё желание стать наследником Царства Славы ап.Павел: «Лучше выйти из тела и водворится у Господа» (2Кор.5,8). И еще: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1,23).
Поэтому просить Царства Славы мы должны в том смысле, чтобы быть достойными его.
Третье прошение «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
По учению Святых Отцов, существует три воли:
1. Божия – благая воля;
2. дьявольская – злая воля
3. человеческая воля – между этих двух подверженная колебаниям.
В третьем прошении испрашивается у Бога милость, чтобы все, что мы делаем, что с нами происходит, совершалось не так как мы желаем, но как угодно Богу. Покоряясь воле Божией, мы не уничтожаем свою свободу. Направляя свою свободу покорности всеблагой воле Божией, мы и можем быть свободны и счастливы. Спаситель говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8,36). Здесь Господь говорит прежде всего о свободе от греха. К такой свободе и должен стремиться христианин.
Желая утвердить нас в послушании воле Божией, Спаситель обращает наше внимание на небожителей: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Угодники Божии являются яркими примерами того, как мы должны исполнять волю Божию. У небожителей нет отдельной воли, она во всём согласна с волей Божией.
Св.Варсонофий Оптинский: «Каждый святой, – дает частичку своей крепости, читающему его житие с верой, и помогает при прохождении мытарств».
Б.5 Четвертое прошение молитвы Господней. Понятие о хлебе насущном. Значение слова «днесь». Насущный хлеб для души. О пятом прошении. Условия получения от Бога прощения наших грехов. Заочное примирение с врагом (слова св. Иоанна Златоуста). МФ.6,34; Быт.3,19; 2 Фессал.3,10-12; Ин.6,55; МФ.4,4; Рим. 3,24; 1 Тим.2,5,6; МФ.6,14,15; МФ.5,23,24.
Хлеб – основная пища человека. На самых первых страницах Библии упоминается слово «хлеб». «В поте лица твоего, – говорит Господь Адаму, – будешь есть хлеб» (Быт.3,19). «Главная потребность для жизни, – учит премудрый Иисус сын Сирахов, – вода, хлеб, одежда, дом» (Сир.29,24). В четвёртом прошении под хлебом насущным нужно понимать все, что необходимо для поддержания нашей жизни.
Господь учит просить насущного хлеба «днесь», чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно и больше бы надеялись на Бога. Это же заповедуют нам и следующие места Священного Писания: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс.54,23). «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6,34).
Предостерегая от чрезмерной заботливости, Спаситель говорит нам трудиться. Личный труд в Священном Писании ставится в непременную нашу обязанность. Павел: «Если кто не хочет трудиться- тот и не ешь. В прошении о необходимости личного труда говорит слово «наш» («хлеб наш»).
Т.к. человек состоит из тела и души, в этом прошении под хлебом насущным следует понимать и духовный хлеб, для поддержания сил души.
Под духовным хлебом следует понимать:
1. Самого Господа Иисуса Христа. «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6,35), – свидетельствует о Себе Спаситель. Без пищи физической гибнет тело человека, без духовной пищи гибнет душа человека.
2. Жизнь по Заповедям Божиим. Как учит об этом Спаситель: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4,34).
3. Слово Божие и молитву. Как говорит Спаситель: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4). Священномученик Серафим (Звездинский): «Воздух души – чтение Евангелия и молитва».
4. Таинства Церкви, прежде всего – Покаяние и Евхаристию. «Ибо Плоть Моя, – учит Спаситель, – истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6,55).
«Даждь нам днесь», а не «мне» только. По христианскому братолюбию, желаем хлеба и помощи от Бога не только себе, но и ближним.