Определение: «Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге, с уверенностью, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство».
Несмотря на связь между основными христианскими добродетелями: верой, надеждой и любовью, в расстроенной грехом природе человека возможны отступления от этой естественности. Святой апостол Иаков учит: «…бесы веруют и трепещут. Но… вера без дел мертва» (Иак.2,19,20). Из этих слов апостола видно, что вера может быть без надежды и любви, так как бесы не имеют ни надежды на Бога, ни любви к Нему.
О значении надежды в деле нашего спасения, и о неразрывности между верой и надеждой, свидетельствует:
Св. ап. Павел: «Оправдавшись верой, мы хвалимся надеждою славы Божией, а надежда не постыжает» (Рим.5,1,2,5), «мы спасены в надежде» (Рим.8,24).
Пр. Петр Дамаскин: «Надежда – есть несомненное верование, всею мыслью, что всячески получим то, чего надеемся. Надежда рождается от твердой веры». Св.Иоанн Кронштадтский: «Надежда происходит от веры, как растение из семени».
Основанием для надежды на Бога служит Господь наш Иисус Христос, Который «вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13,8). Св. ап. Павел прямо называет Спасителя «Надеждой нашей» (1Тим.1,1). Та же мысль находится и в Соборном Послании апостола Петра, где говорится: «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Петр.1,13).
Средства для приобретения надежды:
1. молитва;
2. следование учению о блаженстве.
Б.2 О христианской молитве. Молитва как первое средство для приобретения спасительной надежды.
Св. ап. Павел о четырех видах молитвы. Как нужно поступать в том случае, когда нет расположения молится.
Слова еп.Феофана Затворника о главных плодах молитвы. Ин. 14,13; Иак. 4,3; Иак.5,17,18;Исх. 14,15;Мф. 15,8,9; 1 Кор. 6,20; Лк. 18,1,7.
Молитва как средство к приобретению спасительной надежды
Сам Господь Иисус Христос учит с молитвой соединять надежду получить желаемое: «И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне.» (Ин.14,13). В другом месте Спаситель говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отварят вам… Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7,7,11).
Определение: «Молитвой называется обращение ума и сердца человека к Богу, выражаемое благоговейными словами и действиями».
В святоотеческих трудах можно встретить слова о трех степенях молитвы: устной, умной, сердечной. Преподобный Амвросий Оптинский по этому поводу замечает: «Прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию Святых Отцов, опытом прошедших все это».
Пр. Иоанн Кассиан, объясняя слова святого ап. Павла: «…прошу совершать молитвы, прошения, моления,благодарения за всех человеков,»» (1Тим.2,1), выделяет четыре вида молитв:
1. Молитва – испрашивание у Бога прощения в своих беззакониях;
2. Моление – обетное моление;
3. Прошение – молитва воссылаемая Богу за других;
4. Благодарение – возношение благодарности Богу за все Его благодеяния.
Согласно Священному Писанию наша молитва будет услышана, если:
1. двое согласятся просить о всяком богоугодном деле (Мф.18,19);
2. будем просить с верой (Мф.17,20);
3. будем часто повторять молитву, как говорит Спаситель: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18,1;11,8);
4. молитва будет сопровождаться милостыней (Сир.29,15);
5. если будем молиться даже в больших скорбях, как говорится в псалме: К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.» (Пс.119,1).
Святые Отцы: нужно понуждать себя к молитве. Пр. Иоанн Лествичник: «Молитва дается молящемуся». Пр. Варсонофий Оптинский: «Молитва научит и самой молитве». Феофана Затворник: Основные плоды молитвы: «не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение».
Б.3 Молитва Господня - образец, христианской молитвы. Разделение её на части.
О призывании. Значение слов: «Отче наш», «Иже еси на небесех».
О первом прошении. Святость имени Божия. Прославление Бога через добрые дела. Лк. 11,1; МФ.9-13; Деян.4,24-30; Ин. 1,12,13; 1 Кор. 10,24; Лк. 1,49; Мф. 5, 16; Пс.63, 9.
О молитве Господней
Молитва «Отче наш» называется Господней молитвой, потому что она происходит непосредственно от Самого Господа Иисуса Христа (Мф.6,9-13;Лк.11,1-4). Молитва «Отче наш» состоит из:
1. призывания, 2. семи прошений, 3. славословия.
Первым словом молитвы Господней является слово «Отец». Такое обращение к Богу должно учить чтобы наша молитва была подобна разговору сына с отцом. В слове «Отец» заключена идея искупления. До Пришествия Спасителя человечество, не смело именовать Бога Отцом. Когда же Сын Божий принес Себя в Жертву за грехи всех людей, то этим исходатайствовал нам право быть чадами Божьими. Как говорится в Евангелии от Иоанна: «А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими…» (Ин.1,12,13).
Слова «Иже еси на небесех» свидетельствуют о том, что Бог свят, совершенен, правдив.
Первое прошение. «Да святится имя Твое» «да прославится. Прославляем святость Его. Прославление имени Божьего, есть цель всего нашего бытия. Святитель Николай Сербский: прославляя Господа, мы делаем святее себя. исполняя Заповедь Господню: «Будьте святы, ибо Я Свят» (Лев.2,44,45). Но вместе с псалмопевцем Давидом восклицать: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс.113,9).
св. Иоанн Златоуст: «Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так нам повелевается славить Его всеми членами (добрыми делами). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; язык, когда поёт; слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; сердце, когда не строит козней, но источает любовь; ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; руки, когда простираются не на хищение, любостяжание и побои, а на милостыню и защиту обижаемых».
«Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Рим.10,13).